Семейная форма обучения: что это такое и как перейти

Как мы дошли до жизни такой

В первые несколько лет обучения нашей дочери в школе у нас никогда не возникало проблем с тем, что мы не ставим ей пробу манту. В 4 классе медсестра нам объявила, что правила изменились и теперь тем, кто не делает манту, необходимо пройти рентген. Два года подряд, как послушные граждане, мы делали дочери снимок легких и приносили заключение о том, что с ребенком относительно туберкулеза все в порядке.

Но в 6 классе мы решили, что не будем облучать дочь ради справки (с легкими у нее всегда было все в порядке) и сказали в школе о своем решении. Наша позиция априори означала войну. Медсестра грозно заявляла о том, что записывает имена не принесших справки, кого через некоторое время перестанут допускать к учебе. Было страшно, потому что воевать не хотелось даже с медсестрой – не раз она шла нам навстречу в разных ситуациях, и я ценила добрые отношения с ней.

Нам не хотелось тратить время и нервы на то, чтобы через суды добиваться своего права водить ребенка в школу без требуемых обследований, хотя такой способ зачастую давал положительные результаты тем, кто решился на него. Мы же подумали, что настало как раз то время, когда нам стоит попробовать семейное образование.

Вначале я сказала классному руководителю дочери о том, что, если нас не допустят к учебе, мы готовы перейти на семейную форму обучения. Мне казалось, что мое предложение будет воспринято агрессивно, но учительница посоветовала не спешить, а поговорить с директором.

На мой вопрос, могут ли допустить моего ребенка к учебе без манту и рентгена, директор сочувственно рассказала мне, что буквально за день до меня к ней приходили из тубдиспансера и ругали ее, как девчонку, за то, что она разрешает таким детям учиться, и угрожали подать на нее в суд. «Получается замкнутый круг, — пожаловалась она, — я нарушаю законодательство, потому что не даю возможность учиться, и так же нарушаю закон, если позволяю это делать без обследований».

И тут же директор предложила нам перейти на семейное образование, как оказалось, даже не общаясь с нашим классным руководителем и не зная о том, что мы уже настроены на эту форму обучения. Приготовленные мною аргументы и убедительные фразы в пользу нашего ухода из школы так и остались невостребованными.

Причины перехода

В определенных случаях родители решают, что их школьник должен находиться на домашнем обучении. Основания могут быть разными.

К примеру, надомным способом могут учиться лишь дети, имеющие специальную справку из медучреждения. При этом перевод на семейное обучение может произойти без причины, просто по желанию семьи.

По состоянию здоровья

Для детей, имеющих определенные виды заболеваний и травм, а также детям, находящимся на реабилитации после болезни, положено домашнее обучение в школе. Показаниями для перевода могут быть соматические, неврологические, хирургические, кожные и психоневрологические виды заболеваний. Подробный список утвержден Министерством здравоохранения РФ.

Для подтверждения подобного заболевания недостаточно обычной справки от педиатра. Ребенок должен пройти медицинскую комиссию, которая дает заключение о том, что по состоянию здоровья он не может посещать учебное заведение. Если переход на надомную форму происходит из-за временной травмы или реабилитации, в справке обязательно должен быть указан период, во время которого ребенок не будет посещать занятия в школе.

Читайте нашу статью Можно ли перевести на домашнее обучение часто болеющего ребенка в 2021 году.

По желанию родителей

Родители имеют право перевести здорового ребенка на семейное обучение по собственному желанию. Для того, чтобы попасть на домашнее обучение без болезни, могут быть разные причины. К примеру, семья может часто переезжать из-за профессиональной деятельности отца или матери. Частая смена коллектива и школы может помешать даже беспроблемному, обычному ребенку получить качественные знания, поэтому семейное или дистанционное обучение становится отличным вариантом, при котором не придется каждый раз заново привыкать к преподавателям и одноклассникам.

А также родители могут быть выступать за перевод сына или дочери на семейное образование по одному или нескольким предметам из-за плохого отношения учителя. Религиозные взгляды тоже бывают основанием для того, чтобы ребенок не посещал обычное учебное заведение. Обязательным условием является то, чтобы перевода хотели не только родители, но и сам ребенок.

Если хочет ребенок

Бывают ситуации, когда ребенок сам хочет перейти на домашнее обучение. Уговорить родителей бывает непросто, однако, если они видят, что их чадо обладает уникальными талантами и при изучении стандартной школьной программы теряет интерес к учебе в целом, могут пойти ему навстречу.

Большое влияние на маму и папу оказывают и рассказы ребенка о том, что он не находит общий язык с одноклассниками или преподавателем. Это также может послужить достаточным основанием для перехода на семейное обучение.

Еще одной частой причиной является частые пропуски школы. И речь идет не о прогулах, а, к примеру, о профессиональных занятиях каким-либо видом спорта. После возврата с соревнований, которые могут длиться не одну неделю, в обычной школе ребенку приходится наверстывать пропущенный материал с параллельным изучением нового. К такой нагрузке готов не каждый ребенок. При семейном или дистанционном образовании график выстраивается в индивидуальном порядке, что помогает избежать подобных проблем.

Инициатива школы

Ситуаций, при которых школа может по собственной инициативе отправить ученика на домашнее обучение в принудительном порядке, не существует. Перевод без согласия родителей невозможен.

Однако преподаватели и школьный психолог могут рекомендовать домашнее обучение по той или иной причине. Правда, такие ситуации являются большой редкостью.

Подборка курсов
Дистанционное школьное образование с 1 по 11 класс в 2021 году
Посмотреть подборку

Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?

Семейное образование – форма обучения, при которой вся ответственность за уровень образования ребенка возлагается на его родителей.

До недавнего времени об этой форме обучения, которая, кстати, доступна каждому, было известно немногим. Сегодня же многие родители отдают предпочтение именно самостоятельному образованию детей. Чаще всего это связано с нежеланием родителей подвергать ребенка негативным эмоциям, которые нередко случаются в перерывах между уроками, или невозможностью посещать занятия, например, из-за специфики работы родителей (к примеру, дети артистов или спортсменов, которые за месяц могут несколько раз переехать из одного города в другой).

Для начала обучения родители заключают договор с определенной школой, берут учебники из школьной библиотеки или покупают самостоятельно и сами учат детей. В этом случае у них должно быть достаточно свободного времени, чтобы самим учить ребенка, или же возможность выделить средства для занятий с репетитором. При такой форме обучения школа не проявляет интереса к учебному процессу, но раз в год ребенок должен сдавать аттестацию по всем предметам. Здесь стоит заметить, что в отличие от домашнего обучения, ежегодные контрольные работы и проверка знаний проводится абсолютно по всем школьным дисциплинам, а не только по основным предметам.

Несмотря на то, что школьные учителя не имеют близкого контакта с ребенком, а некоторые и вовсе знакомятся с ним только во время контрольных аттестаций, родители могут обращаться к педагогам за консультацией, просить у них примеры работ и интересоваться темами и вопросами, которые нужно изучить. Если они решают покупать учебную литературу самостоятельно, обязательно следует поинтересоваться, по каким учебникам занимаются на уроках в школе, уточнить авторов и названия книг.

Хорошим помощником для организации занятий становятся различные интернет ресурсы. Поскольку это направление начало получать широкое распространение, увеличилось количество сайтов, на которых можно посмотреть программу обучения, выбрать соответствующие теме задания, просмотреть с ребенком видеоролик, в котором учителя рассказывают новую тему. Также сейчас повсеместно открываются различные центры семейного образования, куда родители могут приводить ребенка несколько раз в неделю, и в маленьких группах до 10 человек ему будут объяснять учебную программу.

Таким образом, дети на семейном образовании могут проходить весь курс, заложенный школьным учебным планом, в удобное для них время, а не по установленному графику. Они могут заниматься одним предметом в течение месяца и выучить всю программу за год, а потом перейти к изучению другого предмета. Есть возможность больше углубиться в изучение дисциплины, к которой ребенок проявляет наибольший интерес, или остановиться на сложных темах. Многие родители также практикуют наглядное изучение материала, а не только по учебникам. Например, если есть возможность, можно сводить ребенка в музей, планетарий, ботанический сад, сходить на природу и изучать там насекомых и растения и т.д.

Как все пошло не по плану

У меня были большие вопросы к нашей учительнице. Сын начал рвать прописи, зарисовывать тетради, а учительница просто жаловалась: он ничего не делает. Как-то я заглянула в класс и увидела, что он сидел, положив ноги на парту. Учитель должен установить правила и выстроить границы, а ребенок может попробовать их нарушить — и это нормально. Ну вот Захар попробовал — и учитель дал понять, что сидеть с ногами на парте можно. Подобным образом вели себя все дети — ходили по классу, разговаривали, не было никакой дисциплины. Учительница стала жаловаться, что ей тяжело преподавать, когда в классе десять человек. А как же она в школе преподавала, где их 30, — садилась и плакала?

Порядок перевода

Порядок перевода ребенка на надомное обучение включает 4 шага:

  1. Начать нужно с получения справки о том, что ребенок нуждается в надомном обучении. Справка выдается участковым педиатром, а вот решение принимается медкомиссией.
  2. Подать заявление на имя директора школы, в которой учится ребенок о переводе на надомную форму обучения. Подать уведомление в департамент образования о переходе. Если ребенок еще не учится, необходимо сразу обратиться в департамент.
  3. При необходимости с директором школы составляется индивидуальный план обучения ребенка, где подробно будет расписан весь дальнейший учебный процесс.
  4. Получить журнал, аналогичный классному журналу. В нем будет отмечена успеваемость ребенка, изученные материалы и количество учебных часов. В конце учебного года журнал необходимо передать в школу.

Порядок перевода на семейное обучение состоит из 6 этапов:

Уведомить департамент образования о том, что родители желают определить ребёнка на семейное обучение. Для этого вам нужно лично или дистанционно подать заявление о своём намерении.
Отчислиться из школы, если ребенок будет проходить аттестацию в другой школе, написав заявление на имя директора.
Забрать медицинскую карту и личное дело ребенка.
Выбрать школу для прохождения итоговой и промежуточной аттестации

Необходимо обратить внимание на то, что у школы должна быть прописана семейная форма обучения. Изучить порядок прохождения аттестации

С выбранной школой нужно заключить договор о проведении аттестации. Это позволяет прописать права и обязанности сторон, а также избежать неприятных моментов.
При желании записаться на предстоящие олимпиады и школьные кружки.

Порядок перевода на дистанционное обучение (алгоритм действий аналогичен переходу на семейное обучение) :

  1. Уведомить департамент образования о переходе на семейное обучение.
  2. Отчислиться из школы, если ребенок будет проходить аттестацию в другой школе, написав заявление на имя директора.
  3. Забрать медицинскую карту и личное дело ребенка.
  4. Поступить в онлайн-школу. Иногда для этого необходимо пройти вступительные экзамены по основным предметам. Список онлайн-школ вы можете посмотреть на сайте УчисьОнлайн.ру. Здесь вы сможете подобрать программу для любого класса и возраста.

Сроки

Если возникает ситуация, что зарегистрироваться на домашнее обучение необходимо в кратчайшие сроки, не стоит переживать, что это займет много времени. После подачи заявления и всех необходимых документов срок оказания услуги составляет всего три рабочих дня.

Оформление документов

Оформить документы для перевода не составит труда, если вы подготовитесь заранее.

Для перевода на надомное обучение необходимы:

  • Справка о переводе на надомную форму обучения из медучреждения.
  • Заявление на имя директора школы.
  • Могут потребоваться паспорта родителей и ребёнка (если паспорта ещё нет — свидетельство о рождении).

Документы для перевода на семейное образование:

  • Уведомление в департамент образования о переводе на желаемую форму обучения.
  • Заявление на имя директора об отчислении.
  • Договор с выбранной школой о прикреплении ребёнка для сдачи аттестаций.
  • Паспорта родителей и ребёнка (если паспорта ещё нет — свидетельство о рождении).

Документы для перевода на дистанционное образование все те же, что и для семейного образования. Дополнительно потребуется заключить договор с выбранной онлайн-школой.

Подача заявления

Подать заявление на домашнее обучение необходимо в департамент образования и в школу на имя директора

Но стоит обратить внимание, что они носят уведомительный характер и просто оповещают о смене формы образования

Дать доступ к знаниям и современной науке

Интересно отношение к семейному образованию во Франции. До недавних пор семейное образование было там полностью легальным. Но после ряда террористических актов политика резко изменилась. Руководство республики решительно настроено перейти к германской модели и даже жестче. Они хотят сделать обязательным посещение всеми детьми образовательных учреждений аж с трех лет. 

И французов можно понять: неприятно, когда за твои же пособия в стране формируется чуждая тебе идеология, настраивающая детей убивать инакомыслящих.

И чем больше изолированы дети от общества, тем более страшными чужаками выглядят они друг для друга.

Но проблема не только в растущем терроризме. Да, у родителей есть право воспитывать детей в соответствии с собственными убеждениями и религией. Но ведь и у детей есть право получить современное образование. Образование, опирающееся на актуальные научные достижения. 

Да, у нас есть родители, верящие в плоскую землю (я серьезно, меня даже студенты в университете спрашивали об этом всерьез — приходилось объяснять, почему земля не плоская). Но это не значит, что образование детей должно ограничиться легендами плоскоземельщиков. То же самое касается и космологии, и нелюбимой многими православными теории эволюции, вопросов антропогенеза и даже доказательной медицины, включая актуальные сегодня вопросы вакцинопрофилактики. Дети вправе познакомиться и с научно обоснованной точкой зрения, а не ограничиваться убеждениями родителей и различного рода экспертов. 

Религиозное образование при этом никто не запрещает. Но и религиям не дают запрещать научное образование. Готовы к дискуссиям — пожалуйста. Вопрос в том, смогут ли родители или те же воскресные школы быть более убедительны, чем школьная программа. Учитывая невысокий авторитет государственной школы сегодня, сделать это будет не так сложно. Если, конечно, есть адекватные аргументы.

Классно-урочная революция в образовании

Чешский педагог XVII века Ян Амос Коменский считал, что обучение детей нужно начинать с шести лет и осуществлять исключительно в школе. Должен быть общешкольный план, учебники и строгий запрет пропускать уроки. Один педагог должен преподавать большой группе учащихся. Знакомо, не так ли?

Классно-урочная система, придуманная Коменским, произвела революцию в европейском образовании. Обучать детей «пачками» с экономической точки зрения было выгодно государству.

В Российской Империи классно-урочная система закрепилась после школьной реформы Екатерины II. Но поскольку обязательным общее образование так не стало, большинство дворян и крестьян предпочитали обучать детей дома.

Мотивы, разумеется, у них были разные. Дворянские семьи нередко проживали в поместьях, далеко от учебных заведений. Некоторые не хотели, чтобы дети общались с отпрысками из других сословий. А главное, вариативность домашнего образования позволяла пройти обучение по ускоренной программе и быстро продвигаться по службе для получения чинов. Крестьяне же не отдавали детей в школу, потому что боялись оторвать от корней.

Семейное обучение в России — исторически первая и основная форма получения образования. Дореволюционные «хоумскулеры» в большинстве своём составляли цвет русской нации.  

В 1918 году молодое советское государство принялось за ликвидацию безграмотности среди низших слоёв населения. Был принят Декрет «Об единой трудовой школе РСФСР», сделавший её посещение обязательным, а семейное обучение — незаконным.

Массовая школа была выгодна государству не только экономически (взрослые должны трудиться в полях и на заводах, а дети быть чем-то заняты), но и политически. Так было проще насаждать в умы новых поколений нужную идеологию.   

В 1992 году семейное образование в России вернулось в правовое поле, а в 2012-м стало самостоятельной формой обучения наравне со школьным.  

Сегодня обучение в домашних условиях абсолютно легально и благодаря современным технологиям доступно всем. Любой родитель, которого не устраивает классно-урочная уравниловка, может перевести своёго ребёнка на семейное обучение и строить для него индивидуальный образовательный маршрут.

Как выбрать школу для сдачи промежуточной аттестации

Следующим этапом является выбор школы для сдачи промежуточной аттестации. Сдавать их или нет, решают родители сами, но такое право у вас есть. Вы можете выбрать ту же школу, в которой обучался ребёнок раньше или любую другую. Если школа, в которой обучался ребёнок, не признаёт семейное образование и отказывает вам в прикреплении для сдачи аттестаций, необходимо получить от неё письменный отказ. Но чтобы не тратить время и нервы, проще сразу искать ту школу, которая принимает аттестации от обучающихся на СО. Сейчас выбор таких учебных заведений достаточно широк. Вы можете прикрепиться к школе самостоятельно, а можете через специальные центры, сотрудничающие со своими школами — партнёрами. Некоторые из них являются образовательными платформами, на которых можно учиться ребенку. Некоторые просто занимаются оформлением всех необходимых документов и предоставляют онлайн-сервис для прохождения аттестаций. Нам было удобно все делать удаленно, и мы для прикрепления к школе и прохождения промежуточных аттестаций в 2019 году выбрали один из таких центров — ЦПСО (Центр поддержки семейного образования). Если Вы также решите воспользоваться их услугами, то промокод OLESYANIA даст вам скидку 5%.

Придётся адаптироваться к современным реалиям

Скорее всего, не получится преподавать так, как преподавали во времена вашей учёбы. Многие методики уже устарели — недостаточно просто прочитать и пересказать параграф, чтобы усвоить информацию. 

Центениалы не знают, каким был мир без интернета. Они привыкли воспринимать потоки терабайтов пёстрой информации одновременно: видео, картинки, текст, анимация. Это стоит учитывать в преподавании — современным школьникам и подросткам с клиповым мышлением нужен интерактив, а не зубрёжка советских учебников. Родителям, которые хотят учить ребёнка самостоятельно, придётся перестраиваться и отходить от привычных шаблонов. 

<<Форма демодоступа>>

Плюсы семейного образования в 10–11 классах

Вот несколько весомых преимуществ домашнего обучения в старших классах. 

Профильное обучение

Большинство старшеклассников уже задумываются о том, с какой профессией связать будущее, какие предметы сдавать на ЕГЭ и куда поступать. Несмотря на то что во многих массовых школах введено профильное обучение и детей делят по классам в зависимости от направления (гуманитарное, биохимическое, физико-математическое — самые популярные), эффективность оставляет желать лучшего. Ирина Фомичева, мама выпускницы «Экстерната Фоксфорда», отмечает, что даже профильное обучение в обычной школе подразумевает множество ненужных предметов. Приходилось учить и сдавать бесполезные дисциплины, или наоборот — жертвовать любимыми. 

В «Экстернате Фоксфорда» разработано шесть индивидуальных образовательных маршрутов. Ребёнок может получать знания именно в тех сферах, где у него есть задатки и интерес. А если предпочтения пока не сформированы, тест и консультация со специалистом помогут выбрать профиль обучения. 

На данный момент в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» представлены шесть маршрутов:

  • математический,
  • гуманитарно-лингвистический.
  • естественно-научный,
  • технологический,
  • физико-математический,
  • социально-гуманитарный. 

Экономия времени

Кому как не старшеклассникам, которые стремятся успеть блестяще подготовиться к ЕГЭ и поступить в крутой вуз, известна цена времени. В массовой школе время отнимается не только бесполезными предметами, но и бюрократическими формальностями. Например, обязательными мероприятиями и линейками в актовом зале или дисциплинарными нотациями в чей-то адрес. 

Гибкий график

Подросток может установить удобное расписание и сам выбирать, когда уделять время занятиям на самообразовании. Возможно, ему тяжело вставать раньше десяти утра или часть дня занимает подработка. 

Свобода выбора

В обычной школе дети привыкли ходить по струнке и заниматься исключительно по образцу, который задаёт формат традиционного обучения. На самообразовании родители и ребёнок вольны выбирать всё самостоятельно — не только график, но и учебный план, пособия, дополнительные ресурсы, курсы. Главное — успешно сдавать аттестации. 

Целеполагание

Если подросток амбициозен, мечтает поступить в крутой вуз, набрать достаточное количество баллов для бюджета или написать олимпиаду, самообразование даст необходимые инструменты. Например, индивидуальные маршруты в «Экстернате Фоксфорда» включают в себя подготовку к престижным олимпиадам (Всерос, «Ломоносов», Менделеевский конкурс, «Физтех» и другие). 

Многие ученики, которые осваивают школьную программу на дому, планируют поступать или уже поступили в ведущие вузы России — МФТИ, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МГУ, ВШЭ. Ребята, выбирающие учиться самостоятельно, чаще всего нацелены на результат. Они понимают: всё зависит от их вклада и усилий.  

<<Форма семейного образования>>

Как организовать процесс

1. Учим сами

Чтобы самостоятельно учить детей дома, понадобится время на подбор материалов, организаторские умения и терпение

Важно сразу составить расписание занятий на неделю и стараться его соблюдать. По каждому предмету нужно выбрать программу или выработать собственный план

Проще всего взять готовый комплект: учебник и рабочую тетрадь с грифом ФГОС. Если заниматься по таким пособиям, ребёнку будет легче выполнить требования государственного образовательного стандарта на аттестации.

Чтобы не превратить дом в школу, можно использовать настольные и дидактические игры, творческие задания, уроки на свежем воздухе. Мамы и папы могут гибко подстраивать содержание занятий под потребности и состояние ребёнка. Если математика даётся легко, можно решать больше нестандартных задач. Если с письмом проблемы — отложить учебник и заниматься только по прописям весь первый год.

При таком формате образования учатся не только дети, но и вся семья. Родители штудируют материалы по разным предметам, изучают методику преподавания. Однако дети на семейном образовании далеко не всегда с желанием берутся за уроки. Когда ребёнок посещает школу, достаточно поддерживать его и создавать дома условия для занятий. Родители хоумскулеров же отвечают за результат и вынуждены предъявлять детям требования. 

Плюсы: свобода выбора учебников, гибкое расписание, учёт потребностей ребёнка.

Минусы: затраты на учебные пособия, требуется время и мотивация заниматься регулярно, непросто совмещать роль родителя и преподавателя.

2. Семейные классы

В крупных городах родители находят единомышленников, чтобы вместе учить детей. Кто-то собирается группами на дому, кто-то арендует отдельную квартиру или небольшой кабинет. Некоторые предметы родители преподают сами, для каких-то находят преподавателей.

Иногда из небольших семейных групп вырастает несколько классов. Подрастают младшие дети, и получается уже семейная школа. Бывает и так, что даже одна группа распадается, когда родителям не удаётся договориться между собой.

Ещё один вариант семейного класса — группа на базе частного образовательного центра. У таких организаций обычно нет лицензии на образовательную деятельность, но они нанимают преподавателей и предлагают уроки по школьной программе. В таких частных микрошколах ученики изучают как отдельные предметы, так и все курсы за соответствующий класс.

Плюсы: экономия времени и денег, поддержка сообщества родителей, пространство для совместных игр, праздников, среда единомышленников.

Минусы: необходимость подстраиваться под общее расписание, согласовывать выбор учебников, выстраивать отношения с родителями других учеников или администрацией частного центра.

3. Репетиторы

Чтобы организовать обучение в оптимальном темпе и не тратить время попусту, родители нанимают репетиторов. Занятия с индивидуальным преподавателем проходят очно или онлайн.

Репетиторы помогают ученикам освоить стандартную школьную программу и углублённые курсы, готовят к олимпиадам и экзаменам по всем академическим предметам. Часто ученики получают и все необходимые учебные материалы: родителям не приходится дополнительно ничего покупать.

Высокое качество услуг и индивидуальный подход стоят денег, но можно сэкономить, занимаясь в паре или мини-группе. Если у родителей не хватает терпения, чтобы объяснить ребёнку физику, лучше не портить отношения и доверить дело профессионалу. Многие родители хоумскулеров работают неполный день или удалённо. Бывает выгоднее записать ребёнка к репетитору, чтобы посвятить время своей работе.

Плюсы: высокая эффективность занятий, экономия времени, учёт запросов семьи, способностей и интересов ребёнка, индивидуальное расписание.

Минусы: высокая стоимость индивидуального урока в сравнении с групповым.  

Школы «семейников» не любят

По опыту практически всех наших приятелей мы видели, что работники школ выражают недовольство теми, кто собрался переходить на другую форму обучения, и всячески вставляют палки в колеса таким ученикам. Завучи запугивают сложными экзаменами по всем предметам, директора рассказывают страшные истории тех, кто не справился с самостоятельным образованием, учителя на аттестации пытаются задать вопросы покаверзнее.

Наблюдая за всем, что происходит, мы не спешили наживать себе врагов, хотя понимали, что любая, даже самая лучшая школа не даст того, что дают индивидуальные занятия. Мы всегда были за семейное образование, видели его преимущества, но переходить на него не решались. «Бог взял нас под руки и перевел», — рассказываем мы в шутку тем, кто интересуется, почему все же мы сделали этот шаг.

✅«Он/она что у вас чем-то болеет?»

Ещё один из популярных мифов о семейном образовании — якобы учиться дома можно только из-за слабого здоровья.

Ответ. Ребёнок может учиться дома вне зависимости от наличия или отсутствия какого-либо заболевания. Но нужно различать домашнее (семейное) и надомное обучение:

  • Домашнее обучение как синоним семейного — форма обучения, при которой ребёнок не посещает традиционную массовую школу. И причины перехода тут могут быть разными. Одни недовольны качеством классического образования, другим трудно совмещать учебную и спортивную или творческую деятельность, третьи много путешествуют и не хотят связывать себя школьным графиком.
  • Надомное обучение — способ организации учебного процесса для детей, которые из-за болезни не могут посещать занятия в стенах школы. Школьные учителя приходят на дом или в лечебное учреждение либо занимаются с ребёнком дистанционно, например, по Скайпу. По закону надомное обучение не является формой получения образования. Перечень заболеваний, дающих право на обучение на дому, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.

<<Блок перелинковки>>

Как у нас учатся

У нас работают четыре класса начальной школы: с первого по четвертый. Из предметов — русский язык, литература, математика, окружающий мир и творчество. Мы не связаны ограничениями, которые навязывает министерство образования, и можем использовать любые учебники и программы без оглядки на ФГОС — выбираем вместе с преподавателями лучшие. Правила, что урок длится 45 минут, у нас тоже нет — учитель ориентируется на детей и делает перерыв, если кто-то устал и мешает заниматься остальным. Еще мы знаем, что самый эффективный для обучения — первый час. На начало дня обычно ставим самые сложные предметы и темы.

Сильные стороны нашего формата — качественное обучение и дозированное общение. Когда ребенку семь лет, он не может полноценно общаться с 30 людьми пять дней в неделю по восемь часов. Поэтому в огромных классах дети начинают плохо себя вести: орать, бегать, бить друг друга. У наших «семейных классов» много общего с финскими школами: маленькие группы (в среднем до 15 человек), намного меньше уроков и меньше нагрузка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector