Ментальный счет: описание методики, результаты, отзывы. ментальная арифметика

Ментальная арифметика – что это такое простыми словами?

Тысячи лет назад в Азии начало зарождаться уникальное искусство быстрого счета. 

Ментальная арифметика – это методика обучения быстрому (почти мгновенному!) счету. Она подходит для развития детей 4 – 12 иногда 16 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана.

По сути ее корни в Древнем Китае. Ведь именно там детки учатся считать по этой методике в начальных классах. И поскольку китайцы часто занимают первые места на международных олимпиадах по математике, возникает вполне логичный вопрос: неужели система и вправду волшебная?

В настоящее время 52 страны мира используют это искусство в процессе обучения детей.

Кому подходит эта методика обучения?

Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 12 иногда 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.

А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

Несмотря на долгий период обучения, который занимает около двух лет, первые результаты начнут проявляться через 2-3 месяца обучения. Рекомендуется начинать занятия в раннем возрасте.

Польза ментальной арифметики для ребенка

1. Укрепление межполушарных связей

Ассиметричные вычисления позволяют задействовать все участки мозга, а также стимулирует их работу. Это происходит с помощью использования при счете большого и указательного пальцев на правой руке и среднего и указательного на левой.

2. Развитие мелкой моторики

На первых этапах обучения дети используют счеты. Для успешной и быстрой работы ребенок со временем привыкает перебирать костяшки на спицах все быстрее. Это способствует увеличению точности движений пальцев и кистей рук.

3. Тренировка памяти

Вычислительные процессы в уме развивают память ребенка. Чем выше уровень мастерства устного счета, тем лучше будет развита способность запоминать большие числа.

4. Ускорение мыслительных процессов

Частые устные вычисления оказывают положительное влияние на способность быстро и грамотно мыслить. В дальнейшей жизни это умение поможет ребенку незамедлительно реагировать на различные ситуации и находить рациональные пути решения.

Применение в повседневной жизни

— Счет без калькулятора

Основное преимущество владения быстрым счетом. Всю последующую жизнь человек сможет проводить в уме различные вычисления. Это будет экономить время и вызывать восхищение окружающих.

— Уверенность в себе

Развитие умственных способностей в детском возрасте способствует уверенности в себе. Ребенок привыкает к мысли, что любая задача должна иметь решение. С такой жизненной позицией человек менее склонен к пессимизму.

— Творческий подход

Ментальная арифметика предполагает развитие воображения. В будущем дети смогут активно применять свое нестандартное мышление в повседневной жизни.

Плюсы методики

  1. Развитие мышления и мелкой моторики
    Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.

  2. Умение быстро считать в уме
    Практическую пользу это умение приносит и в учебе, и в жизни.

  3. Улучшение памяти
    Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.

  4. Повышение интереса к учебе
    Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.

  5. Высокая концентрация внимания
    Занятия ментальной арифметикой требуют особого сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

Минусы методики

Ребенок спешит и допускает ошибки в решении
В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам и стремится сделать все как можно быстрее. Иногда он забывает вдуматься и поэтому ошибается. Тренировки уберут этот эффект со временем, когда ребенок привыкнет.

Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями
Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд

Важно соблюдать правильный режим и не заставлять ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально, а значит, потерять интерес.

Простые сложение и вычитание

Главное правило счёта на соробане: «считать нужно слева направо», что не соответствует привычному нам способу вычисления.

Внимание: техники счёта могут отличаться, мы используем те, что встречаются в рекомендации японской организации The Abacus Committee. Начинать вычисления стоит с чисел, сумма и разность которых даёт не более 9 при сложении и не менее 1 при вычитании

Начинать вычисления стоит с чисел, сумма и разность которых даёт не более 9 при сложении и не менее 1 при вычитании.

Примеры вроде 1+6, 2+7, 12+24 или 123+432 подойдут на первых порах.

  • Начнём со сложения единиц: для примера 1+2 поднимите на крайней правой спице 1 костяшку вверх, а затем добавьте к ней ещё 2. 
  • Для примера:12+32. Откладываем в колонке десятков — 1 косточку, в единицах — 2. Затем к 1 костяшке придвигаем 3, к 2 костяшкам единиц ещё 2. 

Изучать вычитание также стоит с простых примеров:

  • Рассмотрим вычитание на единицах. Простой пример: 4 — 2 = 2. Из четырёх поднятых костяшек убираем 2 и получаем результат.
  • Простой пример с десятками: 24 — 13 = 11. Из столбца десятков убираем 1 костяшку остаётся 1. Переходим к единицам: от 4 костяшек отнимаем 3, у нас остаётся 1 костяшка. Результат готов.
  • По тому же принципу работаем с сотнями: 432 — 322 = 110. Из столбца сотен от 4 отнимем 3, из 3 вычтем 2 останется 1, из 2 вычтем 2 — все костяшки из столбца единиц возвращаются в нулевую позицию.

Для более сложных вычислений необходимо познакомиться с принципом дополнительных чисел.

Батл будущего: человек против роботов.

Человек будущего покорит мир тем, что не может быть подвластно искусственному интеллекту:

  • Творческим подходом. Только человек предложит решить задачу нестандартными способами, не известными ранее.
  • Эмпатией, то есть способностью сопереживать, ставить себя на место другого. Искусственный интеллект строго объективен. Только человек будет внимателен и к субъективным факторам.
  • Способностью изобретать. Человек генерирует идеи, основываясь на личном опыте.

Эти умения нужны во всех сферах

Вот почему так важно своевременно развивать в детях не только рациональное, но и творческое начало. Для успеха важна гармония!

Особенности прохождения обучения

Описав, что такое ментальная арифметика простыми словами, подробнее рассмотрим главные особенности процесса обучения и использующиеся подходы. В основе предмета лежат два главных метода:

Использование специальных счетов-абакусов. Все применяемые методы направлены на развитие мелкой моторики, а также на стимулирование формирования связей между двумя полушариями мозга. Использование абакуса помогает ускорить мышление, сделать ребенка более усидчивым и внимательным. После прохождения курса ему будет намного проще концентрироваться на текущих задачах.

Ментальный счет. Это знакомые многим вычисления в уме. Лучше всего методика показывает себя именно в сочетании с параллельными занятиями с абакусом, потому что подход помогает освоить обратные вычисления и еще дополнительно улучшить результаты. Для достижения цели используются визуализируемые ментальные карты, а также операции бусинами без применения отдельных цифр.

Когда обучение проводится профессионалами, результаты становятся заметными очень быстро.Во время занятия формируются новые нейронные связи, ребенок начинает лучше успевать в школе, осваивает даже очень сложные задачи, требующие постоянной концентрации.

Ментальная арифметика: задания для занятий для развития детей, картинки

Заданий и всевозможных игр для обучения ментальной арифметике существует безмерное количество. Здесь представлены всего несколько из них, но даже они могут применяться в самостоятельных уроках с ребенком или в группах. Вот задания для занятий для развития детей с картинками:

Ментальная арифметика: задания для занятий для развития детей

Игра «Варежка»

Группа детей разбивается на пары. Перед каждой парой на столе лежит два листочка в клеточку. В пространстве, ограниченном рисунком, размещены изображения от одного до двадцати. Игра начинается с того, что первый игрок называет любое число, а другой ищет его на своем рисунке. Первый, в это время, быстренько расставляет крестики по клеточкам, начиная с верхней левой. Если второй нашел число, первый прекращает рисовать крестики. Игроки меняются. Победа принадлежит тому, у кого все клеточки будут заполнены.

Ментальная арифметика: задания для занятий для развития детей

Таблицы Шульте

Вся суть в том, что вместо цифр изображается абакус. Этот метод применялся с ХХ века немецким психиатром Вальтером Шульте. Благодаря ему, можно отследить устойчивость внимания, скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда, объем внимания. Таблицы также использовались для диагностики скорости чтения. Работа с таблицами Шульте проводится на время. Затем подсчитывается количество допущенных ошибок за каждую таблицу по-отдельности.

Дети на начальных этапах знакомятся с числами, первыми формулами ментальной арифметики, которые в будущем помогут справляться с примерами, оттачивают манипуляции с абакусом. Результат будет виден в скорости запоминания изученной информации и ее восприятии. Этот период длится от 3-х месяцев до полугода. Здесь представлены карточки, с которыми может работать ребенок.

В программе изучаются те формулы, которые представляют схему действий с числами, которые в общей сумме дают цифру 5.

Третий этап подразумевает оттачивание всех накопленных навыков, и переход на ментальный счет. То есть, все доводится до автоматизма. Увеличивается скорость счета, сложность заданных примеров. В прогрессе, у ребенка развивается навык визуализации, фотографическая память, даже навык скорочтения.

То есть, каждый этап — новое задание. Цель — овладеть счетом по изученным формулам, достигнуть необходимой скорости и точности счета, проработать все навыки, необходимые для дальнейшей работы и обязательно закрепить их.

Что такое абакус?

Это внешний вид Абакуса.

Внешний вид Абакуса

Чем-то напоминает известные многим советские счеты с костяшками. Принципы работы на этих двух приспособлениях очень похожи. Отличаются эти счеты количеством костяшек на спицах и, собственно говоря, удобством эксплуатации. На абакусе приходится делать намного меньше движений руками.

Абакус и счеты

Итак, абакус состоит из рамки, в которую установлены спицы. Причем спиц может быть разное количество. А на спицах нанизаны костяшки. По 5 штук на каждую. Спицы проходят сквозь разделительную планку. Над планкой остается по одной костяшке, под планкой по четыре.

Важную роль при счете на абакусе играет то, как именно человек двигает пальцами. Используются в работе только большой и указательный пальцы. Все движения путем многократных повторений доводятся до автоматизма. Этот навык легко потерять, поэтому при занятиях ментальной арифметикой не желательно пропускать уроки.

Теперь о том, как же располагаются числовые линейки.

расположение чисел на абакусе

Справа у нас находятся единицы. Затем десятки, потом сотни, тысячи, десятки тысяч и т.д. Каждому разряду своя спица. Костяшки, которые находятся под разделительной планкой, означают «1», над планкой – «5». Трудновато понять, да?

Давайте посмотрим на примере.

Десятичные линейки рисовать не стала. То есть, крайняя правая линейка на  рисунке – это единицы.

Так будет выглядеть на абакусе число 3.

число-3-на-абакусе

Поднимаем к разделительной планке три костяшки на линейке единиц.

Попробуем взять двойное число, например, 15.

На линейке десятков поднимаем 1 костяшку, то есть, получаем 1 десяток. А на линейке единиц опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая и означает 5.

Получилось число 15!

Покажем теперь число для примера -53-на-абакусе На линейке десятков опускаем к разделителю верхнюю костяшку, которая означает 50. А на линейке единиц поднимаем с верху 3 костяшки. Получилось число 53!

А давайте чего-нибудь посущественнее наберем. Например, 6482!

На линейке тысячи у нас верхняя костяшка опущена к разделителю – это пять тысяч и одна нижняя поднята вверх, плюс еще тысяча. Получаем 6 тысяч. С сотнями полегче, просто четыре костяшки поднимаем вверх. Десятки: верхняя опущена, три нижних подняты. Получается сверху 5 десятков, снизу 3. Это 80. Ну и еще 2 единицы. Не так уж сложно, правда?

Ментальная арифметика — ключ к контролю ума.

«Мир преобразуют те, кто смог преобразовать себя, зная, что величайшее мастерство начинается с контроля ума. Когда ум становится послушным слугой человека, весь мир ляжет у его ног».

Эту мудрую фразу одни приписывают перу древнего мыслителя из Китая Конфуция. Другие считают, что её озвучил философ из Индии Инаят Хан Хидаят. Но главное — это мысль, заложенная в высказывании. Если человек научится с детства управлять своим мозгом, ему будет подвластен мир.

А бороться есть за что. Людей всё больше заменяют роботы.

К этому привело повсеместное развитие технологий. Но зачем тогда вообще нужен человек, если его можно (и так легко!) заменить?

Главные полезные свойства ментальной арифметики

Несмотря на то, что многим сам процесс обучения может показаться достаточно простым по своей смысловой сути, он дает реальные и заметные результаты. Перечислим только наиболее значимые и заметные из них.

Выраженное развитие способностей к творчеству

Многие ученые и педагоги сходятся во мнении о том, что школьные предметы направлены в своей основной массе на развитие левого полушария. Правое остается без нагрузки, а для формирования гармоничной личности этого недостаточно. Когда начинают проводиться занятия по ментальной арифметике, в работу втягиваются оба полушария. Более того, они начинают работать в синергии – это наиболее значимое требование для развития способности работать в режиме многозадачности. Это позволяет дать заметный толчок развитию интеллекта человека.

Улучшение понимания математики

С каждым годом количество людей, которые относят себя к «гуманитариям», растет. Но во многих случаях такое положение оказывается связано с плохим преподаванием школьной программы математики или неспособностью ребенка быстро ее освоить. Понимать цифры с ментальной арифметикой становится значительно проще. Одна из важных особенностей преподавания – уход от скучного зубрения в область геймификации, работы с логикой

Важно, что человек начинает понимать доступность математики, больше не смотрит на нее как на что-то за гранью его понимания

Повышение концентрации внимания

Это именно то, чего не хватает многим детям в мире, заполненном гигантским потоком информации. Ментальный счет заставляет постоянно концентрироваться и постепенно прививает привычку делать это. Без умения сосредотачиваться, не обойтись и при использовании абакуса. Большой вклад также вносят различные упражнения с использованием флеш-карт и других типов инструментов.

Развитие визуально-пространственного мышления

Программа обучения ментальному счету построена на спользовании, как умственных вычислений, так и общих правил, многочисленных образов. При этом использование абакуса спасает от сильного усложнения процесса, делает его действительно интересным для ребенка. Параллельно активно улучшается и способность к пространственному мышлению. В будущем, умение моделировать различные параметры в уме сильно пригодится человеку для того, чтобы справляться с геометрией, черчением и даже диктантами. У ребенка возникает уверенность в своих силах, а уровень стресса становится меньше.

Тренировка памяти

Еще один положительный результат – активная тренировка памяти. Тренируется не только кратковременная, но и долговременная память, значительно улучшается процесс зрительного запоминания. Это дает ребенку больше преимуществ, как в школьных занятиях, так и в жизни.

Развитие способности быстро ориентироваться

Многие люди в резюме заявляют о своей устойчивости и умении работать в режиме многозадачности. Но мало кто, в действительности, на это способен. Умение выполнять сразу несколько действий без потери качества – залог успешности. Ребенку будет намного проще ориентироваться, он сможет реализовать весь свой скрытый потенциал. Также уменьшается и уровень стресса, который часто приводит к проблемам с успеваемостью.

Пробуждение интереса к обучению

Для многих детей школа становится настоящим бременем, потому что они с детства приучаются думать о ней как о чем-то скучном, постоянно связанном исключительно с процессом зубрения, повторения одних и тех же цикличных действий. Но использование дополнительной подготовки на занятиях по ментальной арифметике заметно меняет ситуацию. Ребенок начинает понимать, что обучение действительно может быть интересным, если его построить правильно. При этом многие начинают сами понимать методы, при помощи которых учебу можно сделать значительно более интересной и насыщенной.

Учебные пособия Ментальной Арифметики

Многие обучающие центры пользуются своими личными авторскими методиками. Детки от 4-х до 10-ти лет подвижны, а предмет требует внимательности и усидчивости. По этой причине система подходов к учебе детей основывается на психологических, возрастных спецификах восприятия информации.

Методика ментальная состоит из двух частей: пособия для преподавателей и учебники для школьников по предмету «Умственная арифметика». Пособия содержат методичные сборники, уроки с видео материалом, брошюры с объяснением к материалу. Они обновляются, наполняясь новым материалом. Пособие по умственной математике показано в 2 альтернативах: теория и практика.

Благодаря теоретической базе учащийся исследует правила и способы вычислений счетах, действия с косточками. Упражнения в ментальной арифметике предназначены для закрепления материала.

Рассмотрим, какие примеры представляют методические пособия :

Уровень «А» Большие друзья

Схема состава:

  • 1+9
  • 2+8
  • 3+7
  • 4+6
  • 5+5
  • 4+6
  • 3+7
  • 2+8
  • 1+9

9-это друг либо дополнительное число (у старших детей). Играем в дополнительное число. Педагог говорит 3, а ребята 7. После того, как изучили друзей в десятке до автоматизма, переходим к формулам.

Друг единицы — это 9. Мы прибираем дополнительное число либо Друг единицы — 9 и переходим играть в последующий столбик (в десятки).

Напоминаем детям, что друг не может нам помочь, он не подойдет под предыдущие формулы.

План урока выбирает сам учитель. Не забываем про игровую форму, подкрепление материала таблицами, флеш-карты. Проводим работу над ошибками. Домашняя робота при этом обязательная для усвоения материала. Учитель вместе с детьми должен провести анализ над ошибками при проверке домашнего задания.

Вычитание в 5

Возвращается брат уходит друг. Схема от обратного.

Тренажер:

  • 1+4-1-4=0
  • 2+3-2-3=0
  • 3+2-3-2=0
  • 4+1-4-1=0
  • 1+4-1-4=0

Делаем левой, правой, двумя руками.

  • 3+4-7=0
  • 4+4-8=0
  • 4+3-7=0
  • 3+3-6=0
  • 7-3-4=0
  • 7-4-3=0
  • 8-4-4=0

Как проходят занятия?

В Академии ментальной арифметики AMAKids обучение построено следующим образом: один раз в неделю 2 академических часа ребенок занимается в мини-группах по 4-8 человек, занятия проходят легко и весело. Работают три разновозрастные группы, и это позволяет согласовать свое расписание с работой Центра.

«AMAKids» использует специальное программное обеспечение, и в этом состоит уникальность методики: все ученики получают доступ к сайту и могут выполнять домашние задания – каждый день по 15 минут. Эти задания проверяет учитель. В других подобных школах такой возможности нет. Наличие специального программного обеспечения серьезно повышает эффективность методики и дает быстрый результат

Очень важно закреплять навык ментального счета ежедневно, и компьютерная программа позволяет это делать

Длительность обучения – 2-3 года, в зависимости от индивидуальных особенностей. За это время у ребенка закрепляется навык целостного восприятия и быстрой переработки информации. Но уже в первые недели занятий родители замечают изменения: дети становятся собраннее, быстрее считают и учат стихи, легче запоминают иностранные слова, проще справляются с домашними заданиями.

На самих занятиях дети работают со специальными счетами – абакусом. Счеты – это одно из величайших изобретений человечества наряду с колесом, им более 5 тысяч лет. Именно на счетах дети обучались арифметике в Древнем Вавилоне, Китае, Греции, Египте, Индии…

В настоящее время ментальную арифметику используют в 52 странах мира. Две ведущие мировые державы, Япония и Китай, используя специальные счеты – абакус или соробан, учат детей в государственной начальной школе. И в России это не «новомодная диковинка», а  всего лишь хорошо забытое старое. Современные наблюдения показывают, что счеты помогают ученикам добиваться отличных результатов в математике, и отказ от них в школьном обучении снижает подвижность ума.

На занятиях дети передвигают пальчиками (мелкая моторика) косточки на абакусе и таким образом учатся выполнять арифметические операции физически. Затем они учатся представлять абакус в уме (образная память) и решают задачи, перемещая воображаемые косточки. Так ученику дается задача, он «вкладывает» цифры в левое полушарие, затем моментально перемещает их в скоростное правое полушарие, где цифры преобразуются в картинку – создается воображаемый абакус. На нем производится решение, и информация перемещается обратно в левое полушарие, которое конвертирует картинку в цифры и выдает ответ.

Таким образом, задействуются оба полушария головного мозга и укрепляется связь между ними. Затем дети учатся одновременно читать стихи и решать задачи в уме, и далее программа все усложняется… Но, конечно, на занятии ученики успевают побегать, попрыгать, порисовать и поползать и при этом – успешно усваивают материал.

«Мне нравятся занятия. Когда я решаю примеры, которые предлагает компьютер, я отгадываю загадки. Меня в примерах пытаются запутать, а я нахожу верный ответ! В заданиях встречаются разные числа. Особенно я люблю работать с цифрой  7. Это мое любимое число!»

Милена, 7 лет

Акция: праздничный месяц для наших мам!

Если вы записались на наши занятия с 14 февраля по 15 марта, а мы не оправдали ваших ожиданий, мы возвращаем деньги за первый месяц обучения!

Академия ментальной арифметики «AMAKids» поздравляет ю-мамочек с наступающими праздниками! И приглашает ваших детей на бесплатные пробные занятия по субботам и воскресеньям. Вашему ребенку многое дано, выделите 1 час вашего времени, приезжайте к нам и убедитесь в этом!

Дом Талантов  Да! Винчи: Вайнера 21 офис 411

Интеллект-центр IQ: Фролова 31 офис 20

Запись по телефону: 219-00-95, 8902-502-57-58, или на сайте: Amakids.ru

8-963-03-600-12 директор центра Колядицев Андрей Николаевич

В чём суть?

В основе методики лежит обучение
быстрому устному счёту. На начальных этапах ученик проводит вычисления на абакусе – специальном инструменте, похожем на русские счеты, который
позволяет складывать и отнимать числа по особой системе. Спустя время, когда
ребёнок полностью осваивает арифметику на абакусе, математические операции
выполняются уже не физически, а ментально, в уме. Отсюда, кстати, и появилось название
«ментальная арифметика».

Уникальность данного направления
заключается, прежде всего, в его междисциплинарном подходе. Оно включает в себя
методы психологии, нейролингвистики, сенсомоторики и нейрофизиологии. Благодаря
такому сочетанию становится возможным всестороннее развитие когнитивных
способностей ребёнка.

Учебники по простой и ментальной арифметике

Обучение прогрессивным методикам невозможно без подбора соответствующей литературы. Ниже представлен перечень самых популярных книг, которые написаны просто и понятно:

  • «Матемагия. Секреты ментальной математики», автор Артур Бенджамин. После прочтения пособия родителям становятся более понятными методы работы с ребенком. Автор раскрывает некоторые математические хитрости, позволяющие научиться считать быстро и точно.
  • Решебник «Математика. Арифметика. Геометрия» Бунимович Е. А. В пособии представлены примеры решений домашних заданий в доступной форме.
  • Блокнот-тренажер. «Не ментальная арифметика», автор Шамиль Ахмадуллин. По утверждению автора, следуя его методике, можно научить ребенка самостоятельному счету за 21 день. В книге есть теоретическая информация и пробные задания. Книга рассчитана на детей 8-12 лет.
  • «Ментальная арифметика. Сложение и вычитание», автор С. Эрташ. Книга совмещает в себе тренажер и дидактический материал. В пособии доступно разъяснены принципы быстрого счета, и содержится много полезной информации для детей и родителей.
  • «Ментальная арифметика. Знакомство», авторы Р. Багаутдинов, Р. Ганиев. Данная книга предназначена для обучения детей с 5 лет. Здесь представлено множество иллюстраций с формулами вычитания и сложения, что дает возможность ребенку воспринимать информацию не только устно, но и зрительно.

В статье рассмотрено, что такое арифметика, ее подраздел, которому обучают японских детей. При желании эту технику счета может постичь любой человек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector