Как сделать кубики зайцева своими руками

Пошаговая инструкция по изготовлению своими руками

Для изготовления пособия следует:

  1. Изготовить основу для кубиков всех размеров.
  2. Основу оклеить бумагой соответствующего цвета, лучше самоклеющейся.
  3. Распечатать и приклеить буквы и символы на грани. Надо быть внимательными на этом этапе: склады наклеены в строгой последовательности. Буквы можно не наклеивать, а написать с помощью трафарета.
  4. Готовое изделие оклеить скотчем для защиты от повреждений.

Из картона

Для изготовления следует брать самый плотный картон или укреплять стенки изнутри еще одним слоем. Этапы работы:

  1. Сделать выкройки большого, маленького, двойного кубиков и вырезать необходимое количество заготовок.
  2. Линии следует продавить твердым тонким предметом прежде, чем сгибать, чтобы сгибы был ровными.
  3. Склеить все грани, кроме одной.
  4. Заложить наполнение.
  5. Заклеить последнюю грань.
  6. Приступить к оклейке.

Из картонных коробок

Использование в качестве основы пособия готовых картонных коробок позволит сэкономить время и силы на изготовление. Если не найдется подходящей заготовки для двойного кубика, следует склеить вместе 2 шт. Этапы работы:

Изготовление кубиков Зайцева из картона.

  1. Купить или подобрать необходимое количество картонных заготовок небольшого размера.
  2. Заложить наполнитель.
  3. Приклеить крышки.
  4. Оклеить цветной бумагой и символами.

В качестве коробок можно использовать картонные пакеты из-под молока, кефира, сока с квадратным основанием. Это самый экономный вариант, но придется потратить время, чтобы накопить необходимое количество. Пакет следует обрезать так, чтобы хватило на верхнюю грань и получился куб, заполнить и склеить. Затем оклеить и нанести буквы. Такой вариант пособия будет отличаться повышенной прочностью.

Из фанеры

Для фанерных изделий необходимо выпилить все грани отдельно. Затем приступить к скреплению. Грани можно скрепить при помощи небольших шурупов или склеить супер-клеем. На фанеру ровно и крепко приклеится цветная бумага, кубики будут прочными.

Недостатки этого варианта:

  • он самый трудоемкий;
  • изделия получатся тяжелыми, маленький ребенок может удариться во время игры.

Из пластиковых кубиков

Пластиковые основы отличаются прочностью и легкостью. Лучшим вариантом будет открывающаяся пластиковая заготовка. Пластмассовые кубики могут открываться двумя способами:

  • напополам по диагонали;
  • одна грань снимается как крышка у коробки.

Из чего состоит и как сделать самому?

Сделать кубики, таблицы и складовые картинки Зайцева можно самостоятельно. Кубики вырезать из картона, склеивать и наполнять, следовательно написанной ниже инструкции. Можно использовать старые ненужные пластмассовые детские кубики, надрезать по грани, наполнять и обклеивать бумагой. Некоторые умудряются делать такие кубики из коробочек от сока. Кубики можно сделать из картона (схема здесь). Для наполнения использовались крышки от бутылок, резаная жесть от банок из-под консервы, монетки, кусочки деревянного прута, бруски или фасоль. Однако, сегодня  такие кубики можно встретить практически в любом специальном магазине или заказать по интернету.

Создание кубиков Зайцева своими руками

Итак, с основой определились, материалы выбрали, развертки кубиков Зайцева скачали и распечатали. Можно приступать к творческому процессу!
На самом деле, ничего сложного тут нет. Поэтому можете смело подключать к увлекательному занятию и малыша. Если он хоть немного поучаствует в создании «шедевра», интерес к обучению будет обеспечен.

  • Для начала следует вырезать все развертки по контурам и проработать линии сгибов;
  • Подготовьте выбранную основу для «укрепления» кубика;
  • Аккуратно склейте заготовку, оставив незафиксированной одну грань и дайте клею подсохнуть;
  • Когда «полуфабрикат» высохнет, засыпьте в него звучащий наполнитель — подойдут мелкие монеты или крышки, деревянные брусочки или крупные щепки. На этом этапе нужно обязательно сверяться с руководством, в котором описан тип каждого кубика;
  • После этого осталось только тщательно заклеить крышку и дождаться, пока высохнет клей.

Упражнения для новорожденных:

     С самого рождения родителям обязательно необходимо работать над созданием речевой базы. Для этого нужно использовать мимику, эмоции. Но самое главное — постоянно общайтесь с малышом!
     Новорожденным детям нравится трогать кубики, брать их в ручки, строить из них

Постепенно внимание карапузов переключается на то, что изображено на кубиках.
     Примерно со второго месяца малыши начинают активно гулить. Необходимо его поддерживать в этом, проговаривая с ним звуки: «уэ-уэ-уэ», «уа-уа-уа» даже тогда, когда ребенок молчит.
     Около трех месяцев появляется детский лепет, поэтому взрослые должны повторять слоговые цепочки: ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па, да-да-да, га-га-га, бо-бо-бо.
     Родители должны осознавать, что дети смогут произнести свое первое слово не ранее, чем научатся говорить и произносить звуки

Этот период растягивается от 10 месяцев до 1,5 лет. При использовании методики Зайцева вы окажете большую помощь ребенку в развитии речи и умственных способностей.
     Не забывайте, что от того момента, когда малыш прочел свое первое слово до начала свободного чтения пройдет не менее шести месяцев.

Ламинация- способ увеличить долговечность кубиков

В принципе, на этом можно считать процесс создания кубиков завершенным. Однако, как показывает опыт, бумага довольно быстро утратит привлекательный внешний облик — краска сотрется и поблекнет. И тогдапридется начинать клеить следующий набор. А это занятие достаточно кропотливое и небыстрое.

Поэтому становится актуальным вопрос о том, как сделать кубики Зайцева более долговечными. Для этих целей рекомендуется ламинировать изделия специальной клейкой пленкой. Впрочем, подойдет и обычный широкий скотч. От глянцевых материалов следует отказаться — на кубиках могут появиться блики, которые будут мешать ребенку заниматься. Отдайте предпочтение пленке или скотчу с матовой поверхностью.

Такое покрытие надежно защитит ваши кубики от пыли и грязи, обеспечит сохранность контуров изображенных слогов и увеличить стойкость к любым механическим воздействиям.

Гномик.ру рекомендует Rmh24.ruПредлагаем ремонт холодильников с выездом

Ремонтируем холодильники всех марок. Бесплатный выезд мастера и диагностика! Используйте промокод: Гномик.ру и получите гарантированную скидку 10%

Работаем по Москве и области.

Звоните: +7 (495) 222-13-94

Преимущества

Как и любая другая педагогическая находка, метод Зайцева имеет как плюсы, так и минусы. К числу его несомненных достоинств относится следующее:

  • Обучение в процессе игры приносит истинное удовольствие крохе. Ему интересно, уроки не вызывают скуки.
  • Занятия с кубиками помогают развивать мелкую моторику ребенка, что полезно уже само по себе.
  • Развитие памяти – как зрительной, так и слуховой.
  • Малыш имеет реальные шансы научиться читать гораздо раньше сверстников без нудной зубрежки и слез, с удовольствием.
  • Обучение грамотности. Склады составлены таким образом, что соответствуют правилам родного языка, поэтому с ранних лет кроха запомнит, что ШИ и ЖИ следует писать без буквы Ы.
  • Нет возрастных ограничений, заниматься чтением можно с любого возраста, главное, чтобы ребенку было интересно.

Как видим, плюсов достаточно много, и они весомые.

Делаем таблицу

Бесспорно, кубики Зайцева дают потрясающий эффект. Но если дополнить их специальной таблицей, расположенной на рис. 4, процесс обучения станет более простым и быстрым. Методика основана на использовании двух инструментов, главным из которых все же являются кубики, но и таблица вносит свой неоспоримый вклад. Основное преимущество в работе с таблицей заключается в том, что, переключаясь от одного процесса к другому, ребенок будет меньше уставать, а значит, лучше станет усваивать материал.

Рисунок 4. Таблица для кубиков Зайцева.

Если у родителей хватило мастерства и терпения, чтобы изготовить кубики, то с таблицей проблем уж точно не возникнет. Для этого необходимо взять обычный ватман и расчертить его на квадратики либо прямоугольники. Далее при помощи фломастеров нужно заполнить каждую ячейку в правильном порядке, предусмотренном методикой Зайцева.

Лист будет большой, поэтому в процессе обучения малыш может не доставать до верхнего ряда. В данном случае ему необходимо дать в руки карандаш либо указку.

Стоит заметить, что далеко не все родители рисуют таблицу от руки. Некоторые выбирают более простой путь и распечатывают ее на принтере. Безусловно, оригинальный вариант имеет большой размер, от которого нельзя отклоняться. По этой причине таблицу распечатывают частями, а после склеивают.

Данный способ обучения малышей чтению был разработан для детей от двух лет. Однако родители нередко начинают использовать методику Зайцева гораздо раньше, что приносит ожидаемый эффект.

Процесс обучения чтению может быть очень скучным и трудным, но если перевести его в игровую форму, освоить навык ребенку будет проще простого.

Что лучше — кубики Зайцева или Чаплыгина

Евгений Чаплыгин — автор собственной методики обучения чтению. По примеру Зайцева использует в качестве учебного материала кубики с буквами и складами. Комплект содержит 10 сдвоенных букв, 10 одинарных и вращающуюся панель для составления слогов.

Образовательные системы Зайцева и Чаплыгина имеют много общего. Чтобы понять, чем же они различаются, проведем сравнительный анализ. Используем мнение воспитателей детских садов, родителей, педагогов школ.

Характеристики Кубики Зайцева Кубики Чаплыгина
Комплектация Много наглядного материала (таблицы, кубики, песни). Детям до 4–5 лет сложно ориентироваться, в некоторых случаях кубиков оказывается достаточно, таблицы применяются позже Карточки с картинками и кубики не перенапрягают детей зрительными образами
Простота технологии обучения (для родителей) Разобраться в методике просто, специальные знания и педагогический опыт не требуются Система обучения проста и понятна
Готовность комплекта Нужно самостоятельно склеивать кубики из картона, распечатывать дополнительные элементы Готов к работе полностью
Материал Картон, пластик Дерево
Информационная насыщенность Дети знакомятся с разными типами звуков, различают их при чтении Ребенок учится читать, характеристики звука не освещаются
Дополнительные способы обучения Попевки, диски с песнями по складам, книга с играми и упражнениями Диск с песенками для заучивания слов, методическое пособие со сценариями игр
Место для хранения и размещения наглядного материла Требуется площадь в комнате для развешивания плакатов, хранения 61 кубика Игровой комплект легко помещается в небольшую коробку для хранения, на уроке кубики и карточки легко разместить на столе
Стоимость Около 5 тысяч рублей Около 3 тысяч рублей

Еще одним преимуществом кубиков Чаплыгина является соответствие принятой Минобром России системе обучения в школе. Путаницы в голове у детей в первом классе не возникает.

Материалы для создания кубиков Зайцева

Очень важно сразу определиться с основой кубиков. Тут можно пойти тремя путями:

  • Первый способ создания кубиков Зайцева своими руками- малонадежный. Бумага — довольно хрупкий материал, и даже если вы будете использовать плотный картон — кубики всё равно достаточно быстро придут в непригодность.
  • Второй вариант позволит создать более прочный обучающий материал, но и он прослужит недолго.
  • Теперь о фабричных кубиках. Деревянные — не подойдут однозначно. В них невозможно поместить «звучащий» наполнитель. Поэтому они не смогут полноценно выполнять свое предназначение. А вот пластмассовые могут стать идеальной основой. Поэтому, если есть такая возможность, лучше приобрести именно их.

Что входит в набор Зайцева по чтению

Основной принцип методики Зайцева — это обучение чтению по складам. Слова делятся на части (склады), в которых всегда 2 буквы. Склады нанесены на грани кубиков и распределены по 10 таблицам. Дополнительно прилагается аудио-материал — попевки. В каждой последовательно пропеваются все склады с согласным звуком, расположенные на одном кубике. Также их удобно прослеживать по таблицам. Попевки способствуют быстрому запоминанию букв и складов.

Набор для обучения чтению состоит:

  • из 61 кубика;
  • из 10 таблиц;
  • из аудиодиска с попевками;
  • из методического пособия.

В наборе кубики разделены на несколько видов:

  1. Желтые с гласными буквами, Н. Зайцев назвал их золотыми. Они представлены в двух размерах:
    • большие с гласными звуками, придающими твердость согласному;
    • маленькие с гласными звуками, придающими мягкость согласному.
  2. Серые или голубые «железные» со звонкими согласными. Большие — с мягкими складами, маленькие — с твердыми.
  3. Цвета дерева с глухими согласными, они также разделены на 2 вида по размеру.
  4. Двойные для складов со звуками Ж, Ш, Щ, Ч.
  5. 2 маленьких белых со знаками препинания.

Плюсы и минусы

Методика Зайцева применяется в системе дошкольного образования с 1989 года. Авторская программа подвергалась отрицательной критике, получала положительную оценку, досконально изучалась в теории и на практике педагогами, психологами, родителями. Все это позволило выявить слабые и сильные стороны уникального метода.

Достоинства

Нет возрастных ограничений для начала занятий. Обучайте малышей складам с любого возраста от полугода до 1–2-го класса школы.
Обучение чтению проходит быстро. Дети старшего дошкольного возраста начинают читать через 1–2 недели после знакомства со складами, малыши средней и младшей группы (3–5 лет) через 3–6 месяцев.
Дети не устают учиться. Занятия проводятся только в форме ненавязчивой игры, длятся от 5 до 15 минут. Если выстроить процесс обучения правильно, малыш незаметно для себя освоит новый материал.
Дети учатся читать бегло. В системе Зайцева отсутствует этап слияния слогов, малыши воспринимают склады целиком, не разделяя их на отдельные звуки. Это максимально повышает скорость чтения.

Программа легкая, простая для восприятия детьми и родителями. Заниматься можно без профессиональной подготовки, в домашних условиях. В комплект входит методичка для родителей, педагогов, сборник интересных игр.
Развиваются органы чувств

Занятия с кубиками построены на принципах: услышь, запомни, почувствуй тактильно.
Совершенствуется память, внимание, слух и мелкая моторика. Это оказывает положительное влияние на развитие речи.
Не портится зрение

Крупный шрифт и яркий цвет на кубиках, таблицах не раздражают глаза. Дети не напрягают зрение, чтобы увидеть надписи, они прекрасно читаются издалека.
Сохраняется детское здоровье. Сидеть за столом не нужно. Ребенок может бегать, стоять, присесть на пол к любимым игрушкам. О сколиозе, гиподинамии, перегруженности забудьте.
Развиваются творческие способности. Попевки формируют чувство ритма, придумывание игр развивает фантазию, стратегическое мышление.

Недостатки

  1. Дети заучивают склады, поэтому вычленить слоги при разборе слова им в школе гораздо сложнее. Придется переучиваться.
  2. Школьники читают бегло, но глотают окончания, неверно произносят слова. Это связано с отсутствием буквенного анализа слов в системе Зайцева.
  3. Первоклассникам трудно осваивать азы фонетики в школе. Виновниками трудностей опять становятся склады. Дети не понимают, почему сочетание МЫ твердое, а МИ — мягкое, что влияет на звуковые характеристики.
  4. Ребенок испытывает сложности при морфемном разборе слова. Проблематично увидеть приставки, корни.

    Ребенок привык читать: С-ПИТ, поэтому ошибочно выделяет приставку С-, корень ПИТ-.

  5. Высокая стоимость учебного комплекта. Потратить 5 тысяч на картонные кубики, которые еще и склеить нужно самостоятельно, позволит себе не каждая семья.

Достоинства метода Зайцева оспаривать сложно. Авторская система действительно развивает самостоятельную, интеллектуальную личность. А недостатки становятся заметны родителям, педагогам после поступления ребенка в школу. Это связано с несоответствием курса Зайцева программе начальных классов.

Описание

Доказано, что малыши дошкольного возраста обладают очень пластичной памятью, схватывают все на лету, способны запомнить огромные потоки информации. Именно эти их особенности активно используются для раннего обучения. И если отдельные методисты, например Доман, предлагали делать упор на запоминание, используя карточки, то другие, в частности Николай Александрович Зайцев, искали свои подходы.

В своей работе он использовал понятие «склад» – это элементарная речевая частица, состоящая из двух звуков (гласного и согласного) либо из пары «согласный + Ъ/Ь». Такие варианты педагог размещал на своих кубиках, которые пользуются огромной популярностью у тех родителей, которые хотят научить ребенка читать с раннего возраста. Кроме того, Зайцев разработал и слоговые таблицы, которые могут использоваться в качестве наглядного пособия.

Основная особенность системы, отличающая ее от других, – использование складов. Большинство людей училось читать в начальной школе по такому алгоритму:

  1. знакомство с буквами и звуками;
  2. составление из них слогов;
  3. сложение целых слов из слогов.

А Зайцев, ориентируясь на то, что в речи ребенка отдельные звуки практически никогда не присутствуют, предложил сразу работать с особой единицей – складом. Он полагал, что разделение слога на звуки носит противоестественный характер и затрудняет процесс обучения. Именно в этом разделении педагог видел ключевую причину сложностей, возникающих у многих детей, которых учат читать. Классическая методика – вредная, по его убеждению, – приводит к сильному психическому и эмоциональному напряжению, что, в свою очередь, может стать причиной более серьезных психических проблем.

Лучший возраст

Использовать методику раннего развития можно начиная с 3,5–4 лет. Главное – чтобы малыш не уставал и проявлял живой интерес к образовательному процессу. Недопустимо проводить уроки в те дни, когда кроха плохо себя чувствует, приболел или просто не хочет заниматься.

Использовать кубики можно и для малышей от года, однако следует понимать, что в столь раннем возрасте они представляют собой скорее игрушку, чем дидактическое пособие. Но свое дело сделают – ребенок в дальнейшем освоит чтение гораздо быстрее и продуктивнее.

Кубики

Наиболее известным результатом трудов Зайцева считаются кубики. На их гранях написаны различные склады, в том числе состоящие из одной гласной буквы. Составляя их вместе, кроха может составлять слова, а затем и предложения. Интересно, что сами кубики отличаются друг от друга цветом, размером, даже звуком, вот почему ребенок очень просто узнает, чем глухой отличается от звонкого.

Состав набора весьма интересен. Кубиков всего 52, на их гранях написаны повторяющиеся склады, используемые маленькими детьми (например, МА и МА, ПА и ПА). Различаются они по нескольким признакам:

  1. По размеру. На малых написаны мягкие склады (вроде МЯ), на крупных – твердые (МА).
  2. По цвету и материалу (железные содержат звонкие варианты, деревянные – глухие. На золотых гранях нанесены гласные. Железно-золотые содержат Ь, железно-деревянные – Ъ).

В чем же особенность этого пособия?

  1. Сам создатель исходил из того, что ведущим видом деятельности для малышей является игра. Поэтому обучение чтению лучше проводить именно в такой легкой и доступной форме.
  2. Ребенок будет постигать важнейшие знания, получая от этого удовольствие.
  3. Подача материала в необычной форме не утомит кроху, а вызовет у него неподдельный интерес и желание учиться дальше.
  4. Заниматься можно как дома, так и в детском саду, как с одним ребенком, так и с несколькими.

Учим математику по Зайцеву…:

     Николай Зайцев — автор уникального системного подхода к изучению малышами математики. Его пособия, в которых представлены разработки:
     
     — «Тысяча +»;
     — «Миллион +»;
     — «Орнамент».
     
     Система таблиц, погружающая детей в мир цифр позволяет детям очень легко освоить счет и математические действия, изучить состав и свойства чисел. Зайцев в очень легкой и непринужденной форме объясняет, как появляется дробь и степень числа. Методика предусматривает занятия с малышами 3-4 лет, а также учащимися начальных классов.
     Зайцев разработал специальную временную ленту. Она состоит из 24 отрезков. Малыши очень быстро учатся по ней определять время, ориентироваться в понятиях часов и минут.
     Сначала небольшие отрезки-минуты наклеивают на изготовленную или приобретенную ленту, складывая их в часы.
     Зайцев представляет вниманию взрослых и детей также и числовую ленту. На ней числа помещены в окошки. Оно обозначается как цифрой, так и соответствующим количеством кругов и квадратов. Один вариант ленты отображает десятки и выглядит как пирамида из 10 кружочков. Другой вариант — это полочка из 10 квадратиков, расположенных в два этажа.
     С помощью числовых лент малыши 3-4-х лет после трех занятий уже умеют считать до 100 и обратно, а также находить на них любое число.
     Главная прелесть методики в том, что ребенок не только видит само число, но и сохраняет в памяти количество обозначенных около него предметов (квадратиков и кружочков), учит состав числа (единицы и десятки) и различает четные (черные) цифры и нечетные (оранжевые).
     Визуально малыши учатся определять, какое число является большим, а какое меньшим и на сколько. Кроме этого, дети начинают осваивать простые математические действия с помощью добавления по одному в пределах 100.
     В дальнейшем малыши уже учатся складывать и вычитать в уме, выходят за пределы 100 и учат таблицу умножения, для чего используют карточки, математические кубики

Основные принципы методики Зайцева

Когда вы стали задумываться о том, что ребенка уже пора учить читать, какой способ обучения первым пришел вам в голову? Скорее всего, тот, по которому вас учили читать в детстве! Сначала по азбуке заучиваем все буквы, затем учимся сливать их воедино, испытывая массу трудностей, ну а потом переходим к чтению предложений вроде «Мама мыла раму». Николай Зайцев данный подход не поддерживает и вот по каким причинам:

1. Когда ребенок заучивает буквы по азбуке, в его сознании образ буквы слишком крепко привязывается к картинке, которая была расположена в азбуке рядом с этой буквой. В результате такие образы мешают ребенку объединять буквы в слова и простое слово «ЯМА» превращается в «Яблоко, Мяч, Арбуз». Еще хуже, если родители учат малыша не тому, как звучат буквы, а как они называются (т. е. не «Л», а «Эль» и т.д.). Потом ребенок совершенно не понимает, почему «Сэ-у-мэ-кэ-а» вдруг должно превратиться в «Сумка».

2. Обучение чтению по слогам, по мнению Зайцева, тоже не самый удобный способ, так как русские слоги слишком разнообразны по количеству и комбинациям звуков. Они могут включать несколько подряд идущих согласных (например, СТРУЯ) и прочие неудобные для начинающего читателя формы (например, ХОЛСТ, ГОРСТЬ – да, да, это все один слог).

Именно поэтому в основе методики Зайцева лежит обучение ребенка чтению не по буквам, и не по слогам, а по складам. Николай Зайцев определяет склад как минимально-произносимую единицу, которую ребенку легче всего воспринять. Именно склад, а не букву и не слог, малышу легче всего сказать и прочитать. Склад – это первое, что начинает произносить малыш, когда начинает говорить – МА (мама), КО (кошка). И именно склады наборматывает себе ребенок, когда учится писать – КО-Л-БА-СА.

Таким образом, склад никогда не состоит больше, чем из двух букв, и этим он выгодно отличается от слога, который может состоять и из 4, и из 5 букв.

Однако складовый подход – это не единственное новшество Зайцева. Он предложил отодвинуть в сторону скучные буквари и поиграть со складами!  Зайцев написал все склады на кубиках и предложил с ними массу игр и попевок. Таким образом, занимаясь по методике, мы просто играем и вовремя игры многократно показываем и озвучиваем ребенку склады. Так, играючи, малыш незаметно для себя учится узнавать склады, а затем и самостоятельно их читать. Стоит отметить, что в методике Зайцева буквы целенаправленно не изучаются, они выучиваются сами благодаря множеству игр со складами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector