10 способов не пойти в школу

Академическая дезадаптация

Это самый распространенный тип школьной дезадаптации. У ребенка обнаруживаются проблемы в самом процессе обучения.

Сначала возникают первичные трудности в обучении – 1 этап. Ребенок не понимает учителя, не успевает за его темпом, ему не нравится сила голоса или манеры. Все отвлекает от самого процесса усвоения знаний.

Первичные трудности перерастают в пробелы в знаниях – 2 этап.

Каждый новый учебный раздел строится на предыдущем, и пробелы приводят к отставанию по предмету — 3 этап.

Отдельные индивидуальные занятия ни к чему не приводят. Ребенок переходит в разряд неуспевающих – 4 этап.

Что делать?

Прежде всего, нужно найти и устранить пробел в знаниях. Дело это кропотливое. Постепенно вернитесь к тому месту в школьной программе, которое оказалось не усвоено, и начните изучать заново. Здесь понадобятся дополнительные занятия.

Параллельно попытайтесь понять, что именно мешает усвоению материала на уроке. Поговорите с учителем. Возможно, педагог не учитывает темп усвоения ребенка, а, может быть, ребенок часто отвлекается и поэтому не успевает. Пробуйте разные варианты решения проблемы. Иногда есть смысл перевода ребенка в другой класс.

Подросток отказывается учиться

Вторым критическим периодом является переход ребенка в подростковый возраст. С начала школьного обучения и до подросткового возраста учебная деятельность является ведущей, поэтому ребенок, как правило, мотивирован на процесс обучения, ему нравится познавать новое. 

В подростковом возрасте ведущей деятельностью ребенка становится общение со сверстниками, определение себя как личности, своего места в мире. В этот период наблюдавшийся ранее интерес к учебе может снижаться, учителя и родители теряют свой авторитет, что может оказывать влияние на отношение ребенка к школе.

Как помочь? Для подростков по-прежнему важен эмоциональный контакт с родителями. Доверительные отношения дают ребенку возможность обращаться к ним в случае личных проблем или переживаний.

Важно учитывать особенности подросткового возраста, физиологические изменения, которые происходят на этом возрастном этапе. Подросток может испытывать повышенную утомляемость, колебания настроения, чувствовать изменения, которые происходят с его телом на гормональном уровне

Все это создает дополнительную психологическую нагрузку, которая может сказываться на процессах обучения и отношении к школе.

С учетом психологических особенностей подростка, мотивация к школьному обучению должна строиться на ориентации ребенка в будущее. Помогите ребенку понять, чем бы он хотел заниматься дальше, во взрослой жизни.

Высокие школьные требования и большая учебная нагрузка часто создают условия, когда нельзя успеть «все и сразу».

Иногда полезнее не требовать от ребенка хорошей или тем более отличной успеваемости по всем школьным предметам, а уделить прицельное внимание интересам подростка, которые могут быть началом профессиональной деятельности в будущем. Например, если ребенок увлекается литературой, это может быть занятие журналистикой. 

9 типичных проблем детей в старшей школе

Так как дети в подростковом возрасте больше ориентированы на мнение своей референтной группы, немалое значение имеет окружение ребенка. Подросток, находящийся в группе увлеченных сверстников со сходными интересами, будет больше мотивирован на учебу. Это могут быть курсы, дополнительные занятия, кружки.

Детям необходимо давать разумную свободу в реализации увлечений. Возможность заниматься любимым делом является психологическим ресурсом, который приносит в жизнь положительные эмоции и заряд энергии. Именно эта энергия помогает справляться с трудностями, уделять время тем делам, которые не очень хочется делать, но нужно

Жизнь не должна быть посвящена только школе, важно находить время для отдыха, любимых занятий и творчества

Можно ли пропускать школу по семейным обстоятельствам?

     Казалось бы, родители в полной мере отвечают за свое чадо: они могут ругать и хвалить, поощрять и наказывать, водить в школу или наоборот от нее отмазывать. Но не все так просто и прозрачно как кажется.

     Одно из наиболее ярких воспоминаний о школе у 90% людей – это долгие уговоры мамы. Нет, просили не о новом телефоне. Все было намного проще: цель – отмазка от школы. Мама долго артачится, приходится призывать более лояльного папу, тысячи обещаний, и в руках наконец оказывается заветная записка, официально освобождающая от всех сложных контрольных.

     Самая частая причина неявки – “по семейным обстоятельствам”. Что же это за обстоятельства такие, и можно ли по ним законно не ходить в школу?

 Допустимое количество пропусков школы регулируется специальными санитарными правилами – СанПинами. В 2021 году данный акт был обновлен и утвержден аж до 2027 года

Одни назовут это формальностями, другие молча кивнут в знак согласия с важностью документа. Дело в том, это эти самые СанПины созданы для регулирования образовательного процесса и профилактики вирусных заболеваний среди как учеников, так и учителей

     Другим помощником в данном вопросе является действующий закон “Об образовании”, но ни один из этих документов прямого ответа на вопрос “можно ли пропускать школу по семейным обстоятельствам без справки, и если да, то сколько” не дает.

Сколько дней можно пропустить школу без справки по закону в 2021 году

Здравствуйте. Разъясните,пожалуйста, согласно новым правилам,теперь и дня нельзя прогулять без уважительной причины? Если я один день не привела ребенка в сад, на следующей день я обязана его привести со справкой в сад?Вот сообщение,которое написала заведующая сада. Уважаемые родители, добрый день!

С 1 января введены в действие новые СаНПиН, утвержденные Постановлением главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 (Санитарные правила СП 2.4.3648-20). Действия СаНПиН 2013 отменено. В соответствии с п.2.9.3 СП 2.4.3648-20 лица с признаками инфекционных заболеваний (с признаками ОРВИ в том числе) в МБДОУ не допускаются. В соответствии с п.2.9.4 СП 2.4.3648-20 после перенесенного заболевания дети допускаются к посещению при наличии медицинского заключения (медицинской справки). Новыми правилами теперь не предусмотрены пропуски до 5 дней без справки. На основании вышеизложенного, в случаях, когда ребенка отстранили с признаками ОРВИ или иного заболевания либо родители приняли решение самостоятельно полечить ребенка (до 5 дней побыть дома, полечить насморк, горлышко, начинающийся кашель и т.п.), дети в МБДОУ допускаются только при наличии медицинской справки. Рекомендуем, не допускать пропуски без уважительной причины, при наличии признаков заболевания, — обращаться к врачу. Спасибо за понимание.

Действительно в СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» отсутствует норма, регулирующая прием в детский сад без медицинской справки ребенка в случае если он отсутствовал в детском саду до 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней), т.е. администрация может потребовать справку даже за 1 день отсутствия ребенка. Вопрос о допуске ребенка в детский сад без медицинской справки после пропуска по уважительной причине (не по болезни) устанавливается локальным актом образовательной организации. Ваш старший ребенок не может по доверенности забирать младшего ребенка из детского сада, так как он не достиг совершеннолетия. Ответственность за жизнь и здоровье детей несут его законные представители – родители и опекуны. Но, если родители в связи с определенными жизненными ситуациями, в силу своих возможностей, не могут забирать ребенка из ДОУ самостоятельно, они могут доверить данное дело своим совершеннолетним представителям. Чаще всего, для этого требуется написание заявления на имя заведующей ДОУ.

Ответ: Если сотрудникам школы известно, что учащийся находится на больничном с инфекционным/вирусным заболеванием, которое может негативно повлиять на других учащихся школы, они могут потребовать медицинскую справку, в которой стоит пометка о выздоровлении ребенка. Без этой справки ребенка до уроков могут не допустить, предварительно уведомив об этом родителей.

Ответ: Классный руководитель не имеет права принуждать учеников к посещению театра, музея, зоопарка и других подобных учреждений и мероприятий. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что учащиеся гражданских (невоенных) образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом и расписанием занятий. Учебным планом в данном случае называется официальный документ, утвержденный администрацией школы, в котором содержатся перечень всех предметов, преподаваемых в школе, и количество часов, отведенных на эти предметы.

Ответ: Если ученик пропустил много уроков по болезни, но прекрасно усвоил программу и сдал экзамены (итоговую контрольную работу, зачет), то ничего неприятного ему не угрожает. Если состояние здоровья ученика не позволяло ему учиться и осваивать обязательную программу, он может быть оставлен на повторный год обучения по болезни.

Ответ: Нет. Любая оценка – показатель уровня знаний ученика по предмету, поэтому поставить двойку за эти проступки учитель не имеет права. Но если ученик пропустил урок без уважительных причин, а на уроке была проверочная работа, то оценка «2» может быть выставлена за фактически невыполненную работу.

Ответ: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» требует от школы вмешательства в жизнь детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении (проживающих в неблагополучных семьях, совершающих правонарушения и пр.). В таком случае обсуждение проблем ученика учителя с коллегами просто необходимо, но делаться это должно исключительно в интересах ребенка, без ущемления его прав и в той мере, которая допускается законом.

Психологическая дезадаптация

Отношения со значимыми для ребенка людьми, кружатся вокруг успехов в школе. Получил хорошую оценку – молодец, все благополучно. Получил плохую (замечание) – общее недовольство и в школе, и дома. Поэтому ребенок часто скован и напряжен. Сама ситуация школьной жизни вызывает у него напряжение и тревожность. Он постоянно чего-то боится, и это становится устойчивым состоянием.

Чувство уязвимости сопровождает везде. На уроке хочется стать незаметным, а на переменах – не привлекать внимания. Ребенок легко краснеет, часто плачет, теряется при неожиданных вопросах, боится неверно ответить.

Растерянность и зажатость – 1 этап психологического уровня школьной дезадаптации.

Детская психика обладает охранным свойством. Инстинктивно защищаясь от непосильных нагрузок (постоянного напряжения), ребенок вырабатывает защитные формы поведения. Он смотрит в окно, отвлекаясь от уроков, занимается посторонними делами. Сначала это возникает эпизодически (2 этап), а потом постоянно (3 этап).

4 этап – протест против сложной ситуации: нарушение дисциплины, ссоры, отказ от работы. Подростки убеждают себя в низкой значимости учебной деятельности, а младшие школьники просто заменяют ее чем-то более интересным.

Психологический уровень часто связан с отношением педагога и ученика, которые переходят на отношения с родителями.

Механизм появления отношенческой дезадаптации прост:

1 этап – напряжение на основе неуспехов в учебной деятельности: плохая оценка, необоснованное (несправедливое) замечание. Может, стоило опустить этот эпизод, но родители и педагог напоминают об этом ребенку.

Отдельная ситуация перерастает в смысловые барьеры. Начинаются они со слов: «Ты опять…», «Мне снова сказать маме?..», «Ты как всегда…» — 2 этап.

На 3 этапе появляются эпизодические конфликты. Это объяснимо, так как на ребенка вешается ярлык плохого ученика.

4 этап – устойчивый конфликт с учителем.

5 этап – потеря эмоциональных отношений с родителями.

Что делать?

Прежде всего, не акцентируйте внимания на прошлых неудачах. Любой конфликт учитель-ученик должен быть разрешен и предан забвению. В противном случае, он нарастет как снежный ком.

Нельзя школьные отношения переводить на детско-родительские. Вы любите ребенка, даже если увеличили время занятия при наличии плохой оценки или серьезно поговорили после замечания с учителем. Конфликты с родителями из-за школьных проблем усугубят негативное отношение к школе.

Допустимое количество дней пропуска школы без справки

По семейным обстоятельствам

Новый СанПин 2021 года не содержит прямого ответа на вопрос, сколько можно не ходить в школу без справки от педиатра.  Основополагающий закон «Об образовании» также никак не регулирует  разрешенное количество дней пропуска школы без посещения врача.

Но это не означает, что даже после одного дня пропуска ребенку нужно  получать справку о том, что он здоров. Впрочем из СанПина, не следует и то, что при пропуске занятий  по семейным обстоятельствам справка от педиатра не нужна в принципе.

Хотя некоторые образовательные учреждения неверно трактуют санитарные правила и начали требовать справку за каждый пропуск. Если в Вашем учреждении установлены подобные требования, попросите ознакомиться с документом, на которых они основаны. Если такой документ отсутствует, то претензии необоснованны.

Так как в санитарных правилах ответа на вопрос о том, сколько можно пропускать школу, нет, родители могут ориентироваться на сроки, которые содержатся в локальных актах школы. Право образовательной организации утверждать собственные правила внутреннего распорядка опирается на п.3 ст.28 Закона об образовании. К слову, большинство школ продолжают придерживаться негласного принципа «3 или 5 дней» относительно разрешенного пропуска занятий без справки.

В случае, если локальные акты школ также не содержат указание на допустимую продолжительность пропусков, также можно учесть:

  1. Срок в 5 дней (без учета праздников и выходных) – его содержит рекомендательное письмо Минздрава 2020 года, которое продолжает действовать и в 2021 году.
  2. «Разумные сроки» из Гражданского кодекса.  Принцип разумности применяется, когда законодательными актами не предусмотрены конкретные сроки.

Если ребенок отсутствовал в школе дольше положенного (например, более 5 дней) ему нужно получить справку об отсутствии контактов с инфекционными больными и о состоянии здоровья.

По болезни

В п.2.9.4 СанПиНа СП 2.4.3648-20 четко сказано, что если пропуск был связан с заболеванием или недомоганием, то справка от педиатра потребуется в любом случае, независимо от количества пропущенных дней.

Даже если ребенок пропустил один день из-за легкого недомогания, врач должен подтвердить, что у школьника нет противопоказаний для посещения занятий. В справке от врача для школы должны быть указаны диагноз и продолжительность болезни.

Когда нужна справка в школу, а когда – нет

Итак, вопрос о необходимости посещения врача и получения справки перед началом занятий в школе можно решить следующим образом:

Справка не нужна Справка нужна
Ребенок пропустил занятия по семейным обстоятельствам.

Допустимые сроки пропуска без справки могут содержать локальные акты школы, либо родители могут ориентироваться на срок в 5 дней из рекомендаций Минобразования или на «разумные сроки» из Гражданского кодекса.

Если пропуск был связан с болезнью, перед школой нужно сходить в поликлинику и получить от врача справку. Справка нужна даже при пропуске одного дня из-за легкого недомогания.

Почему ребенок не хочет идти в школу?

Итак, ребенок может отказываться идти в школу в любое время года, если у него есть следующие проблемы:

Мария Макарова

1. Трудности в учебе. Они могут быть как ситуативные, переходящие — например, не усвоил вовремя тему урока, не дается программа, накапливается негативное отношение к учебному материалу, так и представлять собой хроническую неуспеваемость.

В случае если трудности в освоении школьной программы возникают уже долго и ребенок не успевает по многим школьным предметам, то ему нужна помощь. Возможно, стоит обратиться к специалистам. 

Трудности в учебе поможет преодолеть нейропсихолог

Он оценит, как ребенок воспринимает информацию (зрительную, слуховую), может ли достаточное время концентрировать внимание, развиты ли у него произвольность и самоконтроль, необходимые в учебном процессе. Занятия со специалистом помогают «подтянуть» ученика и сделать учебу для ребенка значительно легче

Если ребенок не успевает по отдельным предметам, то помочь может родитель, педагог или репетитор.

2. Конфликты с одноклассниками или педагогом. Самоощущение ребенка в школе зависит не только от успехов в обучении, но и от общей атмосферы в школе, классе, коллективе сверстников. Если у ребенка не налажен контакт с учителем, часто происходят конфликты с одноклассниками, то это может стать веской причиной негативного отношения ребенка к школе.

3. Семейные проблемы. Ребенку тяжело учиться, если он испытывает стресс или усталость. Например, родители постоянно ссорятся или находятся на грани развода; он соматически ослаблен вследствие проблем со здоровьем; сильно загружен дополнительными занятиями, спортивными нагрузками, непосильными для возраста домашними обязанностями.

Иногда нежелание идти в школу может быть связано с критическими периодами развития. О них расскажем подробнее.

Физиологический уровень дезадаптации

Трудно найти в современной школе абсолютно здоровых детей. Большой процент школьников имеет хронические заболевания, а другие дети приходят с низким иммунитетом. Так или иначе, но в каждом классе находятся дети, которые часто болеют.

Болезнь «выкидывает» детей из учебного процесса на весь период ее течения. Домашние занятия поддерживают процесс, но не заменяют его. Выход ребенка в школу после болезни требует двойной нагрузки: во-первых, нужно восстановить пропущенный материал, а во-вторых, не упустить текущий.

Дети выходят с ослабленным состоянием, и повышение нагрузки вызывают проблемы на психосоматическом уровне. Все это приводит к тому, что ребенок снова болеет. Возникает замкнутый круг.

Что делать?

Вовлекать ребенка в процесс обучения нужно постепенно. Во время самой болезни не может даже идти речь о занятиях. В период выздоровления можно начать заниматься по-немногу, вспоминая пройденный материал и изучая простые темы. Во время школьного обучения, попросите педагога составить облегченную программу, чтобы усвоить основные темы.

Школьная дезадаптация – не приговор, а призыв к действию. От отношения родителей зависит дальнейшее развитие событий. Школьные проблемы – это сложное испытание, которое можно пройти вместе с ребенком и не потерять друг друга. Зная врага в лицо, мы сможем его уничтожить.

Фото — pixabay.com.

Что такое «школьная дезадаптация»

Говорить о школьной дезадаптации можно в том случае, когда не возникает гармоничных отношений между школой и учеником. При этом ребенок испытывает трудности в освоении учебных предметов (одного или нескольких), ощущает дискомфорт и нежелание учиться, пропускает занятия или воспринимает учебу как тяжкую повинность.

Дезадаптация воспринимается нами как неспособность привыкнуть к условиям школьной жизни. Это возникает чаще всего в 1 классе, 5 классе (переход из начальной школы в среднее звено), при переходе в другое место учебы. Другими словами гармоничные отношения не складываются изначально.

Но могут быть ситуации, когда школьные проблемы как бы возникают ниоткуда – посреди учебного года. Причем родители не сразу понимают, что происходит с их вполне успешным учеником. А происходит школьная дезадаптация.

Основные признаки школьной дезадаптации:

1. Снижение школьной успеваемости.

2. Потеря интереса к познавательной (учебной) деятельности.

3. Нежелание идти в школу, пропуски занятий под разным предлогом.

И если психологическое состояние проследить бывает сложно, то дневник пестрит плохими оценками или замечаниями учителя. А это уже точный сигнал к действию.

Но для начала нужно найти корни дезадаптации. Проявления дезадаптации одинаковы, а вот причины могут быть разными.

Так что же было не так с внеурочной деятельностью?

Похожая ситуация обнаружилась ещё в одном образовательном учреждении. Омичка поделилась, что без справки нельзя пропускать ни одного дня, однако если пропуск по семейным обстоятельствам, то можно написать заявление.

Официально объявили, что один день ребенок может не ходить по семейным обстоятельствам в Самарской области?

Для школ не существует единого федерального закона, определяющего кому и сколько дней в школе можно пропускать уроки. В Москве без справки позволяют пропускать школу не более трёх дней, далее надо бежать в поликлинику, а если ребёнок улетал отдыхать в другую страну, ему надо обязательно посетить посетить врача после возвращения на родину.

Если же родители собрались в отпуск, и продлится он больше недели, то справка от врача в детсад снова требуется, несмотря даже на то, что ребёнок находится в полном здравии.

Первоклассник не любит школу

Когда ребенок переходит из детского сада в первый класс школы, он проходит период адаптации к новым условиям жизни. Привыкает к новым требованиям и задачам, которые ставит перед детьми школа

— во время урока сидеть за партой и не отвлекаться, 

— сосредотачивать внимание на словах учителя и том, что он напишет на доске,

— следовать режиму: просыпаться, уходить в школу, отправляться на уроки и перемены в одно и то же время,

— выстраивать отношения с новыми взрослыми и детьми. 

Сколько займет адаптация? Это индивидуально для каждого ребенка. У кого-то она пройдет за две недели, а для кого-то это будут месяцы или даже весь первый год обучения. Не каждый ребенок легко и быстро справляется с подобными трудностями, поэтому в это время нежелание ребенка посещать школу естественно. Задача родителей — обеспечить для ребенка «мягкий» адаптационный период, помочь справиться с новыми жизненными условиями.

«Мы записываем ребенка на пять кружков и потом понимаем, что света белого не видим»

Как помочь? Для младших школьников важен режим дня. Ребенок должен высыпаться, не чувствовать усталость, не переутомляться. 

Лучше не совмещать начало обучения в школе и предложение ребенку дополнительных домашних обязанностей. Дополнительные кружки и занятия должны быть дозированы. Особенно это касается детей, которые занимаются профессиональным спортом. 

На первых этапах обучения важно оказывать ребенку помощь в выполнении домашних заданий: составлять расписание учебы и отдыха в течение дня, придерживаться временных рамок выполнения домашних заданий, садиться с ребенком вместе за выполнение домашних заданий, помогать в процессе, постепенно передавать сыну или дочери навык организации учебной деятельности («в начале делаем вместе», постепенно ребенок научится «сам»). 

Важна эмоциональная поддержка взрослого на этом этапе, чтобы у ребенка был надежный тыл и чтобы он всегда мог обратиться к родителям за помощью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector