Приучение ребенка к горшку

Когда начинать приучать ребенка к горшку?

Основную роль в этом играет не возраст, а уровеньпсихического и физического развития ребенка. Он определяется по приобретению навыков:

  • ребенок умеет ходить, нагибаться.

  • может поднимать с пола небольшие предметы.

  • хорошо понимает речь взрослого.

  • сам произносит некоторые слова, может примитивно объяснить, чего хочет.

  • ребенок может оставаться сухим на протяжении двух часов или просыпается сухим после дневного сна.

  • Ходит по-большому примерно в одно и то же время.

  • испытывает неудобство в мокрых штанишках и может выразить желание сменить их.

Иногда по поведению ребенка можно определить, что настал момент мочеиспускания или дефекации (малыш замер, прекратил играть, закапризничал и тд).

Возьмите себе за правило высаживать ребенка на горшок перед ночным сном и сразу после него, через некоторое время после кормления, до и после прогулки, до и после дневного сна и перед купанием. Высаживать не более, чем на 3-5 мину.

Попытки высаживать более часто может обернуться тем, что ребенок просидит у вас на горшке добрую часть дня ( ведь частота мочеиспускания у детей 10 -15 раз в сутки).

Для начала ваша задача только наглядно показать малышу преимущества ощущения сухости и чистоты.

Если ребенок еще не умеет сидеть, вы можете держать его над тазиком. Часто повторяющиеся идеоматические выражения «пись-пись» и «а-а» способствуют формированию условнорефлекторного навыка. Не стоит держать ребенка над раковиной или ванной, ведь вы не полько приучаете ребенка писать, но и прививаете  навыки гигиены. Не включайте воду в «ответственный момент», у малыша может возникнуть ненужный условный рефлекс, связывающий необходимость пописать и звук воды.

Никогда не ругайте ребенка, если у него не получилось, но если получилось, даже случайно — не забудте похвалить.

Для некоторых детей более понятен личный пример, конечно, «модель» должна соответствовать полу ребенка.

В полтора два года ребенок стремится делать все как взрослый, тогда их легче приучить ходить во взрослый туалет, а не на горшок. Тогда стоит приобрести детское сиденье на унитаз и скамеечку, чтоб ребенок сам забирался на него.

Никогда не принуждайте ребенка садиться на горшок притив его желания. Не ругайте ребенка, если он после серии удачных попыток снова стал писать в штанишки или постель. Отнеситесь к этому спокойно и успокойте ребенка. Возможно, вы начали слишком рано.

Если вы используете памперсы, будте готовы использовать их до трех лет, потому что ребенок будет тяжело привыкать к горшку.

Мнение доктора Комаровского

Доктор Комаровский известен практически всем. Многие мамы и папы следуют рекомендациям специалиста. В одной из своих телевизионных программ доктор Комаровский обсуждал тему, связанную с горшком. Он отметил, что каждый ребенок индивидуален. Нет конкретного возраста, когда дети начинают ходить на горшок. Кто-то начинает это делать раньше, а у кого-то получается несколько позже.

Рассказывая о том, как приучить ребенка к горшку, Комаровский отметил, что наиболее подходящий возраст для обретения «туалетных навыков» — 22—30 месяцев (т. е. не ранее полутора лет). Почему именно в это время рекомендуется начинать работать с малышом, а не раньше? Ответ на этот вопрос прост. В более раннем возрасте головной мозг ребенка еще не готов сознательно контролировать акты дефекации и мочеиспускания, поэтому нежелательно задумываться над тем, как приучить годовалого ребенка к горшку.

Методика быстрого приучения к горшку ребенка 2 лет

Когда малышу должно исполнится 2 года, и подходит время идти в детский сад, а он еще ходит в подгузниках, используют способы ускоренного приучения к горшку.

За три дня

Эта методика подразумевает быстрое формирование навыков самостоятельного хождения в туалет. Но это совсем не значит, что в трехдневный срок ребенок научится справлять нужду на горшок «без осечек».

Быстрая техника эффективна при определенных условиях:

  • ребенок не старше 2 лет 1 месяца;
  • интервалы между мочеиспусканиями не менее 1-2 часов;
  • акты дефекации проходят примерно в одно время 1-2 раза в сутки;
  • кроха отказывается одевать подгузник.


Перед началом приучения к горшку малыша подготавливают, объясняя ему, для чего нужен этот предмет гигиены.

После объяснений переходят к практической части быстрой методики:

Первый день. Когда ребенок проснется, с него снимают подгузник и все время следят за малышом. Если он начинает справлять нужду, то подставляют горшок. Это делают, чтобы кроха увидел связь между опорожнением и предметом гигиены. Перед сном одевают подгузник. При попаданиях в горшок нужно хвалить, объясняя причину

Когда ребенок намочит штанишки, ругать его нельзя, лучше не заострять внимание на «промахах».
Второй день. Родители ходят за малышом так же, как и в первый день, при этом организовывают прогулку без подгузников, взяв для него сменную одежду.
Третий день

Делают все то же, что и во второй день, но добавляют еще одну прогулку. Малыша сажают на горшок перед сном, прогулкой и после них.

Интересно!Многие родители, испытавшие эту методику, утверждают, что после активного трехдневного приучения дети начинают проситься и даже пробуют присаживаться на горшок самостоятельно. Главное, обеспечить им удобную одежду, которую можно легко и быстро снять без помощи взрослых.

За семь дней

Техника носит название «Добровольный малыш». Ее создали для детей от 1,5 лет, которые владеют элементарными навыками самообслуживания и понимают слова взрослых.

Методика рассчитана на 7 дней обучения:

  1. В первый день после пробуждения снимают подгузник, объясняя ему что он уже взрослый, и сажают на горшок. Задача — задержать малыша на нем на 10 минут. Если не получилось, через 15 минут повторить. Периодически осуществлять это действие в течение всего дня.
  2. Во второй и третий дни тактика родителей не меняется. Нужно учитывать, что на прогулки надевать подгузники нельзя, лучше чаще спрашивать у крохи, хочет ли он в туалет.
  3. В четвертый день мама и папа уже понимают, в какие моменты нужно предложить горшок. Следуя вышеуказанным рекомендациям и не забывая хвалить при успешных попытках «справить нужду», продолжают обучение еще на протяжении трех дней.

Как помочь ребенку решить деликатную проблему

Если ребенок не ходит в туалет по-большому по психологической причине, вам предстоит комплексная работа с участием гастроэнтеролога, психолога, налаживание режима питания и умеренные физические нагрузки.

Развивать у ребенка самостоятельность. Как мы уже говорили, для детей с повышенной невротизацией характерна повышенная зависимость от близких людей, манипулятивное взаимодействие. Вам предстоит работать над развитием навыков самостоятельности. С минимальным участием родителей ребенок должен научиться делать простейшие бытовые дела: укладываться спать, наводить порядок в своей комнате, оказывать посильную помощь по дому.

Повышение уровня самостоятельности активизирует вегетативные центры. Так ребенок научиться брать ответственность на себя, сталкиваясь с какими-то событиями, станет увереннее в себе и спокойнее.

Заняться умеренной физической активностью. Физическая активность полезна не только для хорошей перистальтики, но и для правильной реакции организма на выброс адреналина. Спортивные кружки и секции, зарядки по утрам, во-первых, стабилизируют гормональный фон, а во-вторых, учат наш организм справляться с повышением уровня гормонов. Адреналин выделяется при спортивных нагрузках, организм постепенно учится реагировать на него без бурных невротических реакций.

Поработать над рационом питания. Набор продуктов и блюд для ребенка нужно подбирать вместе с гастроэнтерологом. Фастфуд и продукты, которые могут вызывать аллергию, могут спровоцировать проблемы с ЖКТ. Повышенная нагрузка на пищеварительную систему вызывает соматический симптом — далее рефлексы запускают психологическую составляющую.

Спокойно реагировать на проблему. Если родственники реагируют на ситуацию слишком ярко, постоянно спрашивают, почему ребенок терпит по-большому, это может усилить невротизацию.

Признаки готовности ребенка к приучению к горшку

Чтобы данный процесс проходил легко и без дискомфорта, Комаровский советует некоторое время понаблюдать за малышом, чтобы обнаружить признаки его готовности к обучению. Они должны быть как с физиологической, так и с психологической стороны. Приучение к горшку пора начинать, если:

  • малыш может сообщить доступным ему способом (жестом, словом или звуком) о желании сходить в туалет;
  • режим дефекации у ребенка можно назвать стабильным;
  • он может более 1,5 часов оставаться в сухом подгузнике;
  • кроха знает части своего тела, их назначение, а также названия одежды;
  • он понимает значение слов «покакать» и «пописать»;
  • ребенок показывает отрицательные эмоции по поводу мокрого/запачканного подгузника, пытается его снять;
  • малыш хочет или умеет сам заходить в туалет и выходить из него.

Ранние успехи

Правда, очень многим терпеливым и активным родителям удается добиться прекрасных результатов уже на первом году жизни. Сплошь и рядом произносятся гордые заявления о том, что ребенок в 10, 9, 8 даже в 7 месяцев писает по команде «пи-пи», а какает исключительно после «а-а». И в этом нет совершенно ничего удивительного. Многократным пипиканьем и ааканьем несложно добиться возникновения условного рефлекса, только рефлекс этот — не совсем то, что нам нужно. Почему? Да потому, что это связь между процессом опорожнения мочевого пузыря и звуком «пи-пи». И если этот звук произносится часто и подолгу, и если все равно тебя не оставят в покое, пока не пописаешь, то связь эта установится рано или поздно. Но цепочка должна быть другой: не «пи-пи» — наполнение пузыря — мочеиспускание, а наполнение пузыря — горшок — мочеиспускание. То есть побудительным мотивом к горшку должен стать физиологический процесс (наполнение пузыря), а не звуковой раздражитель («пи-пи»).

Приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев

Приучение к горшку в более раннем возрасте

Ребенок осознанно контролирует все процессы

Процесс основывается полностью на рефлексах

Приобретенные навыки не теряются

При любых переменах в жизни ребенка он быстро забывает все, чему научился

Приучение проходит быстрее и легче

Приучение дольше и сложнее для ребенка

Ребенок наслаждается своими успехами и самим процессом

Частые промашки, больше стресса для ребенка

Расплата за ранние успехи приходит на втором году жизни. Якобы способный и развитый ребенок, с 9 месяцев сидящий на горшке, вдруг, по каким-то «непонятным» соображениям, перестает это делать, и активно воюет за свою свободу с озабоченными родственниками. А соображения очень даже понятные — наступает время формирования того самого нормального, естественного контроля над выделениями, о котором мы уже говорили. Мочевой пузырь пустой, а они тут лезут со своими «пи-пи»… Каких бы «поразительных успехов» Вы ни добились, но до того, как ребенок будет готов к приучению к горшку (а это приблизительно в 18 месяцев), успехи эти будут временными, а эпизоды промашек — частыми. И к этому надобно относиться весьма философски. Нет совсем ничего плохого в том, что Вам удастся познакомить ребенка с такой интересной штукой, как горшок. Но знакомство это, по крайней мере, с точки зрения медицинской науки, будет поверхностным, а выработанные навыки не стойкими.

С какого возраста приучать?

Это самый первый вопрос, ответ на который должны знать родители, чтобы правильно и быстро приучить ребенка к горшку. Современные педиатры сходятся во мнении, что совершенно бесполезно пытаться сделать это до того момента, когда крохе исполнится полтора года. Поскольку именно в это время малыш учится распознавать и контролировать свои физиологические процессы. Начинать знакомство с горшком с момента, когда кроха начал сидеть (в 7–8 месяцев), и даже в 1 год – пустая трата времени и нервов. Ребенок просто не будет понимать, чего от него так настойчиво добиваются.

Итак, самое главное правило – своевременность. Нет смысла учить даже годовалого ребенка справлять свои нужды «куда надо», если это происходит на уровне рефлексов – он должен делать это осознанно. Иначе возможны протесты, игры с горшком и «аварии», как только малыш встанет со своего «туалета».

Оптимальный период для знакомства с горшком – 1,5–2 года

При этом следует учитывать, что каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому нужно обратить внимание на ряд признаков, сигнализирующих о том, что «момент настал»:

  • ребенок может сам наклоняться, садиться, присаживаться на корточки и вставать из этого положения;
  • умеет поднимать довольно мелкие предметы, складывать их на места;
  • понимает, что говорят взрослые, с ним можно договориться;
  • знает основные части тела и названия предметов одежды, может показать их по просьбе;
  • произносит несколько слов, может высказать или объяснить свои потребности;
  • его кишечник работает отлажено, опорожняясь примерно в одно и то же время;
  • малыш просыпается после дневного сна с сухим памперсом, его подгузник может оставаться сухим более 2 часов;
  • стремится научиться одеванию и раздеванию (или уже частично может это делать);
  • понимает значение слов «какать», «писать», негативно реагирует на свои мокрые или грязные штанишки, когда «наделал».

Существуют и другие факторы, влияющие на возраст начала приучения к горшку. Так, многое зависит от пола ребенка. Девочку научить будет несколько легче. Во-первых, девчонки по природе своей более контактны и сговорчивы, во-вторых, в психоэмоциональном плане они обычно немного опережают мальчиков.

Стоит учесть и характер крохи. Если он спокойный, ему проще будет «жертвовать» часть своего драгоценного времени на освоение горшка. Если кроха непоседа, ему всегда ужасно некогда, нужно все везде успеть (а сидеть на горшке – такая скука!). Такой ребенок, даже освоив пользование горшком, иногда может заиграться и попросту забыть о своих естественных потребностях, справив их в штанишки.

Популярные методики приучения ребенка к горшку

Как правильно приучить к горшку – тема, которая всегда актуальна для родителей, чьим детям от 0 до 3 лет. Кто-то практикует обучение долгими упорными высаживаниями и тренировками; другие стараются сделать процесс максимально осознанным для ребенка. Разные способы приучения собраны в методики, среди которых можно выбрать подходящую вашему малышу, или взять их за основу для создания собственного “горшочного” метода.

А перед тем, как перечислять методики, хотим поделиться рассказом молодой мамы про приучение к горшку:

Методика приучения за 3 дня (быстрая)

Данная методика не гарантирует того, что через три дня ребенок станет постоянно и безошибочно ходить на горшок. Но тем не менее, за это время можно сформировать основу для активного усвоения навыков чистоплотности. Чтобы обучение прошло наиболее легко, нужно понять, что конкретный малыш готов к процедуре приучения. Для этого нужно убедиться, что:

  • у ребенка выработан примерный режим дефекации (малыш ходит “по большому” примерно в одни и те же часы);
  • ребенок может сдерживать мочеиспускание 1-2 часа, например, во время прогулки и до прихода домой он остается сухим;
  • малышу еще не исполнилось 2 лет.

Активный этап приучения занимает три дня.

День 1. Убираем подгузник дома.

Ребенку одноразовый подгузник снимается сразу после пробуждения и не надевается в течение всего дня. Малыш может бегать голышом или в обычных х/б трусиках (если позволяет время года и комнатная температура). Родитель постоянно держит ребенка в поле зрения, и как только замечает, что кроха собрался “делать дела” – мгновенно сажать на горшок, пусть даже будет упущено какое-то время, закончить процесс необходимо на горшок. Стабильные высаживания в течение дня будут постепенно закрепляться в сознании. На прогулку и на ночь подгузник можно надеть.

День 2. Убираем подгузник на прогулке.

Второй день полностью дублирует первый, отличие лишь в том, что прогулки на улице проходят также без подгузника. Для подстраховки можно взять с собой пару комплектов сменных штанишек, либо приобрести “дорожный” горшок (надувной или складной).

День 3. Закрепление.

Третий день проходит также с активным использованием горшка дома и вне его. Сажать необходимо в равные промежутки времени (каждые 1,5-2 часа), перед сном и перед походом на улицу. Можно добавить еще одну внеплановую прогулку. Похвалите малыша, если он придет с улицы сухим. Ребенок за три активных дня “дружбы” с горшком учится сдерживать свои потребности до высаживания на горшок и со временем вы сможете насовсем отказаться от подгузника.

Садимся на горшок за 7 дней

Приучение к горшку за неделю – это вполне реально. Данной методики, разработанной Джиной Форд, придерживается большое количество мам, которые на своём опыте одобрили её эффективность и простоту. С какого возраста приучать ребенка к горшку по данной методике? Если ваш ребенок умеет выполнять простые действия (снимать трусики, понимать просьбы родителя), то эта система обучения вам подходит.

  1. В первый день ребенку необходимо объяснить, что он уже достаточно подрос, чтобы снять подгузник и носить трусики, как взрослый. Можно показать картинки с детьми, сидящими на горшке или тематический мультфильм. Предлагайте малышу самому сесть на горшочек, пусть проведет на нем какое-то время. Присаживайте еще пару раз в течение дня.
  2. Во второй день продолжайте знакомство с горшком в более активном темпе. Посадите ребенка на него сразу после сна, после завтрака и перед дневным сном. Чтобы малыш не отвлекался и не вставал, находитесь с ним рядом, развлекайте его. При намеках справить нужду старайтесь подгадать момент и высадить на горшочек.
  3. Придерживаясь одной линии поведения, продолжайте спокойно предлагать горшок ребенку, интересуйтесь, не хочет ли он “сделать дела”. Подгузники с этого дня постарайтесь убрать насовсем, даже на время прогулок – чтобы не запутать ребенка и определить серьезность намерения приучить к горшку.
  4. В четвертый и последующий дни постепенно вырабатывайте “режим” использования горшка. Если ребенок заигрался и забыл о необходимости сесть на горшочек, напомните ему об этом. Обязательно поощряйте малыша после каждого успешного похода на горшок похвалой.

Важно! На время приучения к горшку одевайте ребенка в одежду, которую он сможет самостоятельно снять при необходимости. Никаких лямок, пуговиц и тугих резинок, – иначе малыш может однажды просто сесть в одежде и справить нужду в ней, если не успел вовремя попроситься снять штанишки.

В каком возрасте нужно приучать ребенка к горшку?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Можно сказать, что это зависит от того, чью точку зрения в таком вопросе займет мама. На сегодняшний день существует три варианта ответа, все они отличаются друг от друга, имеют обоснование и право на существование. В общем, выбор за родителями.

Первую точку зрения излагают сторонники естественного родительства. Они практикуют «высаживание» крохи с первых дней его жизни, и утверждают, что впоследствии проблем с горшком у их малышей не возникает.

Второй вариант, который приветствуют люди старшего поколения, наши мамы и бабушки — классика советского воспитания. Последователи этого течения уверены, что, как только ребенок научится самостоятельно хорошо сидеть, его необходимо знакомить с горшком. При этом возраст малыша составляет немногим более полугода.

Третья группа, самая распространенная на сегодняшний день, включает современных педиатров и детских психологов, считающих, что ребенка следует приучать к горшку в том возрасте, когда он способен контролировать свои выделительные функции. При этом называют довольно-таки «солидный» возраст – не ранее полутора-двух лет.

До тех пор, пока кроха не научится контролировать свою физиологию, приучение к горшку может превратиться в трудоемкий, нервный процесс, результатом которого с высокой долей вероятности может стать боязнь горшка у ребенка.

Как оценить готовность ребёнка

Хотя возраст два года и является определённым рубиконом, но вряд ли в один прекрасный день (точнее, утро) ребёнок вдруг потребует усадить его на горшок, которого он раньше совершенно не воспринимал в качестве альтернативы памперсу. Просто в этом возрасте он быстрее поймёт, чего от него хотят, а позже и сам оценить всю прелесть нововведений, и будет сам снимать штанишки и с удовольствием какать и писать куда следует.

Но вполне возможно, что поначалу малыш не поймёт, чего от него хотят. И тогда родителям нужно будет проявить максимум терпения, быть спокойными и сдержанными. Категорически нельзя:

  • силой удерживать малыша на горшке, если он не справил нужду, но хочет встать;
  • начинать повышать голос, кричать;
  • выказывать своё недовольство;
  • ругать и наказывать кроху, если он, встав с горшка, тут же стал писать и какать в бельё или памперс.

Чтобы ребёнок стал ходить на горшок осознанно, нужно, чтобы он делал это с удовольствием. Для выработки положительного результата может понадобиться не одна неделя, а то и месяц, но делать это нужно. И считается, что два года оптимальный возраст для начала такого обучения, так как ребёнок и физиологически, и психологически уже созрел для того, чтобы ходить на горшок.

Как отказаться от подгузников

Отказаться от подгузников в дневное время намного проще, нежели ночью. Днем мы можем «подловить» малыша, напомнить, если он заигрался, а вот как быть с ночным сном?

После того, как у вашего крохи выработается устойчивый навык к регулярному посещению горшка, вы можете заметить, что ночной подгузник остается сухим каждую ночь, а это значит, что вам повезло и пришло время укладывать его спать в одной пижаме.

Но не все детки одинаковы, многие малыши попросту не контролируют во сне акт мочеиспускания, здесь вам поможет непромокаемая пеленка или клеенка и запасные простыни. Со временем ребенок привыкнет вставать в туалет даже ночью. Не поднимайте кроху в ночное время специально для похода в туалет, в противном случае всякий раз, когда вы забудете или не успеете его разбудить, в результате получите лужу. Малыш должен сам научиться распознавать свои позывы к походу на горшок.

Можно порекомендовать, перед сном ограничить потребление жидкости, а также посадить малыша на горшок.По каким причинам ребенок может бояться горшка и что делать в таких случаях

Есть некоторые причины, почему малютка боится ходить на горшок:

  • Иногда родители слишком сильно ругают малыша за испачканные штанишки или даже шлепают его. Эти негативные эмоции сказываются на нежелании общаться с горшком;
  • Если первое знакомство прошло не совсем удачно. Бывает так, что горшок просто не понравился малышу с первого взгляда или же он мог быть холодным или неприятным на ощупь. Уберите ненадолго его. А потом повторите «первое знакомство». Но уже с чем-то новеньким и интересным. Яркая накидка или еще более практичная вещь, которую вы может сделать сами: сшить мягкий чехольчик из теплого материала (может понадобиться не один, так как в процессе использования может пачкаться или намокать). Это обязательно привлечет кроху и поможет удачно продолжать пользоваться горшком;
  • Часто ребенок начинает капризничать из-за того, что его посадили на холодный горшок сонным. Эти неприятные ощущения запоминаются надолго;
  • Возможно, малыша напугали какие-то резкие звуки, или он упал с горшка в процессе и больно ударился;
  • Бояться горшка кроха может и при запорах. В результате даже у привыкшего к горшку ребенка процесс дефекации может ассоциироваться с пытками. Ему трудно объяснить, что в этом виноват не горшок, поэтому ребенок может избегать контакта с ним.

Заключительные советы от доктора Комаровского

В заключение ещё несколько советов, рекомендаций и ответов на часто задаваемые вопросы от знаменитого теледоктора.

Чаще всего родителей интересует, какой горшок следует приобретать. Комаровский считает, что это не принципиально. Главное, чтобы горшок был удобным для ребёнка, сделан из экологически чистых материалов и соответствовал размерам попки малыша. Что касается цвета, формы и всяких дополнительных «примочек», типа музыки, то Комаровский не считает их необходимыми и полезными. По его мнению, горшок не должен ассоциироваться у ребёнка с игрушкой. Данная вещь имеет чёткое назначение, и именно эти функции она и должна выполнять. А вот наличие спинки телеведущий приветствует. Чем удобнее будет малышу, тем лучше.

При наличии специального сидения, малыша можно сразу приучать пользоваться унитазом. Правда, горшок несколько предпочтительней, поскольку его можно поставить в любом месте. Это удобно в том случае, если процесс вывода продуктов жизнедеятельности несколько затягивается. Это не всегда удобно контролировать в тесном туалете. Да и у взрослых тоже могут возникнуть подобные потребности, а унитаз будет занят. Кстати, можно попробовать использовать горшок и унитаз одновременно, т.е. параллельно. Особенно это полезно и эффективно для мальчиков, которым физиология позволяет делать некоторые дела стоя. Только для этого нужно около унитаза поставить табуреточку или сделать специальную подставочку, чтобы малыш мог на неё вставать перед сантехническим изделием.

Отказываться от подгузников в процессе приучения к горшку Комаровский не рекомендует. Они ещё некоторое время могут пригодиться, например: во время длительных поездок в транспорте или долгой прогулки. Не грех надеть малышу «памперс» и на ночь. Особенно на ранних стадиях приучения к горшку. И кстати, если после снятия подгузник оказывается чистым и сухим, то маленького героя следует обязательно похвалить, не забыв показать чистый предмет гигиены.

PS

Ну и вместо заключения несколько успокаивающих фраз от доктора Комаровского для особо обеспокоенных родителей. По его словам за всю его практику он не встретил ни одного четырёхлетнего ребёнка, который бы не умел ходить на горшок. Так что не стоит переживать, если малыш ещё не умеет этого дела в год или 1,5. Придёт время, и он всему научится.

Способы, методики и правила приучения ребенка к горшку

Прежде чем начать радикальное приучение к горшку проследите за ребенком, проведя несложный тест:

  1. После дневного сна без подгузника штанишки ребенка сухие?
  2. Походы в туалет происходят по определенному графику?
  3. Если штанишки мокрые ребенок нервничает и пытается их снять, его раздражает тяжелый подгузник?
  4. Ребенок положительно или отрицательно относится к прогулкам без памперса?

Если у вас 2-3 положительных ответа, то пора начинать приучение.

В приучении ребенка к горшку на помощь придут следующие советы детских психологов и педиатров:

  1. Первое знакомство ребенка с горшком должно происходить в игровой форме. Объясните малышу что это, посадите на горшок игрушку, а потом снимите подгузник и предложите посидеть ребенку.
  2. Первый удачный поход в туалет – это похвалы, которые стимулируют ребенка на новые победы.
  3. Горшок всегда должен находиться в видимости у ребенка: в детской комнате, например. Приучайте малыша садиться на горшок, предварительно снимая штанишки.
  4. Предлагайте ребенку сходить на горшок перед едой и дневным сном, приговаривая: «Давай сходим на горшок! Ой, какая Машенька умница, все делает правильно и т.д.!».
  5. Детей до 2 лет высаживают на горшок каждые 30 минут.

Проблемы приучения

Главная беда – страх перед ночной вазой. Необходимо проявлять неспешность и терпение, не закатывать истерик.

Причины детских бунтов:

  • Семейные скандалы, домашние неурядицы.
  • Болезненное состояние, капризность.
  • Перемены привычного уклада, переезд, появление сестры или брата, адаптация к садику.
  • Кризис у детей трёхлетнего возраста, тенденция поступать наперекор родителям.

Устраняйте или переживите проблемы, повторно приучайте к судну.

Источник иррационального страха перед пластиковым «другом»:

  • Начали обучать рано в отсутствии готовности малыша к этому процессу.
  • Родительская скупость на похвалу, жёсткие наказания.
  • Холодный или неустойчивый предмет гигиены.
  • Запоры.
  • Стеснительность в присутствии близких.

Что делать:

  • Оставьте чадо в покое на требуемое время.
  • Предложите малышу игру – пусть сажает на горшок куклы.
  • Придумайте сказку про доброго и печального друга, он ждёт хозяина, называет имя.
  • Приклейте к судну глазки и улыбку из клейкой бумаги.

Выбираем горшок для ребёнка

Понять, как правильно приучить малыша к пользованию ночной вазой, можно, если выбрать наиболее подходящее гигиеническое приспособление. Благо что в детских магазинах имеются самые разные модели горшков.

Однако делать выбор, основываясь исключительно на цвете важнейшего аксессуара, неправильно. В столь юном возрасте ребёнку на самом деле безразлично, розовым, голубым или зелёным будет у него горшок.

При приобретении ночной вазы родителям нужно обращать внимание на несколько важных характеристик:

Анатомическое строение. Как уже было отмечено выше, девочкам нужно брать аксессуар с круглой выемкой, а мальчуганам – с овальной. Также стоит отдать предпочтение горшкам, которые напоминают седло, поскольку это поможет малышу сидеть прямо на гигиеническом приспособлении;

Материал. Изделия из качественного пластика – идеальный вариант. Во-первых, они дешевле, чем керамические или металлические приспособления. Также пластик не сильно охлаждается в комнате, поэтому ребёнок не почувствует неприятных ощущений при высаживании;

Устойчивая конструкция

Как только малыш начинает ходить на горшок, важно закрепить положительные эмоции. А чтобы ребёнок не упал с содержимым ночной вазы и не воспылал нелюбовью к ней, нужно выбирать изделия, которые хорошо стоят на полу;

Отсутствие излишеств

В магазинах имеются изделия с разнообразными эффектами: звуками и светом. Подобные дополнительные функции привлекают малыша, однако он может воспринять горшок в качестве игрушки, чего нам не нужно.

Конечно, каждая мама рассуждает, мол, могу купить самую лучшую модель горшка для любимого малыша. Однако не следует чрезмерно увлекаться, лучше взять устойчивую, пластиковую ночную вазу без дополнительных функций.

Чтобы стать сухим и чистым, ребёнок пытается снять неудобный подгузник и облегчиться в горшок. В таком случае приучить малыша становится несколько проще.

Условия успешного освоения горшка

Для того, чтобы научиться произвольно контролировать свой кишечник и мочевой пузырь, необходима физиологическая готовность органов, а также мотивация ребенка и достаточная зрелость психических функций.

Физиологическая готовность

Перед тем как начать произвольно контролировать процесс, малышу нужно пройти важные этапы физиологического развития, а именно научиться замечать отправление естественных потребностей и контролировать сфинктеры мочевого пузыря и прямой кишки.

Нейроны, ведущие к сфинктерам, не успевают созреть на момент рождения ребенка (процесс их миелинизации еще не завершен, а значит и сигнал пока не отличается точностью и своевременностью), но приходят в полную рабочую готовность достаточно быстро. Неплохим признаком физиологической готовности является освоение ребенком передвижения на четвереньках и уверенное удержание равновесия в положении сидя. Примерно в этом же возрасте мочевой пузырь вырастает до достаточных размеров, чтобы начать скапливать в себе жидкость (до этого он скорее выполняет роль трубки, чем пузыря).

Начинать приучение к горшку можно после появления признаков физиологической готовности. Лучше раньше, чем позже, так как зачастую у малышей больше интереса, они замотивированы и быстрее достигают результата, в то время как более старшие дети становятся упрямее, их сложнее отвлечь от игры или общения со сверстниками, чтобы отвести в уборную.

Психологическая готовность

Помимо физиологической возможности контролировать необходимые мышцы, ребенку нужно научиться различать сигналы своего тела и приобрести желание оставаться сухим и чистым. Именно сочетание этих двух условий сформируют у ребенка желание научиться пользоваться горшком или унитазом.

Именно сам малыш должен решить, что не хочет ходить с грязными подгузниками или бельем. Помните, что ещё совсем недавно он совершенно не переживал о подобных вещах, а вы радовались такому восхитительному изобретению человечества, как подгузники, поэтому для перенастройки может потребоваться время.

Попытки использовать внешнюю мотивацию в этом деле (похвала, поздравления, награды или наказания) является палкой о двух концах. С одной стороны, возможно, внешняя мотивация ускоряет процесс приучения к горшку, но с другой стороны надолго отодвигает формирование внутренней мотивации ребенка быть сухим и чистым. Только сам малыш может решить, что хочет быть чистым и сухим, в том числе здесь работает желание приобрести большую самостоятельность и быть похожим на маму и папу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector