Обзор упражнений по скорочтению для детей

Когда начинать обучение

Младшим школьникам свойственно лучше усваивать знания, поданные со средней скоростью человеческой речи. По этой причине начинать занятия по избавлению от внутреннего проговаривания не имеет смысла раньше десяти лет. В этом вопросе мнения специалистов расходятся: многие считают, что обучение скорочтению не следует начинать раньше 14 лет.

Существуют приёмы, освоить которые можно шести – семилетнему ребёнку, более того, первоклашки обладают неограниченным резервом улучшения техники чтения. Для успеваемости служит быстрота чтения в диапазоне от 100 до 170 слов в минуту.

Посещая курсы и выполняя упражнения под руководством опытного преподавателя шанс, что подготовка начнётся в подходящем возрасте и пройдёт на высоком уровне возрастает.

Зрение

Также, чтобы быстро читать, необходимо развивать периферическое зрение. Ведь если мы не можем охватить взглядом целую строку, то и быстро прочесть ее не получится. Нас будут тормозить скачки глазами по строчкам. Расширение поля зрения увеличивает концентрацию внимания, за счет большего охвата текста одним взглядом мы лучше сосредотачиваемся и меньше переключаемся. А неустойчивость внимания провоцирует неусидчивость. Во время обучения дети и подростки получают большую нагрузку на глаза — огромные объемы текстовой и графической информации, влияние синего экрана гаджетов, неправильная осанка и освещение. Все это утомляет мышцы глаз, что может привести к ухудшению зрения. Разминка глаз является обязательным условием их здоровья, а также освоения техники скорочтения.

Можно ли научить детей этой технике

Можно учиться скорочтению на специальных курсах (хотя бы одна школа скорочтения есть в каждом городе), а можно самостоятельно. Также есть специальные онлайн курсы. К сожалению, детский сад не может удовлетворить потребность в скорочтении. Чаще всего для этого нужен дом домашние задания. Это помогает приучить ребёнка к постоянной работе над собой.

По мнению учёных, учить скорочтению проще всего с самого детства. Именно тогда проще всего развить нужные для этого навыки. У старших формировать что- то намного сложнее и дольше. К тому же быстрое чтение полезно для детей. Оно упрощает подготовку к контрольным и экзаменам. Дети 5-6 и 6-7 лет легче воспринимают к ней.

Как научить ребенка быстро читать: 5 эффективных упражнений

Современный человек должен усваивать информацию очень быстро: уже в школе дети сталкиваются с колоссальной нагрузкой в виде большого количества уроков, внешкольных занятий, домашней работы.

Сейчас всё больше набирают популярность курсы ментальной арифметики, мнемотехники и скорочтения. Однако многие навыки можно легко развить в домашних условиях. В данной статье мы поговорим о том, как научить читать быстро ребенка в 1 классе и не только.

Почему мы решили остановиться именно на обучении чтению? Во-первых, читать быстро и при этом внимательно – залог успеха в учебе и работе. Этому вопросу, кстати, посвящена наша статья. Во-вторых, дети часто не читают, так как этот процесс кажется им скучным и долгим. На самом деле, причина в низкой скорости, трудности понимания текста и запоминания деталей.

Обучение скорочтению позволяет решить все эти проблемы. А если вы еще и сможете подобрать интересные книги, то дети без сомнения проникнутся любовью к чудесному миру литературы.

Ниже описаны 5 простых, но эффективных упражнений, которые помогут повысить скорость чтения

Важно, что скорочтение – это способность не только пробегать текст глазами быстро, но и понимать всё прочитанное. Поэтому не усложняйте упражнения (в описании каждого из них вы найдёте соответствующие опции), пока не научитесь после быстрого прочтения пересказывать текст близко к исходному (мы рекомендуем начать с половины страницы)

Зачем читать быстро?

С каждым классом
возрастает объем информации, который нужно усвоить школьнику. Без умения быстро
читать это будет сделать с каждым разом все сложнее. Скорочтение и развитие
памяти тесно связаны между собой. Когда ребенок хорошо читает, ему легче
запомнить текст и пересказать его содержание. От этого зависят его успехи в
обучении любым предметам.

Те дети, которые читают
медленно и без желания, не могут справиться с большим потоком информации. И
соответственно, начинают проигрывать в знаниях своим сверстникам, которые умеют
это делать быстро. Нельзя упускать из внимания значимость умения быстро читать
для эффективного овладевания знаниями на протяжении всей жизни.

Важно понимать, что дает скорочтение ребенку. Этот полезный и нужный навык помогает:. на ментальном уровне понять любой текст, проанализировать, выделить самое главное и кратко пересказать прочитанное;

на ментальном уровне понять любой текст, проанализировать, выделить самое главное и кратко пересказать прочитанное;

быстро запоминать любые полученные знания;

развивать способность мозга усваивать большие объемы информации;

увеличить скорость чтения в 5-10 раз;

привить интерес к учебе и сократить время на выполнение учебных заданий;

развить навык грамотного письма;

стать увереннее в себе.

Способность быстро читать
закладывает в человеке успешность с самого детства. Овладев техникой быстрого
чтения, она остается навсегда и с годами утратить ее невозможно.

Чтобы занятия по обучению
скорочтению принесли пользу, важно не перегружать мозг ребенка и не заставлять
это делать. Самым лучшим решением будет начать занятия тогда, когда дети хотят
заниматься и сами понимают, зачем им это нужно

При этом необходимо давать для
чтения и изучения тексты соответствующей возрасту сложности.

Методики скорочтения

Существует огромное
количество методик, обучающим скорочтению. Вниманию читателей предлагаются
только самые распространенные из них.

По вальдорфской школе

Детям рекомендуется
начинать обучаться скорочтению с 10-летнего возраста. Объясняется это тем, что
учащиеся начальной школы способны воспринимать информацию, произносимую в
обычном темпе речи. Со временем школьники совершенствуют эту способность и
начинают воспринимать более быструю речь. Соответственно, техника чтения тоже
ускоряется.

По этой причине педагоги
вальдорфской школы сделали вывод, что не стоит силой заставлять детей
дошкольников и учащихся начальных классов овладевать навыками скорочтения.
Следует заняться этим тогда, когда ребенок повзрослеет

Пока этого не
произошло, будет полезным заниматься с детьми специальными упражнениями,
развивающими внимание, память, артикуляцию. Это подготовит к более успешному
процессу обучения скорочтению в более позднем возрасте

Методика Зайцева

Эта методика основывается
на кубиках Зайцева. И предлагается детям уже с двухлетнего возраста в игровой
манере начать осваивать правильную технику чтения. Буквы больших размеров
нанесены на кубики разных цветов. В кубиках есть разные наполнители, издающие
различные звуки при их движении. Дети быстро и надежно запоминают звуки, буквы
и слоги. Эта методика также показывает отличные результаты в работе с детьми с
особенностями развития.

По статистическим данным
дети начинают читать:

В 2-4 года через 6 месяцев занятий.

В возрасте от 4 лет — через 16 занятий.

С 6 лет — уже через 6 занятий.

Монтессори

При этой методике
создается такая среда, когда дети развиваются с минимальным вмешательством
взрослого, но под его контролем. Малыши сами выбирают себе упражнения и
продолжительность занятий. При этом уроки происходят в особом пространстве,
отвечающем сразу за все стороны развития ребенка:

практика;

сенсорика;

математика;

естествознание;

развитие речи.

Скорочтение Андреева

Упражнения по данной
методике позволяют:

повысить скорость чтения более чем в 5 раз;

лучше понимать прочитанный материал;

сохранять приобретенную информацию в памяти;

улучшить способность концентрировать внимание;

сделать обучающий процесс интересным.

В основе метода лежат
постоянные тренировки. Ученик перестает читать слова и начинает воспринимать их
как картинки. Благодаря этому быстро и эффективно увеличивается словарный
запас. После прохождения такой методики, дети начинают читать книги в несколько
раз больше, чем их ровесники.

Методика Лысенко

Разработчик этой
программы — Ольга Лысенко, педагог с более чем 20-летним стажем. Методика
содержит в себе четыре курса из таблицы умножения, азбуки, овладения красивым
почерком, чтения без слогов. После обучения ученики смогут хорошо писать,
читать, складывать цифры.

Методика Домана

Система представляет собой набор физических и интеллектуальных упражнений и тренажеров. Доман поддерживает теорию о связи физического развития и умственного. Если заниматься упражнениями с малышом, взрослые одновременно будут стимулировать все аспекты его развития.

Таблицы Горбова-Шульте

С помощью таблицы
тестируется способность переключения внимания. Метод часто применяют психологи
для того, чтобы оценить концентрацию внимания. Таблица, состоящая из
черно-красных ячеек, используется для занятий, увеличивающих угол зрительного
восприятия информации.

Ошибки в обучении

Огромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения шестилетка потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать.

Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок одолел обычное чтение

Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:

Называть буквы следует коротко: Б, М, Р. Алфавитные названия БЭ, МЭ, ЭР осложняют чтение и путают ребёнка. Прочитанное ПЭАПЭА, вместо ПАПА, для детского ума расшифровать и понять непросто. Если смысл будет непонятен, интереса к чтению не появится.
Слияние букв в слоги, а слогов в слова. Правильнее тянуть первый звук, пока не дойдёт очередь до следующего: РРРАК, ПППА-ПППА. Ошибочно: П и А будет ПА; чтение по буквам П, А, П, А; чтение с последующим проговариванием не глядя на текст.
Недоразвитие речи обуславливает появление ошибок в чтении и письме

По этой причине важно вовремя обращаться к логопеду или дефектологу для того, чтобы устранить речевые дефекты вовремя.

Ошибки в обучении

Огромной ошибкой родителей служит принуждение читать на протяжении долгого времени. При низкой технике чтения шестилетка потратит на чтение короткой сказки до полутора часов, что уничтожит всякое желание читать.

Уроки по скорочтению следует проводить только после того, как ребёнок одолел обычное чтение

Важно научить читать, избегая ошибок, приводящих к переучиванию в дальнейшем:

Называть буквы следует коротко: Б, М, Р. Алфавитные названия БЭ, МЭ, ЭР осложняют чтение и путают ребёнка. Прочитанное ПЭАПЭА, вместо ПАПА, для детского ума расшифровать и понять непросто. Если смысл будет непонятен, интереса к чтению не появится.
Слияние букв в слоги, а слогов в слова. Правильнее тянуть первый звук, пока не дойдёт очередь до следующего: РРРАК, ПППА-ПППА. Ошибочно: П и А будет ПА; чтение по буквам П, А, П, А; чтение с последующим проговариванием не глядя на текст.
Недоразвитие речи обуславливает появление ошибок в чтении и письме

По этой причине важно вовремя обращаться к логопеду или дефектологу для того, чтобы устранить речевые дефекты вовремя.

Проблемы

Тренировка быстрочтения сопряжена с некоторыми сложностями

У неподготовленных детей слабо развито периферийное зрение, артикуляция, есть дефекты психических навыков (внимание, память)

Узкое поле зрения. Для освоения техники быстрого чтения необходимо иметь широкий охват зрения. Глаза не должны фокусироваться на одном слове. Задача педагога по скорочтению научить школьника воспринимать текст целиком, то есть взгляд должен останавливаться не на отдельных словах, а на пробелах между ними, захватывая сразу фразу или предложение.
Регрессия глаз. Это главный враг скорочтения. Школьник возвращается к уже прочитанному тексту, теряя время. Регрессия глаз происходит машинально. Процесс возможно контролировать, используя тренировочные упражнения.
Подавление артикуляции. Читая в обычном темпе, дети стараются проговаривать слова четко и громко. Это помогает усваивать художественную литературу. Например, стихи воспринимать точно и чувствовать настроение автора без пауз, логических ударений невозможно. Но для динамического чтения дикция не нужна

Проговаривание снижает скорость восприятия текста.
Неразвитое внимание. Высокий темп чтения требует повышенного внимания

Это необходимо для моментального выделения главного и второстепенного, глубокого понимания новой информации.

Для устранения дефектов и отработки навыков быстрого чтения нужно не только постоянно тренироваться, но и корректировать широту поля зрения, отказаться от внутреннего проговаривания слов, контролировать регрессию, развивать внимание и память. В этом помогут следующие упражнения, которые включают в систему занятий, уделяя им по несколько минут на каждом уроке

Таблицы Шульте

Для тренировки внимания и сосредоточения (от этих двух качеств напрямую зависит скорость чтения и восприятия информации) для детей постарше (10-12 лет) можно использовать таблицы Шульте.

Таблица Шульте — это таблица со случайно расположенными объектами (обычно числами или буквами), служащая для проверки и развития быстроты нахождения этих объектов в определенном порядке. Изначально такие таблицы были разработаны немецким психиатром и психотерапевтом Вальтером Шульте как психодиагностическая проба для проверки свойств внимания человека.

Пример таблицы Шульте

20 15 16 9 17
7 10 31 8 4
15 24 11 6 23
22 25 18 5 1
11 21 3 20 12

В скорочтении подобные таблицы используются для тренировки сосредоточения, переключения, отвлечения, распределения внимания и выработки навыков быстрого восприятия текста.

Есть модификации таких таблиц: с арабскими и римскими цифрами – таблица Шульте-Платонова, двухцветные – Шульте-Горбова.

Что такое

Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом не понимать, что он прочитал, то скорочтение не окажет вам помощь в учебе, а даже наоборот.

Под скорочтением в правильном смысле принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения при этом должны быть не менее 120-150 слов в минуту. В более старшем возрасте составляет до 200 лексических единиц.

Обучиться скорочтению может любой ребенок. Но, по мнению психологов и педагогов, оптимальным возрастом является период с 10 до 12 лет. Хотя положительный опыт применения методики есть у детей 7 лет, и даже 6 лет.

Правила организации занятия

При работе над техникой скорочтения важно придерживаться нескольких правил, которые сделают каждое занятие максимально продуктивным

Следует стремиться к тому, чтобы ребенок читал и выполнял упражнения регулярно, желательно каждый день, а не к тому, чтобы он читал помногу за один раз.
Не стоит недооценивать важность отдыха, поэтому при тренировках следует делать небольшие перерывы, чтобы малыш смог передохнуть и набраться сил.
Обязательно хвалить ребенка за усилия, и особенно – за успех, а вот от порицаний необходимо отказаться, поскольку недовольство родителей снизит и мотивацию, и интерес.

В процессе обучения хорошо использовать элемент здоровой конкуренции, поэтому можно дать ребенку возможность иногда «победить» родителя, прочесть быстрее, чем папа или мама. Это подарит ему веру в свои силы и стремление делать дальнейшие успехи.

Жужжащее чтение

Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.

Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.

Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.    

Основы скорочтения

Образную память считают самой крепкой у детей. Для представления ребенком красочных, ярких и запоминающихся образов нужно развивать его воображение, которое выступает основным процессом познавательной деятельности у младших школьников. Когда ребенок умеет представить образы, он успешнее запоминает материал, изучает новые предметы. Кроме того, многие родители говорят о том, что их дети при чтении рассеяны, отвлекаются на любой раздражитель, при этом при отрыве от чтения они не помнят, где остановились. Иногда бывает, что глаза еще передвигаются по тексту, но мысли в голове уже где-то далеко

Скорочтение развивает внимание, собранность и сосредоточенность, а это улучшает восприятие материала и его длительное запоминание

Обучить ребенка основам скорочтения можно и в домашних условиях. Для этого вам необходимо регулярно выполнять с ним некоторые упражнения. При этом нужно учитывать, что разработанная в образовательных заведениях и годами проверенная практикой система обучения чтению является прочным фундаментом для грамотного письма, изучения наук в будущем, но при этом данная система не способствует расширению возможностей самостоятельного восприятия материала. Занимаясь с ребенком основами скорочтения, не стоит отменять проверенные годами практики методики. Вы всего лишь имеете возможность посмотреть, на что способна более быстрая методика чтения, которую можно применять с начальных классов.

Как научить ребенка читать — рекомендации:

  • Очень важен пример читающих взрослых рядом. Причем читающих увлеченно и с интересом. У детей наглядно-действенное мышление, и они склонны повторять то, что делают вокруг взрослые. Делают родители зарядку — малыш будет вам подражать. Вы с упоением читаете книги — ваш кроха будет стремиться к этому.

  • Очень хорошо, если вы сможете сделать процесс вечернего чтения с малышом регулярным и превратите в некий волшебный ритуал. Малыш в эти минуты должен быть только с мамой. Предупредите своих близких, чтобы вас не отвлекали, не перебивали и не звали к телефону. Все это время посвящено ребенку.

  • Самый важный момент — о нем нам поведала еще царица Шахерезада: завершайте всегда на самом интересном месте, но всегда на позитивном и светлом. При этом даже грустные моменты истории можно эмоционально показать светлыми и счастливыми.

  • Читайте медленно, тихим голосом и очень чувственно. Если ваш кроха заснул счастливый под сказки мамы, значит, все сделано правильно.

Эмоциональное вовлечение взрослых в процесс чтения с ребенком создает самую прочную эмоциональную связь, которую мы несем сквозь годы. Пережитые вместе эмоции объединяют, делая нас по-настоящему близкими людьми. Ассоциативные ряды, чувства и переживания, которые возникли при чтении детских книжек, становятся фундаментом ваших будущих отношений. Когда ребенок подрастет, у вас всегда будет «запасная волшебная палочка» в виде этих эмоций. Вы уже не будете читать ребенку нотаций и поучать его, а просто обратитесь к образу героя детской книжки.

Как научить ребенка состраданию?

Психика человека формируется от впечатлений при взаимодействии с другими людьми. Впечатления от героев книг такие же настоящие для ребенка. А зрительный ребенок оживляет всех персонажей и сопереживает им.

Когда вы вместе с ним читаете классическую литературу, вовлечено, интонируя, вы пробуждаете у ребенка чувства сопереживания и сострадания.

Ребенок должен плакать, сострадать, сопереживать героям

Обучение скорочтению, когда и как?

Обучение классическим приёмам скорочтения, построенным на принципе полного подавления внутреннего проговаривания, не стоит начинать раньше 10-12 лет. Это связано с тем, что ученики начальной школы лучше запоминают информацию, скорость передачи которой идентична средней скорости обычной человеческой речи.

Однако даже в первом классе, в процессе обучения ребёнка чтению, можно воспользоваться  некоторыми приёмами, которые предлагает методика скорочтения. Упражнения эти будут чрезвычайно полезны для развития навыков быстрого чтения у детей.

Насколько быстро должны читать современные ученики начальной школы?

  • В 1 классе, ребенок должен читать от 30 слов в минуту.
  • Во 2 классе — уже от 50 слов в минуту.
  • После 3-го — от 70-80.
  • К началу средней школы нижняя планка — не меньше100 слов в минуту.
  • При этом скорость чтения в средней школе должна составлять не ниже 120-150 слов в минуту.

Главное от Питера Кампа

 

Шестиминутный мультипликационный ролик включает тезисы, разработанные Питером Кампом. Эксперт советует перед чтением поставить временные ограничения, внимательно изучить содержание и обложку, понять структуру книги. Предлагает избавляться от внутреннего проговаривания: излишняя артикуляция замедляет скорость чтения до скорости обычной речи. Камп призывает учиться сосредоточению и не отвлекаться во время чтения на посторонние мысли.

Один из важных советов — необходимость развития периферийного зрения, позволяющего «захватывать» глазами целые слова, предложения и даже абзацы. Для тренировки навыка предлагает использовать таблицу Шульте – простой, но действенный тренажёр. 
 

Скорочтение для детей: методы, техника

Время и частоту занятий мы немного затронули. Лучше занимайтесь с ребенком часто, но не очень долго. Начинать нужно с занятий по 5 минут. В дальнейшем это время увеличивается. Учитывайте возраст ребенка. С дошколятами и школьниками младших классов и вовсе нужно сократить число занятий до 2-4 раз в неделю. Но даже взрослый ученик не должен тратить больше 20 минут на обучение.

Основная схема любой методики

Разминка, что состоит из чтения. В пределах разумного – не более 100 слов. Основная задача – активировать работу мозга, заставить его думать и запоминать. После чтения обязательно задаете ребенку наводящие вопросы. Подобные упражнения помогут увеличить словарный запас малыша. Ниже мы еще рассмотрим некоторые упрощенные варианты разминки.

Работа на расширение поля зрения. Для этого используют квадрат с цифрами или, как он еще называется, таблица Шульте

Цифры должны стоять в произвольном порядке — это важное условие. Именно в этом и заключается развитие скорости нахождения нужного числа:
для детей возрастом до 7 лет достаточно будет 9 цифр;
с 7 до 10 увеличивается квадрат до 25 цифр, разбавляя их буквами;
старше 10 лет уже требуют около 35 цифр и 20 букв.

Еще одно упражнение, что тренирует зрительную память и повышает внимательность малыша – это поврежденный текст! То есть, убираются или переставляются некоторые буквы в словах

Ниже мы вернемся к подобным упражнениям, поскольку они имеют несколько вариантов.
Дальше идет целый комплекс упражнений, которые включают подавление артикуляции и устранение регрессии. На этом этапе также не помешает работа в паре с взрослыми. Это повысит скорость чтения самого текста и улучшит понимание прочитанного.

Заключительная часть основана логического мышления. Но учитывайте, что малыш может уже устать к этому времени, поэтому переключайтесь на математический материал или вообще возьмите за основу рисование. То есть, попросите малыша нарисовать рисунок на тему прочитанного текста.

Закрепите пройденный материал с помощью рисунка

Относительно детей младшего возраста

Для них текст из 100 слов будет крайне утомительным. Ребенок потратит на его прочтение около часа, а мозг устанет от переизбытка информации. Берите небольшие отрезки, что состоят из 1-2 предложений. Увеличивайте их количество, когда малыш будет к этому готов.

  • Если ребенку тяжело выполнить весь список упражнений (а сначала так и будет получаться), тогда разбивайте его на несколько частей. Или делайте небольшой перерыв.
  • Не нужно каждый раз менять текст или положение цифр. Можно использовать их еще 2-3 раза.
  • Есть также щадящий режим, когда ребенок отдыхает даже в процессе занятия, а визуализация переплетается с чтением. Ребенок читает фразу, затем ему показывают изображение (слайд). После этого небольшой перерыв. Несмотря на свою легкость, это эффективный метод научить ребенка быстро читать. Особенно, хорошо использовать подобную тактику деткам 5-6 лет.

Дошколята требуют игровой формы занятий

Работа с таблицами слогов

Чтобы повысить скорость чтения, важно тренировать ребенка воспринимать слог как единое целое, как основу прочтения слова. Для таких упражнений необходимы специальные таблицы слогов

Можно использовать дидактический материал для обучения чтению по методике Н. Зайцева или создать такие таблицы самостоятельно.  

Детям предлагаются различные задания:

  • прочесть строчку или столбец с определенной буквой;
  • произвольное прочтение слогов;
  • найти в таблице указанный слог;
  • послогово показать слово в таблице.

Сначала используются таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трех-четырех букв. Купить красочные таблицы можно в магазине учебной литературы как карточки, плакаты или книги-сборники. Например, Узорова, Нефедова: Самый быстрый способ научиться читать. Слоговые таблицы. 

Презентация «Слоговые таблицы к урокам произношения и обучению грамоте в 1 классе.

Прием «Губы»

При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. После команды «Вслух!» палец следует убрать  и перейти к чтению вслух.  

Работая над улучшением техники чтения важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребенка, уровня развития его мыслительных процессов.  Поэтому, конечно же, не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого несомненно получится

Кроме того, параллельно с увеличением скорости чтения обязательно нужно уделять внимание развитию выразительности и осознанности чтения, приучать детей читать правильно, без ошибок.  

Об авторе-составителе: Гладко Марина Геннадьева, учитель начальных классов, стаж работы около 25 лет.

Навык за 21 день

Как научить ребенка скорочтению, особенно, если само чтение дается ему с трудом и неохотой? Самый простой способ — игра, особенно онлайн. Когда ребенок вовлечен в процесс и видит сразу же какие-то результаты, ему становится интересно, а это повышает мотивацию. Мы создали онлайн-курс на скорочтение, который подходит и детям, и взрослым. Для самых любознательных в нем описана теория скорочтения, но самое интересное и полезное — это игровые тренажеры, разработанные специально для этого курса. У них понятный и простой интерфейс, а основаны они на научных методиках. Тренажеры направлены на увеличение скорости чтения и понимания текста, расширения поля зрения и укрепление памяти. Также в курсе представлены упражнения для отработки навыков — например, чтения смысловыми единицами или управления артикуляцией. Программа курса рассчитана на 21 день — это всего 3 недели, а навык останется на всю жизнь! Заложите фундамент успешного обучения уже сейчас вместе с Викиум.

Развитие анципации

При чтении книги, боковым зрением ребенок должен видеть очертания следующего слова и догадаться, что это такое. Для этого придуманы упражнения.

Линейка. Закрывать текст на 10-15 символов, ребенок при этом должен читать на привычной скорости.
Читаем кувырком. Текст сначала читается в обычном режиме, затем в перевернутом виде, то есть наоборот

Это упражнение влияет на память и внимание. Можно также повернуть книгу на 90 градусов.
Половинки. Листом закрыть строчку текста, которую читает ученик

Закрыть нужно только верх или низ букв, ребенок должен догадаться, какие буквы написаны.

Скорочтение и его виды

Существует всего три вида скорочтения:

  • Аналитическое. Здесь есть свои принципы, подходы. Оно самое трудное из всех и самое медленное, так как требуется усвоить всю информацию и понять ее. Скорость чтения не превышает 3000 знаков в минуту.
  • Ознакомительное. Более лёгкий вид, по сравнению с предыдущим. Особо полезна эта техника чтения, если в голове уже есть структура знаний и нужно лишь дополнить ее и расширить. Эта техника подойдет для чтения лёгкой литературы, новостей. Скорость чтения составляет около 5000 знаков.
  • Поисковое. Это самый быстрый способ чтения. С его помощью легко найти нужный фрагмент текста. Также отлично подходит для освежения в памяти уже имеющихся знаний. Скорость чтения может достигать 14 000 знаков в минуту.

Человек может освоить все три техники и использовать их по мере необходимости.

«Клиновидные таблицы»

Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.

Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.

Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector