Скачать и распечатать схемы танграм в формате а4

История возникновения

Эта знаменитая головоломка родом из Китая. По легенде ее изобрели учителя сына императора — математик, художник и философ. С помощью увлекательной игры они учили ленивого наследника вычислению и комбинаторному мышлению. Учили постигать красоту образов и познавать сложный мир через простые фигуры. Головоломка представляет собой квадрат из семи геометрических фигур. Передвигая и расставляя фигуры, можно придумать более 6 миллионов композиций. В Китае ее называют «чи – чао – тю». Переводят как «семь дощечек мастерства» или «узор из семи умных частей». В Европе танграм изготавливали из дорогих пород дерева и слоновой кости. Им увлекались многие исторические знаменитости, такие как Наполеон Бонапарт, Томас Хилл, Льюис Кэрролл.

До появления компьютеров и различных электронных игр танграм был популярен наряду с шахматами и домино. В настоящее время танграм чаще используется в детских образовательных учреждениях для развития детей.

Как играть в танграм: правила

Танграм – игра простая и бесхитростная. Правила ее заключаются в следующем:

  1. Из деталей танграма нужно сложить изображение животного, человека, предмета, буквы, цифры, геометрической фигуры;
  2. Собранная фигура должна включать все 7 частей танграма;
  3. Детали должны соприкасаться, не перекрывая друг друга;
  4. Сложение фигуры начинается с нахождения места большого треугольника.

Для дошкольников: цели и задачи

Танграм развивает множество способностей. Одна из целей танграма заключается в обучении детей самостоятельному поиску решения. Складывая фигурки в том или ином порядке, дошкольники пробуют различные варианты, выбирая оптимальную композицию в соответствии с заданными правилами. Магический квадрат, как и другие логические задачи и головоломки, отлично активизирует умственную деятельность, воспитывает характер.

Задачи:

Развивать у детей память, внимание, мелкую моторику рук, различные виды мышления (логическое, пространственное, образное, конструктивное), сообразительность, воображение,
Формировать у детей восприятие цвета и формы,
Научить соблюдать инструкцию и играть по заданным правилам,
Вырабатывать усидчивость, терпение, как необходимые качества для будущего школьного периода,
Воспитывать в детях ответственность, серьезное отношение к выполнению поставленной задачи.

С какого возраста играют в танграм

Есть множество мнений, удачных и неудачных опытов обучения детей разного возраста геометрической головоломке. Зачастую, дошкольники 2,5 лет еще не понимают правил игры. Дети 3 — 4 лет вполне способны передвигать, складывать фигурки, но им не всегда хватает усидчивости. Как правило, дело заканчивается 2-3 композициями под руководством воспитателя или мамы, далее требуется переключение внимания, видов деятельности. Но наиболее усидчивые дети 3,5 — 4 лет уже могут сами придумывать образы либо собирать их по имеющимся схемам. А если заинтересовать их не просто составлением фигур, а изготовлением разноцветного танграма, органично вплести в ходе занятия сказку, повествование с элементами приключения и яркие образы, то дошкольники могут самостоятельно придумать неожиданные решения головоломки.

Во сколько лет начать ребенку играть в танграм, каждый воспитатель или родитель решает сам. Дети могут освоить его очень рано, а могут не проявить интерес и в старшем дошкольном возрасте. Ребенок должен быть готов к головоломкам подобного рода.

Воспитателю стоит учесть, что, если занятие предполагает изготовление танграма своими руками, то дети должны уметь работать с ножницами.

Материал танграма: деревянный, магнитный, картонный, пластиковый

Танграм может быть выполнен из разных материалов. Самый простой вариант, который легко сделать в домашних условиях – это картонный танграм. Но, как вы понимаете, он является и самым непрочным.

Отличным решением будет приобретение или изготовление в домашних условиях деревянного танграма. Долговечный, прочный и экологичный, он наверняка перейдет от нынешних детей к их собственным.

С магнитным танграмом играть очень удобно: можно составлять фигуры на специальном поле, где они не будут никуда съезжать или перекрывать друг друга. Его довольно просто сделать в домашних условиях из специальной пенки и магнитов или специальной магнитной ленты (мягкого магнита).

Пластиковые танграмы достаточно прочные и долговечные. Сделать самостоятельно их тоже можно.

Многообразие заданий

Танграм для дошкольников – увлекательное и полезное занятие, к которому можно приступать с 4-5 лет. Сначала малыши знакомятся с новым для себя набором, изучают его элементы, находят по заданию родителей треугольник, показывают, какой из них большой, какой – маленький. Далее взрослые распечатывают схему в полную величину, предлагая крохам наложить элементы на рисунок. Это могут быть домики, животные, птицы, рыбы, елочка, человечек.

Постепенно задания усложняются, детям предлагается схема-подсказка, которая по размеру уже может не соответствовать реальным «габаритам» фигурок, и задание сложить что-либо, например птицу.

Детям, как правило, становится интересно еще и то, что из конкретного числа элементов можно сложить несколько разновидностей пернатых.

Чтобы дошкольникам не было скучно, следует придумать сюжет – например, сочинить сказку про животных, которые хотели бы поселиться в домике. Чтобы каждый из них занял свою «комнату», следует собрать зверя из элементов головоломки. Далее дошкольникам предлагается следующая схема:

Они делают котика, зайца, лошадь, рыбу, утку, собаку. Рядом с домиком мы можем «посадить» ель, чтобы было красиво (ее схема также представлена выше). Наконец, жилище для зверинца выстроил человек – его фигурка также есть на схеме.

Любителям котиков можно предложить составить этих животных из элементов головоломки по следующим схемам:

Установка дается примерно такая: сегодня день кошек, давай попробуем собрать как можно большее количество различных видов. Или другой вариант: к нам в гости пришла кошка, рассказала много нового о своих родственниках. Давай покажем ей, как мы умеем собирать котиков.

Еще очень интересны домики, которых из элементов танграма можно составить огромное множество:

Вместе с ребенком следует обсудить, какой именно домик он хотел бы построить, например, для своих питомцев, после чего предложить ему поработать. Если что-то не получается, не стоит нервничать и кричать на малыша, такое отношение только уничтожит его стремление к постижению тайн китайской головоломки. Лучше всего помочь, подержать, похвалить за старания, тогда и результат будет очень скоро.

Далее следует усложнить задания, предложив малышу уже более сложные схемы:

При работе с танграмом важно использовать игровой элемент, придумывать сказки и увлекательные сюжеты. В противном случае малыш быстро заскучает и будет заниматься через силу. Поэтому лучше рассказать ему про волшебный квадрат, который по велению доброй волшебницы распался на несколько фрагментов, из них можно создать буквально все

Но волшебнице нужен помощник, поэтому ребенок на время наделяется чудесной силой, а по магической книге (рисункам и схемам) он будет населять вымышленное царство различными жителями, строить там дома, лодки, елки и прочее

Поэтому лучше рассказать ему про волшебный квадрат, который по велению доброй волшебницы распался на несколько фрагментов, из них можно создать буквально все. Но волшебнице нужен помощник, поэтому ребенок на время наделяется чудесной силой, а по магической книге (рисункам и схемам) он будет населять вымышленное царство различными жителями, строить там дома, лодки, елки и прочее.

Танграм – замечательная тренировка для ума, которая поможет весело провести время и закрепить полезные навыки. Среди огромного количества схем можно найти те, которые придутся по душе каждому дошкольнику.

https://youtube.com/watch?v=0WDj1bA3Xqo

Танграм игра, игра танграм, танграм для детей, танграм схемы, головоломка танграм, танграм распечатать, танграм квадрат

Танграм игра (кит. «семь дощечек мастерства» Википедия) — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).

Играми головолоиками увлечены сейчас и взрослые и дети. Игра головоломка — танграм помогает развивать логическое мышление, геометрическую интуицию, стимулирует различные мыслительные процессы — сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» — «часть». Все эти умения необходимы для полноценного развития мозговой деятельности детей.

Такая игра — головоломка очень проста в изготовлении. Квадрат 8 х8 см можно вырезать из различных материалов: картона, пластика. Квадрат разрезают а 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Необходмо, чтобы части были одинаково окрашены с обоих сторон.

Фигура, которую необходимо получить, при этом обычно задаётся в виде силуэта или внешнего контура. При решении головоломки требуется соблюдать два условия: первое — необходимо использовать все семь фигур танграма, и второе — фигуры не должны накладываться друг на друга.

Для занятий с маленькими детьми как правил используют схемыдля наложения фигур танграм. Здесь мы хотим рассказать как мы занимались с помощью материала развивающие листочки «Танграм цифры от 0 до 9».

Развивающие листочки со схемами танграма в данном наборе представены в 2-х вариантах: в цветном и контурном. Помимо этого на каждом листочке стихотворение про цифру и задание на мелкую моторику — штриховка контура цифры. Также в наборе схема разноцветного танграма для самостоятельного изготовления с инструкцией.

Цветные схемы для занятий с маленикими детками — от 2-х лет. А так как нам уже 3,5 года то мы распечатали и используем только контурные схемы танграм.

Использовали вот такую схему танграмм, распечатали ее на плотной бумаге, свернули и склеили, а затем разрезали квадрат танграм на части.

В результате у нас получился Вот такой двусторонний цветной танграм.

Как собрать танграм?

Познакомить ребенка с танграмом можно уже в 3-4 года. Начать следует с объяснения, как называются его детали. Самый простой вариант игры – складывание фигур по контурам, расчерченным по элементам. Ребенку нужно найти очертание нужной фигуры и наложить ее сверху. Позже он научится собирать композиции не поверх, а рядом с фигуркой-образцом, которая будет другого размера. Попрактиковавшись, малыш постепенно сможет перейти к сложению фигур, видя лишь их наружный контур, или же будет придумывать фигуры сам.

Играть с танграмом можно по одному, а можно и устраивать соревнования между игроками.

Как уже было сказано выше, начинать сложение танграма нужно с нахождения места большого треугольника.

Ниже представлены некоторые варианты фигур, которые можно собрать из элементов головоломки.

Танграм, как и любая другая головоломка – замечательный тренажер для развития логики и воображения. Его особенностью является простота и одновременно многофункциональность, ведь всего из 7 деталей можно сложить несколько тысяч вариантов фигур! Надеемся, что вы и ваш ребенок по достоинству оцените эту увлекательную игру. Приятного вам досуга!

Как сделать танграм своими руками

В настоящее время производители предлагают множество вариантов игры, выпуская ее в виде пазлов, трафаретов, готовых картинок с заданными отверстиями для фигур, схемами и тому подобное. Головоломка танграм своими руками из бумаги – наиболее простой и увлекательный способ сделать магический квадрат. Самостоятельное изготовление подогреет их интерес к самой игре.

Как сделать танграм поэтапно – рассмотрим ниже:

  1. Для проведения занятия в детском саду воспитателю нужен плотный картон, желательно цветной с обеих сторон. Из картона необходимо сделать заготовки в виде небольших квадратов (размером с ладонь взрослого человека, а можно 10 х 10 см) по числу воспитанников.
  2. Каждому ребенку либо на каждый детский столик нужны упомянутый картонный квадрат, карандаш или фломастер, линейка, ножницы.
  3. Воспитатель предлагает детям разделить квадрат на 2 части, прочертив с помощью линейки и карандаша прямую линию из одного угла картонного квадрата в другой. Получаем два одинаковых треугольника.
  4. Один из полученных треугольников делим еще на два равных треугольника, прочертив линию из прямого угла к середине самой длинной грани.
  5. Оставшийся большой треугольник надо разделить на две неравные части. Для этого находим середины равных граней и проводим черту. Мы получили треугольник среднего размера и четырехугольник в виде лодочки.
  6. Необходимо отметить середину стороны одного из двух больших треугольников и провести из этой точки линию (90*) к острому углу самого маленького треугольника. Так мы отделили от четырехугольника маленький треугольник.
  7. Находим середину длинной стороны среднего треугольника и проводим линию в центр магического квадрата, так мы отделили малый квадрат от четырехугольника.
  8. Находим середину равной стороны оставшегося большого треугольника и проводим от нее линию к углу малого квадрата. Так мы получили второй малый треугольник и параллелограмм.
  9. В итоге всего должно получиться 7 частей, остается разрезать танграм по линиям. Детям несложно будет разрезать фигурки.

Шаблон танграма распечатать

Детям будет интереснее работать с магическим квадратом, если раскрасить каждую из семи фигурок в разные цвета. Если за основу был взят цветной картон, то дети могут поставить на своих фигурках метки, печати, узоры, чтобы не перепутать их с фигурками соседа по столику.

Изготовление танграма своими руками не занимает много времени, и в то же время дети получают элементарные навыки геометрии и черчения.

Учимся, играя! Танграм

Внеклассное мероприятие «Учимся, играя! Танграм»

Цели:

  • Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
  • Развивать творческие способности (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);
  • Способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету, друг другу.

Оборудование:

  • Картон,клей,ножницы.
  • Набор рисунков;
  • Большая магнитнитная доска;
  • Мультимедийный проектор
  • Линейка, карандаш;

Ход мероприятия

1. Сообщение учащихся

Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет наше с вами занятие.

Сегодня от нас потребуется: наблюдательность, усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость, геометрическая интуиция, фантазия. То, что мы будем делать на уроке, можно сказать словами А. И. Крылов: «Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться». Сегодня мы познакомимся с одной очень интересной математической игрой. Мы сможем узнать ее название, отгадав ребус.

2. «Танграм».

Примерное сообщение учащихся:

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей.

Первое ее изображение (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название «танграм» возникло в Европе, вероятнее всего, от слова «тань» (что означает «китаец») и корня «грамма» (в переводе с греческого «буква») На первых порах ею пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.

Танграм получается из квадрата, если его разрезать, так как показано на рисунке 1 <�Рисунок1>, в нем 7 частей: 5 треугольников (три из них имеют разный размер), параллелограмм, квадрат (учащиеся работают с набором)

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. Показать (на интер. доске) как из геометрических фигур головоломки получается фигурка бегущего человека <�Рисунок 2>. Предложить учащимся работать не с самими кусочками танграма, складывая из них картинки, а разделять карандашом готовую картинку на составные элементы, а затем изготовить Танграм по образцу.

Задания:

Сложить фигурку «Квадрат»

Работа в группах. Из предложенных рисунков составить любые 2 — 3 фигурки

Индивидуальная работа. Дифференцируемые задания. Сложить фигурки из 1 набора,

2-х наборов, 3-х наборов по рисункам или проявив фантазию

Применение танграма

2.Применение танграма в жизни (по слайдам презентации)

Рефлексия урока.

Ребята оценивают свою работу и работу в группах. Выставка картинок, собранных учащимися на доске.

Задание на дом.

Творческая работа: составить свои картинки к головоломкам, можно привлечь родителей и друзей.

Литература:

  1. Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5 — 6 кл.: Учебное пособие. — М.: Дрофа, 1998.
  2. Гершензон М. А. Головоломки профессора Головоломки. — М.: Дет. Лит., 1992.
  3. Ткачева М. В. Домашняя математика 7кл. — М.: Просвещение, 1993.
  4. Смирнова Е. С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5кл. — М.: Просвещение, 1999.

Дидактические карточки для игры-конструктора «Танграм»

Дидактические карточки к игре-конструктору «Танграм» для работы с детьми старшей и подготовительной группы детского сада

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Развитие речи»

Цель:

научить выкладывать из комплекта геометрических фигур различные силуэты

Задачи:

развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение;

развивать мелкую моторику рук;

воспитывать терпение и усидчивость.

Целевая аудитория:

дети старшей и подготовительной группы детского сада

Рекомендуется

использовать на занятиях творческого применения знаний и умений и во время самостоятельной игровой деятельности.

Требуемые для работы знания и умения:

знание детьми геометрических фигур, умение ориентироваться на ограниченном пространстве

Ожидаемые результаты:

научить самостоятельно работать с конструктором «Танграм»

Время работы с карточками:

15- 20 минут

«Танграм» — старинная восточная головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких, квадрат и параллелограмм.

Из этих 7 элементов можно выкладывать самые разные силуэты.

Правила работы с карточками:

При составлении изображения используется весь комплект деталей целиком (7 фигур).

Соединять детали конструктора только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.

Не допускается наложение одной части на другую.

Варианты работы с карточками

Суть работы с карточками заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов.

На начальном этапе дети пользуются образцом с прорисованными составными частями. Очень полезны реальные изображения тех предметов, силуэтное изображение которых создается с помощью игры-головоломки. В этом случае ребенку будет легче представить изображаемый объект и, может быть, составить свой вариант. Можно включать и загадки, связанные с объектом конструирования.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут её? (Лиса)

Полезно в процессе практической деятельности вести с ребенком разговор о способе составления фигуры. Дети называют вновь полученную фигуру, сосчитывают стороны, углы, показывают составляющие ее геометрические фигуры, отмечают количество, видоизменяют, предлагают варианты составления этих же фигур. Такая деятельность развивает сенсорные способности, воображение, приобщает к творчеству.

Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Это следующий этап освоения игры. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

Такие задания рекомендуют предлагать детям с 6-7 лет.

Возможен и творческий вариант использования набора: придумать и выложить свои фигуры, похожие на людей, животных и др.

Интернет-ресурсы:

https://7gy.ru/detskoe-tvorchestvo/podelki/694-tangram.html

https://www.maam.ru/detskijsad/tangram-svoimi-rukami.html

https://www.maam.ru/detskijsad/igra-konstruktor-tangram-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

https://www.nastol.com.ua/download/290741/1024×768/

Картинки про черепаху (36 фото)

https://fantasticbook.ru/goods/figura-sadovaja-s-magnitom-village-people-tropicheskaja-babochka-cvet-zelenyj-krasnyj-zheltyj/

https://www.1zoom.ru/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5/%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D0%B8/166210/z278/

https://yandex.by/collections/card/59e8428e9f759a00b3bd2a5e/

https://www.sunhome.ru/wallpapers/124964

https://m.yandex.by/collections/card/5a9be074faf2a4501985ba4f/

Дидактические карточки к игре-конструктору «Танграм»

Карточки в электронном виде DOCX / 1.51 Мб

С какого возраста играют в танграм

Есть множество мнений, удачных и неудачных опытов обучения детей разного возраста геометрической головоломке. Зачастую, дошкольники 2,5 лет еще не понимают правил игры. Дети 3 — 4 лет вполне способны передвигать, складывать фигурки, но им не всегда хватает усидчивости. Как правило, дело заканчивается 2-3 композициями под руководством воспитателя или мамы, далее требуется переключение внимания, видов деятельности. Но наиболее усидчивые дети 3,5 — 4 лет уже могут сами придумывать образы либо собирать их по имеющимся схемам. А если заинтересовать их не просто составлением фигур, а изготовлением разноцветного танграма, органично вплести в ходе занятия сказку, повествование с элементами приключения и яркие образы, то дошкольники могут самостоятельно придумать неожиданные решения головоломки.

Со скольки лет начать ребенку играть в танграм каждый воспитатель или родитель решает сам. Дети могут освоить его очень рано, а могут не проявить интерес и в старшем дошкольном возрасте. Ребенок должен быть готов к головоломкам подобного рода.

Воспитателю стоит учесть, что, если занятие предполагает изготовление танграма своими руками, то дети должны уметь работать с ножницами.

Шаблон танграм № 1

Для работы с предложенными схемами вы можете использовать готовые пластиковые или деревянные игрушки-танграмы. Но если распечатать и укрепить наш лист с фигурами танграма, масштаб деталей на предложенной ниже схеме и размер элементов танграма совпадут.

Таким образом, головоломку можно будет собирать непосредственно на листе поверх схемы. В предложенном шаблоне фигурки танграма двухсторонние.

Распечатать схемы танграм для школьников

Постольку в танграме всего 7 фигур, сложность заданий танграма для школьников от малышовой головоломки отличается наличием линий, указывающих какую фигуру куда поместить. Ниже даны шаблоны для дошкольников — они же ответы на схемы танграмов для школьников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector