Как научить ребенка понимать время по часам?

Содержание:

Как мотивировать ребёнка быстрее научиться распознавать время на часах

Конечно же, для успешного обучения дошкольник сам должен быть заинтересован разобраться с устройством часов со стрелками. Мотивация может быть следующей:

Рассказать малышу, что часы просто необходимы человеку, чтобы никуда не опаздывать, распределять своё время.
Почаще обращать внимание на временные промежутки: «Сейчас я закончу свои дела, и через 15 минут мы пойдём гулять», «Ты ляжешь спать в 9 часов, а пока можешь поиграть» и т. п.
Повесить в комнате ребёнка оригинальные часы, привлекающие его внимание, и предложить научиться их понимать.

  • Купить песочные часы и опытным путём показать сыну или дочке, как «убегает время». Затем рассказать, что время нужно ценить, показать, что есть и другие часы, которые помогут определить, сколько конкретно прошло времени.
  • Приобрести ребёнку красивые наручные часы. Это будет стимулом научиться определять время, ведь этот аксессуар неинтересно носить просто в качестве украшения.

Продуктивные и лёгкие приёмы обучения устройству часов

Обучение определению времени по часам целесообразно опять-таки разбить на отдельные занятия.

Запоминание и понимание чисел

Многие старшие дошкольники уже хорошо умеют считать, некоторые дети даже до ста

Однако в данном случае важно запомнить числа, кратные пяти (5, 10, 15, 20 и т. д

до 60).

Даже если малыш хорошо умеет считать, важно, чтобы он выделял числа, кратные пяти

Знакомство с циферблатом и стрелками

Знакомить ребёнка с циферблатом проще на игрушечных часах. Они бывают плоскими или же более объёмными. Главное — чтобы отчётливо были видны цифры и легко вращались стрелки.

Обучать ребёнка лучше не на настоящих часах, а на игрушечных, где отчётливо видны цифры и легко вращаются стрелки

Сделать такую вещь можно и самостоятельно из обычного картона или одноразовой тарелки.

Сделать часы для обучения можно и самостоятельно

Нужно рассказать малышу, что поверхность часов называется циферблатом. Его можно сравнить с пирогом или апельсином: его можно мысленно разделить на кусочки или дольки. На циферблате есть две стрелки: более короткая (она показывает часы) и длинная (показывает минуты).

Далее взрослый объясняет, что хотя в сутках и 24 часа, на циферблате отражено только 12 цифр. Всё дело в том, что за сутки часовая стрелка (короткая) обходит круг два раза.

Учим определять часы на тренажёре с маленькой стрелкой

Вначале стоит акцентировать внимание ребёнка на движении часовой стрелки (минутную пока не трогаем). Например, мы ставим короткую стрелку на отметку «2» и объясняем малышу, что часы показывают, соответственно, 2 часа (если позволяет конструкция игрушечных часов, минутную стрелку можно пока снять)

Затем дошкольнику предлагается самому выставить время, которое скажет ему взрослый.

Вначале пусть малыш научится определять точное время (только часы, без минут)

Переходим к минутам

Затем к обучению присоединяется минутная стрелка. Вначале лучше всего объяснить дошкольнику понятие «полчаса» — когда длинная стрелка стоит на отметке «6» (одновременно «30»). Можно сравнить это с половиной пирога.

После этого переходим к понятию «15 минут» (цифра «3» на циферблате, или четверть пирога).

Вначале проще показать, что такое полчаса и 15 минут

После этого уже переходим к остальным минутным промежуткам — демонстрируем ребёнку все возможные варианты и предлагаем ему самостоятельно выставить тот или иной по заданию взрослого.

Пусть дошкольник показывает на часах самые разные временные промежутки в минутах

Затем следует рассказать ребёнку, что минутная стрелка может стоять не только на отметке, кратной пяти, но и на других делениях (например, она может показывать 6, 14, 27 минут и т. д

Нужно обратить внимание малыша, что эти деления чаще всего не подписаны, а просто отмечены короткими отрезками или точками. Это делается, чтобы не загромождать циферблат

Нужно обратить внимание, что стрелка не всегда может указывать на цифру, кратную пяти

Объединяем часы и минуты и учим узнавать время на часах

Когда кроха научиться отдельно показывать на циферблате заданные часы и минуты, можно объединять эти единицы. Опять-таки вначале взрослый показывает различные примеры, например, 2 часа 15 минут. Затем уже тренируется дошкольник.

Ребёнок должен понять, что когда движется минутная стрелка, то медленно перемещается и часовая

Как наглядно объяснить «дневное» и «ночное» время

И последний этап обучения — объяснить ребёнку, что существует «ночное» и «дневное» время (мы уже говорили ему ранее, что в сутках 24 часа, и часовая стрелка за это время дважды обходит циферблат).

Разобраться с этой сложностью лучше всего поможет специальный тренажёр, который легко сделать своими руками:

  1. Нужно вырезать два картонных круга одинакового размера, но разного цвета. Первый будет «дневной», на нём пишутся цифры от 1 до 12. Второй, соответственно, «ночной» (цифры от 13 до 24). На первом циферблате делаются небольшие надрезы — так, чтобы цифру можно было слегка отогнуть. Также изготавливаются стрелки.

  2. Циферблаты скрепляются между собой (их фиксируют стрелки). Сверху находится «дневная» часть. Затем мы показываем ребёнку, например, 4 часа утра и показываем, какая «ночная» цифра этому соответствует (это будет 16 часов).

Тренажёр поможет ребёнку запомнить, какие «ночные» цифры соответствуют «дневным»

Часы своими руками из картона в школу

Занятие для деток, которые уже знают цифры и уверенно считают. Теперь мы учимся определять время и даже выкладывать его из цифр на специальном табло.

Научить ребенка определять время можно уже в дошкольном возрасте; чем раньше он научится это делать, тем легче станет родителям. Кроме того, тестовые задания по умению работать с часами используются в качестве вступительных испытаний во многих статусных образовательных учреждениях.

Часы своими руками из картона в школу

Просто незаменимы часы из картона – для детей занятия с ними становятся гораздо более понятными и наглядными. При этом совершенно необязательно покупать фабричные методические пособия и муляжи часов, так как сделать часы своими руками для ребенка вполне может каждый родитель.

Что для этого нужно:

Циркулем рисуем две окружности с одним центром – одну побольше, другую несколько поменьше. На внутренней окружности откладываем шестьдесят делений через равные промежутки и расставляем цифры согласно циферблату настоящих часов. Цифры пишем арабские, с римскими дети учатся работать примерно во втором классе начальной школы.

Вырезаем наши часы. Делаем для них стрелки – как обычно, широкую и короткую часовую и более узкую и длинную – минутную. Крепим их к циферблату при помощи кусочка пустого стержня, края которого затем расплавляем в огне горящей спички и сплющиваем спичечным коробком.

Часы своими руками из картона в школу 1

Готово! Смело можно брать такие изготовленные часы своими руками из картона в школу, когда придет пора ошлифовывать умение определять время.

Ну, а если мы хотим научить ребенка еще до школы, то для занятий заготовим пустой циферблат электронных часов (четыре пустых квадратных окошечка) и цифры к нему. Пригодятся также изображения часов, стрелки которых показывают определенное время.

Часы своими руками из картона в школу 2

Объясняем малышу основы: какая стрелка показывает часы, какая – минуты, сколько всего делений. А затем учимся определять по расположению стрелок, сколько сейчас часов и сколько минут. Если с часами обычно все складывается очень легко, то с минутами многие детки путаются. Поэтому можно нарисовать на циферблате рядом с обозначением каждого часа обозначение количества минут (10, 15, 20 и т.д.).

Часы своими руками из картона в школу 3

Пробуем на наших часах показать такое же время, как на картинках – ставим в нужное положение стрелки, определяем, сколько часов и минут мы получили.

Когда азы будут освоены, переходим к следующему этапу: на электронном циферблате выкладываем количество часов и минут, а ребенок показывает их на своих часах. Такое упражнение часто используется при поступлении в статусные школы.

Часы своими руками из картона в школу 4

И, конечно же, заключительным этапом станет отработка полученных знаний на настоящих часах

Интересуйтесь как можно чаще, сколько сейчас времени, обращайте внимание ребенка на часы, когда собираетесь куда-то или планируете через какое-то время куда-то пойти. Так малыш рано научится не только определять время, но и чувствовать и планировать

Знакомство малыша с понятием «время»

Режим дня малышей определяют родители, поскольку у первых нет того ощущения времени, что есть у вторых. Что такое время – не знают пока и учёные, а детям тем более трудно в этом разобраться

Поэтому перед знакомством с часами ребёнку нужно познакомиться с рядом терминов, таких как месяц, неделя, день, какие есть части суток, что означает вчера, сегодня и завтра.
Помочь в осознании течения времени 2-3-летнему ребёнку можно, обращая его внимание на последовательность событий – вначале, сейчас, потом. Например, вначале все перед едой помыли руки, потом пообедали, а сейчас мама моет посуду

Нужно обращать внимание ребёнка на то, какая настала часть дня и что в это время принято делать – умыться и позавтракать утром, поиграть днём, почитать вечером

Полезно вместе составлять распорядок следующего дня, вспоминая, чем занимались вчера и сегодня.
Важно обращать внимание малыша на промежутки времени, например, проговаривая предстоящие дела: через 15 минут идём гулять, через полчаса будем ужинать, в 9 вечера ляжем спать.Хорошо, если в 4-5 лет ребёнок будет с лёгкостью перечислять все времена суток. Если же он затрудняется, то можно ему помочь ярким плакатом с распорядком дня, где нарисованы все типичные для своего времени дня действия

Малыш должен понимать, что в совокупности утро, день, вечер и ночь составляют сутки, которые всегда имеют одну и ту же продолжительность в 24 часа. Поэтому, чтобы знать, когда пора вставать, кушать или идти на работу, родители всё это определяют по часам.Как только малыш разберётся с понятиями, описывающими времена суток, то дальше он может начать разбираться с днями недели. Чтобы закрепить результат, полезно будет его при любом удобном случае спрашивать, какой сегодня день недели, какой был вчера, какой настанет завтра.
Чтобы обучение шло легко и быстро, помогут такие приёмы как: подборка песенок, стихов, считалок, посвящённых временам суток и дням недели, рисунки с отражением времени (как семечко выросло и стало ростком, потом цветком и ягодой), просмотр семейного альбома, где есть фотографии ребёнка в младенческом возрасте. Когда ребёнок посмотрит на то, как он выглядел прежде, то ощутит, насколько он изменился. Можно также совместно просматривать видеоуроки о времени.
Пора показать малышу часы с секундной стрелкой и попросить его описать, что он видит на них. Для обучения нужно использовать циферблаты с хорошо различимыми арабскими цифрами и с метками, обозначающими минуты. После пусть он посчитает все большие и маленькие чёрточки, которых в сумме будет 60. Они имеют два назначения – указывают минуты и секунды. Когда самая быстрая тонкая стрелка проходит полный круг, то проходит минута, если то же делает самая большая стрелка – проходит час. Поскольку наиболее эффективное обучение у детей происходит во время игры, то очень полезно вместе с ними сделать макет циферблата со стрелками. Из плотного картона можно вырезать круг, разметить на нём циферблат, раскрасить его и яркими красками нарисовать цифры. Также вырезать часовую и минутную стрелки и так прикрепить их в центре циферблата, чтобы они могли поворачиваться (закрепить на винтике или канцелярской скрепке).

Начинаем с самого́ понятия времени: как в нём ориентироваться, что такое сутки

Как уже было сказано, прежде чем знакомить малыша с часами со стрелками, нужно, чтобы он осознал само понятие времени (делать это можно задолго до занятий с часами, уже в 3–4 года). Сложность в том, что время абстрактно, его нельзя увидеть или потрогать руками. Информацию следует разбить на конкретные блоки.

  1. Время не стоит на месте, оно всё время движется, «течёт». Есть прошлое — то, что уже было и никогда не вернётся, настоящее — один миг, который происходит сейчас, будущее — события, которые ещё наступят. Нужно обязательно приводить конкретные примеры: «Сегодня утром ты гулял во дворе, сейчас мы с тобой разговариваем, вечером будем есть вкусный ужин». Также полезно разглядывание фотоальбома («Смотри, какой ты был маленький, и какой стал»). Обязательно следует использовать дидактические материалы, например, игру «Сначала и потом». Ребёнку предлагаются картинки предметов и объектов, а потом другие карточки с изображением того, что с ними стало по прошествии времени. Задача дошкольника — составить пары карточек.

    Подобный материал поможет ребёнку почувствовать, что время не стоит на месте, а всё время движется

  2. Существуют времена года, которые сменяют друг друга. Это малышу понять довольно просто. Объяснение опять-таки подкрепляется наглядностью. Также нужно упомянуть, что год делится на месяцы, месяц — на недели, в каждой неделе 7 дней.

    Обычно дети легко понимают, что такое времена года

  3. Ключевым понятием в данном случае будут части суток. Ребёнок должен усвоить, что сутки делятся на 4 части. Всего же они длятся 24 часа. Запомнить понятия «утро», «день», «вечер», «ночь» помогут опять-таки картинки, а также ассоциации («Утром ты идёшь в садик», «Вечером ты ложишься спать»). Можно ориентироваться по солнышку: утром оно только встаёт над горизонтом, днём находится высоко в небе, вечером опять опускается, ночью солнце скрывается, зато на небе видна луна).

    Ключевым понятием для обучения станут части суток

Как объяснить ребенку, что такое время

Если спросить взрослого человека: «Что такое время?», он может ответить, что это некий параметр, или определенный промежуток между событиями, или выскажет еще какое-нибудь философское размышление.

А вы не задумывались, как ответит на этот вопрос ребенок? Что для него понятие «время»? Проведите простейший эксперимент и спросите своих детей. Ответы могут оказаться очень интересными.

Чтобы постепенно дать представление малышу о времени, необходимо сформировать понятия:

  • время суток;
  • время года;
  • единицы измерения времени;
  • течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра).

Эти понятия дают дошкольнику родители и педагоги детского сада. Для этого они могут использовать следующие приемы: беседы, рассказы, игры, стихи, загадки

До того как объяснить ребенку время на часах, важно его подготовить к восприятию времени в более широком смысле

Времена года

В 3 года дошкольник начинает ассоциировать погоду с временем года. Сначала это первичные и ярко выраженные признаки: летом – жарко, зимой – холодно.

С взрослением объем информации постепенно увеличивается, и к 7 годам ребенок знает количество и порядок времен года, количество месяцев в году, порядок месяцев, классификацию месяцев по сезонам.

Всю эту информацию дети получают, наблюдая за погодой, рассматривая иллюстрации, заучивая стихотворения, слушая загадки. Для лучшей фиксации памятью каждый месяц связывается с явлением природы, деятельностью людей, каким-либо праздником.

Например: Мама объясняет малышу: «Зима наступила. Смотри, на улице снег. Наденем шубу, шапку и сапоги. Холодно. Дети лепят снеговика. Скоро Новый год, мы будем наряжать елку, и дед Мороз принесет подарки».

Особое внимание уделяется календарю. С его помощью ребенок сможет наглядно понять длительные промежутки времени: день, неделя, месяц, год

Четыре времени суток

Простые понятия «день – ночь» дети начинают усваивать в возрасте до 3-х лет. Позже они начинают понимать значения «утро – вечер». Для формирования этих понятий рекомендуется использовать картинки с действиями животных или людей в разное время суток, дидактические игры («Когда это бывает?»), загадки, потешки.

Например, отгадать загадку: «Дети вышли на прогулку, наблюдение ведут. Солнце в небе ярко светит, птички весело поют. (День)

Примечание: Чтобы у ребенка правильно формировались понятия о времени суток, перед дневным сном не следует автоматически произносить «Спокойной ночи», нужно пожелать «Спокойного сна».

Часовые интервалы

В возрасте 5 – 7 лет можно научить детей понимать время по часам. Как определить точный возрастной момент?

Если дошкольник стал сам проявлять интерес к часам, просит объяснить, что показывают часики, где находятся стрелки, когда начинается любимый мультфильм, во сколько вернется с работы папа, то ваш ребенок готов усвоить сложную информацию о часовых интервалах.

А чтобы данная информация способствовала восприятию времени, а не поверхностному пониманию «циферки» на часах, как раз и важна предварительная подготовка, описанная выше.

Основные принципы обучению времени

Первое правило в том, как научить детей определять время по часам — объяснить, что такое вчера, сегодня и завтра

Понимание года, месяцев, дней — это тоже важно. Но по этому можно пройтись быстро, так как большие временные промежутки малышу трудно понять

Сутки для него проще.

Однако если у сына или дочери нет примера, что это такое один час, они не поймут. Поэтому, начиная какое-то дело, стоит сказать «сейчас мы будем делать то-то. Это займёт 1 час». Так у малыша сформируется внутреннее чувство, сколько это длится по ощущениям. А когда родители покажут часы, ему будет легче привыкнуть к ним.

С минутами так же: предложить сыну или дочери убрать игрушки и пообещать пообещать, что это займёт 5 минуток. Только не стоит хитрить, иначе это плохо скажется на его восприятии времени. Активность следует прекратить, когда 5 минуток выйдут.

С одной минутой совсем просто. Можно включить секундомер и подождать, пока пройдет 1 минутка. Малыш поймет, что это немного. Но стоит объяснить ему, что из секунд складываются минутки, а из минут в часы. И даже секунды ценные, потому что много секунд — это это много минуток и часов. Еще совет, как научить ребенка часам со стрелками: разучивать стишки и песенки про стрелки наизусть.

Минутная стрелка

Дети редко путают секундную стрелку с какой-то ещё, потому что она быстрее всех. Но перепутать часовую и минутную легко. Малышу объясняют, что минутная длиннее и тоньше. Движется быстрее, чем часовая, но медленнее, чем секундная.

Также малышу объясняют, что минутная стрелка передвигается, когда секунда прошла полный круг. Он может сам заметить это небольшое движение, если будет тщательно смотреть.

Читайте еще: Как научить ребенка одеваться самостоятельно

Как научить ребенка понимать время по часам в минутках. Понимать минутную стрелку труднее, чем часовую, потому что для неё нет специальных цифр на циферблате. Цифры словно приходится дорисовывать в уме. Чтобы это было проще делать, ребёнку стоит предложить нарисовать часики с цифрами для минутной стрелки. И превратить это в игру: нарисовать 10 разных часиков всех цветов, и для каждых проставить цифры. Малыш с удовольствием вовлечется в игру.

Даже взрослым трудно считать деления на механических часах. Тем более это сложно ребёнку, и не нужно поначалу требовать от него, чтобы он точно говорил время по механическим приборам. Вместо этого стоит просить сказать его примерное. Тем более что ход механического аппарата иногда нарушается, и показание становится неточным. Об этом тоже стоит предупредить.

Количество делений от 1 цифры до другой составляет 10. После 5 делений идёт большая черта, которая помогает увидеть 10 и 5 минут. Малыша требуется научить называть:

5 минут,
10,
15 минут (обратите внимание, что это четверть часа),
20,
25,
30,
35,
40,
45,
50,
55,

Требуется пояснить ему, что 0 и 60 минуток это одно и тоже, потому что, когда минутная стрелка доходит до до конца, всё начинается сначала.

Секундная стрелка

С секундной стрелкой проблем почти не возникает, так как она движется быстрее остальных и привлекает к себе наибольшее внимание. Труднее понять, зачем секунды вообще нужны

Ответ на этот вопрос связан с понимаем ценности времени. Если малыш не видит, что его родители ценят время, то ему будет трудно научиться ценить его самому.

А объяснения для секундной стрелки почти те же самые, что и для минутной. Когда она проходить полный круг, секунда обнуляется. И цифры для секунды тоже, как и для минуток, приходится считать в уме. Там, где минутная стрелка покажет 10 минуток, секундная указывает на 10 секунд.

Упражнения на определение времени по часам

Учите ребенка определять время по часам. Познакомьте его с часа­ми, расскажите о том, как они устроены и для чего нужны, однако в полном объеме проводите это упражнение тогда, когда он научится считать до 12.

На рисунке изображены часы с двумя циферблатами (часовым и минутным). Лучше сделать такие часы из картона либо покажите ре­бенку часы на рисунке. Объясните, что маленькая стрелка показывает часы, большая стрелка — минуты. Когда большая стрелка доходит до 12, начинается новый час. Если она делает полный оборот, маленькая стрелка передвигается на один час.

Числа, обозначающие часы, не должны задевать круг с минутными делениями и закрываться часовой стрелкой. Часовую стрелку нужно сделать толстой и короткой, чтобы кончиком она только касалась круж­ка, где стоит цифра, а минутную — тонкой и длинной, чтобы она шла по черточкам минут.

Обратите внимание ребенка на то, что стрелки разные, что крутят­ся они всегда в одном направлении. (Ребенок должен уметь разбираться в числах.). Если ребенок знаком с числами до 12, то он учится определять сна­чала только «сколько часов»

Если ребенок знаком с числами до 12, то он учится определять сна­чала только «сколько часов».

Для этого ставьте всегда большую стрелку на 12, а маленькую пере­двигайте на час и каждый раз спрашивайте ребенка: «Который час?» После того как ребенок овладеет этим навыком, можно переходить к определению времени по минутам. (Но сначала убедитесь в умении ребенка распознавать цифры, обозначающие минуты.)

Установите маленькую стрелку на 9 часов, а большую на 3 минуты и спросите ребенка: «Сколько часов и сколько минут показывают часы?» Далее передвиньте минутную стрелку на следующее деление. Те­перь часы показывают 9 часов и 4 минуты. И так двигаетесь дальше.

Обучая ребенка определению времени по часам, одновременно рас­сказывайте ему о том, что такое сутки (сколько часов в сутках), что такое час (сколько минут в часе), что такое минута, как можно исполь­зовать это знание в своей жизни и играх.

«Какое время показывают часы?»

А) Попросите ребенка внимательно посмотреть на часы и найти те из них,

которые показывают время, когда люди чаще всего встают по утрам. Б) Спросите у ребенка: «Во сколько ты встаешь, обедаешь, ложишься

спать? Заставь эти часы показать время важных дел в твоей жизни».

Чем измерить время?

Одновременно со всем этим человек стремился более точно измерять короткие промежутки времени. На первых порах вполне устраивали солнечные часы с равными делениями. Они были очень простыми и давали неплохую точность. Хотя, конечно, работали только в ясную погоду и только днем.

Первые солнечные часы появились в Египте. Представляли они собой обелиски. У подножия их делалась глубокая черта. Падающая на черту тень от обелиска показывала, что наступил полдень. Примитивно, не совсем удобно, но другого ничего не было. И лишь много позже люди научились делить время на более мелкие отрезки. У некоторых народов очень долго в ходу были малоизвестные нам часы.

Первыми изобрели способ измерять время ночью египтяне. Они натягивали нить с отвесом, деля тем самым звездное небо. Получался меридиан. Пересечение его определенными звездами давало понятие о прошедшем времени. Ясно, что этот способ действовал лишь ночью и лишь при чистом звездном небе.

Время измерялось еще и песочными часами. Они были разных размеров и позволяли «замерять» различное время. Можно было измерять его и водяными часами. Кстати, их тоже придумали в Египте. В них вода каплями перетекала из одного сосуда в другой. Потом сосуды менялись местами.

Водяные часы усовершенствовали в Индии. Случилось это в средние века. В котле делались тонкие отверстия. Котел рассчитывался на строго определенное количество воды. Для измерений времени он помещался в бассейн. В отверстия начинала поступать вода. При заполнении котел тонул. Были и другие, но похожие по принципу действия конструкции. Как правило, котлы делались из тонкого металла. Это позволяло им долго держаться на поверхности воды. В современном измерении объем котла — 24 минуты. Индийские сутки — 60 таких котлов. Специально назначенные люди следили за количеством утонувших котлов, ведя их счет деревянными палочками, перекладывая их из одной чаши в другую.

В начале семнадцатого века для счета времени появился термин «scrupulus». Позаимствован он был у аптекарей. В переводе на русский язык — скрупль. У аптекарей скруплем называлась 1/24 часть унции. Любопытно, как аптекарской мерой веса измеряли время? Очень просто. Циферблат часов делился на несколько частей. Один скрупль — расстояние от одного деления до другого. В нашем понятии это — секунда.

Проблему точного измерения времени не решили и появившиеся потом конструкции механических часов. Знаменитые в народе часы с кукушкой и «ходики» ежесуточно отставали или шли вперед в среднем пять минут. Меньшие погрешности давали настольные будильники. Но и их ежесуточно нужно было «подводить». Это касалось также наручных и карманных часов. Острота проблемы в какой-то мере снизилась лишь с появлением электронных кварцевых часов. Они давали за сутки погрешность примерно в десять секунд. Но сложность была в том, что по мере разряда батарейки часы начинала «врать» больше.

В принципе, с этим можно было мириться. Не всем же из нас улетать в космос, где очень важна на старте даже доля секунды! Но помимо требований космонавтики, есть еще и другие сферы, где серьезные требования к часам. Скажем, научные эксперименты с системами контроля времени. Вот для таких случаев придумали атомные часы. В них отслеживается время, которое требуется одному атому для изменения заряда. Используется газ цезий, вводимый в вакуумное пространство. На специальном счетчике замеряется количество атомов, поменявших свое состояние, и количество оставшихся с прежним зарядом. Как ни странно прозвучит, но принято считать, что атом — это 1/376-я минуты. Понять это обычному человеку сложно. Нюанс в том, что в прошлом в английском языке атомом называли мгновение. Отсюда и пошло нынешнее недопонимание того, как это атомами можно измерять время? В таких часах измеряют мгновения — очень малые отрезки времени.

Еще одна путаница связана с выражением «один момент». То есть очень быстро что-то сделаю или подождите совсем немного. Любопытно, а сколько именно? Оказывается, в средние века «моментом» назывался отрезок времени в 90 секунд. Но мы ведь не говорим: «Подождите полторы минуты». Хотя часто говорим более употребительное — «минутку». Но эта самая «минутка» может быть и в виде десятка секунд, а то нескольких минут.

Время — очень относительное понятие. Об этом писал еще Эйнштейн. На Земле его ход может быть одним, а далеко в космосе — совершенно иным, и там наши способы измерений окажутся не точными, а то и вовсе неприемлемыми. Скажем, как измерить время, попав в черную дыру?

Теги: часы, время, измерение, история, измерение времени

Изучаем час, половину часа и его четверть

Чтобы объяснить малышу, что такое четверть циферблата, лучше поделить последний на сектора, каждый из которых соответствует 15 минутам. Посчитайте вместе с ним количество делений в одном секторе. Для более легкого запоминания изобразите на циферблате, к примеру кусочки пирога, края которого будут соответствовать промежутку в 15 минут. Закрасьте каждый кусочек разным цветом.

Для изучения получаса разделите циферблат на 2 равные половинки и заштрихуйте их по-разному. Объясните малышу, что в часе два равных интервала в 30 минут. Можно провести линию, разделяющую циферблат пополам не через «6» и «12», а например, через «4» и «10».

Обведя обе половинки по внешним краям, расскажите ребёнку, что вместе они составляют часовой промежуток. Подобным образом можно объединить и все кусочки пирога.

Упражнение

Скажите малышу, что через 15 минут вы отправитесь на прогулку. Покажите ему правильное расположение стрелок на циферблате. Попросите ребёнка напомнить вам, когда пройдёт четверть часа. Такое упражнение можно проводить несколько раз в день. Оно не только поможет усвоить новую информацию, но и воспитает в малыше чувство ответственности, которое сыграет важную роль в его дальнейшей жизни.

Обучение понятию “время” – важный шаг на пути взросления ребенка

Учимся понимать время на часах

Понятия НОЧЬ — УТРО — ДЕНЬ — ВЕЧЕР

Далее необходимо перейти к освоению времени на часах. Для детей постарше можно объяснить, что в сутках 24 часа.

В книге также вы найдете задания, связанные с основными моментами режима дня, а также с понятиями: вечером, утром, ночью, днем, сначала, потом, раньше, позже, до, после, часто, редко, рано, поздно, чаще, реже, завтра, вчера, сегодня, позавчера, послезавтра.

Не буду раскрывать вам всех секретов этой интересной и полезной книги. Скажу только, что она может помочь не только дошкольнику, но и младшему школьнику, который никак не может разобраться во временных понятиях и испытывает трудности с определением времени на часах.

Игры с часами

Для закрепления навыка определять время вы можете играть с картонным или пластиковым циферблатом. Вот как вы можете играть с часами:

  • называйте время, а ребенок пусть выставляет его на циферблате. Например, восемь часов двадцать минут — как это будет выглядеть на часах?
  • Выставьте время с помощью стрелок и попросите ребенка сказать, который час.
  • Научите ребенка определять время через загаданный промежуток. Например, установите определенное время на циферблате и попросите ребенка передвинуть стрелки в такое положение, которое настанет через полчаса… через два часа пятнадцать минут… и так далее.

В такие же игры можно играть не только на игрушечном циферблате, но и на бумаге. Успехов в освоении времени!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector