Николай папоров

Какой она была?

Если судить со стороны, то биография жизни Валентины Толкуновой пронизана чередой удачных событий и везенья. Но было ли так на самом деле?

С детства Валентина отличалась трудолюбием и усердием. Видимо это и помогло ей пробиться на творческие вершины эстрады.

Очень удачным был ее сценический образ: прямая осанка, длинные платья, аккуратная прическа и приглушенный макияж. Валентина всегда оставалась красавицей, обладающей чистым хрустальным голосом.

В песнях певицы и в манере их исполнения многие находили себя. Слушателям казалось, что настолько трогательное исполнение душевных песен обозначало одно: Валентина всегда сопереживала своим героям, и возможно, сама не была счастливой женщиной.

Что характерно, Толкунова никогда не воспевала в своих композициях советские лозунги. Пела только о любви и жизни.

В начале 2004 года певица приобрела дом вблизи Дивеевского монастыря. Валентина ходила на службу в храм и часто причащалась. Это характеризовало певицу как верующую женщину. Также певица часто занималась благотворительностью: помогла отремонтировать церковь, направляла материальные средства в детские дома, давала благотворительные концерты.

Мало кто знал, но Валентина Толкунова часто приезжала в гости в Полтаву к тете. Вместе со своим сыном и братом она гостила и у своей двоюродной сестры Людмилы в Киеве. Сестра певицы рано ушла из жизни, и все заботы о воспитании ее родной дочери Светланы Валентина Васильевна взяла на себя. По рассказам самой Светы, приезжая в Киев, артистка всегда останавливалась у нее, помогала ей, поддерживала, баловала подарками. Когда Светлана закончила школу, то переехала жить в Москву, к своей двоюродной тете. Отучившись в институте, девушка вернулась на родину. В своих теперешних воспоминаниях Светлана говорит, что Валентина Толкунова в свое время заменила ей мать. Кроме поездок в Киве, она часто писала письма и звонила девушке, даже когда была на гастролях. Света говорит, что в последние годы они очень часто созванивались, и певица жалела только об одном — что не может приехать в гости и порадовать своих близких подарками.

Творческая карьера

Сразу же по окончании школы в 1964 г. Валентина Толкунова поступила в Московский государственный институт культуры на дирижёрско-хоровое отделение. А спустя два года, пройдя конкурс, стала солисткой вокально-инструментального оркестра, руководимого Ю. С. Саульским, где продолжала петь до 1971 г. Совмещать гастроли с ВИО-66 и учёбу в институте культуры оказалось тяжело, и начинающая певица продолжила образование в Музыкальном училище имени Гнесиных на заочном отделении, окончив его на «отлично» в 1971 г. В дальнейшем Валентина всё же закончила МГИК, получив в 1976 г. второй диплом — дирижёра-хоровика.

Первые успехи

ВИО-66 распался в 1971 г., и молодая певица начинает сотрудничать с композитором Ильёй Катаевым. В это время он пишет музыку к телевизионному фильму «День за днём». Валентина принимает его предложение спеть песни для этого фильма, среди которых будет до сих пор популярная «Стою на полустаночке», принёсшая певице первую славу и любовь зрителей. Кроме телефильма, девушка исполняет эту песню в авторском концерте И. Катаева, побеждает с ней в телеконкурсе «Артлото».

Творческая деятельность В. Толкуновой в это время не ограничивается сотрудничеством с И. Катаевым. Она снимается как актриса в эпизодах нескольких фильмов, исполняет в них песни, играет в театральных спектаклях. Певица также делает попытку создать свой вокальный квартет, но неудачно.

В 1972 г. певица благодаря приглашению композитора Л. Ошанина, отмечавшего свой творческий юбилей, впервые выступает на одной из главных сцен страны — в Колонном Зале Дома Союзов. Здесь артистка впервые оказывается в одном концерте со знаменитыми эстрадными исполнителями, среди которых имена:

  • Майи Кристалинской;
  • Муслима Магомаева;
  • Людмилы Зыкиной;
  • Георга Отса;
  • Клавдии Шульженко.

С этого дня песни в исполнении Валентины Толкуновой стали постоянно звучать в теле- и радиопередачах. В её репертуаре появились произведения:

  • Э. Колмановского;
  • М Таривердиева;
  • О. Фельцмана;
  • М. Минкова;
  • В. Успенского и многих других.

Вторая волна славы

Настоящая звёздная слава пришла к певице после того, когда она в 1973 г. спела песню Владимира Мигули «Поговори со мною, мама». Прозвучавшая в праздничный день 8 Марта, она мгновенно стала популярна и весь год почти ежедневно звучала на радио и с экранов телевидения, попав в финал конкурса «Песня-74».

В 1975 г. Валентина Толкунова познакомилась с композитором Д. Ашкенази, сотрудничество с которым продолжалось почти девятнадцать лет.

  • женщина и война;
  • «Разговор с женщиной».

Песня М. Минкова «Если бы не было войны», которую В. Толкунова впервые исполнила в 1981 г., вошла в число десяти лучших песен на тему войны, написанных в послевоенное время. Через десять лет певицей был записан сдвоенный альбом с таким же названием, посвящённый теме войны и мира.

Сдвоенный альбом «Разговор с женщиной» выпущен певицей в 1985 г. Как и альбом на военную тему, он состоял из 22 песен. Через год выходит написанная специально для артистки композитором И. Катаевым опера «Русские женщины», которую певица в 1990 г. записывает на радио.

Выступая в концертах, певица также продолжает записывать саундтреки в кино. Ей принадлежит:

  • исполнение песни «Колыбельная» в кинофильме «Романс о влюблённых»;
  • композиция «Кабы не было зимы» из мультфильма «Зима в Простоквашино»;
  • запись песни «Пушинка белая» из кинокомедии «Невеста с севера».

Театр музыкальной драмы и песни

В 1987 г. певица начинает руководить созданным ею Московским театром музыкальной драмы и песни, одновременно продолжая пробовать свои силы в новых амплуа. Так, в постановке монооперы «Ожидание» в концертном зале «Россия» она впервые не только поёт, но и читает стихи.

Пробыв на музыкальной сцене 44 года, певица становится двадцатисемикратным лауреатом телефестиваля «Песня года», участвуя в нём 25 раз (с 1973 по 2005 г.).

В. Толкунова исполняла не только песни известных композиторов, но и писала их сама. В разные годы ею были написаны и спеты песни:

  • «Моя подруга — моя Москва»;
  • «Ангел мой»;
  • «Марьюшка» и другие.

Отношения с сыном

Вообще Николай стал отдаляться от Валентины Толкуновой сразу после отъезда Юрия Папорова в Мексику. По крайней мере именно тогда между матерью и сыном исчезла былая близость. Николай не понимал и не одобрял творчество Толкуновой, а ее песни казались ему несерьезными и даже смешными. Он говорил ей об этом открыто. Валентине Васильевне это, конечно, было неприятно, но она старалась не показывать свое недовольство. Несмотря на то что Николай Папоров сам неплохо пел и играл на музыкальных инструментах, по стопам матери он не пошел, став художником по свету.

Из-за того что незримая связь между Николаем и Валентиной Васильевной оборвалась, певица долгое время не признавалась сыну в том, что страдает онкологическим заболеванием. С раком молочной железы Толкунова боролась много лет, а потом у нее обнаружили опухоль мозга. Смертельный недуг наконец примирил Валентину Толкунову с Николаем. Тем не менее Папоров-младший проститься с матерью не смог: в тот момент, когда сердце певицы остановилось, он находился в Болгарии. Там специально для любимого сына Валентина Васильевна приобрела просторную квартиру.

Необыкновенная душа

Мало на эстраде можно было найти певцов, которые бы настолько глубоко и искренне любили свою Россию, как Валентина Васильевна. Она всегда считала, что родную землю надо любить особенной любовью, надо спасать и поднимать её с колен, не давать разрывать на кусочки. Каждый человек на своём месте, кем бы он ни работал (певцом или дворником), должен делать страну лучше, только тогда она сможет стать счастливой, духовной и самой сильной в мире.

Валентина Толкунова отличалась обострённым чувством справедливости, она была очень принципиальной и не любила неправду, если что-то не нравилось, не молчала, чем вызывала недовольство многих окружающих.

К слову «любовь» у Толкуновой было особенное отношение. Она считала, что в современном мире это понятие затаскали, как уличную девку, поставили знак равенства между любовью и сексом. Женщина не должна быть такой доступной, мужчинам нравится кротость, змеиная мудрость и глубинная нежность. Всеми этими качествами обладала певица, которую по праву можно назвать эталоном женской красоты.

Пока человек живёт на земле, он должен многое сделать, ни минуты терять нельзя. Это был принцип Валентины Толкуновой, она работала по максимуму, ездила с концертами в самые далёкие точки СССР, чтобы дарить людям свои песни и отдать своё сердце. Она никогда не отказывалась выступать перед детьми, молодёжью, больными людьми и инвалидами, ветеранами войны. Если у организаторов этих концертов не находилось денег, певица выступала бесплатно.

Она не любила копить деньги, если они появлялись, то запросто могла отнести их в церковь или накупить для кого-нибудь целые охапки цветов. Копить можно лишь хорошие воспоминания и чувства – вкус первого поцелуя, чувство радости по поводу рождения малыша, первое признание в любви, первые ссоры и примирения. Вот, что должен собирать человек, но никак ни сто шуб и машин.

Косметикой в жизни она пользовалась только лишь потому, что приходилось выходить на сцену. Если бы Валентина Толкунова не была певицей, то скорее всего у неё не было бы даже губной помады. Её основное убеждение состояло в том, что человек должен быть натуральным во всём – и во внешнем виде, и в своих чувствах. Она никогда не могла понять артисток, которые делают омолаживающие операции и подтяжки, пытаясь обмануть природу. Через свою необыкновенную душу Валентина Толкунова смогла оставаться красивой и в начале творческого пути, и в конце жизни.

ДЖАЗ И СТРАСТЬ

Еще в юности Валентина Толкунова начала выступать на серьезных мероприятиях

Артистка появилась на свет в Армавире, но уже через год семья переехала в Москву. В раннем детстве Валентина Толкунова влюбилась в музыку: мама и папа обожали романсы и песни под гитару. В столице девочка начала заниматься вокалом, а первой ступенькой к большой сцене для нее стал ансамбль Центрального дома детей железнодорожников под руководством известного дирижера Семена Осиповича Дунаевского. С 10 лет Толкунова уже выступала на местных мероприятиях. Девочка росла жизнерадостной и оптимистичной, хотя жили Толкуновы очень бедно: зарабатывали мало, порой не хватало даже на еду. О нелегкой юности Валентины Васильевны говорили впоследствии ее друзья в фильме «Знакомая незнакомка».

К окончанию школы вокалистка уже не представляла жизни без пения. Она поступила на дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры. Но этого показалось недостаточно старательной ученице — она продолжила совершенствовать мастерство в Гнесинке.

В середине 60-х Валентина Васильевна всерьез увлеклась модным в то время джазом. Пять лет была солисткой в вокально-инструментальном оркестре. Каждый концерт коллектива сопровождался бурными овациями. Благодаря творчеству Толкунова встретила и первую любовь. Руководитель музыкального объединения Юрий Саульский был очарован певицей и вскоре предложил ей руку и сердце. Супруги много гастролировали, что сплотило их еще больше. Несмотря на 18-летнюю разницу в возрасте с юной артисткой, Юрий Сергеевич был убежден, что нашел идеальную спутницу жизни. Однако спустя время страсть ушла из отношений, и Саульский предал жену.

Артистке удалось простить супруга и мирно расстаться с ним. Пара разъехалась, но сохранила дружбу. Более того, Толкунова общалась с последующими женами бывшего возлюбленного, а тот писал для нее замечательные песни. «Он очень уважительно относился к тому, что я делаю, и часто повторял: «Всего, Валечка, чего ты достигла, добилась сама — просто тем, что есть на свете», — делилась артистка.

Жизнь продолжалась, и исполнительница, смирившись с неудачей в сердечных делах, с головой окунулась в творчество. В 70-х она уже была солисткой Москонцерта. Специально для фильма «День за днем» артистка записала несколько композиций, что во многом обеспечило успех картины. За неделю пластинка буквально стала бестселлером. Композиторы мечтали сотрудничать с Валентиной Толкуновой, а организаторы крупных мероприятий умоляли ее выступить. Постепенно у Валентины Васильевны появился свой неповторимый стиль. От эстрадного вокала Валентина Васильевна плавно перешла к народному, что и сделало ее легендой.

Взаимоотношения Валентины с сыном

Своего единственного ребенка Толкунова родила, когда ей уже было за 30. Ее возлюбленный — Юрий Папоров вскоре после рождения сына уехал в Мексику, где и завел новую семью, не вспоминая о бывшей спутнице и их ребенке.

Валентина, оставшись одна, стала делать все, что ее сынишка ни в чем не нуждался. Она записывала песни, постоянно ездила на гастроли, принимала участие в сборных концертах. Из-за этого Николай почти не видел маму, а его воспитанием занималась бабушка.

Коля обижался на певицу за то, что та не уделяла ему достаточно внимания. Он злился на то, что рядом нет отца и что мать пропадает на работе. Мальчик не понимал, что Валентина делала это ради того, чтобы он ни в чем не нуждался.

Певица сильно баловала Колю и почти ни в чем ему не отказывала. Дорогие подарки, игрушки, сладости, путевки к морю — все это у него было. Не хватало только внимания и более жесткой руки.

Звездный путь певицы

Первый успех Валентины привлек к ее творчеству внимание известных советских композиторов. Певица начала сотрудничать с В. Успенским, М

Таривердиевым, Э. Колмановским и многими другими. С их песнями певица прочно утвердилась на советской сцене

Успенским, М. Таривердиевым, Э. Колмановским и многими другими. С их песнями певица прочно утвердилась на советской сцене.

Вскоре Л. Ошанин приглашает артистку выступить в Колонном зале в Москве на большом юбилейном концерте. После этого успешного выступления Валентина часто заявляет о себе на радио и телевидении.

1973 год – Валентина Толкунова солистка Москонцерта. В это время творчество певицы концентрируется именно на русских народных песнях. Простая искренняя внешность артистки отлично гармонировала с ее новым репертуаром. Постепенно в певицы выработался свой особый стиль, который основывался на «сердечности, достоинстве и ласковости».

Переходить с эстрадной музыки на традиционную Валентине было очень легко, ведь ее вокал изначально имел народную манеру исполнения.

Звездный образ певицы был практически неизменным на протяжении всего творческого пути. Красивые длинные платья, минимум макияжа и украшений – такой ее помнят несколько поколений зрителей. Толкунову украшала скромность и открытость, в каждой своей песни она дарила людям частицу души.

Уникальность творчества Валентины Толкуновой обеспечило ей неизменную популярность и народную любовь. Ее с удовольствием слушали и простые зрители, и высокопоставленные чиновники. Ее выступления на многих концертах были настоящим праздником для души. В песнях Толкуновой каждой может узнать свою жизнь – радость и печаль, любовь и надежду, потери и разочарования.

1986 год – артистка создает собственный театр песни. К этому времени она уже была настоящей легендой отечественной сцены, а ее творчество стало синонимом русской традиционной песни. Театр Толкуновой представил зрителям такие музыкальные спектакли, как «Брызги шампанского», «Русские женщины», «Не оставляй меня, любовь!» Все постановки принимал концертный зал «Россия».

В коллекции Валентины Толкуновой много наград за заслуженный труд и бесценный вклад в отечественное музыкальное искусство. Среди них звания Заслуженной и Народной артистки РСФСР, а также ордена Почета и Дружбы.

В репертуаре певицы больше 100 песен. Какие композиции как «Носики-курносики», «Я не могу иначе», «Маменька» стали настоящими народными хитами. Более 30 раз артистка становилась лауреатом фестиваля «Песня года». В дуэте с Валентиной спели более 30 исполнителей.

По словам Льва Лещенка, Толкунова обладала внутренней театральностью, но была необычайно искренней и скромной. Еще он отмечал, что в ней живет душа самого народа. И действительно, даже став знаменитостью, Валентина часто посещала русские глубинки, ездила по деревням, чтобы подарить красоту и тепло своих песен простым зрителям.

Она несла свое творчество в народ, чтобы хоть как-то скрасить непростую жизнь на периферии.

Легендарная артистка любила заниматься благотворительностью. Она жертвовала для многодетных семей, а также помогала церковным общинам.

Николай Папоров сейчас

Николай Юрьевич, по некоторым данным, сейчас живет на две страны, не контактирует с журналистами и не соглашается на участие в телевизионных программах, посвященных памяти матери. Его московские соседи, оказавшиеся более словоохотливыми людьми, охарактеризовали Папорова как тихого, спокойного, порядочного человека.

Валентина Толкунова оставила сыну весьма внушительное наследство — несколько квартир в столице России и ее области, особняк в селе Дивеево, жилье в Болгарии и Черногории и т. д. Поговаривали, что, когда мужчине понадобились финансы для развития предпринимательского дела, он продал часть имущества.

Валентина Толкунова

За долгую карьеру Валентина Толкунова исполнила несколько десятков композиций, которые любили и любят миллионы слушателей. Поколения меломанов до сих пор наслаждаются трогательным исполнением таких хитов, как «Я не могу иначе», «Кабы не было зимы», «Стою на полустаночке» и многих других.

Сколько лет мужу Валентины Рубцовой и кто он, секреты их личной жизни

К зрителям Валентина Васильевна неизменно выходила сияющей и счастливой. Немногие знали, какие испытания выпали на долю вокалистки с чистейшим сопрано. Она пела о радости материнства, но редко видела собственного ребенка, говорила о любви, однако не сумела создать крепкую семью. В 2000-е звезда боролась с тяжелым заболеванием. Несмотря на плохое самочувствие, продолжала выступать. Что же заставило Толкунову пренебречь здоровьем и посвятить последние дни сцене?

Называла себя пуританкой

Несмотря на успех у публики, особенно мужской её части, Толкунова называла себя пуританкой. С первым мужем, композитором Юрием Саульским, познакомилась, когда пришла на прослушивание в вокально-инструментальный джаз-оркестр «ВИО-66», которым Саульский руководил. Ей было 19, ему – 38. По признанию Толкуновой, Саульский стал не просто ее первой любовью, это была настоящая страсть. Выйдя замуж за взрослого, успешного мужчину, она думала, что их брак навсегда. Однако они пробыли вместе всего пять лет. Саульский увлекся красавицей-актрисой Валентиной Аслановой и ушел к ней. Как позже вспоминала Валентина Васильевна: «Мы с Юрой расстались как интеллигентные люди, без дележа имущества, без скандалов. Потом встречались, дружили, я даже была в хороших отношениях с его последующими женами».

Вторым ее мужем стал журналист-международник, латиноамериканист, писатель Юрий Папоров. «Он был изумительно элегантен, потрясающе выглядел в деловых костюмах и никогда не носил дешевых вещей, — рассказывала Толкунова в книге «Я не могу иначе…». — Если он надевал, скажем, джемпер, то к нему всегда подбирал какой-нибудь стильный шарфик или шейный платок. Впрочем, не в одежде дело…».

Юрий Папоров выбрал карьеру и уехал в длительную командировку в Мексику один. Приезжал редко. Сына певица воспитывала одна. Фото: Семейный архив

Юрий Папоров — интеллектуал, очень эрудированный человек, интересный собеседник. Тем и пленил. Он тоже был намного старше Валентины — на двадцать три года. Они поженились в 1974 году. Для Папорова, как и для Толкуновой, это был второй брак. Через три года у них родился сын Николай. А еще через год после рождения сына, Папорова направили в Мексику. «Писательская командировка» в Латинскую Америку растянулась на 20 лет. Уехать с мужем за океан — означало поставить крест на карьере певицы. Остаться в России — оказаться в роли «соломенной вдовы». Перед Толкуновой стоял сложный выбор. Она выбрала карьеру и осталась с сыном в Москве. Позже говорила: «Я никогда не прощу своего мужа за то, что он уехал в Мексику и бросил меня одну». В самом деле, Папоров редко приезжал в Россию, редко виделся с женой и сыном. Он вернулся из ответственной командировки в начале 2000-х годов. Жил отдельно от Толкуновой. Понимая характер работы своего мужа, Валентина Васильевна не настаивала на официальном расторжении брака.

Валентина Толкунова смолоду была востребованной, любимой народом певицей

Фото: Анатолий ЖДАНОВ

Однако, хотя она и называла себя «пуританкой», конечно, у нее были романы. В молодости — не только творческие, но и личные отношения с композитором Ильей Катаевым (сыном писателя Евгения Петрова). «На протяжении долгих лет народная молва упорно женила нас с Львом Лещенко. Это было забавно, если не сказать смешно», — говорила Толкунова. Почти 20 лет у нее был роман с физиком-ядерщиком Владимиром Барановым. Как свидетельствуют друзья певицы, этот роман был самым долгим и счастливым. Валентина Васильевна не скрывала своего любимого от коллег, друзей и родных.

Она всегда подчеркивала, что главный мужчина в её жизни — сын Николай. Жалела, что у нее только один ребенок. Но даже своему единственному сыну уделяла не так много внимания, как ей хотелось. «Воскресная мама» все время пела, выступала, зарабатывала, что сказалось на их отношениях. Говорят, что в юности у Николая было много проблем, например, с наркотиками. Тем не менее он окончил юридическую академию, пытался заниматься строительным бизнесом, работал в мамином коллективе осветителем. Единственное, о чем жалела Валентина Толкунова, что успела понянчить внуков…

Она планировала купить дачу в Подмосковье. До этого построила дом в Тверской области. Она знала о своей болезни, но не хотела ничего в своей жизни менять, не опускала руки, не позволяла близким оплакивать себя. 22 марта 2010 года она умерла от рака мозга.

Валентина Толкунова с родными

Фото: Архив КП

Жемчужная коса

В интервью Валентина Толкунова признавалась, что секретов красоты у нее нет. А роскошные волосы ей достались по наследству. Лет в 17 Валентина решила остричь косу и отправилась в парикмахерскую. Мастер уточнил, получила ли девушка разрешение у мамы. На что дерзкая посетительница ответила, что уже взрослая. Тогда парикмахер выставил красавицу за дверь и пригрозил, что без разрешения родительницы стричь волосы не станет.

Больше в парикмахерскую Толкунова не ходила и сочла это знаком судьбы. А на рассвете карьеры коса с фирменной ниткой жемчуга в волосах стала визитной карточкой певицы.

Как выяснилось, образ был выстрадан. После развода с первым мужем Валентина два месяца провела на даче в уединении, пытаясь справиться с душевной травмой. На помощь пришла знакомая, которая предложила встретиться с композитором Владимиром Шаинским.

Маэстро отдал начинающей певице песню «Ах, Наташа», не самую удачную в карьере. Во время подготовки к выступлению Толкуновой сшили платье и украсили ткань горошинами жемчужин. Чтобы дополнить образ, певица взяла из дома нить жемчуга «под платье» и вплела ее в косу. Песня «выстрелила» с первого исполнения.

Получившаяся прическа настолько понравилась певице, что она решила оставить стилистическую находку для выступлений. Позднее Валентина Васильевна признавалась, что любит носить жемчуг в качестве украшений и уверена, что один яркий аксессуар сможет достойно завершить образ.

Песни

Звездным стартом для творческой биографии молодой артистки стало исполнение песен на стихи Михаила Анчарова и музыку Ильи Катаева для сопровождения фильма «День за днем». После выхода кинокартины на экраны песню «Стою на полустаночке», исполненную Валентиной, напевала вся страна. Толкунова мгновенно стала знаменитой, а пластинка не задерживалась на полках музыкальных магазинов. Позднее на конкурсе «Артлото» молодая певица с этим шлягером выиграла первую премию.

Первое сольное выступление Валентины Толкуновой состоялось в 1972 году в рамках юбилейного концерта Льва Ошанина. Артистка исполнила композицию Владимира Шаинского «Ах, Наташа», а так как концерт транслировался по телевидению, ее увидела и услышала миллионная аудитория. Вместе с начинающей артисткой на сцену в тот вечер выходили Майя Кристалинская, Муслим Магомаев, Людмила Зыкина, Георг Отс. Там же Валентина Толкунова впервые встретилась с Клавдией Шульженко, певицей, которую девушка боготворила с детства.

Вскоре репертуар артистки пополнился музыкальными композициями Эдуарда Колмановского, Микаэла Таривердиева, Оскара Фельцмана, Марка Минкова. А уже с 1973-го Толкунова регулярно становилась участницей телеконкурса «Песня года». Мелодичный ласковый голос певицы сделал ее по-настоящему народной артисткой. На телевидение приходили мешки писем от зрителей с просьбами вновь показать выступление любимой певицы.

Валентина Толкунова — «Поговори со мною, мама»

Валентина начала появляться в программах «Утренняя почта», «Голубой огонек», а также на трансляциях творческих вечеров выдающихся композиторов из Колонного зала Дома Союзов.

Вторая волна славы настигла Толкунову после премьеры песни Владимира Мигули «Поговори со мною, мама» на Всесоюзном радио. Композитор писал ее для Людмилы Зыкиной, но, услышав композицию в исполнении Толкуновой, изменил решение.

Изюминкой Толкуновой было то, что артистка всегда пела о людях и для людей, в ее репертуаре фактически отсутствовали советские лозунги и социально-политический подтекст, что для того времени было редкостью. Для Валентины Васильевны каждая песня была чьей-то судьбой, чьей-то жизненной историей. Исполняла она не только собственные песни, но и композиции из репертуара популярных певцов. Так появился в ее исполнении хит «Где ты раньше был?», с которым ранее выступала Майя Кристалинская.

Валентина Толкунова — «Я не могу иначе»

В 1975 году состоялась судьбоносная встреча Толкуновой и ее партнера по сцене — инструменталиста и композитора Давида Ашкенази. Коллеги сотрудничали на протяжении 18 лет. Совместно исполненным шлягером стал романс «Сероглазый король» на музыку Александра Вертинского и стихи Анны Ахматовой.

Имели огромную популярность песни «Серебряные свадьбы», «Сережа», «Вечер школьных друзей». Хит «Я не могу иначе» и вовсе буквально возвращал людей к жизни, даря надежду на будущее, о чем Валентина Васильевна впоследствии узнавала от благодарных зрителей.

И, конечно, нельзя не сказать о детской песенке «Спят усталые игрушки», ставшей заставкой вечерней передачи «Спокойной ночи, малыши!», на которой воспитывалось не одно поколение детей. Еще одна детская песня Толкуновой — «Носики-курносики» — особенно полюбилась поклонникам таланта певицы. Эту композицию подарил исполнительнице автор Борис Емельянов на рождение сына Николая.

Валентина Толкунова — «Носики-курносики»

В 1979 году Валентина Толкунова впервые выступила с сольным концертом

Творческие вечера состояли из популярных и народных песен, но все чаще певица стала обращать внимание на музыкальные композиции о Великой Отечественной войне, первой из которых стала «Если б не было войны». Исполнение песни далось артистке непросто: необходимо было создать небольшой моноспектакль о тяжелой женской судьбе

По просьбе Валентины Васильевны в музыкальную ткань добавили вставки с военным маршем.

За 10 лет в репертуаре исполнительницы появилось 22 песни о военной доле, которые Толкунова выпустила отдельной пластинкой.

В 2000-е годы репертуар Толкуновой пополнялся в основном духовными песнями: «Ангел мой», которую сочинила сама артистка, «Рождественская ночь», «Молитва». Благодаря альбому «Мой придуманный мужчина», в который вошли песни автора Василия Попова, Валентина Толкунова получила премию международного благотворительного фонда «Русская культура». Последней записанной ею песней стала композиция «Весенний май» Виктора Петрова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector