Ребенок постоянно просится на руки. как быть?

Ребенок постоянно дерется.

Вы не наказываете ребенка, чтобы у него всегда была возможность выплеснуть эмоции, при этом вы говорите ему, что нужно стараться делиться и уступать. Но когда малыш оказывается на детской площадке, он начинает задираться и хулиганить, пытается драться и кусаться.

Почему ребенок дерется? Одной из главных причин является факт того, что малыш пока не может полностью находить контакт с другими детьми его возраста, и для подсознательного самоутверждения пробует стать лидером, старается действовать с позиции силы.

Посмотрите, как общаются малыши и вам станет понятно, из-за чего ребенок начинает проявлять агрессию: может быть, он не получил желаемую игрушку, а возможно его не взяли в игру.

Постарайтесь организовать занятия детворы, не заставляйте их обязательно делиться и обмениваться игрушками, мягко и корректно обучайте их сотрудничеству и общению при игре.

Если вы посчитаете, что малыш ведет себя излишне агрессивно и нервно, заберите его с площадки и несколько минут погуляйте с ним отдельно от других детишек. После этого снова вернитесь с малышом в общество и оцените — как он себя ведет.

Второй или третий подход должен изменить его поведение и успокоить. Если ребенок дерется постоянно – постарайтесь найти время и получить консультацию у детского психолога.

На этом мы закончим. Теперь вы знаете почему ребёнок капризничает и истерит и как этого избежать. Мы надеемся, что данная статья вам понравилась и стала полезной.

Spread the love

Что советуют педиатры

Не только психологи, но и педиатры знают, как правильно вести себя во время истерических припадков своего чада. Для многих родителей авторитетом в воспитании малыша является доктор Комаровский. Изучив его рекомендации, родители смогут правильно реагировать на истерики и не допускать их повторения в будущем.

Доктор Комаровский

Узнать о том, как отучить ребенка от истерик можно у доктора Комаровского — известного на всю страну врача-педиатр.

Доктор Комаровский говорит, что малыши никогда не будут устраивать истерики перед телевизором или стиральной машиной

Дети впадают в припадок для того, чтобы привлечь внимание и собрать вокруг себя как можно больше зрителей. Чаще всего они выбирают тех, кто больше всех чувствителен к их поведению, а именно родителей

Главный совет, который дает известный доктор — никогда не стоит показывать малышу, что его «концерты» как-то задевают за душу. Какими бы сильными не были истерики, их нужно игнорировать. Уступить своему чаду — значит стать жертвой манипуляции, которая будет повторяться снова и снова. Также не стоит задабривать малыша, он будет пользоваться этим методом постоянно.

Почему ребенок просится на руки?

Чтобы понять алгоритм действий, необходимо выяснить причину, по которой малыш сильно привязался к рукам, и почему вообще дети просятся на руки.

Эмоциональное общение.

Чтобы нормально развиваться, ребенку необходим контакт с другими людьми. В психологии есть такое понятие – эмоционально значимое лицо. Это человек, к которому у малыша возникает наибольшая привязанность. Чаще всего это мама.

Мамины прикосновения, ласка, объятия, голос вызывают положительные эмоции у ребенка, дают ему ощущение спокойствия, безопасности и счастья. Поэтому малыш так стремится их получить, просясь на руки к маме.

Качание новорожденного – один из важнейших этапов в его психоэмоциональном развитии. Именно сейчас формируется его доверие к миру и к первому социуму, с которым он столкнулся. Некоторые родители избегают укачивания, так как считают, что ребенок привяжется к рукам и потом будет манипулировать своими близкими. Но если вы не готовы ограничивать собственное время ради здоровья и счастья своего ребенка, то зачем тогда вообще становиться родителями?

Наблюдение.

Малыш растет, и ему интересно наблюдать за всем, что происходит вокруг. Трехмесячный ребенок стремится чаще находиться на руках, так как с такой позиции больше видно, да еще и мама или папа рядом.

Без вашей помощи малыш еще не может передвигаться в пространстве, поэтому вы превращаетесь в его личный транспорт. Это естественно, ведь сейчас активно развиваются его высшие психологические функции – мышление, восприятие, память.

Грудное вскармливание.

Так как к груди малыша обычно прикладывают чаще, чем к бутылочке (когда ребенок на смеси), грудные дети более привязаны к рукам. Это не значит, что нужно отрывать малыша от груди и переводить на искусственное вскармливание. Наоборот, грудное молоко полезно, а нахождение в маминых объятиях положительно влияет на психику ребенка.

Плохое самочувствие.

Когда у малыша что-то болит или он хочет кушать, даже когда у него плохое настроение – он тоже просится на руки. Ведь он еще слишком мал, чтобы решать свои проблемы самостоятельно, поэтому требует определенных действий от вас. Бывает, что от годовалого ребенка требуют принятия взрослых решений и суждений: «Ты не видишь, что мама устала?!», «Хватит реветь, папе нужно работать!» – но на понимание этого он еще просто не способен.

Некоторые родители считают, что если ребенок просто капризничает, то лучший выход – не обращать внимание. Но при этом они отказываются применять подобный метод на себе, и когда им плохо и нужна чья-то любовь, обижаются, если им этого не дают. Так почему же ребенок должен получать меньше?

Так почему же ребенок должен получать меньше?

Почему ребенок перед сном капризничает?

Проблемы с животиком, характерные для детей первых месяцев жизни, обостряются к вечеру.

Повод обращения к гастроэнтерологу есть, если вы видите, что:

  • ребенок поджимает ножки к животу;

  • взвизгивает или надрывно плачет;

  • выгибается при кормлении;

  • у ребенка «бурлит» в животике;

  • ребенок обильно срыгивает;

  • у ребенка отсутствует стул;

  • стул, наоборот, слишком частый и жидкий;

  • в кале наблюдается слизь, зеленоватые или кровавые прожилки, непереваренные комочки.

Врач назначит необходимые обследования и подберет для малыша ферментативные препараты, улучшающие усвоение молока или смеси и уменьшающие газообразование в желудке, и вечерние капризы прекратятся.

Если родители задают педиатру вопрос: почему ребенок 5 месяцев капризничает — врачи обычно сразу ссылаются на зубы. Действительно, примерно в этом возрасте у малышей начинается обильное слюноотделение, они тянут в рот погремушки или собственные ручки, при этом дети раздражительны и беспокойны, а их десны при осмотре выглядят рыхлыми и красными. Часто с момента начала «зубных» капризов до прорезывания первых зубов проходит шесть-восемь недель — это острый период, в течение которого зубы движутся внутри десны, причиняя беспокойство ребенку и оправдывая его вечерние капризы. Для снижения болевых ощущений врачи рекомендуют использовать гели с местным анестезирующим эффектом или жаропонижающие средства в сиропе или свечах.

Что за шум? Почему малыш плохо себя ведет

Опытные мамы и папы не дадут соврать: зачастую случается так, что после года смешливый, спокойный и покладистый карапуз преображается. Малейший запрет вызывает истерику, попытки добиться своего пугают своей частотой, и кажется, что по игнорированию просьб мамы и папы крохе просто нет равных. Почему же так происходит? Детские психологи утверждают, что чаще всего малышей на путь непослушания толкают вполне очевидные причины:

Ребенку элементарно не хватает внимания. Родители порой ошибочно полагают, что в раннем возрасте детям не так уж и нужно общение, однако именно сейчас кроха нуждается в нем как никогда. Предоставленный самому себе или  телевизору, пока взрослые решают свои проблемы, малыш не находит ничего лучше, чем начать изводить их своими просьбами и громкими капризами.

Ревность.  Ранний возраст  — время, когда чувство собственничества только просыпается, но уже распространяется на маму или папу

Если в семье есть еще один ребенок – неважно, старший или младший – кроха будет делать все возможное, чтобы перетянуть родительскую заботу на себя. Чрезмерная опека

Любящие близкие так стремятся предупредить каждый шаг своего сокровища, что оно не может проявлять собственную самостоятельность. И как результат – резкий бунт, проявляющийся в постоянных попытках настоять на своем или пойти туда, куда хочется.

Стресс. Если капризы и плохое поведение связаны с тем, что ребенок начал ходить в детский сад, то возможно, ему там что-то не нравится. Не исключено, что столь резкий протест вызывает нехватка родителей или же смена режима дня.

Проверка мамы и папы «на прочность». Уже в этом возрасте маленький хитрец понемногу начинает проверять границы дозволенного. В этом случае непослушание и плохое поведение – лишь попытка узнать, что можно делать, а чего родители никогда не разрешат.

Эти причины считаются одними из самых распространенных. Однако прежде чем делать выводы на их основе, стоит убедиться, что малыш здоров физически и его капризы не связаны с недомоганием.

Причина № 4. Мне больно

Что означают резкие, пронзительные, встревоженные крики, которые не прекращаются, даже когда вы берете малыша на руки? Они говорят о боли, которую он испытывает. Чаще всего это боль в животике или колики. Мало кому удается их избежать, но вы можете помочь малышу и снизить неприятные ощущения.

Читайте о том, как с ними справиться, здесь.

Как снизить болевые ощущения малыша

  • Следите за тем, чтобы во время кормления ребенок захватывал сосок и ареолу — так воздух не будет попадать к малышу вместе с молоком (громкое причмокивание — признак того, что ребенок подсасывает воздух вместе с молоком, а этого надо избегать);
  • Если малыш находится на искусственном вскармливании, кормите ребенка несколько медленнее, смесь должна полностью заполнять соску; можно воспользоваться специальными бутылочками, не позволяющими воздуху проходить вместе с пищей;
  • После кормления подержите малыша 2 – 5 минут в вертикальном положении, с головкой, прислоненной к вашему плечу, и с животиком, тесно прижатым к вашей груди;
  • Сделайте малышу несложный массаж, стимулирующий выведение газов из кишечника: уложите его на спинку и погладьте ему животик по часовой стрелке. Массаж производите мягким надавливанием на живот вокруг пупка. Мысленно нарисуйте на животике подкову, концы которой направлены вниз. Движения вашей руки должны следовать этой траектории по часовой стрелке;
  • Положите малышу на животик теплую (не горячую) пеленку или грелку;
  • Попробуйте газоотводную трубочку (ее можно приобрести в аптеке). Процедура такова: малыша надо уложить на бочок, тонкий конец трубочки, смазанный вазелином, ввести в задний проход примерно на сантиметр, а другой опустить в стакан с водой. Если причина боли в газах, скопившихся в кишечнике, то вскоре вы увидите пузырьки воздуха. Иногда трубочка стимулирует стул, что тоже приносит облегчение младенцу;
  • Наладьте свое питание, попытайтесь определить, какой продукт вашего рациона вызывает колики у малыша, и старайтесь его не употреблять. Капуста, бобовые, виноград, изделия из дрожжевого теста, любая острая пища, кофеин, шоколад могут усиливать колики у ребенка;
  • Попробуйте давать малышу из бутылочки теплый чай из фенхеля или укропную воду;
  • При отсутствии эффекта от вышеперечисленных мероприятий обратитесь за консультацией к педиатру, при необходимости он рассмотрит возможность применения медикаментозных средств — препаратов, которые устраняют повышенное газообразование, не всасываются в кровь и не наносят вреда малышу;
  • Усиливать метеоризм может переизбыток лактозы или недостаток фермента лактазы. Это происходит тогда, когда малыш получает слишком много «переднего» молока и не получает «заднего». В начале кормления материнское молоко более насыщено молочным сахаром — лактозой. Оно называется «передним». Через 10 – 15 минут кормления одной и той же грудью она начинает вырабатывать «заднее» молоко. Оно богаче жирами, которые нейтрализуют лактозу и тем самым снижают газообразование. Также заднее молоко обладает успокоительным эффектом и помогает беспокойным детям засыпать.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

О чём важно помнить родителям?

О том, что «взрослый» ребёнок – ещё не взрослый. Он ещё не вырос, но проходит этапы взросления, становления личности. Все психологи сходятся во мнении, что истерики проще предотвратить, чем бороться с установившейся линией поведения и чертами характера.

Поэтому школьникам нужно то же, что и малышам: режим дня, чёткость и справедливость требований, отсутствие перегрузки и излишней строгости, возможность обсудить чувства со взрослыми, внимание, забота и любовь, независимо от поведения и возраста.

Также спросите себя: наше отношение к сыну (дочери) растёт вместе с ним (с ней)? Не держим ли мы 15-летнего ребёнка в «люльке» для младенца? Помните, и ответственность, и свобода должны постепенно расти вслед за подростком, иначе он будет чувствовать себя мягко говоря не комфортно.

Как ЗПР переходит в УО

Дефекты психической деятельности при задержке ПР склонны трансформироваться как в сторону прогресса, так и в сторону регресса. Например, известны случаи, когда ребенок в детдоме, находясь как будто в замороженном состоянии, не ходит, не разговаривает, застывает в одной точке, будучи усыновленным благополучной семьей, буквально за неделю обучается всем навыкам, соответствующим его возрасту. Он быстро набирает вес, налаживает коммуникативные навыки.

С другой стороны, замедление темпа развития способно нарастать, усугубляя свои проявления. К тому же, термин ЗПР применим только для дошкольников и младших школьников. Если после младшего школьного возраста признаки задержки развития психики сохраняются, то оно переходит в категорию умственной отсталости.

Главную роль в прогрессировании симптомов задержки психического развития играет несвоевременно принятые или полностью проигнорированные меры коррекции состоянии

Очень важно начинать коррекционное лечение таких детей как можно раньше. Оно требует специального обучения

Обычные школы не могут создать необходимые условия, чтобы принять таких малышей. В случае, когда время упущено, наблюдается углубление имеющихся дефектов по всем фронтам:

еще больше искажаются познавательные процессы – внимание, восприятие, память, что неизбежно приводит к снижению интеллектуальной деятельности;
как письменная, так и устная речь не прогрессируют. Ребенок не способен получать информацию извне в достаточном количестве, из-за чего замыкается в себе

Коммуникативные связи с миром разрываются. Налаживание контакта со сверстниками, членами семьи становится практически невозможным. Таким образом, происходит самоизоляция малыша, уход в себя;
в связи с регрессом познавательных способностей, детям с запущенной формой ЗПР сложно осваивать даже элементарные навыки. Не происходит закономерной возрастной смены деятельности с игровой на учебную;
эмоциональная сфера разлаживается. Ребенок становится лабильным, не контролирует свои эмоции.

Особую роль играют взаимоотношения с родителями, в частности, с матерью. Ощущая раздражение, отсутствие поддержки, любви с ее стороны, малыши превращаются в капризных, обидчивых и упрямых задир, либо впадают в ступор. Отсутствие эмоциональной связи порождает, помимо личностной деградации, страхи и тревогу.

В целом, дети теряют связь с окружающим миром. В будущем им становится сложно адаптироваться к коллективу, определиться и получить профессию, наладить межличностные отношения. Запущенная стадия ЗПР делает ребенка инфантильным, неподконтрольным, рассеянным и беспомощным, и способна подвести к чертам, соответствующим умственной отсталости. 

Как стимулировать малыша слезть с рук?

Причина, по которой родители пытают интернет на предмет того, как отучить грудного ребенка от рук, одна – усталость. Постоянное ношение на себе утяжеляющейся изо дня в день «гирьки» – сверхзадача, способная довести человека до исступления. Зачастую мамы в одной руке носят прыгающее чадо, так и норовящее вырвать клок волос из головы, а другой рукой в это время пылесосят, готовят еду и совершают еще тысячу дел. Такой режим выматывает физически и морально, поэтому рано или поздно наступает момент, когда женщина активно начинает искать способы снять с себя любимого отпрыска.

Вопрос: «Как отучить ребенка от рук?» — не совсем корректен. Лучше задуматься о том, что может поспособствовать желанию ребёнка отправиться на самостоятельное изучение окружающего мира.

Общие рекомендации:

  • Не делайте резких движений. Пусть кроха постепенно привыкает самостоятельно возиться рядом со взрослыми.
  • Давайте много телесного контакта: объятий, поцелуев, поглаживаний.
  • Разговаривайте с крохой, даже когда он вас не слышит, пусть знает – мама рядом.
  • Налаживайте контакт малыша с другими членами семьи с самого рождения. Чем больше значимых взрослых окружают дитя, тем проще маме отлучиться, а сам младенец привыкает, что есть несколько взрослых, способных позаботиться о нем.
  • Играйте в «ку-ку» с самого раннего возраста – даже новорождённых деток завораживает этот фокус, когда мама исчезает и появляется. Такие прятки способствуют формированию понимания, что мама всегда возвращается.
  • Не отказывайтесь взять малютку на руки, когда ему это действительно очень нужно – сильно ударился, испугался, очень устал.
  • Уходя по своим делам, прощайтесь с ребенком и рассказывайте, когда вернетесь. У маленьких детей нет понятия времени, поэтому объяснять нужно событийно: «Вернусь после того, как ты покушаешь сырники».

Как быть с малышами до года

Делегируйте домашние дела другим членам семьи. Пока папа или бабушка занимаются уборкой, вы можете поиграть с сыночком или дочкой лежа, сделать массаж, поспать.

Переносите отпрыска за собой – на кухню, в другую комнату

Лежачего младенчика можно носить за собой в люльке, специальной переноске, класть его рядом на одеяло или развивающий коврик.

Используйте игрушки, привлекающие внимание. Ползунов можно увлечь маленькими бегающими мышками, музыкальными инструментами

Сидячему карапузу предложите постучать ложкой по кастрюле

Будет громко, но это позволит спокойно двумя руками покушать или помыть посуду. Повесьте мобиль на кроватку, положите рядом со спящим чадом его любимые игрушки – они могут занять его на какое-то время после пробуждения. Приобретите детские качели. Освойте слинг или эрго-рюкзачок. Не путайте с «кенгуру» – в них ребенок находится в противоестественной позе и испытывает нагрузку на нижние отделы позвоночника. В слинге при условии качественной намотки малыш размещается физиологично, нагрузка на мамину спину распределяется равномерно, руки освобождаются, отпадает необходимость таскать за собой коляску. Учитывая качество российских тротуаров, наличие пандусов и количество домов без лифтов, это большой плюс. Придумайте ритуал отхода ко сну, исключающий укачивание

Сидячему карапузу предложите постучать ложкой по кастрюле. Будет громко, но это позволит спокойно двумя руками покушать или помыть посуду. Повесьте мобиль на кроватку, положите рядом со спящим чадом его любимые игрушки – они могут занять его на какое-то время после пробуждения. Приобретите детские качели. Освойте слинг или эрго-рюкзачок. Не путайте с «кенгуру» – в них ребенок находится в противоестественной позе и испытывает нагрузку на нижние отделы позвоночника. В слинге при условии качественной намотки малыш размещается физиологично, нагрузка на мамину спину распределяется равномерно, руки освобождаются, отпадает необходимость таскать за собой коляску. Учитывая качество российских тротуаров, наличие пандусов и количество домов без лифтов, это большой плюс. Придумайте ритуал отхода ко сну, исключающий укачивание.

Упрямый возраст

Первые протесты капризный ребенок проявляет в 2-3 года, это важный эмоционального развития. Психологи называют это время «кризисом трех лет». Дети 3-4 лет стараются отделить собственное «я» от мамы. Речь трехлетки еще не развита, поэтому малыши используют иные способы проявления эмоций и упрямства: крик, слезы, падение на пол и порча имущества. Истерики становятся более частыми. Это самое лучшее время, чтобы перестроить систему взаимоотношений в семье и скорректировать методы воспитания.

Только к 4 годам дети осознают свою самостоятельность, имеют любимые занятия и предпочтения в еде. Малыши – уже довольно самостоятельные личности. Большинство из них посещают детский сад и с помощью речи формулируют свои желания. Дети этого возраста капризничают гораздо реже. Вспышки упрямства – это скорее копирование модели поведения в семье. Именно поэтому не стоит ругаться при малышах и уж тем более включать детей во взрослые конфликты. Капризный четырехлетний ребенок уже должен насторожить родителей, частые истерики – повод для посещения невропатолога и детского психолога.

В 4-5 лет капризы ребенка свидетельствуют о недопонимании в семье, неумении идти на компромиссы (рекомендуем прочитать: Евгений Комаровский об истериках у ребенка в 4 года)

Некоторые пятилетние дети привлекают к себе внимание родителей слезами, потому что не знают других способов сообщить взрослым о собственных переживаниях.

Поле влияния ребенка

«Я сам!» — как часто мы слышим эту фразу от малыша возраста 3 лет. Она – свидетельство того, что развитие личности ребенка происходит гармонично и согласно возрастным нормам. Именно в этом нежном возрасте многие родители пресекают самостоятельность крохи, мотивируя это тем, что он не способен сделать все правильно и аккуратно.

Ребенок точно также нуждается в возможности влиять на ситуацию, как и взрослый. Ему необходимо, чтобы от него тоже что-то зависело. Разумеется, вопросы безопасности, посещения детского дошкольного учреждения и многие другие лежат на плечах родителей. Но, например, организовать свой досуг ребенок в состоянии сам.

Понимание того, что от его слова что-то зависит, способствует формированию личной ответственности и уважению к старшим. Малыш вполне может решить, хочет он отправиться с мамой и папой в парк или пойти в детский развлекательный центр.

Личная ответственность распространяется и на домашние дела. Бытовые задачи – оптимальный инструмент формирования ответственности, понимания личных границ и задач каждого члена семьи. Необходимо позволить малышу самостоятельно отвечать за некоторые моменты. Например, убирать свои игрушки в ящик перед сном, мыть чайные ложки, складывать фантики и ненужные бумажки в мусорное ведро

Важно, чтобы выбранная обязанность лежала только на ребенке, конечно, за исключением болезни или его отсутствия дома.

Почему все время капризничает ребенок трех-пяти лет?

В возрасте трех-пяти лет психика ребенка перестраивается, он больше понимает, глубже становятся эмоции, что часто приводит к конфликтам ребенка с окружающими и даже с самим собой. Покладистый и добрый ребенок вдруг внезапно становится агрессивным, если его заставляют подчиниться родительской воле, он не реагирует на запреты и пытается их оспорить.

Ребенок трех-пяти лет капризничает, если:

он привык к повышенной заботе о себе, и теперь ему недостает общения;
хочет привлечь к себе внимание или получить желаемое;
протестует против чрезмерной опеки и реагирует капризами на запреты;
пытается доказать свою самостоятельность и право на принятие решений;
конфликтует сам с собой (не выспался, устал, недисциплинирован и поэтому что-то не смог, не успел).

В этом возрасте родители часто удивляются, почему дети капризничают с мамой или другими близкими родственниками, а с посторонними людьми ведут себя миролюбиво и вежливо. Например, в детском саду ложатся спать в тихий час и хорошо едят, хотя дома их не заставишь без слез взять в руки ложку или пойти в кровать.

Во время кризисных периодов для детей особенно важна последовательность и дисциплина, которые часто соблюдаются в детском саду, но не выдерживаются дома. Исключив проблемы со здоровьем и установив границы в общении с ребенком, продумав режим дня и уверенно объясняя понятия «хорошо» и «плохо», вы вместе преодолеете кризисные периоды и переживете капризы ребенка.

Умственная отсталость

Такое название получило недоразвитие психической деятельности. Как правило, ее провоцируют несколько факторов, среди которых на первом месте генетические заболевания. Другую группу составляют экзогенные факторы: травмы, интоксикации, инфекции, гипоксия плода.

Умственная отсталость имеет необратимый характер и характеризуется следующими особенностями:

  • тотальность поражения – нарушаются все нервно-психические функции. В особенности страдает речь – грамматическая сторона, активный словарный запас очень скудный. Эмоции плоские, однообразные, мало контролируемые;
  • в первую очередь среди психических процессов страдает мышление. Его дефицит приводит к недоразвитию элементарных процессов психики: память, речь, восприятие.

УО, прежде всего, представлена олигофренией. Это недоразвитие мозга, связанное с повреждением коры больших полушарий, необратимого характера. Является врожденным или приобретенным до двухлетнего возраста дефектом.

Различают три степени олигофрении:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Они различаются степенью выраженности интеллектуального дефекта. Если IQ при дебильности составляет от 50 до 70, то при идиотии этот показатель равен 20.

Дети, страдающие дебильностью, способны к простому труду. Им сложно усваивать новые навыки, а их эмоции весьма примитивны. Сенсомоторные реакции замедлены. Сохраняется фразовая речь, механическая память. Они способны овладевать базовыми навыками чтения, письма, счета. Дебильность – самая легкая степень расстройства.

Имбецильность сохраняет наиболее примитивные навыки самообслуживания, способность запоминать небольшой объем информации, позволяет получить элементарные учебные навыки.

Идиотия – грубое, глубокое нарушение мышления (практически отсутствует) и всех психических процессов в целом. Такие дети не способны к самообслуживанию, плохо ориентируется в пространстве. Практически никого не узнают кроме ухаживающих за ними людей. Поведение чаще диктуется инстинктивными программами. Речь непонятная. Такие выражения эмоций как плач, слезы, не свойственны.

Деменция – это приобретенное слабоумие, развивающееся у ребенка после 2-3 лет, и сопровождающееся распадом уже сформированных психических функций. Спровоцировать деменцию могут инфекции или травмы. Состояние характеризуется неравномерностью поражения, когда одни отделы ГМ страдают больше, чем другие.

Регресс – не только при появлении младшего брата или сестры

Бывает ситуация жесткого отказа со стороны ребенка от того, чтобы взять то или иное действие на себя. Вроде бы мама и папа — за самостоятельность, создана зона ближайшего развития и все условия, а малыш не хочет. Он может «не хотеть» без слов, или выражать отказ своим поведением, или говорить: «Я еще маленький».

И тут надо думать. Как есть родители, склонные все делать за ребенка, так есть родители, совершенно «повернутые» на самостоятельности: хотят, чтобы тот все делал сам. А ему, может быть, это не подходит.

Если сын или дочь отказываются от самостоятельности, возможно, они находятся в возрастном регрессе, временном или затянувшемся. Регресс — это когда в развитии делается шаг назад, ребенок начинает вести себя как маленький: просит соску, начинает сюсюкать.

Причиной бывает переезд на другое место жительства, или приход новой няни, или появление новой учительницы в школе; то, что мама вышла на работу или, наоборот, ушла с работы и сидит дома. В состоянии регресса дети крайне плохо реагируют на попытки вручить им самостоятельность: мамы и папы продолжают настаивать, а мальчики и девочки регрессируют еще больше. Настойчивость родителей приводит к еще большему откату.

Любое серьезное изменение в жизни ребенка может стать источником стресса и временного регресса, шага назад. Желательно этот источник обнаружить и, если понятно, где он, подождать — от полутора до трех месяцев, таков обычный период адаптации.

Например, ребенок, который пошел в школу или в детский сад или в старших классах перешел в более сильную школу, часто дома очень долго пребывает в состоянии регресса. В саду или в школе он выкладывается, к нему никаких претензий, он все делает, слушается, но приходит домой — и все. Дома он не делает даже 2/3 того, что выполнял до того, как пошел в новое учебное заведение.

Когда нельзя лишать материнских рук

Вы решили отучить от рук грудничка, готовы к тому, что процесс может затянуться, но уверены в своем желании и не хотите пасовать перед желанием ребенка пойти на ручки. Однако, возможны ситуации, при которых необходимо отказаться от своего стойкого убеждения, притормозить процесс отучения:

  • был травмирован во время родов;
  • отстает в развитии.
  • у карапуза режутся зубки, он ощущает сильный дискомфорт, подскочила температура;
  • у крохи колики, сильно болит животик;
  • ребенок заболел – ему крайне необходима материнская забота;
  • Ваш малыш родился недоношенным – лучше повременить с процессом отучивания;
  • вся семья отправилась в путешествие или сменила место жительства – малыш оказался в новой, незнакомой среде, для него это и так стресс, и сейчас он, как никогда, нуждается в ощущении маминой близости, чувстве безопасности.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector