Ребенок не хочет учиться в школе что делать?

Этап 2 «Зарядить» на учебу. Что делать, если подросток не хочет учиться

А теперь о том, как наладить приложение «обучение в школе», о мотивации учиться и том, как объяснить подростку, что нужно учиться.

Психологи различают внешнюю и внутреннюю мотивацию.

Внешняя мотивация (подарки, наказания) работает плохо. Внешняя мотивация не зависит от самого действия, она всегда работает для кого-то и исчезает, когда этого кого-то нет. Поощрения деньгами, лишение гаджета, наказание ремнем — примеры такой мотивации. Они работают, но не долго.

Внутренней мотивации сначала может не быть, но как только появляется — подросток готов к самостоятельности. Внутренняя мотивация включается, когда человек сам вносит смысл в то или иное действие. Вспомним притчу о каменщиках. Один из них «тупо» таскал кирпичи, другой из этих кирпичей строил для людей храм на века — то есть у них была разная внутренняя мотивация. Ее не создашь в одночасье, она вызревает в душе. Поэтому, в отличие от внешней, она прочная.

Внутренние мотивы обучения можно условно поделить на познавательные («хожу в школу, чтобы узнать новое и интересное») и социальные («чтобы общаться с друзьями», «чтобы потом зарабатывать много денег»).

Чтобы в душе ребенка развилось желание узнавать новое, попробуйте следующее. Как мотивировать подростка на учебу — советы психолога:

1 Связать школьные знания с жизнью. Пусть поможет сделать трехпроцентный уксус из девятипроцентной эссенции (задача на пропорции), напишет под диктовку поздравление бабушке в открытке и заполнит все данные на конверте.

2 Вместе представить разные ситуации из будущей жизни — собеседование, день на работе, презентацию важного проекта. Что делать, если подросток не хочет учиться? Рассказать ему, зачем он учится!. Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты

Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно

Кем ему хочется стать и какое для этого нужно образование? На занятиях я часто шучу с детьми про день выдачи первой зарплаты. Довожу до абсурда: «Придешь получать, а деньги и посчитать надо, и расписаться…». Кое с кем мы пишем автобиографию или резюме. Подросток начинает видеть, как это сложно.

3 Поговорить обо всех профессиях без исключения. А кем можно стать, если не учиться? Дворником? Уборщицей? Вот только не пугайте и не говорите, что это плохо. Профессии нужные, чистоту любят все. Можете даже эксперимент провести, дать полы помыть. И для размышления поле, и для дома вашего польза. А потом спросите, хочет ли он так пять раз в неделю с восьми утра до пяти вечера? Нет? А почему? Неинтересно? А что тебе интересно? И вообще, у кого выбор профессий шире? У того, кто учится, или не учится?

4 Рассказать, как вы выбирали вуз, профессию, где получали опыт. Пример взрослого важен для ребенка. Согласитесь, сложно ожидать, что у родителя, которого вечером хватает только на соцсети, ребенок будет «глотать» русскую классику. Исключения бывают, но гораздо реже, чем нам бы хотелось.

Подросток с удовольствием послушает, как вы учились в школе. Если учитесь сейчас — тем более расскажите. Это будет самый главный пример, что в современном мире нужно всё время учиться.

Внутренняя мотивация учиться формируется не за день и не за два, но любовь к познанию останется у ребенка на всю жизнь. А ради этого стоит стараться, не так ли?

Сбор информации

Ребенок не хочет учиться? Советы психолога относительно данной ситуации нередко направлены именно к родителям. От их поведения зачастую зависит то, насколько дети стремятся к получению новых знаний.

Перед тем как бить тревогу, а также придумывать способы, которые могли бы заинтересовать или принудить несовершеннолетнего к более внимательному и ответственному отношению к учебе, рекомендуется собрать как можно больше информации о жизни школьника. Даже если родителям кажется, что они и так все знают. Обычно на практике оказывается, что это не так.

Почему дети не хотят учиться? Причины могут быть разными. И чем больше родитель узнает о жизни ребенка в школе, о его чувствах и переживаниях, тем быстрее получится разрешить ситуацию.

Потребности

Современные дети не хотят учиться — такой факт приводят многие эксперты. Причем распространяется проблема на детей разных возрастов. Все чаще и чаще встречается отсутствие интереса к новым знаниям у малышей-дошкольников.

Всему есть свое объяснение. Почему ребенок не хочет учиться? Причины, как можно было заметить, разнообразны. Если говорить именно о современном поколении, то, скорее всего, у них просто нет потребностей в новых знаниях.

А вот истоки такого явления — прогресс в области современных технологий. Дети всех возрастов становятся зависимыми от гаджетов. Техника и игры — вот то, чего хотят даже дошкольники. У них просто нет желания изучать, только созидать.

Вообще, зависимость от гаджетов лишает детей любознательности. Если ребенок не хочет учиться писать, а также просто ходить в школу, получать новые знания — это вина современных родителей. Единственный совет, который дают психологи, — не допускать зависимости от гаджетов и современной техники, не приучать детей к смартфонам и планшетам с пеленок. А если зависимость уже имеет место, придется бороться с ней. Но сразу лишать ребенка компьютера, телевизора, планшета, телефона и прочих «прелестей» современных технологий нельзя. Это только усугубит ситуацию

Важно аккуратно ограничивать детей во времени, проводимом с гаджетами

Ученик начальной школы не справляется с программой

По данным психологов, первоклассник в начале своей учебы имеет завышенную самооценку. Выйдя из ворот детского сада, где его «холили» и «лелеяли», он уверен, что школьная жизнь — это прекрасное продолжение детского сада с абстрактным понятием «учеба».

В реальности же получается, что ребенок фактически не готов впитывать знания и таким образом отстает от одноклассников. Это вызывает у него огорчение, стресс и ответную реакцию — он не хочет ходить в школу.

В первом классе необходимо правильно выстроить дневной распорядок. Для рационального и гармоничного развития и учебы необходимо учесть следующее (советы психолога):

  1. После школы необходим отдых не менее 1,5-2 часов.
  2. Уроки следует начинать с того предмета, который наиболее интересен ребенку, далее перейти к более сложным предметам, закончить легким.
  3. Делать небольшие переменки, придерживаться «детского» темпа
  4. Хвалить ученика даже по мелочи. Вселять уверенность.
  5. Помогать не усердствуя. Подсказывать, направлять, наводить на мысль. Не делать вместо него.
  6. Вечером делать прогулки на свежем воздухе.
  7. Ложиться спать не позднее 21 часа.
  8. Перед сном исключить возбуждающие факторы: компьютерные игры, просмотр телевизора.
  9. Помочь медицинскими препаратами, снимающими стресс, улучшающие мозговую деятельность. Для этого обратитесь к неврологу в вашей поликлинике, он подскажет средство, наиболее подходящее вашему ребенку. Не забывайте про витамины, но не покупайте сами. Сдайте анализ на витамины, например, в «Инвитро», и с результатами анализа посетите с ребенком врача.

Почему ребенок не хочет писать буквы и слова?

Недостаточно развита мелкая моторика. Ближе всего к письму – рисование. Причем создание композиции воспринимается малышом как творчество, обучение технике рисования с помощью геометрических фигур – как учеба, а вот разукрашивание – это уже работа.

Рисование развивает мелкую моторику и воображение

Есть множество штриховок, с разными линиями и детскими картинками. Но для развития фантазии малыша лучше рисовать на белоснежном ватмане, необычайно красивыми профессиональными акварелям в тюбиках и хорошо заточенными карандашами

Штриховка, которая помогает натренировать руку

Музыкальные инструменты тоже очень полезны для развития мелкой моторики. Если малышу нравятся музыкальные занятия, то он может даже не заметить, как натренирует пальчики, нажимая на клавиши инструмента

Есть множество интересных домашних дел, для которых нужна хорошая координация движений. Это плетение косичек, завязывание шнурков, украшение пирожных кремом, мытье посуды. Девочкам часто нравиться заниматься рукоделием и шитьем вместе с мамой. А мальчикам помогать папе, что-то ремонтировать. Закрутить маленький магнитный болтик бывает сложно даже взрослому. Иногда любимыми игрушками ребенка становятся самые неожиданные предметы, к примеру, папины инструменты или мамины пуговицы

Подросток отказывается учиться

Вторым критическим периодом является переход ребенка в подростковый возраст. С начала школьного обучения и до подросткового возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому ребенок, как правило, мотивирован на процесс обучения, ему нравится познавать новое. 

В подростковом возрасте ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период наблюдавшийся ранее интерес к учебе может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.

Как помочь? Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.

Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне

Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.

С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребенка в будущее. Помогите ребенку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни.

Высокие школьные требования и большая учебная нагрузка часто создают условия, когда нельзя успеть «все и сразу».

Иногда полезнее не требовать от ребенка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем. Например, если ребенок увлекается литературой, это может быть занятие журналистикой. 

9 типичных проблем детей в старшей школе

Так как дети в подростковом возрасте больше ориентированы на мнение своей референтной группы, немалое значение имеет окружение ребенка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.

Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно

Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества

Почему дети не хотят ничего делать

Одна из причин, по которой ребёнок может испытывать равнодушие к активной деятельности, заключается в том, что он просто не знает, чем можно заниматься. В современном мире выбор занятий и профессий так многообразен, что домашняя и школьная среда не успевают его со всем познакомить

Поэтому родителям важно постараться показать ребёнку, что есть интересного в мире, и не пускать его профориентацию на самотёк — особенно в младшем возрасте. Рассказы о профессиях и хобби, посещение музеев, чтение научно-популярных книг, просмотр документальных фильмов — всё это поможет расширить выбор занятий для ребёнка и повысит шансы, что какое-то дело придётся ему по душе

Вторая распространённая проблема — ошибка в родительском поведении. Когда родители навязывают ребёнку занятия, которые ему неинтересны и, наоборот, не поддерживают его собственные начинания. Итог — детская фрустрация и апатия ко всем видам деятельности в будущем. Расхождение между родительскими ожиданиями и желаниями ребёнка приводит к тому, что любая деятельность ассоциируется у детей с принуждением, давлением и контролем извне, а непосредственная радость и удовольствие от процесса остаются за бортом, притом что удовольствие и интерес к делу — главные составляющие внутренней мотивации любого человека.

Низкая мотивация ребёнка часто связана с низкой самооценкой. У всех детей есть природные таланты и наклонности, но видение мира и умение справляться с трудностями зависят в первую очередь от отношений ребёнка с родителями. Если они демотивируют чадо, например фразой «Это для тебя слишком сложно», или сравнивают его с другими, он будет терять интерес к освоению нового. Ребёнку необходима поддержка именно в тот момент, когда у него что-то не получается

Важно помнить, что ошибки — это часть естественного процесса обучения, а несовершенства — то, что делает нас людьми. Важно, чтобы ребёнок не испытывал на себе бремя родительского разочарования при первой же неудаче

Дети, которые не боятся ошибиться, чаще продолжают заниматься тем, что им интересно и легче находят себе увлечения.

Последний блок причин связан с медицинскими факторами. Эмоциональные и ментальные расстройства, а также физические заболевания могут создавать препятствия на пути к учебной или спортивной деятельности. В силу разных факторов — от депрессии до нехватки питательных веществ — ребёнок может не поспевать за нагрузкой в школе или чувствовать себя подавленно. В таких условиях ресурса на поиск хобби или профессиональное самоопределение не остаётся. Помочь в этом случае сможет только психолог или врач.

4 Конфликты с одноклассниками

Мы уже говорили, что ведущая деятельность подростка — это общение со сверстниками. А представьте, что его нет, или оно конфликтно. Вряд ли в такой обстановке нравится находиться. Следовательно не хочется и идти в школу, что косвенно влияет на мотивацию к обучению.

Как помочь:

1 Оказать эмоциональную поддержку своему ребенку. Покажите, что вы его понимаете и сочувствуете ему.

2 По возможности помочь наладить отношения с одноклассниками. Вместе придумайте, как он может наладить дружеские отношения в классе.

3 Помочь сыну или дочери поверить в себя и свои силы. Вместе найдите ту область, где он или она может быть успешным и интересным. Это положительно скажется на самооценке и может изменить отношение одноклассников.

4 Вместе подумать, как он или она может защитить себя в конфликтных ситуациях.

Что важнее – процесс или результат?

В погоне за результатом мы упускаем главное

Таким образом, большинство родителей стремятся научить ребенка читать, чтобы подготовить его к школе, и формулируют свою задачу примерно так:

«Я учу ребенка читать, чтобы в первом классе он чувствовал себя не хуже других.
Чтобы проще адаптировался, привык к школе, чтобы на первых порах ему было легче учиться»

При этом родители видят цель обучения чтению в следующем: ребенок знает буквы, соединяет в слоги, воспринимает слово целиком, читает предложения.
Как правило, добившись этого результата, родители останавливаются.
Часто останавливаются, когда ребенок пошел в школу, считая свою задачу выполненной.

Но существует вторая часть задачи «зачем я учу ребенка читать», которую родители обычно упускают из виду.
Это – долгосрочная цель, результат которой настолько далекий, что его можно не заметить. Вот она:

«Я учу ребенка читать, чтобы он полюбил чтение»

Ребенок, который полюбит чтение, будет читать много и с интересом, гораздо легче и быстрее научится извлекать информацию из текстов,
понимать разные тексты – художественные, научные, информационные, уметь их анализировать, выделять главное.

Не замечать в обучении чтению второй задачи все равно, что за деревьями леса не видеть.

Поэтому, кроме достижения непосредственного результата, важно сделать так, чтобы сам процесс обучения и чтения доставлял ребенку удовольствие. Вы читаете интересные книжки вместе (для дошкольников и начальной школы),
затем ребенок сам начинает читать книги, вы помогаете подобрать ребенку книги по возрасту и интересам, обсуждаете прочитанное

Формируете интерес к чтению до школы, поддерживаете его в начальной и средней школе.

Итак, причина 1 – взрослые требуют от ребенка результат – уметь читать бегло, владеть техникой чтения.
Но не заинтересовывают самим процессом («читаю потому, что интересно»). В этом случае ребенок со временем также будет нацелен на результат («прочитаю сколько скажете, что скажете и отстаньте»).
Для ребенка чтение становится нежеланным и даже мучительным.

Решение 1: Переключитесь на процесс.
Уберите контроль и проверки. Не стремитесь убедиться,
что ребенок усвоил, понял что-то в технике чтения – все это стремление зафиксировать результат,
акцент на котором сейчас для вас с ребенком вреден. Как можно больше читайте с ребенком интересные вам обоим книги, обсуждайте.
Ребенок должен почувствовать, что читать – интересно.

Полумеры не помогут

— Есть способ исправить такого подростка?

— Только один — поставить ребенка в такие условия,где он вынужден будет проявлять волю,где всего можно добиться только трудом. Интуитивно родители знают этот путь,но не все готовы так поступить.

Отдайте сына в спортивный лагерь,где во главе стоит правильный физрук — такой простой мужик,который знает,как добыть в лесу еду,не сгореть при пожаре,не утонуть в реке,не замерзнуть и защититься от волков. И вот тут реально: не потопал — не полопал.

— Если так и не тренировать волю,что потом будет с ребенком?

— Психические процессы развиваются по спирали,проходя одни и те же точки,только на разном уровне. Есть начальная точка — крик мокрого ребенка. Затем,например,трех-четырехлетка волевым усилием не возьмет конфету,которую мама запретила брать

Затем подросток тем же усилием не пойдет играть за компьютер,а посидит за учебниками,потому что важно поступить в физматкласс

И так всю жизнь. В предельном,крайнем варианте это,например,Александр Матросов,который лег на амбразуру вопреки своим желаниям и потребностям.

Школа.

Анна Зайкова

Если где-то на каком-то этапе произошел сбой и эта спираль не построилась,то впоследствии нужно будет довольно жестко ставить ребенка в такие условия,когда ему нужно будет принять решение. Причем решение,от которого зависят его элементарные жизненные потребности.

То есть если нам не удается его мотивировать более высокими потребностями(быть хорошим,честным,благородным и пр.), придется опуститься до того,что связано буквально с едой и водой.

— Что происходит с таким ребенком во взрослой жизни?

— Запустить волю наполовину нельзя,она либо есть,либо нет. Но тут есть еще одна проблема. Волевой процесс,даже если он запущен,не бесконечен. Его нельзя сохранить на всю жизнь,стать человеком навсегда невозможно. Надо постоянно поддерживать этот тонус.

Превратиться в безвольную амебу можно на любом этапе жизни. Нам знакомы эти моменты апатии,когда мы падаем на диван,жрем пиццу и смотрим сериалы круглыми сутками. Но потом какой-то мотив появляется,и мы берем себя в руки. Если ты был волевым и сильным 20 лет своей жизни,это не гарантия,что ты останешься человеком до конца.

То есть стать зверушкой можно легко,а вот двери обратно в человечество всегда закрыты,и открыть их можно только пинком — нашим волевым усилием.

В школе.

Анна Зайкова

3 Конфликт с учителем

Важно понимать, что любой подросток — это личность, со своим характером и интересами. Это правомерно и для личности учителя

Бывает несовпадение характеров, и тогда очень трудно наладить конструктивный диалог. Добавьте к этому возрастные особенности — и получается острый конфликт, который также не прибавляет желание ходить в школу и учиться.

Как помочь:

1 Разобраться в конфликтной ситуации. Попробуйте подойти к ней объективно, не занимая ничью сторону.

2 Поговорить с подростком про конструктивные способы выхода из конфликтной ситуации.

3 Наладить диалог с учителем. Покажите, что вы заинтересованы в решении конфликта и готовы помочь в этом.

Что вообще значит учиться?

Человечество знает только три вида деятельности: игру, учение и труд. Когда вы играете, когда вы учитесь и когда вы трудитесь? Давайте разберемся.

Первый вид деятельности, с которым сталкивается человек, — игра. Это единственный вид деятельности, который присущ детям. Мы играем тогда, когда испытываем удовольствие от процесса, и бросаем, когда надоедает. Это спасительный вид деятельности дан детям, чтобы они осваивали новый человеческий опыт. И это единственный преобладающий вид деятельности до лет этак 10−11, когда уже есть шанс сформировать учебную деятельность.

Что такое учебная деятельность и когда она просыпается? Тогда, когда человек столкнулся с каким-то ограничением или невозможностью, но преодолеть её очень хочется. Например, ребёнок в три года делает глобальнейшее открытие: у него появляется осознание на индивидуальном уровне. Появляется местоимение «Я» применительно к себе. Так вот малыш впервые открывает, что он человек и член человеческой стаи, и хочет быть равноправным членом. Но мама и папа дают понять, что он любимый член семьи, но не может быть равноправным. Потому что пока взрослые обеспечивают его жизнедеятельность: зарабатывают деньги, организуют досуг, готовят еду, добывают одежду и решают другие важные вопросы. А ребёнок пока это сделать не может, и в нём копится некоторый разрыв между уровнем притязаний и его возможностями. И это становится предпосылкой для возникновения учебной деятельности. Ребёнок хочет научиться, чтобы быть как мама и папа. И он начинает играть, подражать, копировать. В нём копится желание самосовершенствования, саморазвития. Вот именно это количество и качество времени, проведённого за играми, обусловливает полноценное формирование учебной деятельности.

Если ребенок не хочет учиться – что делать?

Соблюдая следующие рекомендации, вы сможете избежать такой проблемы, предотвратив ее. Или же «поймать» на ранней стадии, и вовремя перенастроить ребенка, мотивировать его на учебу.

Вот некоторые рекомендации и советы психолога:

постепенно приучайте чадо к дисциплине, еще в детском саду, развивайте усидчивость, но в меру;
дозируйте учебу, спорт, развлечения, хобби;
следите за режимом школьника, важно, чтобы он спал положенное в его возрасте количество часов;
хвалите за успехи от всей души, даже за незначительные, стоит отмечать не только результаты и отличные оценки, но и старание, усердие, волю к победе;
не поощряйте чадо деньгами или подарками за школьные успехи, ведь тогда он будет стараться только ради материальных ценностей, и не осознавать, что учеба это его ежедневная обязанность;
создайте дома хорошие условия для учебы, также обеспечьте тишину и отсутствие отвлекающих факторов, например, уберите телефон, телевизор, компьютер на время подготовки уроков;
не ругайте за ошибки, плохие оценки, замечания по поведению – просто анализируйте все это, выясняйте причины и мотивы, подсказывайте, как можно избежать проблем;
не ленитесь разговаривать и объяснять, зачем это вообще нужно, и как учеба (хорошая) положительно повлияет на будущее, рисуйте радужные картинки успеха;
если дома процесс подготовки к урокам отнимает время и нервы у всех участников событий, то есть смысл подумать о «продленке», если  у школьника нормальные отношения с учительницей или же о репетиторе по «трудным» предметам;
оценить общую нагрузку, и, возможно, отказаться от какой-то секции, если самому чаду она не в радость, а сил и времени отнимает много;
выделить приоритеты (для средней и старшей школы) – выяснить круг интересов ребенка, и перестать требовать от него хороших оценок по всем предметам.

Замечать все нюансы поведения, чтобы предотвратить проблемы. Прислушиваться к желаниям, любить и доверять и говорить позитивное своему ребенку. Только в этом случае он будет развиваться гармонично. И вряд ли однажды утром откажется идти в школу!

Первоклассник не любит школу

Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс школы, он проходит период адаптации к новым условиям жизни. Привыкает к новым требованиям и задачам, которые ставит перед детьми школа: 

— во время урока сидеть за партой и не отвлекаться, 

— сосредотачивать внимание на словах учителя и том, что он напишет на доске,

— следовать режиму: просыпаться, уходить в школу, отправляться на уроки и перемены в одно и то же время,

— выстраивать отношения с новыми взрослыми и детьми. 

Сколько займет адаптация? Это индивидуально для каждого ребенка. У кого-то она пройдет за две недели, а для кого-то это будут месяцы или даже весь первый год обучения. Не каждый ребенок легко и быстро справляется с подобными трудностями, поэтому в это время нежелание ребенка посещать школу естественно. Задача родителей — обеспечить для ребенка «мягкий» адаптационный период, помочь справиться с новыми жизненными условиями.

«Мы записываем ребенка на пять кружков и потом понимаем, что света белого не видим»

Как помочь? Для младших школьников важен режим дня. Ребенок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться. 

Лучше не совмещать начало обучения в школе и предложение ребенку дополнительных домашних обязанностей. Дополнительные кружки и занятия должны быть дозированы. Особенно это касается детей, которые занимаются профессиональным спортом. 

На первых этапах обучения важно оказывать ребенку помощь в выполнении домашних заданий: составлять расписание учебы и отдыха в течение дня, придерживаться временных рамок выполнения домашних заданий, садиться с ребенком вместе за выполнение домашних заданий, помогать в процессе, постепенно передавать сыну или дочери навык организации учебной деятельности («в начале делаем вместе», постепенно ребенок научится «сам»). 

Важна эмоциональная поддержка взрослого на этом этапе, чтобы у ребенка был надежный тыл и чтобы он всегда мог обратиться к родителям за помощью.

Ребенок быстро бросает учебу

Бывают случаи, когда ребенок в целом проявляет интерес к занятиям, но не может долго заниматься одним предметом. Родители не понимают, куда пропадает его мотивация и что делать, чтобы ее вернуть.

Ребенок постоянно отвлекается и не может сконцентрироваться

Одна из возможных причин — проблемы с концентрацией внимания. Возможно, у ребенка есть отклонения неврологического плана, и его стоит показать специалисту. Если никаких проблем не обнаружится, можно обратиться к методикам, увеличивающим объем памяти и концентрацию внимания. Например, поиграть в «найди пять отличий», «найди предмет» и учить собирать пазлы.

Ребенок бросает факультативы

Он просит записать его на уроки китайского, в спортивную секцию или художественную школу, а через месяц все бросает и перестает заниматься. Среди самых распространенных причин — растущая со временем нагрузка и страх потерпеть неудачу. В любом из этих вариантов с ребенком стоит поговорить, поддержать его и сказать, что он со всем справится. Прибавить ему уверенности в себе. Сказать, что все сталкиваются с трудностями, а их преодоление — важная часть взросления. Если подходить к нему со словами: «мы все оплатили, ты обязан заниматься» — это только увеличит стресс. Если ребенок изначально просил записать его на факультатив, значит в нем есть интерес к занятиям. Его нужно возродить через поддержку и понимание.

2 Гиперопека и чрезмерный контроль родителей

Часто бывает, что родители большую часть школьных обязанностей ученика берут на себя: вместе делают домашние задания, полностью контролируют учебный процесс своего чада, решают все школьные проблемы за него. Поэтому ребенок к подростковому возрасту просто не умеет принимать собственные решения, а обучение в средней и старшей школе требует определенной доли ответственности и самостоятельности ученика.

Также гиперопека со стороны родителей входит в конфликт с задачами подросткового возраста (стремление к независимости) и провоцирует протестное поведение подростка, что в значительной мере сказывается на учебе, так как чаще всего родители переживают именно за нее.

Как помочь:

1 Проанализировать свое отношение к обучению подростка. Может, вы в чем-то перегибаете палку?

2 Быть для своего сына или дочери родителем, а не учителем.

3 Постепенно делегировать ответственность за учебу на него, обозначив четкие рамки ваших ожиданий к учебной деятельности подростка.

Распространенные вопросы

Стоит ли применять наказания в виде лишения гаджетов?
Такой вариант воздействия на поведение школьника не оправдывает себя, поскольку в сознании ребенка закрепляется ценность запрещенной вещи. Результат может быть противоположным.

Правда ли, что все проблемы от недостатка родительского внимания?
Все проблемы человека происходят из детства. Сниженная самооценка, комплексы, способности, неосознанные установки, которые воздействуют на формирование личности в дальнейшем, возникают от недостатка внимания родителей.

Если в классе конфликты, лучше ребенка перевести в другую школу?
Если над школьником начинают издеваться одноклассники, игнорируя его потребности, то решить эту проблему довольно сложно. Коррекцию отношений нужно проводить с помощью родителей, педагогов и школьного психолога. Такое взаимодействие поможет решить проблему наиболее эффективно в каждом конкретном случае. Перевод – это крайняя мера, которая может и не дать результатов.

Снижение учебной мотивации имеет различные причины на каждом этапе школьного обучения. Изначально проблема заключается в низком уровне развития познавательных процессов, коммуникативных навыков. В дальнейшем появляется еще ряд проблем, которые нужно решать комплексно с привлечением школьного психолога и классного руководителя.

Причины плохого поведения в школе

Австрийский педагог и психолог Рудольф Дрейкурс (Rudolf Dreikurs) всю жизнь изучал деструктивное поведение детей. Он верил, что его можно корректировать без чередования наказаний и вознаграждений. В своих работах он выделил четыре «ошибочные цели плохого поведения ребёнка»:

  1. Ребёнок требует к себе внимания. Когда «хороших» методов оказывается недостаточно, он начинает отвлекать учеников на уроке, прерывать учителя и просто дурачиться. 

‍Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

  1. Школьник хочет добиться уважения сверстников и старших, но не знает, как это сделать. Поэтому конфликтует с учителями и всячески воюет со школьными правилами. Обычно таким образом ребёнок стремится обезопасить себя: нападает первым, потому что боится стать жертвой.

‍Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

<<Форма демодоступа>>

  1. У ребёнка накопились обиды на одноклассников, учителей или родителей, и он хочет отомстить. Зачастую гнев выплёскивается на взрослых или более слабых учеников.

Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

  1. Ребёнок, отчаявшийся достичь успеха, сдаётся. Он становится безразличным и беспомощным, не реагирует на просьбы учителя и может весь урок заниматься своими делами. Далеко не всегда такое поведение вызвано скукой — чаще всего ученик просто не верит в свои силы.

‍Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда».

У плохого поведения могут быть и другие причины. Например, дурное влияние одноклассников, стресс из-за смены школы, учителя или проблем в семье. А, может быть, ребёнку просто неинтересно учиться, вот он и безобразничает. 

<<Форма с консультацией>>

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector