Как развивать лидерские качества у ребенка

Научите ребенка воспринимать критику

Для хорошего лидера важно воспринимать критику без ощущения стыда и муки. Поэтому критика должна быть умной, конструктивной, направленной на исправление недостатков, а не на унижение достоинств ребенка

«Ты хороший товарищ, умеешь делиться с другими, предлагаешь друзьям помощь

Только я заметила, что ты стал повышать голос на своих друзей. Когда ты научишься говорить потише, с тобой будет еще приятнее играть» — такое замечание, которое мама сделала сыну, как только осталась с ним наедине, запомнится и станет важным уроком. Критикуя, не обрезайте детям крылья, не разочаровывайте их в собственных силах. Вместо того чтобы пренебрежительно сказать: «Это не уборка. Гляди, пыль по углам клубится», скажите: «Сделано немало. Книги на месте, грязное белье в корзине. Осталось еще пыль по углам и из-под кровати вымести — будет просто красота. Ты с каждым разом все прилежнее убираешь. Растешь!»

«Ты хороший товарищ, умеешь делиться с другими, предлагаешь друзьям помощь. Только я заметила, что ты стал повышать голос на своих друзей. Когда ты научишься говорить потише, с тобой будет еще приятнее играть» — такое замечание, которое мама сделала сыну, как только осталась с ним наедине, запомнится и станет важным уроком. Критикуя, не обрезайте детям крылья, не разочаровывайте их в собственных силах. Вместо того чтобы пренебрежительно сказать: «Это не уборка. Гляди, пыль по углам клубится», скажите: «Сделано немало. Книги на месте, грязное белье в корзине. Осталось еще пыль по углам и из-под кровати вымести — будет просто красота. Ты с каждым разом все прилежнее убираешь. Растешь!»

Застав разгром на кухне, не спешите отругать дочь: спросите, что она пыталась приготовить, похвалите за самостоятельность, предложите помощь. Может быть, вы поделитесь рецептом салата или подскажете, чем проще удалить с пола жир, которым дочь залила всю кухню? Поддержите в ней желание быть самостоятельной, объяснив при этом, что любые навыки требуют практики. Ребенок должен научиться реально оценивать свои поступки, свои достижения. Если у ребенка нет слуха, не нужно просить его петь перед гостями и преувеличенно хвалить пение. «Перехваленные» дети теряют ориентиры, их самолюбие развивается непропорционально природным данным, они ожидают похвалы от сверстников, а получают щелчки да насмешки. Плохую услугу оказывают детям родители, которые дают неоправданно завышенную оценку их достижениям. «Мама! Я единственный в классе написал математику на пять!» — «Ты у меня самый умный!» Нельзя убеждать ребенка, что он самый ловкий, если он прибежал первым в соревновании. Рано или поздно ребенок обязательно столкнется с реальностью: кто-то обойдет его в беге, кто-то окажется сильнее или умнее. Чем более неоправданно завышена самооценка ребенка, тем труднее будет ему смириться с неудачей.

Что происходит с детьми, которых упорно тянут в лидерство?

Что происходит с человеком, которого тянут туда, куда он и сам идет? У него падает мотивация (подробнее об этом читайте в статье про мотивацию). Внешняя, более слабая, мотивация замещает внутреннюю.

Что же с человеком, которого тянут туда, куда он идти не хочет, пусть это и трижды прекрасное место? Он может послушно пытаться. Но внутренняя мотивация для этого не сформирована. И склонностей, вполне возможно, нет. Скорее всего, выраженного успеха ожидать сложно. А будет ощущение «не могу», «не способен».

Хуже, если родитель фиксирует неуспех: «Ведешь себя как тряпка! Нужно быть лидером, а не плестись в конце!» Ребенок понимает, что не оправдал ожидания, пишет свою историю как историю неудач.

Лидер — кто он?

Ли́дер (от англ. leader) — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо (субъект) в группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется, как управляющие действия

  • Истинный лидер постоянно совершенствует свои умения и навыки, а также вполне может их продемонстрировать перед ребятами своего возраста и родителями.
  • Он всегда может посмеяться, если совершил оплошность, и притом сделает для себя вывод. Благодаря юмору можно избавиться от неуверенности или высокой самооценки.
  • Лидер всегда ведёт за собой коллектив. Это коммуникабельный человек, способный общаться с людьми любых возрастных категорий.
  • Он всегда выделяется из общей массы, его авторитет распространяется на все большее количество людей, и он умеет это использовать.
  • Ребёнок-лидер всегда добьётся своих целей. По мере того как такой малыш становится старше, он задаёт настроение в коллективе.

Как воспитать из ребенка настоящего лидера?

Уже с самых первых дней рождения родителям нужно помогать малышу в становлении характера. Для этого можно использовать специальные методики и общение.

1. Уважайте мнение ребёнка, не перебивайте его и учитывайте интересы малыша. После прочтения сказки или просмотра мультфильма позвольте ребёнку высказать своё мнение и сделать выводы. С детьми по-старше можно более детально анализировать поведение сказочных героев, попробуйте завязать спор о правильности их поступков, чтобы малыш учился отстаивать свое мнение.2. Развивайте красноречие, этот навык пригодиться не только лидерам. Хвалите ребёнка после выступление на сцене или участии в конкурсах. В раннем возрасте это могут быть выступления со стишком или песней в кругу семьи. Чтобы кроха не рос стеснительным и был готов к «большой» аудитории.

Поиграйте с ребенком в такую игру — отберите несколько снимков с изображение домочадцев или его друзей. Поместите их в отдельную коробку и предложите достать одну фотографию. Задача ребенка описать внешность, характер, хобби и положительные качества человека от первого лица.
«Привет, меня зовут Виктория. Мне 15 лет. Я люблю играть на скрипке и проводить время с семьей». На первых порах можно играть всей семьей, необходимо давать более подробные описания, используя грамотную речь, с красивыми речевыми оборотами.

Это нужно для того, чтобы сформировать у ребенка богатый словарный запас, научить правильно формировать и высказывать мысли, внимательно относиться к окружающим. Описывая других людей от первого лица он неосознанно будет брать пример с них, а в будущем не будет испытывать смущения выступая на публике. Часто, во взрослом возрасте люди не могут преодолеть волнение на собеседование, путаясь в мыслях и заикаясь.
Вторая игра также связана с описанием, но уже речь будет идти о предметах. Предложите ребенку поиграть в галерею. Где малыш будет в роли гида, а в «музей» к нему пожалуют куклы. Описывая каждое произведение искусства, карапуз будут стараться правильно подбирать словосочетания, и умело описывать все стороны предмета. Во взрослой жизни это поможет ему без труда презентовать собственный проект.

3. Хобби. Увлечения всегда расширяют кругозор. Занятия спортом или другими видами деятельности воспитывают в ребёнке дисциплину, порядок и сосредоточенность.4. Давайте своим детям мелкие поручения, где бы им пришлось вступать в контакт с другими людьми, чтобы они учились быть вежливыми, поддерживать разговор, при необходимости не бояться задать волнующий вопрос.
Уже с раннего детства у ребёнка формируются личностные качества и уверенность в себе, лишь при поддержке родителей он станет успешным.5. Умение проигрывать. Многие дети сильно расстраиваются при первых поражениях, это сильно подрывает их веру в себя. Если бутуз долго строил замок из песка, но тут подул ветер и она разрушилась, успокойте плаксу и предложите построить его еще раз, но на этот раз более прочную постройку.

Учите детей тому, что не всегда задуманное получается с первого раза, для этого нужно постоянно работать над собой и тогда ждет успех. Хвалите деток, когда они усердно чем-то занимаются. Головоломки вроде паззлов и конструктора формируют у детей выдержанность и усидчивость.
Чаще играйте в парные интеллектуальные игры: лото, шашки, шахматы. Элемент соревнования научит детей не сдаваться после проигрыша.6. Расширьте круг интересов малыша. Поощряйте активность в ребенке, чем больше он будет общаться и узнавать что-то новое, тем легче ему будет заводить новые знакомства.
Интересная личность всегда будет интересна для окружающих. Детские утренники и праздники, дни рождения, походы в зоопарк и парки аттракционов, походы семьей на пикники — всё это способствует развитию коммуникативных навыков и развитию ребёнка.

Уделяйте больше времени наблюдению за природными явлениями и животными, приобщайте детей к помощи в выращивании растений и цветов. Все эти действия формируют у чада активную жизненную позицию.

7. Научите свое чадо ставить цели и добиваться их. Начните с малого. Например, «хочу стать программистом». Это хорошая цель и вполне достижимая, если правильно действовать: хорошо учиться по математике и английскому, ходить на занятия к репетитору и факультативы.
Когда ребёнок начнет четко выстраивать свой распорядок дня ради достижения цели, его усилия начнут приносить ощутимые результаты в виде новых знаний по информатике и высоким отметкам в школе.

Лидер или манипулятор

Понять является ли их ребенок прирожденным лидером, родителям сложно

Важно вовремя отличить лидерские качества от способностей манипулятора

Для ребенка-лидера не характерно устраивать публичные выступления или истерики для достижения своей цели. При этом он пытается доминировать не только в домашней обстановке и в кругу родных, но и среди ровесников в детском саду и школе. Ребенок с задатками лидера не пытается как-то специально выделяться из общей массы, но, тем не менее, всегда заметен.

Впервые проявления лидерских качеств ребенка становятся заметны после трех лет. Особенно если он посещает детский сад. Ребенок наблюдателен, самостоятелен, пытается организовывать сверстников, с удовольствием общается с ними, дети к нему прислушиваются и любят.

В это время родителям важно заметить первые появления задатков лидерства у ребенка и стараться направить их развитие в правильное русло. Если пустить ситуацию на самотек, то развитие личности может пойти не по самому оптимистичному сценарию, и в будущем лидерские качества ребенка могут проявиться не с лучшей стороны. С момента поступления в школу ребенок-лидер начинает проявлять себя уже более ярко

Здесь родителям желательно понять, к какому именно лидерству стремиться их ребенок – формальному или неформальному. От этого во многом зависит, какую именно помощь и поддержку ему необходимо оказать

С момента поступления в школу ребенок-лидер начинает проявлять себя уже более ярко. Здесь родителям желательно понять, к какому именно лидерству стремиться их ребенок – формальному или неформальному. От этого во многом зависит, какую именно помощь и поддержку ему необходимо оказать.

В подростковом возрасте перед любым человеком встает множество психологических проблем. А у подростка с задатками лидера – в разы больше. Он боится сделать что-то не так, начинает оглядываться на мнение окружающих и зависеть от него. И самое главное в этом возрасте помочь ребенку не потерять себя.

В целом для того, чтобы воспитать в ребенке лидера специалисты по детской психологии и большинство педагогов предлагают следующее:

  • как можно чаще общаться со своим ребенком, интересоваться его жизнью, увлечениями, взаимоотношениями со сверстниками, возникающими у него проблемами;
  • уважать право своего ребенка на наличие собственного мнения, стараться достичь компромисса в спорах с ним и учить его поступать так же;
  • развивать навыки публичных выступлений, необходимых для четкого и убедительного донесения до окружающих любой информации;
  • объяснять ребенку, что неудачи бывают у всех, и это совершенно нормально. Главное не опускать руки и стараться завершить начатое дело;
  • стараться хвалить как можно чаще, но только за реальные, пусть и небольшие, свершения;
  • давать ребенку больше свободы в принятии решений. Его, конечно, необходимо направлять советами, предлагать ему несколько вариантов на выбор, но ни в коем случае не совершать этот выбор за него.

Лидерство является не только особенностью характера, но и совокупностью определенных навыков. И если на свойства характера человека повлиять довольно сложно, а иногда и совершенно не нужно, то развитие навыков еще никому не помешало. Прирожденному лидеру они просто необходимы, а другим детям могут сильно облегчить достижение успеха в будущей жизни.

Главное всегда помнить, что не так уж и важно, станет ребенок настоящим лидером или нет. Намного более значимым является то, найдет ли он свое место в жизни, сумеет ли раскрыть свой потенциал и, по большому счету, станет ли он счастливым человеком

Ребенок – лидер: как правильно воспитывать

Ребенок-лидер будет лидером не только в компании сверстников, он начнет проявлять качества повсеместно: с родителями, родственниками, в классе, другими детьми во дворе и на площадке. 

Одним из важных лидерских качеств является самодостаточность. Самодостаточный ребенок правильно оценивает свои возможности и определяет цели

Он осознает важность прилагаемых усилий и сопоставляет их с результатом

Ребенку-лидеру важно предоставлять определенную свободу действий. Тогда он не станет замыкаться, не будет сомневаться в себе и возможностях, будет чувствовать поддержку близких. . Направлять ребенка-лидера стоит в тех случаях, когда вы видите явный перекос выбранной им стратегии или поведения

Не нужно резко обрывать детей и давать негативную оценку деятельности, нужно просто проговаривать их действия, спрашивать, почему поступили так или иначе, заняли ту или иную позицию, и подталкивать в решениях к более результативным вариантам

Направлять ребенка-лидера стоит в тех случаях, когда вы видите явный перекос выбранной им стратегии или поведения. Не нужно резко обрывать детей и давать негативную оценку деятельности, нужно просто проговаривать их действия, спрашивать, почему поступили так или иначе, заняли ту или иную позицию, и подталкивать в решениях к более результативным вариантам.

Значит, важно, чтобы была установлена связь между участниками задуманного проекта, разработан план и стратегия действий, закреплен за каждым результат. Очень важно, чтоб маленький лидер учился самостоятельно решать проблемы и справляться с трудностями

Именно эти навыки закаляют характер и усиливают лидерские качества. Проблема, решенная без помощи взрослых, дает осознанность в действиях и придает уверенность. 

Очень важно, чтоб маленький лидер учился самостоятельно решать проблемы и справляться с трудностями. Именно эти навыки закаляют характер и усиливают лидерские качества

Проблема, решенная без помощи взрослых, дает осознанность в действиях и придает уверенность. 

Учите ребенка общаться с другими людьми на равных. Малыш не должен бояться общения ни с детьми, ни со взрослыми

Важно, чтобы лидер умел выслушать и принять другую точку зрения, умел находить компромиссы и признавать свою неправоту. 

К сожалению, многие современные лидеры видят лидерство лишь в том, чтобы командовать людьми, требовать от них невозможного, не вникая в проблемы и нюансы. Ориентируясь только на результат, они не имеют постоянных партнеров и коллег, люди уходят из их команды по причине неуважительного потребительского отношения.  

Признаки ребенка-лидера

Человек не станет успешным, если в нем нет лидерских задатков, если он не может вести за собой других. В тоже время некоторые родители считают, что если в их ребенке данные задатки есть, то ничего делать больше не нужно.

На самом деле ребенок может просто перерасти этот период и забыть о нем. По этой причине родители должны помогать развивать, а в случае наличия – поддерживать  и направлять эти задатки в нужное русло, чтобы в будущем ребенок смог ими самостоятельно пользоваться и идти лидером по жизни, расширяя шаг за шагом свои возможности.

Родители достаточно часто стараются потакать своему ребенку во всем, соглашаться с ним практически всегда, дабы сделать из него лидера. Такое поведение со стопроцентной уверенностью можно назвать  неправильным.

Такая вседозволенность не является истинным лидерством, в конечном итоге, ребенок становится несамостоятельным и неуправляемым.  Давайте разберемся с тем, как распознать лидерские признаки в ребенке:

  • Лидер не будет добиваться своих целей истериками и попытками всем указывать. В раннем возрасте ребенок-лидер без проблем заинтересует окружающих детей, придумает для всех какую-нибудь интересную игру, как положено, объяснит всем правила.
  • Такие дети не избегают конфликтных ситуаций и всегда ответственны за свои поступки. Они не пытаются выделиться среди других каким-то необычным способом, на самом деле таких детей видно невооруженным взглядом, они, даже не осознавая этого, выделяются из общей массы.
  • Родители должны также понимать, что настоящий лидер должен доминировать во всем и везде. Не стоит путать понятие настоящего лидера с личностными чертами ребенка. Если ваш малыш дома ведет себя как командир, а в обществе, в том числе и в садике, предпочитает оставаться тихоней, это всего лишь его смекалка, и он понимает, что командовать он может только дома.
  • Обычно лидерские признаки в ребенке проявляются с самого раннего детства, и заметить их можно уже к трем годам. Детки-лидеры умеют и любят планировать на будущее, просчитывая сразу несколько вариантов исхода событий.
  • Малыш-лидер не будет ждать, пока родители что-то дадут ему в руки поиграть или предложат чем-то заняться. Ему это не нужно, потому, как с этим делом он без проблем справляется самостоятельно, придумывая самые различные занятия и игры для себя.
  • Если в ребенке присутствует такая черта как хитрость, это не плохо, но ребенок-лидер сможет разрешить конфликт путем мирных переговоров и сделает все возможное, чтобы все стороны спора или конфликта остались довольными. Это признак будущего дипломата и настоящего лидера.
  • Дети с лидерскими способностями являются людьми любознательными и любят за всем наблюдать, анализировать и выбирать нужную для себя информацию.
  • Ребенок-лидер уверен в своих решениях, не подвергает их сомнению и тем самым убеждает окружающих в том, что его мнение было полностью правильным и к нему стоит прислушиваться.

Не у всех детей качества лидера проявляются с раннего детства, и не стоит родителям томиться в ожидании, когда они все же проявятся, потому как этого может и не наступить.  Поэтому родители должны самостоятельно прививать  и развивать в ребенке лидерские качества.

Здесь  сразу же хотелось бы отметить, лидер – это не тиран, который идет по головам, невзирая ни на что для достижения своей цели, это человек, который сможет добиться в жизни всего сам, причем  человеческими путями, без насилия и агрессии.

Как вырастить чемпиона

Как вырастить чемпиона из обычного ребенка? чтобы это произошло, важно видеть в ребенке личность, поддерживать его начинания и прислушиваться к мнению. Есть некоторые советы, которые помогут выстроить контакт с ребенком и вывести его на чемпионский или лидерский уровень

Объясните важность обучения. Выявите склонности, которым тяготе ребенок, и развивайте их

Если ребенок любит что-то мастерить, запишите в кружок робототехники, если рисовать – в художественную школу. 

Тот, кто имеет склонность к математике, должен больше времени посвящать ей, а тот, кто с легкостью запоминает иностранные слова – пусть изучает языки. 

Например, если сын решил поставить цель и получить пятерку по математике за четверть, он будет заниматься дольше, попросит записать его к репетитору, станет меньше времени проводить за компьютерными играми и т.д.

Если решил победить на соревнованиях – будет больше и усерднее тренироваться, откажется от каких-либо вредных привычек и восстановит режим дня. 

Главное, дети должны сами осознавать, что они делают и ради чего. Только в этом случае все их действия будут основаны на добровольном начале и принесут результат.

Займите свободное время ребенка каким-то творчеством. Даже если это будут периодические занятия или мастер-классы, такая деятельность пойдет на пользу. Она расширяет кругозор, меняет мышление, улучшает умственную активность. 
Учите детей быть ответственными за все, чем они занимаются. Подчеркивайте их роль в любых событиях

Особенное внимание уделяйте позитивным моментам: «вот видишь, ты не хотел учить урок, но выучил и получил пятерку». «Если бы ты лег пораньше, ты бы вовремя встал и не опоздал на занятие». 

Все рекомендации и ремарки должны носить положительный характер и не унижать детского достоинства. Они должны наталкивать ребенка на размышления с выводами. Тогда эти замечания будут полезны.

Уважайте своих детей. Не смотрите на них свысока, не высмеивайте их желания и действия

Обращайте внимание на события, которые важны для ребенка, разговаривайте о них. Атмосфера доверия положительно будет влиять на развитие малыша и его лидерских качеств

Похвала – лучший двигатель прогресса и развития личности. Внушайте детям уверенность в себе и своих силах, отмечайте их способности, и тогда лидер маленький вырастет достойным человеком.  

Умение принимать решения

Это могут быть решения как в области организации своего досуга, так и в области карьеры. От того, насколько верные решения принимает человек, зависит его дальнейший успех.

Многие родители еще с детства ущемляют своего ребенка в праве принимать решения, становясь полными хозяевами его судьбы.

Поэтому, повзрослев, такие люди ищут себе другого «хозяина», который так же будет распоряжаться их судьбой, как это делали родители. Научив малыша с детства принимать решения, родители позволят стать ему не только хозяином своей судьбы, но и принимать участие в судьбах других людей. Что же для этого нужно?

1. Предоставить ребенку свободу выбора. Родители зачастую с самого детства ограничивают ребенка в свободе выбора, считая, что они лучше знают, что будет полезнее для него. Таким образом, дети, не имея различных альтернатив, не умеют делать выбор.

Поэтому важно предоставить малышу возможность выбирать, например:

  • Какой десерт он хочет: мороженое или шоколад?
  • Какую игрушку он хочет: медвежонка или зайчика?
  • Во что он хочет поиграть: в мячик или в прятки?

Если ребенок принял решение съесть мороженое, то вторым важным этапом является поддержка родителем этого решения и его реализация.

Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что мороженое холодное и он заболеет, поэтому выбрать нужно шоколадку.

2. Научить ребенка анализировать варианты перед принятием решения. У детей не так хорошо развиты процессы саморегуляции, как у взрослых. Связано это с тем, что ребенок не всегда предвидит последствия принятого им решения

Поэтому на втором этапе будет важно научить ребенка анализировать различные варианты и предвидеть последствия принятого решения

Например, после школы малыш решает, чем заняться в первую очередь: поиграть или сделать домашнее задание. Естественно, ребенку будет интереснее начать с игры. В такие моменты родители часто запрещают играть и заставляют делать уроки. Однако можно порассуждать с ребенком о том:

  • Какие последствия будут, если ребенок сначала решит поиграть? (Например, он может увлечься, не успеет сделать уроки, получит плохую оценку.)
  • Какие последствия будут, если ребенок сначала решит сделать уроки? (Малыш, возможно, немного меньше поиграет, но зато получит хорошую оценку.)

3. Научить ребенка анализировать ошибки и исправлять их. Если ребенок совершил ошибку, то не стоит его ругать или наказывать, повторяя, как мантру, фразу «Я же тебе говорил/говорила!». Вместо этого лучше всего будет, если родители:

  • Поинтересуются мнением ребенка, спросив у него: «Как ты думаешь, почему так получилось?»
  • Постараются вместе разобраться, все ли малыш правильно сделал, чтобы избежать этой ошибки.
  • Подумают вместе с ребенком, каким образом можно исправить эту ошибку.
  • Предоставят ему возможность самому исправить ошибку.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector