5 эффективных методик, которые помогут освоить скорочтение
Содержание:
- Тренировки в 8-9 лет
- Покупать обучение или пройти бесплатно?
- Что такое
- «Клиновидные таблицы»
- Как научить ребенка быстро читать: 5 эффективных упражнений
- Упражнение 5. Таблицы Шульте
- Артикуляция
- Зачем читать быстро?
- Упражнения для младшего школьного возраста
- Неправильное дыхание
- Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
- Прием «Спрятанные буквы»
- Жужжащее чтение
- О технике быстрого чтения
- Тренируем память
- Приемы для расширения угла зрения
- «Техника быстрого чтения за 8 занятий» от телеканала «Культура»
Тренировки в 8-9 лет
Развитие скорочтения следует продолжить и во втором-третьем классах, предложив ребенку выполнять различные упражнения. Даже те специалисты, которые выступают против ранних занятий скорочтением, отмечают, что отдельные элементы будут полезны в 8-9 лет.
Таблицы Шульте – это очень хороший тренажер не только для скорости чтения, но и для внимательности, регулярные занятия по ним помогают расширить угол зрения (улучшить периферийное зрение). Заниматься с ними можно в возрасте 8-9 лет. Этот тренажер представляет собой таблицу с большим числом ячеек, в каждую из которых в случайном порядке вписаны данные – это могут быть цифры, буквы. Задача обучающегося – найти их по порядку (например, буквы от А до Я) за определенный промежуток времени, используя периферийное зрение. Проговаривать вслух найденные числа или буквы нельзя, работает только взгляд.
Взгляд не должен бегать по клеткам таблицы, а должен быть сосредоточен в центральной ее части, только в этом случае задание считается выполненным верно. Сначала это будет получаться с трудом, но после регулярных тренировок результат будет заметен.
При занятиях над увеличением скорости осмысленного чтения полезны будут и такие упражнения:
- выразительное чтение знакомого текста с постепенным переходом на неизвестный фрагмент;
- попытка чтения в темпе скороговорок.
В этом возрасте для развития памяти, внимательности, способности размышлять следует активно включать в занятия упражнения для детей, направленные на исправление ошибок. Приведем несколько примеров.
- Взрослый читает текст вслух, специально допускает ошибку в каком-либо слове. Задача ребенка – внимательно слушать, обнаружить ошибку и сообщить об этом после прослушивания фрагмента. Постепенно задание можно усложнять, увеличивая количество ошибок.
- Родитель составляет несколько предложений, причем сознательно допускает в них ошибку. Например, делает карточки со словами «Кошка» «окне» «на» «лежит» и раскладывает их в таком же порядке. Задача ребенка – разложить их правильно, чтобы получилось предложение «Кошка лежит на окне».
- Мама или папа составляет и оформляет небольшой текст, в котором пропущены гласные буквы. Сначала их может быть немного, со временем число пропусков увеличивается. Задача ребенка – понять, каких именно гласных не хватает, и вставить их. Это упражнение постепенно можно видоизменить, пропуская в словах целые слоги, потом – слова и словосочетания, оно помогает развивать мышление и догадливость.
В возрасте 8-9 лет заниматься рекомендуется ежедневно по 40-60 минут, от родителя требуется хвалить ребенка даже за незначительные успехи, что будет стимулировать его к дальнейшим стараниям.
Покупать обучение или пройти бесплатно?
Вот и пришло время сказать, почему я наполовину согласна с утверждением, что только платные курсы полезны. Как мы увидели, есть немало бесплатных ресурсов, которые развивают скорость чтения на уровне.
Итак, выбирать платное или бесплатное обучение? Обычно продается информация, которой нет в широком доступе. Если вас интересуют авторские разработки, сертификаты после окончания обучения, опыт чемпионов или мощные техники прокачки навыков, то, конечно, останавливайтесь на платном контенте.
Но если вас устроят советы по ускорению чтения, дополнительные сведения, как этот навык лучше прокачать, принципы развития скорости чтения, памяти и внимания – в этом бесплатные курсы не уступают платным.
Решать вам, куда и во что вкладывать свои деньги и время!
Что такое
Скорочтение – это способность человека воспринимать текст с большой скоростью. Именно воспринимать, а не только механически прочитывать. Если вы научите ребенка проглатывать слова с феноменальной скоростью, при этом не понимать, что он прочитал, то скорочтение не окажет вам помощь в учебе, а даже наоборот.
Под скорочтением в правильном смысле принято понимать развитый навык обработки учебного текста. Это параграфы учебников, статьи на научные темы. Скорость чтения при этом должны быть не менее 120-150 слов в минуту. В более старшем возрасте составляет до 200 лексических единиц.
Обучиться скорочтению может любой ребенок. Но, по мнению психологов и педагогов, оптимальным возрастом является период с 10 до 12 лет. Хотя положительный опыт применения методики есть у детей 7 лет, и даже 6 лет.
«Клиновидные таблицы»
Процесс чтения основан на образах. Например, при последовательном прочтении фразы «Маша ела кашу» в голове сначала появляется образ девочки. Затем мы представляем, что она ест, а после — что ест именно кашу. Другое дело, когда видишь одновременно три слова. В голове сразу возникает образ девочки, которая ест кашу. Это происходит мгновенно и значительно ускоряет процесс чтения.
Чтобы видеть и воспринимать по два-три слова одновременно, необходимо расширять поле зрения. Для этого можно использовать специальные таблицы для скорочтения, которые помогут развить навыки.
Распечатайте «клиновидную таблицу» и сконцентрируйтесь сначала на центральном столбце. Затем медленно спускайтесь взглядом вниз, при этом проговаривая вслух боковые числа. Цель данной таблицы цифр для скорочтения — дойти до конца и увидеть одновременно числа и справа, и слева от центрального столбца.
Как научить ребенка быстро читать: 5 эффективных упражнений
Современный человек должен усваивать информацию очень быстро: уже в школе дети сталкиваются с колоссальной нагрузкой в виде большого количества уроков, внешкольных занятий, домашней работы.
Сейчас всё больше набирают популярность курсы ментальной арифметики, мнемотехники и скорочтения. Однако многие навыки можно легко развить в домашних условиях. В данной статье мы поговорим о том, как научить читать быстро ребенка в 1 классе и не только.
Почему мы решили остановиться именно на обучении чтению? Во-первых, читать быстро и при этом внимательно – залог успеха в учебе и работе. Этому вопросу, кстати, посвящена наша статья. Во-вторых, дети часто не читают, так как этот процесс кажется им скучным и долгим. На самом деле, причина в низкой скорости, трудности понимания текста и запоминания деталей.
Обучение скорочтению позволяет решить все эти проблемы. А если вы еще и сможете подобрать интересные книги, то дети без сомнения проникнутся любовью к чудесному миру литературы.
Ниже описаны 5 простых, но эффективных упражнений, которые помогут повысить скорость чтения
Важно, что скорочтение – это способность не только пробегать текст глазами быстро, но и понимать всё прочитанное. Поэтому не усложняйте упражнения (в описании каждого из них вы найдёте соответствующие опции), пока не научитесь после быстрого прочтения пересказывать текст близко к исходному (мы рекомендуем начать с половины страницы)
Упражнение 5. Таблицы Шульте
На что направлено: развитие периферического зрения.
В чём суть: Таких таблиц очень много в интернет-пространстве. В квадрат (5 на 5 клеток) вписаны числа от 1 до 25. Задача в том, чтобы за минимальное количество времени найти все числа и построить из них последовательность, при этом взгляд должен быть зафиксирован на центральной клетке. Интересная и очень полезная замена мобильным играм!
Еще больше полезных упражнений вы сможете найти в нашей статье здесь. Помните о том, что для полноценного освоения скорочтения необходимо заниматься регулярно и осознанно. Именно этому детей учат наши опытные преподаватели на курсах по скорочтению и развитию памяти в Юниум. Развивайтесь сами и развивайте ваших детей, а мы вам в этом с радостью поможем!
Артикуляция
Артикуляция – это проговаривание звуков, которое серьезно замедляет процесс чтения и усвоения материала. Это выражается в излишних движениях речевого аппарата во время чтения. Для многих детей подавить артикуляцию и внутреннее проговаривание текста очень сложно.
Как понять, что у ребенка такая проблема?
Как бы удивительно это не звучало, но ребенок будет физически проговаривать слова своим язычком, даже когда читает про себя. Поэтому такие дети имеют примерно одинаковую скорость чтения вслух и про себя.
Чем вредна артикуляция?
Когда мы читаем, то у нас автоматически подключается наглядно-образное мышление, воображение и визуализация. Артикуляция не только снижает скорость чтения, но и влияет на качество восприятия прочитанного материала. Отсюда и непонимание прочитанного материала. Чем быстрее читает человек, тем меньше его артикуляция и выше понимание прочитанного.
Как помочь ребенку избавиться от артикуляции во время чтения?
Уменьшить артикуляцию можно, переключив внимание ребенка на другие процессы. Первый способ
Первый способ
Кажется довольно сложным на первый взгляд, но превосходно подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или проговаривать прочитанные слова. Во время чтения попробовать считать, хотя бы от 1 до 10. То есть, читая текст, проговаривать не слова, а числа: один, два, три, четыре… Это упражнение также прекрасно будет развивать мозг ребенка.
Второй способ
Когда ребенок читает про себя, он держит зажатый передними зубами карандаш. Или же можно держать у губ палец, как будто жест «тише». При прочтении нужно контролировать движение губ.
Третий способ
Во время чтения про себя ребенок проговаривает хорошо знакомые ему стихи или куплеты из песен. При этом происходит отвлечение на знакомый материал, что гораздо проще, нежели проговаривание только что прочитанного.
Четвёртый способ
Во время чтения нужно выстукивать рукой несложный ритм.
Концентрация внимания, в данном случае, происходит не на речевой функции и проговариваемом тексте, а больше на движении и выстукивании ритма, что и позволяет читать быстрее и без артикуляции.
Пятый способ
Во время чтения сознательно повышать и понижать его скорость, благодаря чему исчезает внутреннее проговаривание текста. Менять скорость лучше всего при помощи метронома, который будет задавать темп.
Шестой способ
Произведение во время чтения различных движений пальцами или руками. За эти действия отвечает двигательный мозговой центр, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполнимыми
Нужно их усложнить, чтобы задействовать внимание
Например, читая книгу, можно поочерёдно выпрямлять по одному пальцу правой иди левой рук.
Седьмой способ
Данный способ приятен и полезен одновременно. Это прослушивание музыки при чтении. Музыка, играющая на фоне, должна быть лёгкая и приятная. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.
Таким образом, чтобы убрать артикуляцию нужно создать неудобные условия для проговаривания текста. Кроме того, все эти упражнения прекрасно тренируют мозг ребенка и развивают межполушарные связи.
Зачем читать быстро?
«Странный вопрос», – подумает кто-то. Мы, вроде как, с того и начали, что осознали преимущества скорочтения и решили его освоить. Совершенно верно, однако быстрое чтение решает не только ваши задачи, связанные с освоением информации. Оно открывает вам путь к научной карьере, карьере журналиста и обозревателя, политолога, социолога и литературного критика, а также ко многим другим сферам деятельности, где быстрое чтение – это залог своевременного выполнения работы, и никак иначе.
Кроме того, скорочтение повышает качество работы с материалом. Читая быстро, вы обучаетесь вычленять суть, чтобы не тратить время впустую на малозначимые подробности
Этот навык весьма пригодится в бизнесе, маркетинге, PR-технологиях, где объем входящих предложений стремится к бесконечности, и вовремя отсеять ненужное ничуть не менее важно, чем не пропустить значимое
Итак, давайте теперь подытожим всю пользу, которую приносит нам скорочтение:
Воспринимаем и понимаем больше информации за единицу времени.
Умеем отсортировывать важное и неважное, системообразующее и второстепенное.
Всегда помним основную суть прочитанного текста, даже если где-то упустили детали.
Способны обрабатывать любые массивы входящей информации, не уставая и не снижая качество восприятия.
Обучаемся концентрировать внимание, что полезно для многих видов занятий, а не только для чтения.
Обучаемся не отвлекаться, что тоже полезно для многих видов деятельности.
Экономим свое время, которым можем распорядиться с большей пользой, нежели многократное чтение одного и того же материала с целью что-то запомнить.
Обретаем конкурентное преимущество во всех сферах деятельности, так или иначе связанных с обработкой информации (наука, журналистика, бизнес, прочее).
Становимся более знающими и эрудированными людьми, способными подержать любой разговор, что повышает наше конкурентное преимущество не только в работе, но и в личной жизни.
К слову, исследования, проведенные в свое время в Харьковском педагогическом институте, убедительно доказали, что между быстротой чтения и успеваемостью наблюдается причинно-следственная связь. Если среди быстро читающих 53% учатся на «хорошо» и «отлично», то среди читающих медленно хорошей успеваемостью отличается лишь 4% учащихся .
Итак, вы разобрались, зачем и для чего вам нужно скорочтение. И, как хорошие родители, наверняка уже задумались, как приобщить к этому полезному занятию своих детей. Если ваши дети относятся к обучению хоть сколько-то сознательно и обладают известной долей любознательности и тяги ко всему новому, можем посоветовать книгу «77 упражнений для увеличения скорости чтения» . Эту работу про скорочтение скачать можно бесплатно.
Если же пока что за вашими детьми нужен глаз да глаз, а заниматься самостоятельно им даже не приходит в голову, вас выручит методика развития скорочтения Ахмадулина, описанная в книге «Скорочтение для детей 6-9 лет. Как научить ребенка быстро читать и понимать прочитанное?» . Сначала с книгой нужно ознакомиться вам, чтобы подготовить все необходимое для занятий с ребенком. И только после этого можно привлекать к занятиям свое чадо.
Будем честны: не все отзывы на эту книгу исключительно положительные и не все дети достигли каких-то мегарезультатов по увеличению скорости чтения. Однако большинство родителей утверждает, что у детей однозначно вырос интерес собственно к процессу чтения, а это уже залог будущего успеха. Да и факт, что ее рекомендуют 96% прочитавших, уже говорит сам за себя .
В принципе, скорочтение для детей – это всегда полезная тренировка, даже если с ходу не будет каких-то впечатляющих результатов. Вы всегда можете провести ее в формате игры и сами вместе с ребенком выполнить упражнения из книги. Это объединяет, укрепляет атмосферу доверия в семье, что гораздо важнее, чем собственно скорость чтения для ребенка прямо сейчас.
И еще раз напоминаем, что мы вас ждем на курсе «Скорочтение» и программе «Быстрое чтение», и о том, что сейчас самое время остановить секундомер или любой другой часовой прибор, по которому вы засекали время чтения этой статьи. Теперь пришла пора опробовать на практике одну из рекомендованных методик развития навыков скорочтения (а именно методику обратного чтения) и снова засечь время, за которое вы прочтете эту статью в обратном порядке. Эти данные вам понадобятся для ответа на вопрос по теме статьи.
Мы желаем вам исключительно интересного и познавательного чтения, и не забудьте записать точное время, за которое вы прочитали эту статью!
Упражнения для младшего школьного возраста
Итак, мы выяснили, что занятия по скорочтению можно включить в режим дня ребенка уже в 7-8 лет, но только при условии, что он обладает навыком осмысленного чтения. Полезными будут некоторые упражнения, направленные не только на повышение скорости чтении, но и на развитие внимательности, догадливости.
- Чтение вместе («буксир»). Очень полезное упражнение для увеличения скорости чтения. Выбирается определенный фрагмент текста, ребенок читает его вслух, а родитель водит пальцем по строчкам. Постепенно взрослый начинает движение быстрее, принуждая малыша также увеличивать скорость, даже не замечая этого. При регулярном выполнении помогает достичь хороших результатов.
- Половинки слов. Родители предварительно готовят дидактический материал – делают карточки со словами, потом разрезают их на 2 части (например, автобус – авто и бус). Для младшего школьника таких слов должно быть 7-10. Задача ребенка – разобраться, половинки каких слов лежат перед ним, и сложить их вместе.
- На развитие зрительной памяти. Это задание не только поможет увеличить скорость осмысленного чтения, но и станет отличной тренировкой зрительной памяти младшего школьника. Выбирается текст, который ребенок читает, пока не услышит от взрослого «Стоп», далее он закрывает глаза на 5 секунд, потом открывает и пытается как можно быстрее найти взглядом строку, на которой остановился. Сначала это займет некоторое время, но с каждым разом будет получаться все лучше.
- Побить собственный рекорд. Для работы выбирается достаточно длинный текст, который малыш читает в течение двух минут. Как только время истекло, он прекращает чтение, а взрослый ставит в книге точку, после чего ребенку дается время передохнуть. Следующий шаг – повторное чтение этого же фрагмента с начала, но задача – побить собственный рекорд, прочесть дальше точки. Таким образом текст читается трижды за занятие. Если рекорд «побит», задача родителя – похвалить ребенка за волю к победе.
Неправильное дыхание
Нередко в своей практике я сталкивалась с проблемой неправильного дыхания у детей во время чтения. Некоторые дети в буквальном смысле задыхаются во время чтения и, если не давать им делать паузы после каждых двух-трех прочитанных строчек, то их дыхание можно сравнить с дыханием бегуна после марафона.
Неправильное дыхание также может проявляться в виде таких проблем, как:
- Монотонное чтение;
- Очень тихое или чрезмерно громкое чтение;
- Долгие паузы между словами и фразами;
- Нечеткое проговаривание звуков и слогов.
Это, конечно, серьезная проблема, которая убирается специальными упражнениями. Эти упражнения очень нравятся детям, что позитивно влияет на эмоциональное отношение к процессу чтения.
Упражнение 1
Надуваем арбуз
Веселое упражнение, которое очень нравится детям. Необходимо вдохнуть как можно больше воздуха так, чтобы он наполнил низ живота. Животик при этом надувается и становится похожим на арбуз. Выдох должен быть максимально длинным.
Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»
Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.
Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:
- Покажите ребенку первую карточку.
- Школьник читает предложение и старается запомнить.
- Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
- Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
- Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.
В чем здесь смысл?
Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.
В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.
Во втором – 9,
в третьем – 10,
в четвертом и пятом по 11,
в шестом уже 12.
То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.
Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.
Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.
Прием «Спрятанные буквы»
Улучшению техники чтения способствует развитие умения предугадывать слова, а не прочитывать их побуквенно. Для этого можно предлагать такие задания:
- слова с кляксами — на карточке написано слово, часть которого закрыта пятном;
- слова с пропущенными буквами — на карточке слово, в котором несколько букв отсутствуют;
- разрезанное слово — карточку с написанным словом разрезают вдоль и предлагают детям прочитать слово или по верхней, или по нижней его части (слово можно не разрезать на части, а закрыть его половину линейкой);
- более сложный вариант этого упражнения — предугадать недостающее слово. Для него можно использовать крылатые выражения, фразеологизмы, известные фразы из сказок или стихотворений, загадки с рифмованной отгадкой.
Жужжащее чтение
Чем чаще ребенок читает, тем лучше у него это будет получаться. Для тренировки техники чтения катастрофически мало занятий только на уроках. Чтобы достигнуть хорошего результата, рекомендуется проводить пятиминутки чтения на каждом уроке в течение всего школьного дня.
Такие пятиминутки организовываются в начале урока. У школьников на партах должны быть книги для дополнительного чтения. По сигналу учителя дети начинают читать в режиме «жужжащего» чтения. Данный прием подразумевает, что все дети читают одновременно. Причем делать это надо вполголоса, чтобы не мешать друг другу. Каждый ребенок читает в своем темпе. Через 5 минут чтение прекращается и дальше идет обычный урок, например математики, рисования или природоведения.
Никакого контроля или обсуждения содержания прочитанного не проводится. Этот прием используется только с целью увеличения времени для ежедневного чтения. Таким образом, на тренировку затрачивается не менее 30 минут, тогда как в обычном режиме каждый школьник читает в общей сложности около 5 – 10 минут за весь учебный день.
О технике быстрого чтения
Чтобы получить полное представление о технике чтения, запишитесь на очные
курсы, однако, вы можете научиться читать быстрее и самостоятельно.
Типы быстрого чтения
- Неторопливое чтение — к примеру, чтение художественного произведения.
- Скорочтение.
- Предварительное чтение — когда нужно составить представление о прочитанном
тексте. - Внимательное чтение. Например, чтение юридических документов.
Действуя в соответствии с предложенной схемой, вы сократите усилия
на поиск нужной информации.
Прочтите предметный указатель. Определите тезаурус книги и те понятия,
которые используются в документе. Подумайте, на сколько содержание текста
копирует содержанию ранее изученных текстов.
Пробегите глазами по фрагментам текста, которые вам показались важными.
Напишите отзыв автору текста.
Изучите введение к каждой главе, а так же прочитайте последнюю страницу
каждой главы.
Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы
Обращайте
внимание на примеры и выделения в книге.
Изучите внимательно введение книги. Изучите примеры автора
Подумайте, на сколько примеры избиты? Не
создается ли у вас впечатление, что автор книги украл содержание текста
у других авторов
Прочтите оглавление. Составьте представление о содержании текста
до изучения.
Как читать документы
Во первых, просмотрите места в тексте, где определены выводы. И, потом,
читайте весь документ. Не теряйте время на мелочи.
- Изучите вводную часть.
- Просмотрите заключение или несколько заключительных абзацев.
- Просмотрите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.
Зигзагообразное скорочтение. Использование подсознания
во время чтения
Когда человек читает достаточно быстро, то он уясняет не отдельные слова,
а целые фразы. Зигзагообразным движением глаз сканируйте страницу. Как только
почувствуете, что нашли что то интересное, то переходите на вдумчивое чтение.
Записи на полях
В процессе изучения текста отмечайте карандашом важные места, подчеркивайте
ключевые слова. Делайте записи во время чтения. Формулируйте вопросы автору
документа. Благодаря записям и вопросам, прочитанный текст лучше закрепляется
в сознании.
Пишите вопросы автору книги. Составление письма требует составление мнение
о тексте, а это значит, что после придумывания письма, вы будете знать гораздо
больше, чем если бы не формулировали бы свое отношение к документу.
Используйте альтернативы чтению
Не всегда следует читать текст. Иногда, можно задать вопрос в интернете.
И еще, можно попробовать переформулировать вопрос и спросить его у своих
знакомых.
Тренируем память
Развитие памяти имеет немаловажное значение в обучении скорочтению
Ремонтируем слово
Для прочтения берём текст с пропущенными буквами, которые придётся «по ходу пьесы» отгадывать. Это требует держать в памяти слова и смысл ранее прочитанного.
Шиворот-навыворот
Учимся нестандартно читать, для чего книжку переворачиваем на 45, 90 и даже 180 градусов.
Перевернём страницу вверх ногами и попробуем прочитать текст теперь уже справа налево
Такие упражнения для детей полезны для развития в памяти буквенных эталонов, и неважно, как они расположены
Восстанавливаем цепочку
Берётся набор слов так, чтобы каждое предыдущее желательно было связано со следующим, ну например, машина-улица-светофор и так далее, чтобы ребёнок мог их выстроить в цепочку. Начать можно с 5-ти, далее увеличивая их количество до 10-ти. Один раз прослушивается вся цепочка, а потом слова в ранее установленном порядке восстанавливаются просто вслух либо на листочке бумаги.
Пишем зрительные диктанты
Разработанные профессором Федоренко диктанты состоят из 6 предложений, наращивание их длины происходит по одной-две буквы. Ребёнку отводится время прочитать текст, делая это по строкам. Сначала открывается одна строчка, читается, воспроизводится. Затем из-под листа бумаги открывается только вторая по счёту строчка. И в такой последовательности запоминается весь текст.
Приемы для расширения угла зрения
В процессе чтения имеет значение количество знаков, которые попадают в поле зрения ребенка. Для расширения угла периферического зрения рекомендуется предлагать детям следующие упражнения.
Таблицы Шульте
Таблицы Шульте содержат числа от 1 до 30, которые расположены в хаотичном порядке. Школьникам нужно за 30 секунд отыскать и указать по порядку каждое число. Через несколько дней следует предложить другой вариант таблицы.
См. Онлайн-генератор таблицы Шульте.
Найди слово
Суть этого упражнения аналогична предыдущему. На листе бумаги нужно в произвольном порядке написать несколько разных, не очень длинных слов. Задание для школьников — как можно быстрее отыскивать на листе слова, которые поочередно будет называть учитель.
Пирамидки слов
Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.
Первый — последний
Для этого упражнения можно использовать любой текст. Детям нужно читать только первый и последний слог в каждой строчке.
Рамка для чтения
Необходимо подготовить полоску картона с прорезью, высота которой чуть больше высоты букв в учебнике. Ширина должна быть небольшой, примерно на 3 – 4 буквы. В процессе чтения ребенок перемещает эту рамочку по тексту. Через определенное время ширину рамки нужно постепенно увеличивать.
Со временем дети запоминают многие слова, которые часто встречаются в текстах, и воспринимают их как единое целое. Они уже не читают такие слова, а называют сразу. Подобное умение заметно экономит время при чтении, поэтому данный навык нужно целенаправленно развивать.
«Техника быстрого чтения за 8 занятий» от телеканала «Культура»
Пройти курс
Длительность: 8 занятий.
Формат обучения: видеокурс.
Программа обучения: курс состоит из коротких уроков, которые являются фрагментами передачи «Чёрные дыры. Белые пятна». Лектор объяснит, что подразумевается под быстрым чтением. Он расскажет о нетрадиционных методах получения навыков скорочтения и об эффективных практических упражнениях, которые помогут улучшить концентрацию внимания и увеличить скорость чтения.
Также слушатели узнают, как владение техникой быстрого чтения может пригодиться в разных сферах жизни.
Чему научитесь:
Быстрее читать, лучше запоминать информацию и анализировать прочитанный текст.
- Грамотный лектор.
- Полезные упражнения для лучшего усвоения информации.