Массаж для детей: от новорожденных до 1 года

Что дает ребенку ползанье?

Ползать ребенок должен, но что же дает ему этот навык, зачем он вообще нужен. У многих детей после родов ставят такой диагноз, как минимальные мозговые дисфункции. Причиной становятся тяжелые роды или родовые травмы

Процесс ползанья помогает частично это компенсировать, что очень важно для развития подкорковых структур мозга

Малыши, которые сначала начинают ползать, а потом ходить, имеют более развитый мышечный каркас. Во время ползанья развиваются мышцы всего тела, руки, ноги, плечи, запястья

Когда ребенок ползет, у него правильно раскрывается ладонь, что очень важно для развития мелкой моторики. Именно она напрямую связана с развитием речевого аппарата

Ползанье несет в себе не только физическое развитие, но и умственное. При передвижении ребенка на четвереньках, развивается двухсторонняя координация. Левое и правое полушарие мозга начинают дружить и отвечать за работу друг друга. Координация становится лучше и малыш начинает хорошо владеть своим телом.

Очень часто случается, что ребенок, который пропустил этап ползанья, имеет проблемы в учебе. Чаще всего это трудности с чтением, которое является основой хорошей успеваемости школьника.

ПРИМЕЧАНИЕ к 1.8 и 1.9.

По мере увеличения времени самостоятельной фиксации головы в положении наклона вперед, увеличиваем угол наклона собственного корпуса, вплоть до почти горизонтального положения. Всегда лопатки ребенка прижаты к груди взрослого. При попытке ребенка сесть, увеличиваем угол наклона собственного корпуса.

ПРОГУЛКИ С РЕБЕНКОМ

На руках в вышеописанных позициях и в коляске строго горизонтально на спине. Как вариант, с валиком под затылком (укладка).

ПОЗИЦИЯ ДЛЯ КОРМЛЕНИЯ

1. Угол наклона корпуса ребенка 30-45 градусов.

2. Одно из бедер взрослого располагается выше, поддерживая спину.

3. При наличии насильственных запрокидываний головы обязательна фиксация грудной клетки предплечьем и поддержка затылка (не шеи) локтевым сгибом с целью исключения запрокидываний. Таким образом, необходимо обеспечить легкий наклон головы во время кормления.

Большого ребенка удобно кормить в шезлонге или в коляске с жесткой спинкой, с валиком под головой.

Помимо запрокидываний головы назад, часто наблюдаются наклоны и (или) повороты головы в сторону.

Может быть несколько разновидностей этой проблемы:

Проблема №1.

Ребенок, находясь в разных положениях, держит голову развернутой преимущественно в одну сторону (часто вместе с наклоном головы в противоположную сторону).

1.10

Укладка на животе с фиксацией головы, развернутой в противоположную сторону, с фиксацией таза, прижатого к поверхности. Рука, к которой обращено лицо, вытянута в сторону.

Отвлекаем ребенка соской, водой из бутылочки, игрушками.

Плач ребенка, попытки вырваться и развернуть голову не являются основанием для прекращения упражнения.

Делаем 7 — 10 раз в день по 3-10 минут, завершая этой укладкой комплекс упражнений. Также эффективно укладывать в такую позицию засыпающего или спящего ребенка.

Коррекция ротации головы и шеи вправо

https://youtube.com/watch?v=BRN8KdGH0QE

Коррекция асимметрии шеи. Ношение.

https://youtube.com/watch?v=2UKv1s4IVK4

Проблема №2.

Наклон головы в сторону часто встречается у детей первого года жизни и обычно сопровождается наклоном корпуса в эту же сторону с образованием дуги.

1.11. Пассивная фаза

Формируем дугу в противоположную сторону, положение тела близко к горизонтальному, ухо почти прижимается к надплечью.

1.12. Активная фаза

В активной фазе угол наклона корпуса 30-45 градусов.

Рука ребенка перемещается в положение над рукой взрослого. Для улучшения качества подъема головы в сторону используем раздражение боковой поверхности корпуса пальцами.

Активную фазу используем только при наличии противонаклона. Если голова, несмотря на стимуляцию, не поднимается вверх, переводим ребенка обратно в пассивную фазу.

Сначала большую часть времени проводим в пассивных позициях, периодически пробуя активную фазу, затем пропорции постепенно смещаются в сторону использования активной фазы.

Упражнение 1.3. Лечебное ношение + косая позиция

https://youtube.com/watch?v=s0g-6Uywqd4

1.12 Коррекция «дуги» вправо

https://youtube.com/watch?v=spUDgPkFJj0

На данном этапе нельзя

  • сажать ребенка;
  • тренировать опору на ножки;
  • водить, имитируя ходьбу;
  • подтягивать за ручки (тракция за руки) вверх лежащего на спине ребенка, допуская запрокидывания головы;
  • выкладывать на живот при насильственном запрокидывании головы в вертикальном положении.

Надо ли ползти – вот в чем вопрос

Важно понимать, что все больше современных детишек пропускают процесс хождения на четвереньках и сразу встают на ножки. А ряд малышей осторожничают, и предпочитают подольше передвигаться на расстоянии ближе к полу

Так им кажется не только удобнее, но и безопасней. Так стоит ли прилагать усилия и применять специальные упражнения, чтобы научить ребенка ползать?

Ответ, однозначно, да. Если малыш не проявляет самостоятельной заинтересованности, его нужно подтолкнуть и научить, чтобы:

  • развить и укрепить мышцы спины, ног, рук, сформировав при этом естественные изгибы позвоночника;
  • снять избыточный тонус мышц или наоборот, усилить его;
  • улучшить кровоснабжение всех органов, в том числе и мозга;
  • развить интеллект и координацию, научить ориентироваться в пространстве.

После такого списка положительных сторон любому родителю сразу же захочется поставить высадить кроху на пол. И, конечно, многие огорчатся, увидев, что у ребенка ничего не выходит, или он не заинтересован двигаться на четвереньках. Опускать руки не стоит, ведь для малыша это целая наука.

Когда ребёнок начинает ползать

Педиатры называют этап ползания промежуточным между переворачиванием и ходьбой. Девочки обычно начинают ползать чуть раньше, в 5–9 месяцев, мальчики проявляют интерес к ползанию в 6–10 месяцев. Однако эти сроки являются приблизительными, так как все дети развиваются, по словам известного педиатра Е. О. Комаровского, по индивидуальной программе. Возраст, когда малыш начинает осваивать ползание, зависит также и от:

  • веса крохи — крупным малышам передвигаться сложнее, в отличие от худеньких сверстников;
  • темперамента — чем спокойнее ребёнок, тем позже он может заинтересоваться ползанием;
  • наличия осложнений при родах — если у малыша были родовые травмы, то на скорость освоения двигательных навыков влияет тип травмы.

Этапы ползания: по-пластунски и на четвереньках

«Ползунки» осваивают важный навык поэтапно.

  1. Первый этап, вызывающий умиление у окружающих — это ползание по-пластунски: малыш передвигается, лёжа на животике, опираясь на локоть, подогнув одну ножку.
  2. Второй этап — ползание на четвереньках. Этот этап предшествует ходьбе. Некоторые дети минуют этот уровень освоения ползания, сразу переходят к ходьбе. Страшного в этом ничего нет, но педиатры считают такой «скачок» нежелательным: прямохождение требует укреплённых на достаточном уровне мышц спины, плечевого пояса. Этому укреплению как раз и способствует ползание на четвереньках.

Ползание для ребёнка является также и важным этапом освоения мира вокруг

Как понять, что малыш готов к ползанию

Факторами готовности к ползанию являются следующие признаки:

  • малыш держит головку;
  • умеет переворачиваться;
  • тянется за игрушкой;
  • пытается приподнять себя на ручках;
  • сидит или пробует сидеть.

Готовность к ползанию в разном возрасте

Часто родители начинают беспокоиться, что их малыш не ползает в 5,6,7 месяцев. Это особенно расстраивает, если знакомые сверстники уже овладели навыком. Не стоит торопить малыша. Наверное, он уже пытается это делать, но нужно создать ему соответствующие условия, помочь овладеть подготовительными навыками, укрепить мышцы тела, а дальше он справится самостоятельно.

В 5 месяцев ребенок старается переворачиваться на животик и ползти. Иногда бывает, что ползти получается сначала назад, а потом вперед. Если кроха ползет на животе, то можно помочь ему научиться вставать на четвереньки.

В случае, когда ребенок не научился переворачиваться на животик, необходимо сначала помочь ему освоить это умение. Повернуть малыша на бочок, и завлекать игрушками, чтобы он сам перевернулся, потянувшись за ними.

В 6 месяцев ребенок уже освоит переворот на животик. Продолжаем обучать его перевороту с животика на спинку, вставать на четвереньки, поднимать туловище из положения «лежа на животе», тянуться за игрушками. Для укрепления мышц спинки, пресса, рук и ног выполняют специальную гимнастику, можно на фитболе. Помогут массаж и плаванье.

К 7 или 8 месяцам дети чаще всего уже самостоятельно начинают пытаться ползать. Иногда, прежде чем научиться передвигаться на четвереньках, малыши проходят такие этапы:

  • Подтягиваясь только руками, ползут на животе;
  • Ползут по-пластунски, работая руками и ногами, но, не отрывая живот от пола;
  • Бывает, что малыш поднимает попу и ползет на выпрямленных ногах;
  • Ползают на четвереньках.

В 8-9 месяцев дети обычно уже научились ползать, начинают вставать у опоры, умеют садиться самостоятельно. Иногда ребенок учится ползти после того, как научился вставать и садиться. После этого ему легче стать на четвереньки.

Если к 10 месяца малыш не ползает, не садится и не пытается встать, то следует проконсультироваться с врачом.

В чем смысл данной позиции

Развитие детей происходит индивидуально. Кто-то уже в 6 – 7 месяцев пытается стоять самостоятельно, а кто-то к этому возрасту не пытается даже ползать. Как правило, интерес к данному занятию дети начинают проявлять по достижении 6 – 7 месячного возраста.

Естественно, техники ползанья в исполнении детей бывают всевозможные, поэтому и подходить к их обучению стоит индивидуально.

Обучение ребенка стоянию на четвереньках, ползанью проводится для того, чтобы в дальнейшем он научился стоять. Стоит учесть и то, что не все дети прежде, нежели пойти начинают ползать.

Поэтому не ползающие малыши начинают ходить в более раннем возрасте, нежели те, которые освоили навыки ползанья. Во втором случае малыш не видит необходимости осваивать новые навыки, ведь он прекрасно обходится без них, перемещаясь по необходимой траектории и доставая желаемые предметы.

Но, в случае всяческих попыток поползти необходимо помочь ребенку быстрее разобраться и освоить новый для него навык.

Для того чтобы упражнения, направленные на обучение малыша вставать на четвереньки, давали максимальный результат необходимо позаботиться о том, чтобы они проводились в комфортных для ребенка условиях:

  • Перед тем как приступить к выполнению упражнений помещение необходимо проветрить.

  • Подготовить необходимо и рабочее место, которое должно быть твердым. В идеальном варианте тренировка может происходить на полу, устеленном одеялом.
  • При выборе одежды малышу необходимо отдать предпочтение свободной, не сковывающей движений. Если температурный режим в помещении позволяет раздеть ребенка, этой возможностью стоит непременно воспользоваться.
  • Во время тренировки малыш обязательно должен пребывать в хорошем настроении, которое позволит получить максимальный результат. Если же он капризный, не проявляет интереса к происходящему, то от этой затеи на данный момент стоит отказаться.

Особенности тренировок

Сначала нужно создать необходимые условия: мотивировать и стимулировать, поощрять. Только при выполнении этих рекомендаций можно помочь ребенку научиться ползать, потому что, если сам малыш не будет настроен и ему не будет это интересно, ничего не выйдет. Нужно эту потребность создать:

Купить красивую, интересную с точки зрения малыша игрушку, или это может быть любой неопасный предмет, способный привлечь его внимание.
Положить на небольшом расстоянии от ребенка. Идеально, когда до вещи можно дотянуться рукой из положения лежа, но все-таки не хватает 2−3 см.. Очень сильно помогает оздоровительный массаж спины, шеи и живота

Удобную позу для таких занятий кроха в состоянии выбрать самостоятельно. Даже если кажется, что ребенок делает что-то неправильно, это не так. Он может отталкиваться руками, приподниматься, болтать ногами, упираться лбом в матрас кроватки. Не стоит мешать

Очень сильно помогает оздоровительный массаж спины, шеи и живота. Удобную позу для таких занятий кроха в состоянии выбрать самостоятельно. Даже если кажется, что ребенок делает что-то неправильно, это не так. Он может отталкиваться руками, приподниматься, болтать ногами, упираться лбом в матрас кроватки. Не стоит мешать.

Замедленная съемка

Бывает, что малыши перестают двигаться сразу после того, как им помогли принять наиболее удобное положение. Качается из стороны в сторону, ищет баланс, будто и не собираясь никуда тянуться. В этом случае поторапливать лишний раз не стоит. Все эти манипуляции, которые со стороны кажутся совершенно бесполезным, направлены на испытания собственного вестибулярного аппарата. Можно почитать в такт движениям детские стишки или включить энергичную музыку.

Секретные приемы

Очень поможет, если на собственном примере показать, как это делается. Ребенок на животе -поползать по-пластунски, если встал на коленки — на четвереньках рядом, при этом не забывая подбадривать и хвалить.

Постановка цели. Игрушка или интересный предмет должны быть размещены в зоне досягаемости, если она будет слишком далеко, то малыш быстро поймет, что достать ее невозможно или слишком тяжело, поэтому отодвигать ее нужно постепенно, день за днем, на незначительное расстояние.

Во время массажа и гимнастики можно выделить пару-тройку минут и сделать упражнения для ползанья ребенка, например, положить кроху на спину и по очереди сгибать и разгибать ноги в коленях. С валиком под животом малышу будет удобнее, если катать его за ножки туда-сюда. При этом под руками у него обязательно должна быть твердая опора.

Лягушка: уложить на живот, и сгибать ноги, немного разведя их в стороны. Должно быть похоже на плавание по-лягушачьи.

Ходьба на руках. Упор лежа на руки на твердой поверхности поможет укрепить спину и позвоночник. Необходимо взять кроху в таком положении за ноги и немного приподнять так, чтобы он начал ходить на руках. Этих упражнений достаточно 2−3 раза в день по 15−20 минут, чтобы ребенок начал ползать за 4−5 недель.

Места для тренировок

В маленьком манеже или тесной кроватке не стоит начинать учить ребенка ползать — слишком мало места. Это получится гораздо быстрее, если подготовить площадку на полу. Можно застелить его теплым пледом, главное, чтобы он не был пушистым или слишком толстым. Кровать, а также диван тоже не подойдут: с них слишком легко упасть

Важно вовремя понять, что пугает малыша, и что притягивает, поэтому нелишним будет сделать следующее:

  • лечь на живот;
  • перекатиться на живот;
  • осмотреться вокруг себя.

Это поможет увидеть возможные опасности, травматичные участки, а также интересные для ребенка предметы. После этого легче будет обеспечить безопасность во время игр и тренировок.

Как научить ребенка ползать вперед

Чтобы двигаться вперед ребенку нужен стимул и чувство безопасности. Стимулом будут любимые игрушки, пульты или телефоны.

Положите в метре от малыша игрушку и поставьте его на четвереньки. Под грудью пропустите полотенце. Держа полотенце за оба конца помогайте малышу продвигаться вперед.

Если ребенок еще не стоит на четвереньках, а только лежит на животе ему нужен толчек для продвижения вперед. Соедените ноги и согните их в коленях, как у лягушки, а к стопам подставьте ладони. Малыш будет рефлекторно отталкиваться и двигаться вперед.

Хорошим примером станет уже ползающий товарищ. Вместе детки развиваются быстрее и веселее.

Как помочь малышу ползать

Известный педиатр доктор Комаровский на вопрос, как научить малыша ползать, отвечает, что ребенок будет стоять, ходить, сидеть и ползать сам, когда захочет. Основная роль родителей – это воспитывать его так, чтобы все перечисленные движения не превратились для крохи в тяжелый труд. Единственная помощь взрослых должна заключаться в закаливании, развитии мускулатуры и профилактике рахита.

Когда младенец начинает ползти, родителям надо научиться не ограничивать свободу передвижений. Для того чтобы оградить кроху от неприятностей самый лучший способ – это встать на четвереньки оглядеться и проверить пространство на наличие острых углов. Если видны опасные предметы, то нужно их убрать, чтобы не превращать исследование мира малыша в сплошные запреты.

Иногда, даже после 8 месяцев младенец не хочет начинать передвигаться самостоятельно. В этом случае родители начинают обращаться к педиатрам с вопросом, как научить своего ребенка ползать. Детские врачи утверждают однозначно: не надо насильно стимулировать движения своего чада, ведь у малыша может быть просто ослаблен организм. Сначала нужно пройти обследование и укрепить опорно-двигательный аппарат с помощью специальной гимнастики. Существует несколько факторов, которые влияют на формирование желания у малютки поползти:

  • личностные особенности;
  • состояние здоровья;
  • психологическая обстановка в семье;
  • физические данные.

Упражнения чтобы ребенок ползал

Помогать научиться ползать с помощью занятий можно, разложив на полу детские книжки, яркие игрушки, крышки, коробочки, чтобы стимулировать интерес исследования. Но перед этим надо проверить, не находится ли крошка в зоне сквозняка. Чтобы избежать простуды следует на пол постелить ковер, подложить матрас или теплое одеяло. Отсутствие запретов на самостоятельное передвижение намного быстрее поможет научить крошку ползать. Малютка будет чувствовать себя увереннее, если во время путешествий мама будет находиться рядом.

Как научить ребенка ползать с помощью специально разработанных упражнений:

  1. Опора на прямые руки. Положите крошку на живот, подвесьте любимую игрушку немного выше головы. Дитя, чтобы схватить объект, приподнимется на ручках и будет тянуться.
  2. Укрепление вестибулярного аппарата. Научить работать руками можно, делая валик из подушки или одеяла, который подкладывается под грудь ребенку. Головка и ручки должны свисать, а ноги – находиться в ровном состоянии. Дитя в таком положении будет поворачивать головку в разные стороны, и брать обеими руками понравившиеся предметы.
  3. Стояние на коленках и четвереньках. Прижмите к своему животу ребенка, обхватите одной рукой под мышками, а второй поставьте на поверхность коленками. Ровная спина малютки должна остаться прижатой к вам. Когда дитя освоится, опускайте его медленно вперед, чтобы ручки опирались о поверхность.
  4. Научить переставлять ручки. Занятие лучше проводить над столом. Одной рукой держите малютку под грудью, другой – поднимайте ножки. Раскрытыми ладонями малыш должен упираться в поверхность стола. Подтолкните дитя так, чтобы ручки начали самостоятельно передвигаться вперед.

Во сколько месяцев ребенок должен начать ползать

Умение ползать (на животе, по-пластунски, на четвереньках) — очень важный этап психофизического развития ребенка в первый год его жизни. Оно не только влияет на развитие и укрепление мышц и позвоночника, координацию движений, но и помогает малышу учиться управлять своим телом, мыслить и принимать самостоятельные решения. Неврологи отмечают, что период ползания более важен для развития нервной системы, чем этап первых шагов

Умение ползать имеет важное значение для развития полушарий головного мозга, оно положительно влияет на своевременное развитие речи, развивает моторику

Как правило, после трех месяцев от роду малыш учится переворачиваться со спинки на животик. Когда он научится оставаться в этом положении какое-то время, то сможет увидеть вокруг себя множество новых незнакомых ему предметов. Довольно часто желание не только получше рассмотреть, но и прикоснуться, попробовать незнакомый предмет является катализатором для ползания. Вначале ребенок передвигается на животе. Так малыш может двигаться не только вперед, но и в сторону или назад. Следующим этапом может стать попытка освоить новый способ ползания: подняться на четвереньки, выставив вперед руки, а потом поочередно подтягивать ноги. Иногда этот способ передвижения напоминает прыжки. Следующий этап — перекрестное ползание. Когда ребенок уже четко овладел координацией движений и передвигается на четвереньках, выставляя вперед сначала правую руку и левую ногу, а потом — наоборот. Этот этап ползания требует не только достаточно крепких мышц рук и спины, но и определенного уровня развития нервной системы. Так организм готовится к следующему этапу развития — ходьбе. К этому времени (7-9 месяцев) малыш уже, как правило, пытается или даже умеет садиться сам.  

В медицинских источниках упоминается, что возраст, в котором большинство детей начинает ползать (любым способом), варьируется от 5 до 9 месяцев. Однако нередко на интернет-форумах молодые мамы пишут, что их малыш уже в 4-5 месяцев научился ползать на животе и передвигаться подобно гусенице, а другие сокрушаются, что их дитя в 8-9 месяцев «даже и не думает» о ползании. Как и любой другой навык, ползание, становится актуальным для малыша именно тогда, когда он готов к нему не только физически, но и ментально. Ребенок учится познавать мир, управлять своим телом. И у каждого — свое время для этого. Не все дети учатся ползать и ходить, «как книжка пишет», некоторые «перескакивают» определенные этапы. Есть дети, которые не ползали, а сразу стали подниматься на ноги и пытаться ходить. Кое-кто задерживается на этапе ползания дольше остальных.

Известный педиатр Евгений Комаровский в своих книгах о здоровье детей подтверждает это мнение и напоминает, что дети самостоятельно справятся с такими задачами, как «сидение, ползание, стояние и хождение». По мнению доктора, все это малыш должен захотеть сделать сам. В первый год жизни не нужно его «учить» всему этому или тренировать. «Пусть он лишний месяц полежит или поползает», — отмечает доктор Комаровский. Ведь стояние и ходьба — это достаточно большая нагрузка на позвоночник, ребенок должен быть готов к ней, а ползание — естественный и едва ли не лучший способ такой подготовки. Что же касается родительской роли в этом процессе, то она сводится к обеспечению таких условий жизни для малыша, при которых все названные этапы физического развития не превратятся в «тяжкий труд»: закаливание, развитие мышц, меры для профилактики рахита  и так далее. 

Выкладывание на живот

В первые два месяца жизни ребенка необходимо выкладывать на живот несколько раз в день по 1-5 минут. Делать это желательно накануне очередного кормления при хорошем настроении малыша. Полезно выкладывать на живот после купания, сопровождая это легкими стимулирующими поглаживаниями спины и ягодиц. На возможное недовольство ребенка внимания не обращаем, следим, чтобы руки находились в положении опоры на предплечья с разведенными в сторону локтями.

Если ребенок в этот период голову не поднимает (как положишь, так и лежит), следим за тем, чтобы время, проведенное с разворотом головы в разные стороны, было примерно одинаковым.

В 2 месяца в положении на животе ребенок должен до минуты удерживать голову в нескольких сантиметрах от поверхности, после чего класть ее одинаково на обе стороны. Недовольства этот процесс уже вызывать не должен. При этом в вертикальном положении голова должна удерживаться без валика в положении 1.3, а в положении на спине чаще лежать на затылке, поворачиваясь на бок при слежении за предметами и возвращаясь обратно в срединное положение.

Уже на этом этапе необходимо выявить возможные асимметрии положения головы и тела. Способы коррекции описаны выше.

В следующие 1,5 месяца (с 2 до 3,5) увеличивается время комфортного нахождения на животе с опорой на предплечья и поднятой головой. Грудная клетка начинает выше приподниматься над поверхностью. Завалы («перевороты») на бок и, тем более, на спину, отсутствуют. Параллельно с этим растет активность и в положении на спине: подъемы бедер, вплоть до подтягиваний к животу; повороты головы с возрастающей энергией, вовлекающие в процесс корпус — ребенок начинает переворачиваться с бока на бок. Заканчивается этап освоением переворотов в уже любимую позицию на животе.

Таким образом, выкладывать на живот ребенка с 0 до 3,5 месяцев необходимо с постепенно возрастающей частотой с условием соблюдения баланса развития движений головы.

Мобилизация тазобедренных суставов. Снижение тонуса в мышцах бедер.

https://youtube.com/watch?v=al8in7Lw5cM

Потягивание (тракция) за руки

https://youtube.com/watch?v=-uj6JIacZb4

ВАЖНО:

Существует ряд состояний, при которых следует ограничить по частоте и продолжительности время нахождения на животе. Все они связаны со смещением баланса развития мышц шеи назад, с усилением разгибателей и слабым развитием мышц передней поверхности шеи — «кивателей»:

  • ребенок запрокидывает голову в вертикальном положении;
  • ребенок предпочитает лежать на спине с головой, развернутой в сторону;
  • ребенок спокойнее спит на боку с запрокинутой (порой очень значительно) головой;
  • ребенок уверенно лежит на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, но не умеет переворачиваться на живот самостоятельно.

В таких случаях необходимо большую часть бодрствования ребенка посвятить упражнениям, усиливающим функции сгибателей головы и шеи (первый раздел), а положение на животе использовать по остаточному принципу, отдыхая в нем.

Также необходимо выделить состояния, при которых положение на животе с поднятой головой мы считаем крайне вредным и используем позицию на животе только в варианте с опущенной и прижатой к поверхности головой при коррекции избыточного поворота и наклона (1.10, 1.11):

  • запрокидывание головы в вертикальном положении сопровождается усилием, в которое вовлекаются мышцы спины (ребенок «выгибается»);
  • в положении на спине ребенок запрокидывает голову, нередко сочетая это с ее поворотом, встает на «мостик», отталкиваясь пятками от поверхности;
  • спит исключительно на боку с запрокинутой головой.

В таких ситуациях необходимо сосредоточиться в первую очередь на упражнениях первого раздела (1.1, 1.2, 1.3) и полностью исключить запрокидывания головы в быту при любых манипуляциях с ребенком.

Способы и этапы ползания

Каждый ребёнок может начать ползать по-своему, ориентируясь только на собственные возможности и «представления» о передвижении. Стоит ли его переучивать, если вам кажется, что он ползает как-то неправильно? Нет, он всё равно предпочтёт наиболее удобный способ:

  • скачкообразное ползание. Нередки случаи, когда младенец встает на четвереньки и начинает раскачиваться вперёд-назад, после чего происходит прыжок. Метод любопытный, однако не всегда безопасный, поэтому родителям нужно следить за маленьким «скакуном»;
  • по-пластунски. Ребёнок не встаёт на четыре точки опоры, а ползёт прямо на животе. При этом он упирается на локотки, сгибает одну ножку, а втору выпрямляет. Такой способ часто бывает промежуточным этапом между выкладыванием на животе и ползанием на четвереньках;
  • движение задним ходом. Иногда дети ползают не вперёд, а назад, чем немало удивляют и даже пугают родителей. Некоторые неврологи даже назначают лечение таким малышам, однако учёные не считают случаи, когда ребенок ползает назад, отклонениями от нормы;
  • перекатывание. Строго говоря, подобные движения сложно отнести к ползанию. Возможно, маленький хитрец ленится, поэтому старается перекатиться по поверхности, чтобы схватить игрушку или посмотреть на что-то любопытное. Не самый удачный способ, поэтому желательна гимнастика и массаж;
  • ползание на четвереньках. Вставать на четвереньки ребёнок начинает обычно в 8 — 9 месяцев, причём это может быть как первые его попытки перемещения, так и последний этап ползания. Спинка у малыша выпрямлена, ручки «задают тон». Переставляются верхние и нижние конечности синхронно.

Когда ребёнок начинает ползать на четвереньках, можно уже ожидать появления следующего моторного навыка – вставания и ходьбы. Но не стоит отчаиваться, что малыш передвигается по-пластунски или боком. Самое главное – он ползает, следовательно, укрепляет мышечно-связочный аппарат.

Как научить ребенка ползать в 5 месяцев

В пятимесячном возрасте ребенок уже более активен. К уже вышеперечисленным упражнениям добавляем еще несколько. Не забудьте о предварительном массаже.

Стойка на четвереньках. Чтобы ребенок встал на четвереньки, подложите ему под животик подушку, и он начнет автоматически вставать на четыре точки опоры.

Упражнение 《Тачка》. Поставьте руки малыша ладонями на ровную твердую поверхность. Ножки и талию обхватите руками. Положите перед ним яркую игрушку, и ребенок начнет стоя на руках двигаться к ней.

Стоим на коленях. Прижмите ребенка спиной к себе, обхватите его рукой под мышками. Второй рукой подожмите ножки так, чтобы он встал на колени. Стимулируйте движение вперед яркой игрушкой.

1.3.

Это начальная лечебная позиция, используемая для ношения ребенка на данном этапе.

1. Высота удержания: подбородок взрослого на одном уровне с затылком ребенка.

2. Плотно прижимаем ребенка к себе, кладем валик под затылок и носим, отклоняясь назад. Наклон назад проверяем, смотря в зеркало, стоя в профиль. При отсутствии наклона упражнение не эффективно.

3. Толщину валика подбираем так, чтобы подбородок ребенка почти прижимался к груди.

4. 2 варианта поддержки ног у маленького   ребенка – спереди за бедра и под бедра.

При возникновении трудностей в удержании ребенка (большие размеры и масса) и поддержании собственной позиции отклонения назад, можно использовать рюкзак для ношения ребенка «кенгуру».

При правильном ношении в позиции 1.3 поведение ребенка постепенно меняется: давление затылка на валик сменяется нейтральным положением, а затем и отрывом головы от валика с нарастанием времени самостоятельного удержания головы и увеличением амплитуды наклона головы вперед.  Потребность в валике теряется. При попытке отклониться назад вместе с ребенком, голова назад не падает. После начала уверенного выполнения такие достижения дают возможность ввести в двигательный рацион дополнительные способы полезного ношения:

Способы взятия и ношения ребенка

https://youtube.com/watch?v=6-ATAlDOs4s

Когда есть проблемы

Их наличие можно заподозрить, когда вопреки всем усилиям родителей навык ползания не появляется у 9-месячного малыша. А тем более – старше.

Здесь есть несколько «но».

  • Если ребенок не ползал, но начал вставать и передвигаться по опоре, возможно, он просто пропустил этап ползания, такое случается довольно часто. Или же он вернется к нему, научившись ходить – так тоже бывает.
  • Часто причиной может быть наследственность: родители или другие родственники грудничка тоже поползли, а затем и пошли поздно.
  • Если малыша раскормили «заботливые» родители, то ему тоже будет весьма трудно поднимать и удерживать свой вес. Это коснется и времени начала самостоятельной ходьбы.

Но есть вещи, оставлять без внимания которые нельзя, особенно если они выражены соответствующей какому-либо заболеванию симптоматикой.

  • Неврологические нарушения, из-за которых малыш отстает в физическом развитии. Он намного позже других начинает держать голову, садиться, брать игрушки. Самые тяжелые формы – ДЦП и эпилепсия. Без лечения тут не обойтись.
  • Различные нарушения в работе опорно-двигательного аппарата. Выявить их помогут педиатр и ортопед.
  • Общая задержка развития, возникающая из-за сложной беременности, гипоксии, вредных привычек матери и других причин, также приводит к тому, что ползать кроха в положенные сроки не начнет.
  • Генетические заболевания (синдром Дауна).
  • Проблемы с развитием мышц и связок, вызванные разными недугами (дефицит витаминов, рахит, последствия сложных родов).
  • Возможно, имели место травмы – переломы или растяжения, после которых ползать просто больно.
  • Недоношенность также влияет на физическое развитие. Чем выше степень недоношенности, тем позднее кроха сможет компенсировать отставание. За такими детками педиатры наблюдают особенно пристально.

Обычно о наличии большинства этих отклонений родители узнают намного раньше времени, когда малыш начинает попытки ползания. Но если есть какие-то подозрения, пока не подтвержденные врачами, но заставляющие родителей волноваться (ребенок не сидит, встает на цыпочки, не держит игрушку, не смеется, не реагирует на свое имя, не переворачивается на животик, у него синеет носогубная область при плаче, он не встает на ножки, плохо спит, часто плачет и т. д.), лучше проконсультироваться с доктором, пока время не упущено. Тогда ребенок сможет не только научиться ползать, но и в дальнейшем нормально развиваться. Пусть и в своем ритме, но поступательно.

Как научить ребенка ползать? Комаровский рекомендует

Просто предоставить ребенку свободу исследования — звучит замечательно, но не со всеми детьми это срабатывает. Время идет, а он только лежит и барахтается, даже не пытаясь встать на четвереньки. Как научить ребенка ползать? Комаровский в своей книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» пишет следующее:

Как видите, Комаровский рекомендует, прежде всего, массаж и гимнастику, как лучшие средства, чтобы правильно учить ребенка ползать.

Важный вопрос, волнующий мам и пап – во сколько месяцев ребенка учить ползать? Простые массаж и гимнастику проводят с детьми, начиная с месячного возраста. Приемы и упражнения усложняются по мере взросления ребенка. Упор конкретно на ползание можно начинать с 4-5 месяцев. В этом возрасте продолжительность ежедневных упражнений достигает 30-40 минут. Основная цель гимнастики – научить ребенка находиться в положении на четвереньках и показать ему принцип ползания. Примерные упражнения, чтобы научить ребенка ползать, приведены ниже.

Массаж, выполняемый для того, чтобы ребенок начал ползать, направлен на укрепление мышц спины, живота, рук и ног. Основные его приемы, помимо стандартных поглаживания и растирания, включают валяние (разминание мышц между прямыми ладонями) и продольное разминание. Для укрепления мышц выполняют поколачивание и пощипывание. Все приемы массажа должны выполняться ритмично, но нежно, и чередоваться с поглаживаниями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector