Слушаем классическую музыку вместе с малышом

Доверчивая Америка

При этом в оригинальном исследовании 1993 года не говорилось о долгосрочном влиянии классики на интеллект. Речь шла лишь о выполнении небольшого задания сразу после прослушивания. Более того, дети не упоминались вообще – опыт проводился на студентах. Не существовало ни одной научной работы, где бы проверялось влияние классики на новорожденных. Однако это уже не имело значения: медиа распространили ложную сенсацию.

Псевдонаучная теория захватила США и весь мир. Компании начали производить диски с музыкой Моцарта «для улучшения интеллекта» у младенцев. Уже к 2003 году было продано более 2 млн подобных товаров. К 2004 году более 80% американцев знали об «эффекте», а 73% студентов на начальных курсах психологии считали, что «прослушивание Моцарта усиливает интеллект». Политики тоже поверили в это. В 1998 году губернатор штата Джорджия Зелл Миллер внес в бюджет расходы на диск или кассету с классикой для каждого новорожденного. Его примеру в Теннесси, а сенат Флориды законодательно потребовал, чтобы во всех финансируемых штатом детских садах каждый день проигрывались классические композиции.

Классика помогает недоношенным деткам


Выяснилось, что классическая музыка крайне полезна для младенцев, родивших раньше времени. Об этом свидетельствует эксперимент, в котором приняли участие 12 недоношенных младенцев. Все они родились на 30-й неделе беременности и весили около 1,2 килограмма.

Деток разделили на три группы. Первая команда слушала музыку Моцарта, второй включали произведения Баха, третья находилась в тишине. Музыкальные сеансы длились по полчаса в день, мелодии подбирали спокойные и включали их негромко.

Доктора наблюдали за скоростью метаболизма у испытуемых.  Оказалось, что у младенцев, слушавших Моцарта скорость обмена веществ замедлилась на 9,7% по сравнению с теми, кому музыку не включали. Группа Баха показала замедление на 4,5%.  То есть, малыши, слушавшие классику, быстрее набирали вес и это способствовало их развитию. Самым эффективным для этих целей композитором оказался именно Моцарт.

Какая классическая музыка для малышей подходит лучше всего? Что включать?

При выборе композиций для малыша руководствуйтесь такими правилами: музыка должна быть светлой, гармоничной, умиротворенной и приятной на слух. Лучше избегать трагических и тревожных композиций.

Немецкие ученые, изучающие влияние классической музыки на малышей, в основном рекомендуют давать слушать младенцам Моцарта, Шуберта, Гайдна, Баха. Особенно выделяют произведения Моцарта, их отличает простота и гармоничность. Этот великий композитор приступил к работе в возрасте четырех лет, возможно, поэтому он наилучшим образом сумел передать то настроение, которое порадовало бы детей. Поэтому из творчества Моцарта ребенку можно включать практически все, пожалуй, только за исключением «Реквиема».

Примерный список классических произведений для прослушивания с малышом (классическую музыку из списка одним архивом можно СКАЧАТЬ ЗДЕСЬ)

  • Моцарт «Колыбельная», «Волшебная флейта», «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш», «Дон жуан», да и практически все его произведения, за исключением трагических;
  • Вивальди «Времена года»;
  • Произведения Баха (не в исполнении органа);
  • Чайковский «Детский альбом», «Времена года», музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»;
  • Прокофьев «Детская музыка», вальс из балета «Золушка»;
  • Шопен «Мазурка», «Прелюдия №15» («Капли дождя»);
  • Штраус «Увертюра к оперетте  «Летучая мышь», «Императорский вальс», «Венский вальс»;
  • Шуберт «Вечерняя серенада», вальсы;
  • Бетховен «Лунная соната», «К Элизе»;
  • Брамс «Венгерский танец №5», «Венгерский танец №1»;
  • Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»;
  • Лядов «Музыкальная табакерка»;
  • Рахманинов «Итальянская полька»;
  • Лист «Грезы любви»;
  • Грибоедов «Вальс»;
  • Верди Триумфальный марш.

Если вы хотите с помощью музыки скорректировать психоэмоциональное состояние ребенка, вот несколько рекомендаций:

  • Чтобы снять эмоциональное напряжение, успокоить малыша, а также гиперактивным детям подойдут Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор», ода «К радости», Бах «Итальянский концерт», «Кантата №2», Чайковский «Сентиментальный вальс», Моцарт «Маленькая ночная серенада» 2 часть, Дебюсси «Лунный свет», Шуберт «Аве Мария», Брамс «Колыбельная», «Зима» из «Времен года» Вивальди.
  • И наоборот, если вам необходимо немного активизировать ребенка, а также малышам, которые плохо сосут, помогут «Весна» из «Времен года» Вивальди, Чайковский «Спящая красавица», «Марш оловянных солдатиков» из балета «Щелкунчик» Чайковского, Бетховен увертюра «Эгмонт», Лист «Венгерская рапсодия №2», произведения Моцарта, Шуберта, Гайдна в темпе «аллегро» и «аллегро модерато».

Для самых маленьких

Дон Кемпбелл и Альфред Томатис, которые изучали действие музыки на новорожденных, отмечали особо благотворное влияние произведений Моцарта. А все благодаря симметричной и гармоничной их структуре, хотя сходными свойствами обладают и некоторые другие музыкальные произведения.

В своей книге «Эффект Моцарта» Дон Кемпбелл предлагает такой список:

1. Моцарт, Квартет № 15 для смычков ре минор2. Моцарт, Квартет для смычков № 11 ми бемоль мажор3. Моцарт, Симфония № 25 соль минор4. Моцарт, Квартет № 20 для смычков ре мажор5. Моцарт, Концерт № 21 для фортепиано до мажор6. Вивальди, Концерт для скрипки ля минор7. Вивальди, из Концерта № 15 для гитары и смычков ре мажор8. Бах, «Бранденбургские концерты»9. Дебюсси, «Лунный свет»10. Мендельссон, «Весенняя песня»

Свежие новости

  • Як керувати змінами у часи BANI-світу: шість спікерів Global Inspiring Forum’2021

  • Магдалену Андерссон второй раз выбрали на пост премьер-министра Швеции

  • Правительство Украины предлагает создать детские комнаты в учреждениях и на предприятиях

  • Як продуктовно використати час, відведений нам на життя: уривок з книги «Чотири тисячі тижнів. Тайм-менеджмент для смертних» Олівера Беркмена

  • Новый штамм Covid-19 увеличивает риск повторного заражения: говорит ВОЗ

    Новости на главной

Влияние классической музыки

Правда в том, что музыка по-разному действует на людей, но точно известно, что человеческий мозг реагирует на музыку. Звуки влияют на состояние души и тела. Музыка воздействует на мыслительную деятельность человека, активизирует различные отделы головного мозга вызывает сильный эмоциональный отклик. Определенные шумы повышают творческие способности, а иногда даже помогают при травмах мозга.

Ещё лучше, если ребёнок сам играет классику на музыкальном инструменте. Это способствует развитию невербального мышления и помогает связать левое полушарие с правым. Зрительный, слуховой и моторный отделы головного мозга работают одновременно, когда ребенок занимается музыкой.

Простые правила эффективного прослушивания музыки:

  • Пусть в детской звучит моно инструмент, то есть одно фортепиано, одна гитара, одна флейта, одна арфа. Существует множество переложений, аранжировок классических произведений для одного инструмента. Ребенок легче привыкает к звукам музыки, выделяет и запоминает мелодию или мотив. Его ничего в таком исполнении не будет отвлекать.
  • Разделять музыку для бодрствования от музыки перед сном. Существуют целые подборки с подобным разделением. Когда малыш играет, поставьте ему такой диск: танцы,  музыкальные портреты животных придутся ему по душе. Ну а перед сном  –  мягкий Моцарт, кружевной Шопен. Впрочем, о композиторах ниже.
  • Выбирайте ту музыку, которая понравится вам самим. Если будете себя заставлять, ребенок моментально это почувствует. Делитесь с ним позитивными эмоциями. В качестве компромисса, ставьте ту музыку, к которой у вас ровное отношение.
  • Как и во всех сферах жизни, здесь нужна мера. Начните постепенно знакомить малыша с миром музыки. Очень хорошо будет, если вы включите 5-минутный фрагмент после завтрака. Наблюдайте за реакцией малыша: не нравится – еще один вариант, не понравился следующий – лучше отложить, вернетесь к музыке позднее. Если всё прошло хорошо, назавтра включите тот же фрагмент, но уже на 10 минут и т.д. Установите громкость чуть тише, чем нужно вам, у детей отличный слух

Теперь, прежде чем перейти к списку произведений для детей, остановимся на главном детском композиторе – Вольфганге Амадее Моцарте. Юный Моцарт начал творить, когда ему еще не было 6 лет, поэтому считается, что он смог пронести простоту, ясность форм через всё своё творчество.

Еще несколько советов для ваших музыкальных занятий

  • Сейчас продается немало сборников классической музыки для малышей, где произведения записаны в «специальной детской» аранжировке. Существует распространенное мнение, что для детей нужно все упрощать. Но это не так. Как я уже писала ранее, к какой музыке вы приобщите малыша с младенчества, такую он и будет воспринимать позднее. Малышам нужно предлагать вещи не проще, а лучше по качеству. Поэтому старайтесь избегать подобных сборников и включайте музыку в оригинале.
  • Не давайте малышу слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
  • Какой бы хорошей ни была ваша подборка классических произведений, никогда не забывайте петь вашему малышу. Ведь мамин голос для него – самая приятная мелодия.

У меня самой за плечами 10 лет музыкальной школы, поэтому классическая музыка сопровождает меня по жизни уже довольно давно. И, естественно, когда родилась дочь, вопрос о том, включать ли ей классику, даже не стоял. Не могу сказать, что мы слушаем музыку каждый день, но делаем это регулярно и с удовольствием, особенно любим «активное» прослушивание с притопами и прихлопами:) С 1,5 лет мы добавили в наши музыкальные занятия много нового и интересного, об этом обязательно расскажу позднее в отдельной статье.

Приятного вам прослушивания и гармонии в душе! До встречи на страницах блога! Рекомендую также почитать:

Искренне ваша, Яна Разначенко

В чем секрет классических мелодий

Все музыкальные произведения имеют ритм и вибрацию. Внутренние процессы в теле человека также имеют свой ритм. Классика способна гармонизировать деятельность всех систем организма

Это особенно важно для новорожденного, чьи органы находятся, выражаясь техническим языком, «в пуско-наладочной стадии»

Классическая музыка для малышей полезна еще и тем, что оказывает положительное влияние на деятельность мозга, стимулирует умственную деятельность. Выяснилось, что у деток, которые с первых дней слушали классику, число нейронных связей в мозгу повысилось.

Позже это позволило им быстрее ровесников освоить речевые навыки, развить мелкую моторику, лучше запоминать и использовать новую информацию, быстрее учиться.

Вундеркиндов не создашь искусственно

Во многом «эффект Моцарта» захватил Америку и мир в 2000-х годах из-за того, что за 20 лет до этого уже эксплуатировалась псевдонаучная идея о том, что большая часть интеллекта людей развивается в первые несколько лет их жизни. Вследствие этого в США в 1980-х родители включали своим новорожденным детям курсы по высшей математике и иностранным языкам. Даже сейчас существует масса роликов и брошюр на эту тему.

Однако исследования доказывают обратное: лучше всего младенцы учатся во время обычной игры. Сначала должно развиться умение познавать мир. Только после этого ребенок будет готов к получению знаний. Включать же музыку детям можно любую. Главное, чтоб параллельно младенец мог самостоятельно ползать, рисовать и играть.

В чем польза классической музыки для детей?

С помощью прослушивания некоторых произведений классической музыки мы можем поднять уровень серотонина в крови, гормоны радости заставляют нас испытывать приятные эмоции при прослушивании классических произведений.
Пение под классическую музыку улучшает дыхательную систему, что очень важно для детей с хроническими заболеваниями легких.
Классическая музыка помогает сформировать эстетическую и художественную культуру у детей. Изучая классику, дети учатся сопереживать, знакомятся с разными эмоциями, которые встретятся им и во взрослой жизни, они учатся выражать свои впечатления, знакомятся с жизнью в другой эпохе и расширяют свой кругозор.. Вывод: классическая музыка для детей — необходимость

Вывод: классическая музыка для детей — необходимость.

Опровержение через опыт

Несмотря на огромный энтузиазм, ученые не смогли повторить результаты исследования 1993 года. В нескольких научных работах : “эффект Моцарта” крайне невелик и длится не больше часа. Чуть более поздний эксперимент выявил важную вещь: студенты, слушавшие Моцарта, были в состоянии эмоционального возбуждения из-за музыки. Оно ненадолго ускорило ум, что привело к лучшему результату в мыслительной задаче. Как авторы книги «50 великих мифов популярной психологии», когда исследователи использовали статистические методы, чтобы уравнять эффект эмоционального возбуждения в трех экспериментальных уровнях, “эффект Моцарта” исчез. То есть к ускорению мышления с такой же долей вероятности привел бы любой вызывающий эмоции стимул: от чашки чая до приятного сообщения от близкого человека.

Для подростков

Многие родители, ознакомившись с музыкальными вкусами своих детей-подростков, просто покупают им наушники, констатируя музыкальную несовместимость поколений. И уж, конечно, даже те дети, кто был любителем Гайдна в детстве, скорее провалятся сквозь землю, чем признаются в этом своим пятнадцатилетним одноклассникам. Не стоит отчаиваться. Просто включайте классику регулярно, например, «Времена года» Вивальди по утрам, во время завтрака. Ребята научатся узнавать музыку, которая нравится вам, ведь вы «как будто» ставите ее совсем не для этих лохматых панков, в которых теперь превратились ваши ангелочки, а для себя. Водите отпрыска на концерты, главное не наряжаться и не заставлять его самого «выглядеть прилично». Посмотрите вместе видео мюзиклов и оперетт. Музыка снова станет для ваших подросших детей чем-то приятным и знакомым. А вот лучшие произведения, которые музыкотерапевты рекомендуют подросткам:

1. Вивальди, Времена года2. Гендель, Музыка на воде3. Бах, Бранденбургские концерты4. Моцарт, Симфония № 41 «Юпитер»5. Брамс, Симфония № 16. Равель, «Болеро»7. Дебюсси, «Море»8. Стравинский, «Весна священная»9. Гершвин, Рапсодия в стиле блюз10. Копланд, «Портрет Линкольна»

Оперы и оперетты:

1. Пуччини, «Богема»2. Бизе, «Кармен»3. Гершвин «Порги и Бесс»4. Бернштейн, «Кандида»5. Гилберт и Салливан, «Микадо», «Пензанские пираты»6. Бернштейн, «Вестсайдская история»

Классическая музыка для детей: список произведений

  • Ж.-Ф. Рамо, Les Indes Galantes («Галантные Индии»): Scene VI, Chaconne
  • Ж.-Ф. Рамо, Les Indes Galantes («Галантные Индии»): Scene VI, Rondeau
  • Ж.-Ф. Рамо, Zoroastre («Зороастр») Act I, Scène III, Air tendre en rendeau
  • Ж.-Ф. Рамо, Zoroastre («Зороастр») Act III, Scene VII Gavotte en rondeau
  • Ж.-Ф. Рамо, Les Boréades («Бореады»), Acte IV, Scène IV, Entrée pour les Muses, les Zéphyres, les Saisons, les Heures et les Arts
  • Г. Перселл, The Indian Queen («Королева индейцев»): Intermezzo; Music for a While; They tell us.
  • Г. Перселл, Dido and Aeneas («Дидона и Эней»), Dance; To the hills and the vales
  • А. Вивальди, «Времена года», «Весна»
  • И. С. Бах, «Музыкальное приношение»
  • И. С. Бах, Кантата № 202 «Свадебная», Weichet nur, betrübte Schatten
  • И. С. Бах, Оркестровая сюита № 2, си минор, VII часть, «Скерцо» (AKA «Шутка»)
  • И. С. Бах, Сютиа № 3, Ре мажор, Ария
  • Дж. Россини, опера «Сорока-воровка», Увертюра
  • Ф. Шуберт, Октет, Фа мажор, 4 часть
  • Ф. Шуберт, Военный марш
  • Р. Шуман, Грёзы
  • Р. Шуман, Шехеразада op.68 № 32
  • Р Шуман, Märchenbilder («Сказочные картинки»), 4 часть
  • Ф. Шопен, Вальс, до-диез минор
  • Ф. Шопен, Венский вальс
  • Ф. Шопен, Ноктюрн № 2, Ми-бемоль мажор
  • Ф. Лист, «Утешение»
  • Р. Вагнер, Parsifal («Парсифаль»), Заключительный хор
  • Р. Вагнер, Das Rheingold («Золото Рейна»), Сцена 1, Vorspiel
  • И. Штраус, Полька-пиццикато
  • И. Брамс, Колыбельная
  • В. А. Моцарт, Серенада для духовых инструментов, до минор, k.388, 2 часть
  • В. А. Моцарт, Концерт для фортепиано № 21, До мажор, 2 часть
  • В. А. Моцарт, опера «Волшебная флейта», Трио мальчиков
  • В. А. Моцарт, опера «Волшебная флейта», хор священников O isis und Osiris
  • Й. Гайдн, Струнные квартеты (их более 80)
  • Л. в. Бетховен, Фортепианная соната № 21, До мажор
  • Л. в. Бетховен, Рондо «Ярость по поводу утерянного гроша», Соль мажор
  • Л. в. Бетховен, Фортепианный концерт № 4, Соль мажор (1 и 3 части)
  • Л. в. Бетховен, Фортепианные концерты № 1, До мажор и № 2, Си-бемоль мажор
  • Д. Шостакович, Прелюдии для фортепиано, op 34. № 13, № 15, № 17
  • Д. Шостакович, Прелюдия и Фуга № 5, Ре мажор
  • Д. Шостакович, цикл «Танцы кукол»
  • Д. Шостакович — А. Цфасман, Джазовая сюита
  • А. Шнитке, музыка из фильма «Приключения Травки»: «Ночь»
  • В. Мартынов, музыка к мультфильмам «Мышонок Пик», «Серебряное копытце», «Бабочка и тигр» и другие
  • П. Карманов, «Дождик»
  • Как полюбить классическую музыку и как не пропустить жизнь сквозь пальцы
  • Мишель Петруччиани. Музыка вопреки

От прослушивания какой музыки желательно отказаться малышам, по крайней мере, до двух лет:

  • Самым маленьким детям необходимо избегать прослушивания опер, оперных арий, романсов. Повторимся, мамин голос вне конкуренции. Также можно папин или бабушкин.
  • Произведения, которые исполняет большой симфонический оркестр или даже его половина представляют для малыша страшный шум. А медные духовые инструменты, тарелки – заставят его вздрагивать. Если всё-таки произведение оркестровано, выбирайте камерный состав, какой, например, требуется для исполнения фортепианных концертов Моцарта.
  • Те произведения, которые несут огромный эмоциональный заряд, которые вызывают сильное сопереживание, вплоть до слез. Например, фортепианные концерты Рахманинова, №2,3.

Для младших школьников

Группа исследователей и педагогов из Apollo Music Projects провела масштабный эксперимент с участием нескольких тысяч школьников, начиная с первоклашек. Детям на занятиях предлагали слушать Моцарта, Бетховена, Равеля, Шостаковича и Мендельсона. После чего на шести практических уроках ребята овладевали базовыми понятиями музыки и даже учились играть на музыкальных инструментах. Дети, говоря о результатах эксперимента, сошлись на том, что это было весело. А вот учителя заметили, что у участников проекта улучшилась способность к слушанию, концентрации внимания и даже дисциплина. В музыкальном же плане слушание музыки сказалось на расширении спектра музыкальных предпочтений: то есть чем больше разной и хорошей музыки дети слушают, тем больше им этого хочется. Вот произведения, которые делают «правильного» меломана:

1. Бах, Сюита для оркестра № 2 си минор, «Шутка»2. Мусоргский, «Картинки с выставки»: «Балет невылупившихся птенцов»3. Бизе, «Кармен», акт 14. Прокофьев, «Петя и волк»5. Моцарт, «Волшебная флейта»: ария Панагено6. Брамс, Венгерский танец № 5 фа диез минор7. Шопен, «Большой блестящий вальс»8. Николай Римский Корсаков, «Сказка о царе Салтане»9. Сен-Санс, «Карнавал зверей»: «Аквариум»10. Равель, «Дурнушка, императрица пагод»11. Дебюсси, «Детский уголок»: «Кукольный кейк-уок»12. Григ, Лирические пьесы, «Шествие гномов»13. Россини, «Кошачий дуэт»14. Чайковский, «Щелкунчик»: «Танец феи драже»15. Бетховен, Симфония № 6фа мажор, оп. 68 «Пасторальная»16. Моцарт, Концерт для фортепиано с оркестром № 23 ля мажор17. Габриэль Форе, «Berceuse»

Как слушать? Когда начинать?

Слушать классическую музыку можно начинать с самого рождения. Или даже до рождения, ведь, находясь у мамы под сердцем, малыш уже все слышит и запоминает. Но если ваш малыш уже не новорожденный, вы все равно никуда не опоздали. Не задумываясь, приступайте к прослушиванию музыки прямо сейчас, в этом деле начинать никогда не поздно!

Вы можете иногда включать музыку пока занимаетесь делами по хозяйству, а малыш смотрит на вас из своего гамака или стульчика. И малыш развивается, и у вас немного времени для домашних дел появляется. Включать музыку также можно фоном во время игр, массажа, купания и т.д. Однако помните, что музыка не должна играть постоянно. Включайте музыку 1-2 раза в день, минут на 15-30.

Время от времени обращайте внимание малыша на произведения, давая короткие характеристики: «Посмотри какая медленная (быстрая, веселая, грустная, громкая, тихая) музыка», «Эту музыку написал Шуберт». Подбирайте как можно больше слов для характеристики мелодии, таким образом вы благотворно влияете на развитие речи ребенка

С 1,5 лет музыкальные занятия с малышом можно сделать более разнообразными и интересными, подробнее об этом можно прочитать в статье «Музыкальные игры для детей от 1,5 лет».

Вовлекайте кроху не только как пассивного слушателя, но и как активного: предлагайте  потанцевать под музыку, потопать ножками, похлопать в ладоши.

Классическая музыка для малышей — лучшие композиторы


Пальма первенства в данном рейтинге надежно закрепилась на непревзойденным австрийцем — Вольфгангом Амадеем Моцартом. Мелодии этого композитора звучат на частотах от 3000 Гц и выше. Подобные звуки хорошо сказываются на всем организме, но особенно благотворно влияют на мозг. Музыка Моцарта помогает развить интеллект и творческие способности маленького человека.

Хорошо воспринимают младенцы и произведения итальянца Антонио Вивальди. Его музыка полна гармонии, она мелодична и отличается положительным эмоциональным фоном.

Классическая музыка, которую написал Людвиг ван Бетховен, также подойдет для малышей. Красивые, лиричные произведения успокоят не только маленького непоседу, но и его маму.

Детям можно ставить также композиции Чайковского, Шуберта, Шопена, Генделя, Вагнера, Грига. Можно выбирать и произведения других авторов, главное чтобы в них не было низких частот и большого количества ударников. Музыка для младенцев должны быть мелодичной, светлой и легкой.

Что слушать?

Согласитесь, когда мы задумываемся, о том, какую музыку включить малышу, первое, что обычно приходит нам на ум, — это детские песенки типа «Чунга-Чанга». Бывает, мы и вовсе не заморачиваемся и включаем первое, что попадется по радио – как правило, это что-то из поп-музыки. Нет, я вовсе не хочу сказать, что ребенку нельзя слушать веселые детские песенки, без них никуда. Но если уже сейчас, в самом раннем возрасте, ограничить прослушиваемый малышом репертуар только такой «несложной» музыкой, в дальнейшем привить любовь к истинным музыкальным произведениям будет нелегко и, более того, малыш, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы вы их немедленно выключили. И это неудивительно, ведь с самого раннего возраста он ничего другого не слышал! В его сознании уже сформировались определенные представления о музыке, и воспринимать более сложные музыкальные произведения он не в состоянии.

Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» пишет «Если у ребенка в мозгу, который еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы.»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector