Абакус, абак, соробан: новый подход к древнему инструменту

Задачи по ментальной арифметике

Перед тем, как приступить к выполнению задач, важно понимать то, что такое ментальная арифметика для детей, обучить самому которой будет весьма проблематично. Но ничего невозможного нет

Самое главное — ответственно подойти к процессу.

Для обучения понадобится приобрести специальные счеты абакус или соробан. Как только они будут куплены, можно приступать к обучению. Методика рассчитана на обучение детей младшего и старшего дошкольного возраста. Для достижения результатов, категорически запрещено игнорировать систематические каждодневные домашние занятия. Они должны быть построены в форме урока. Специалисты рекомендуют учить детей не только ментальной математике, но и скорочтению.

Перед тем как приступить к занятиям в домашних условиях, важно иметь представление о всех нюансах ментальной математики для детей. О том, что это ответственный процесс, также забывать не стоит

Обратите внимание! Если занятия проводятся правильно, то первые результаты становятся заметны уже через 2-3 месяца. Чтобы полностью освоить технику, малышу понадобится приблизительно 2 года. Сначала дошкольник обучается действиям на сложение и вычитание чисел, а затем учится умножать и делить

Сначала дошкольник обучается действиям на сложение и вычитание чисел, а затем учится умножать и делить.

На первом занятии ребенка рекомендуется познакомить с абакусом. Малыш должен пощупать и научиться передвигать костяшки. Не лишним будет посмотреть совместно видеоурок. К сложению однозначных и двузначных чисел можно приступать только после усвоения принципа работы.

После того как ребенок освоил счеты, его необходимо ближе познакомить с основными принципами работы и переходить к простейшим примерам сложения.

Обратите внимание! Категорически запрещено торопиться. Умение формируется постепенно, поэтому надо проявить терпение по отношению к ребенку и не ждать моментальных результатов

Задача 1. Необходимо сложить 14 и 22. Для этого нужно следовать алгоритму: сначала необходимо отложить на спицах число 13 и прибавить к нему 23. В результате этого получается 36. Все математические действия должны выполняться исключительно слева направо.

Вычитать на абакусе тоже весьма просто.

Задача 2. От 8 нужно отнять 4. Для этого в верхнем блоке на первой спице опускается костяшка. В результате этого получается 5. Затем 3 бусины поднимаются в нижнем блоке и выставляется цифра 8. После этого опускаются 3 костяшки в нижнем углу и остается 5.

Следующим этапом освоения ментальной математики является умножение и деление. Этим действиям научить малыша немного сложнее, но со временем ребенок обязательно их познает.

Задачи по ментальной математике

Ментальная математика для детей является довольно новой программой, которая применяется для обучения детей устному счету. Несмотря на то, что методика появилась не очень давно, она получила огромную популярность и показала превосходные результаты. Родители единогласно сходятся во мнении, что программа не только максимально эффективна, но и полезна.

Первые успешные результаты наблюдаются уже по истечении нескольких месяцев, при условии, что занятия проводятся систематически. В результате у детей значительно улучшается память, повышается способность к сосредоточению, а мышление приобретает креативный характер. Если занятия начинают проводиться в дошкольном возрасте, ребенок успевает многому научиться и в дальнейшем чувствует превосходство в школе.

Книги по ментальной арифметике

Обойтись без пособий и решебников для домашнего обучения ментальной арифметике просто невозможно, даже 1 уровень пройти не получится. . Приведем небольшой список самых популярных и доступных для понимания учебников. Используйте их как самоучитель, сборник примеров и домашних заданий.

«Матемагия. Секреты ментальной математики». А. Бенжамин

Раскрывает секреты ментальной арифметики. После ее прочтения родителю будут доступны многие методы работы с ребенком дома. Автор рассказывает о математических трюках, способах молниеносно решить сложнейшие задачи устно.

В процессе усвоения материала у ребенка улучшается память, внимание. По итогам курса обучения школьник научится извлекать квадратный корень, переводить кубические величины в квадратные и наоборот без калькулятора, в уме

Блокнот-тренажер «Не ментальная арифметика». Ш. Ахмадуллин

Автор обещает научить детей быстрому устному счету за 21 день. В сборник включены теоретическая информация, упражнения для пробных занятий, задания высшего уровня. Можно использовать в детском саду, школе. Книга предназначена для детей от 7 до 11 лет.

По отзывам родителей, блокнот заинтересовывает детей с первого занятия. Игра постепенно переходит в серьезную работу. Ребенок чувствует уверенность на уроках математики, повышается самооценка, успеваемость.

«Ментальная арифметика. Знакомство». Р. Багаутдинов, Р. Ганиев

Изучать ментальный счет по данному пособию можно с 5 лет. Этапный метод подготовки к развитию навыка решения задач на пальцах включает в себя теорию, простые упражнения, задачи повышенной сложности.

В книге огромное количество фотографий, изображений формул для вычитания, сложения многозначных цифр. Ребенок воспринимает информацию на слух, зрительно. Дети научатся считать с помощью ментальной карты за 1–2 месяца.

«Ментальная арифметика. Учебник для преподавателей и родителей»

Издается компанией «Анаста». В комплект входят четыре книги: учебник, «Методика для занятий с детьми», два решебника. Приобретать методическую литературу нужно в комплекте. К учебникам прилагаются флеш-карты для тренировки памяти, внимания.

Дидактический сборник используется на занятиях с детьми от 4 лет. Издатели гарантируют быстрое запоминание материала благодаря большому количеству интересных занятий, упражнений, психологической составляющей метода обучения.

«Ментальная арифметика. Сложение и вычитание». С. Эрташ

Это рабочий тренажер по ментальной арифметике и дидактический сборник в одном флаконе. Задачник помогает понять принципы преподавания быстрого счета в домашних условиях, в центрах «Менар», содержит доступную информацию для детей и родителей.

Математический гений быстро перейдет от низкого уровня к сложному благодаря играм, схемам, формулам, интересным задачам. Автор предлагает несколько способов сложения и вычитания: традиционный — на математическом приборе , комбинированный, на пальцах (устный). Учебник предназначен для детей 4–6 лет.

Ментальная арифметика – это лишь один из методов развития ребенка раннего возраста. Использовать домашний тип обучения нужно в том случае, если вы уверены в своих силах, есть много свободного времени. В противном случае доверьте малыша специалистам, домашние задания готовьте вместе.

После успешного усвоения основ быстрого счета, автоматизации движения пальцами продолжайте самообучение дома. Делайте это регулярно, чтобы не потерять навык работы с ментальной картой.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Сложение и вычитание на абакусе

Складывать и вычитать с помощью счетной доски очень просто. Сначала на абакусе набирают первое число, к нему на соответствующих спицах добавляют второе число. Складывать начинают с меньшего из двух чисел. Если на спице получается больше 9 косточек, то добавляют одну костяшку на соседней.

При вычитании из первого числа убирают нужное количество косточек на каждой спице. В этом случае первым на абакусе устанавливают большее число.

Сложение и вычитание двух- и трехзначных чисел задействует обе руки. В результате одновременно работают оба полушария мозга и стимулируется мелкая моторика. Через некоторое время сам счетный прибор становится уже ненужным, ребенок начинает работать с косточками на воображаемой доске.

Как проводить сложение и вычитание на абакусе?

Считать на абакусе достаточно просто. Для понимания возьмем пример 26+34 и сложим его на линейке абаке.

Устанавливаем первое число 26 :

Раскладываем все числа на простые цифры, не забывая, к какой спице они относятся: 2 и 3 к десяткам, а 6 и 4 к единицам. Производим сложение простых чисел. 6+4 и 2+3.

Теперь сдвигаем единицы на первой спице 6+4 =10, то есть на 1 спице надо показать 0, и развести все костяшки по местам, а к двум костяшкам на второй спице добавить еще одну, получим 30:

Но мы добавляли не 4, а 34, поэтому на второй спице надо добавить еще 3 костяшки и показать цифру 6, для этого опускаются снизу 2 костяшки и «5». Итого мы получаем 60.

Сложение всегда начинается с меньшего числа с переходом к большему. Если костяшек на спице получается больше чем 9, тогда на соседней спице добавится еще одна.

В случае с вычитанием система та же, начинаем с меньшего, только если вычитается от меньшей цифры большая, тогда они меняются местами, а с соседней спицы убирается костяшка.

Например, 15-13:

  • ставим 15;
  • раскладываем число на простые цифры 1 и 5 и 1 и 3, от 1 отнимаем 1, от 5 отнимаем 3 и получаем 2:

Эта система расчетов при должной сноровке занимает около двух-трех секунд. Со временем сама линейка уже будет не нужна, она сама будет возникать в мыслях.

Как работать?

Познакомимся с инструкцией по использованию абакуса в домашней работе со старшими дошкольниками и первоклассниками. В целом японские счеты могут заинтересовать детей от 5–6 до 10–11 лет. Они помогают научить совершать в уме различные арифметические действия: сложение, вычитание и даже умножение.

Как же пользоваться таким пособием?

  1. Положить счеты на поверхность стола, добившись того, чтобы никакие посторонние предметы не мешали нормальному движению косточек.
  2. Поставить их «на ноль» — ни один из шариков не должен касаться разделительной полосы.

Далее на конкретном примере рассмотрим суть работы. Допустим, нам необходимо сложить 1 и 2. Для этого при помощи большого пальца перемещаем к разделительной полосе сначала одну косточку. Потом – две. Считаем результат – 3.

Но как быть, если надо сложить, например, 5 и 3. Цифр гораздо больше, чем косточек. Действовать следует так: косточка, расположенная над разделительной полосой – это 5. Поэтому ее следует опустить. А три косточки из нижнего ряда, наоборот, поднять. Получится 8.

На счетах можно отложить и трехзначные числа. Например, 175 будет выглядеть так:

  1. На первой линии опускается верхняя (пятерка).
  2. На второй – опускается верхняя (5) и поднимаются две нижние (2).
  3. На третьей – поднимается одна нижняя (1).

Сначала может показаться, что все слишком сложно и научиться будет нереально не только дошкольнику, но и взрослому. Но на практике зачастую бывает достаточно показать ребенку пару примеров, он довольно быстро разберется и начнет считать.

Ментальная арифметика – что это такое простыми словами?

Тысячи лет назад в Азии начало зарождаться уникальное искусство быстрого счета. 

Ментальная арифметика – это методика обучения быстрому (почти мгновенному!) счету. Она подходит для развития детей 4 – 12 иногда 16 лет. В основе программы лежит система арифметических действий с помощью специальных китайских и японских счет – абакуса и соробана.

По сути ее корни в Древнем Китае. Ведь именно там детки учатся считать по этой методике в начальных классах. И поскольку китайцы часто занимают первые места на международных олимпиадах по математике, возникает вполне логичный вопрос: неужели система и вправду волшебная?

В настоящее время 52 страны мира используют это искусство в процессе обучения детей.

Кому подходит эта методика обучения?

Обучение ментальной арифметике — мыслительный процесс, предполагающий интенсивное наращивание нейронных связей. Поэтому обучаться данной технике рекомендуется детям от 4 до 12 иногда 16 лет, то есть в период активного формирования клеток мозга. После 16 лет процесс освоения займет больше времени.

Дети, которые не интересуются точными науками или неуверенно чувствуют себя, решая примеры по математике, найдут в занятиях ментальной арифметикой творческое начало, которое поможет им заинтересоваться учебой и проявить себя. Специфическое умение считать в уме необычным способом придает уверенности и смелости, чтобы справляться с трудностями в учебе.

А еще активное развитие мышления поможет ребенку повысить успеваемость в школе и стать усидчивее.

Несмотря на долгий период обучения, который занимает около двух лет, первые результаты начнут проявляться через 2-3 месяца обучения. Рекомендуется начинать занятия в раннем возрасте.

Польза ментальной арифметики для ребенка

1. Укрепление межполушарных связей

Ассиметричные вычисления позволяют задействовать все участки мозга, а также стимулирует их работу. Это происходит с помощью использования при счете большого и указательного пальцев на правой руке и среднего и указательного на левой.

2. Развитие мелкой моторики

На первых этапах обучения дети используют счеты. Для успешной и быстрой работы ребенок со временем привыкает перебирать костяшки на спицах все быстрее. Это способствует увеличению точности движений пальцев и кистей рук.

3. Тренировка памяти

Вычислительные процессы в уме развивают память ребенка. Чем выше уровень мастерства устного счета, тем лучше будет развита способность запоминать большие числа.

4. Ускорение мыслительных процессов

Частые устные вычисления оказывают положительное влияние на способность быстро и грамотно мыслить. В дальнейшей жизни это умение поможет ребенку незамедлительно реагировать на различные ситуации и находить рациональные пути решения.

Применение в повседневной жизни

— Счет без калькулятора

Основное преимущество владения быстрым счетом. Всю последующую жизнь человек сможет проводить в уме различные вычисления. Это будет экономить время и вызывать восхищение окружающих.

— Уверенность в себе

Развитие умственных способностей в детском возрасте способствует уверенности в себе. Ребенок привыкает к мысли, что любая задача должна иметь решение. С такой жизненной позицией человек менее склонен к пессимизму.

— Творческий подход

Ментальная арифметика предполагает развитие воображения. В будущем дети смогут активно применять свое нестандартное мышление в повседневной жизни.

Плюсы методики

  1. Развитие мышления и мелкой моторики
    Работа со счетами — это еще и тренировка движений пальцев, которая развивает их ловкость и цепкость.

  2. Умение быстро считать в уме
    Практическую пользу это умение приносит и в учебе, и в жизни.

  3. Улучшение памяти
    Ребенку, осваивающему ментальную арифметику, будет значительно легче запоминать большие объемы информации по всем предметам.

  4. Повышение интереса к учебе
    Незаурядный метод вычислений и множество интересных фактов помогут ребенку понять, как много полезного и увлекательного можно найти на уроках в школе.

  5. Высокая концентрация внимания
    Занятия ментальной арифметикой требуют особого сосредоточения, и это умение остается с ребенком и на уроках в школе, и в момент выполнения домашних заданий.

Минусы методики

Ребенок спешит и допускает ошибки в решении
В период обучения ребенок с азартом «скачет» по цифрам и стремится сделать все как можно быстрее. Иногда он забывает вдуматься и поэтому ошибается. Тренировки уберут этот эффект со временем, когда ребенок привыкнет.

Ребенка можно перегрузить столь интенсивными занятиями
Освоение ментальной арифметики — это интеллектуальный труд

Важно соблюдать правильный режим и не заставлять ребенка заниматься слишком много, ведь он может устать и физически, и морально, а значит, потерять интерес.

Что можно посчитать на абакусе?

Да все, что угодно! Можно складывать и вычитать. Чтобы приблизительно понять, как это делается, прочитайте вот эту статью.

Умножать и делить на соробане также можно. А еще можно возводить числа в степень и извлекать корни!

Но, конечно, не все сразу. Процесс обучения начинается с самого простого – сложения и вычитания. Этому детишки учатся примерно 1 год.

Затем можно пойти дальше и еще за год одолеть умножение и деление. Ну а на третьем году обучения начинается высший пилотаж – степени и корни.

Очень важны при изучении ментальной арифметики техника передвижения косточек и способ удержания соробана.

А держат его следующим образом. Соробан должен лежать на горизонтальной поверхности. И чтобы он никуда не «убегал» придерживаем его левой рукой: большим, безымянным пальцем и мизинцем. Указательный и средний освобождаем для работы.

А с правой рукой поступаем следующим образом: сначала зажимаем в кулаке ручку, острием вниз. А затем освобождаем большой и указательный пальчики, ими будем считать, а остальные три пальца продолжают удерживать пишущий инструмент. Зачем нам вообще нужна ручка?

А чтобы быстро записывать результаты подсчетов. В ментальной арифметике скорость выполнения играет огромную роль.

Левши держат ручку немного по-другому.

Сразу хочу уточнить, что техника счета при различных методиках обучения ментальной арифметике могут отличаться.

Не смотря на то, что без абакуса научиться ментальной арифметике невозможно, целью обучения является как раз полный отказ от использования соробана. Задача инструктора научить детей считать на воображаемом соробане, которого под рукой на самом деле нет. Именно поэтому арифметика называется ментальной.

Не пропустите новые статьи из рубрики ментальная арифметика.

Всегда ваша ШколаЛа)

А что такое соробан?

Известно, что подобный счёт есть и в Японии, однако там такие доски называют соробан.

Соробан

Соробан произошел от китайского суаньпаня, о котором еще пойдет речь далее, и был завезен в Японию в средние века.

У соробана имеются ряды спиц, на которые нанизаны косточки. Количество спиц всегда нечетно. Как правило, это 13 спиц, однако встречаются соробаны с 21, 23, 27 или же с 31 спицей. Чем больше спиц, тем большее число можно набрать на соробане.

Соробан и сегодня используется в Японии в начальной школе, так как данный метод имеет ряд преимущество по обучению счету по сравнению с обучением на бумаге или же калькуляторе.

Теперь решим уравнение

Умножение: 7 раз первое число, то есть 2, или 2 десятки. Это дает нам ответ 14 или 14 десятков, как показано на рисунке

Не очищайте 7.
Прежде чем продолжить, обратите внимание на ответ. Вы увидите, что первый продукт помещен рядом с 7

Этот результат был предсказан на основании способа постановки проблемы. Первое произведение находится в столбцах сотен, десятков и единиц. Нам еще нужно вычислить число 5.
Теперь умножьте: 7 раз 5. Это дает ответ 35 или 3 десятков и 5 единиц, которые можно добавить к 140. Ваш ответ будет: 175, как показано на фотографии. А теперь остановите счеты абакуса.

На счетах показан расчет «25 X 7».

Счеты, показывающие «9 х 50».

Как проходят занятия?

Методика обучения на счетах Соробан, или Ментальная арифметика, позволяет развить способности детей до небывалых высот. Основным инструментом при этом являются счеты Абакус. На первом этапе дети учатся пользоваться счетами.

На второй этапе дети представляют счеты Соробан в уме. Т.е. ребенок начинает представлять Соробан перед собой и производить вычисления в уме. При этом осваиваются 3 математические действия:

  • сложение;
  • вычитание;
  • умножение;

Обучение продолжается 2 года. Лучше всего начинать обучение в возрасте ребенка от  5 до 11 лет. Этот возраст считается оптимальным.  Но это не означает, что методика Соробан недоступна для старших детей и взрослых, просто для обучения может потребоваться больше времени.

Занятия в центрах Соробан проходят в течение 2 часов 1 раз в неделю. На дом детям даются задания. Если они выполнены, тренер открывает доступ к следующим. Для выполнения задания достаточно четверти часа в сутки. Программа может корректироваться индивидуально в зависимости от того, как успевает каждый ребенок.

История абакуса

Что такое абакус? Это древние счеты для вычислений. Ученые считают, что первый абакус появился в третьем тысячелетии до нашей эры в Месопотамии. Сейчас на её территории находится Ирак, Сирия и части Турции и Ирана. В 5 веке до нашей эры эти счеты узнали в Древнем Риме. Но это лишь предположения. Зато есть четкие доказательства того, что в 17 веке абакус точно был в Европе: в Парижской национальной библиотеке до сих пор хранятся сами счеты абакус и его схема.

В китайских национальных книгах 2 века нашей эры говорится о счетах суаньпань. Это аналог абакуса. Именно в этой стране счёты усовершенствовали, а потом отправили в Японию. Жители страны восходящего солнца убрали одну косточку и назвали счёты по-своему – соробан. Это значит «доска для вычислений». Счёты были очень популярны, потому что тогда в Японии торговля переживала свой расцвет, и знания математики были очень нужны.

Популярность методики

С 1993 г. ментальная арифметика используется для обучения детей в 52 странах мира, начиная с Канады и заканчивая Великобританией. В некоторых из них методику рекомендуют для включения в программу школ.

Наибольшее распространение ментальный счет получил в государствах Ближнего Востока, а также в Китае, Австралии, Таиланде, Австрии, США и Канаде. Начинают появляться специализированные организации в Казахстане, Киргизии и России.

Ментальный счет является одним из самых молодых и стремительно развивающихся способов, применяемых для детского образования. Благодаря этой методике можно без труда развить умственные способности ребенка, которые в первую очередь имеют математическую направленность. Благодаря освоению детьми техники ментального счета любая математическая задача превращается для них в простой и быстрый вычислительный процесс.

Как считать на абакусе?

Для вычислений на счетах соробан косточки передвигают к центральной рамке большим и указательным пальцами обеих рук. Простыми действиями – сложением и вычитанием – можно овладеть интуитивно, умножение, деление и извлечение квадратного и кубического корня требуют знания определённых схем. Для развития дошкольников и младших школьников Японии, страны, где производят лучшую в мире технику, изучение счёта на деревянных счётах является обязательным.

Секрет соробана – в образном счёте, умении мгновенно, на глаз, определять количество косточек и тут же находить в своей памяти необходимый образ результата вычислений. Это позволяет в доли секунды оперировать сложными числами, и – передвигая косточки, и – двигая пальцами в воздухе, и – орудуя соробаном в своей голове. Такое вычисление задействует обе половины головного мозга — ответственную за счёт и ответственную за воображение — поэтому происходит с такой скоростью. Это как печатать двумя руками вместо одного пальца.

Вычитание

Освоить отнимание в ментальной арифметике дома на абакусе тоже несложно. На первом занятии нужно ребенка ознакомить с теорией. Это можно сделать посредством книг. Алгоритм отнимания чисел:

  1. Вычитание производится, начиная с большего разряда. В трехзначных цифрах счет стартует с сотен. В двузначных — с десятков.
  2. В работе также следует пользоваться братьями–костяшками из верхнего блока.

Пример на математическое действие. От 9 нужно отнять 3:

  1. На первой спице выше расположенного слоя опустите костяшку — это равно 5.
  2. В нижнем шаре поднимите еще 4 бусины, чтобы получить цифру 9.
  3. От нее отнять 3. Для этого опустите необходимое количество костяшек из нижнего ряда.
  4. Результат равен 6.

Как проводить сложение и вычитание на абакусе?

Учимся сложению

Это самое элементарное действие, которое можно совершить на абакусе. Для примера возьмём арифметическое действие 14+24. Для начала выкладываем число 14: в первом столбце поднимаем четыре нижних косточки, а во втором лишь одну. Чтобы прибавить 24, нужно в столбце с единицами добавить четыре косточки, а потом две из нижней части опустить. Потом складываем десятки. Для этого во втором столбце поднимаем две нижних косточки. В итоге у нас получилось 38.

Учимся вычитанию

         Для вычитания все действия нужно делать в обратном порядке и начинать необходимо с десяток. Возьмём пример 84-57. У десяток убираем пять косточек (поднимаем одну верхнюю). В единицах надо из 14 вычесть 7, выходит 7. Получается ответ 27.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector