Картотека дидактических игр с блоками дьенеша для подготовительной группы

Содержание:

Как играть с ЛБД?

В коробочке с блоками есть небольшое руководство, которое весьма схематично. Подробно познакомиться с логическими блоками можно с помощью книг: «Давайте поиграем»(под редакцией А.А.Столяра. — М., 1991, 1996), а также «Логика и математика для дошкольников» (под редакцией З.А.Михайловой — СПб, 1996, 2000).

Поделюсь своим собственным опытом работы с детьми в качестве методиста – руководителя практики и домашнего педагога.

Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с постепенным усложнением:

— для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;

— для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;

— для развития действий классификации и обобщения;

— для развития способности к логическим действиям и операциям.

Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не адресуются конкретному возрасту. Ведь дети одного календарного возраста могут иметь различный психологический возраст. Кто-то из них чуть-чуть, а кто-то и значительно раньше других ровесников достигает следующей ступени в интеллектуальном развитии, однако каждый должен пройти все эти ступени. Если ребёнок не справляется с постановленной задачей самостоятельно, значит необходимо упростить задачу, и так до тех пор, пока ребёнок не решит задачу. Самостоятельное и успешное решение и будет той ступенькой, от которой следует начать движение вперёд.

Если же передерживать детей на определённой ступени или преждевременно дать более сложные игры и упражнения, то интерес к занятиям исчезнет. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы.

Хорошо, чтобы взрослый во время игр стал равноправным партнером. Не назидал, а играл! Прежде чем приступить к играм и упражнениям, пусть ребенок самостоятельно использует их по своему усмотрению в играх. Как правило, дети с удовольствием из них что — то строят. В ходе таких игр блоками малыш установит, что они имеют различную форму, цвет, величину и толщину. В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово «блок».

Блоки Дьенеша — Конспект ООД «Знакомство, повторение с блоками Дьенеша»

Публикация «Конспект ООД «Знакомство, повторение с блоками…»
Цель:закреплять навыки детей в работе с логическими блоками, упражнять в умении классифицировать блоки по трем признакам: цвету, форме, размеру. Задачи: Освоение свойств (по форме, цвету, размеру, толщине, развивать у детей мыслительные операции (анализ, сравнение,…

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

ООД по математике с логическими блоками Дьенеша в средней группе «Дом для Домовенка»
Цель: Продолжать развивать умение работать с блоками Дьенеша, учить «читать» условные обозначения и соотносить их с реальными предметами. Образовательная задача: — Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства. Развивающие задачи: — Развивать у детей умения…

Изучение свойств и отношений между предметами с помощью блоков Дьенеша у воспитанников среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию. В Федеральном государственном образовательном…

Конспект СОД по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша «Найдём зайчат»
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе «Найдём зайчат» Цель: Способствовать развитию математического мышления, обучать приемам символизации и моделирования. Задачи: Образовательные…

Блоки Дьенеша — Логические блоки Дьенеша

Статья «Логические блоки…»
Игра в дошкольном возрасте занимает главную, можно сказать, ведущую роль в образовании детей. Существует множество игровых пособий для развития познавательных способностей у детей. Одним из наиболее эффективным пособием, на мой взгляд,являются логически блоки Дьенеша. Логические…

Дидактическая игра с блоками Дьенеша «Маленькие логики»
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в…

Конспект НОД «По тропинке в лес пойдем» с использованием технологии «Блоки Дьенеша» для раннего возраста
Цель: Формировать интерес к логическим играм, а именно к блокам Дьенеша. Задачи. Образовательные: o Формировать представления о сенсорных эталонах – геометрические фигуры; o Классифицировать предметы по цвету, форме и величине; o Повторить названия деревьев, узнавать и называть…

Методы и приемы формирования у воспитанников элементарных математических представлений на примере блоков Дьенеша
Золтан Дьенеш — знаменитый венгерский математик, практикующий педагог и психолог, радикально изменивший стереотипное восприятие математики как рутинной и нетворческой научной дисциплины. Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего…

Страницы:

Ход игры:

Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра — Сказка «В царстве блоков»

Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.

Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина, воображение, творческое мышление. Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный)

Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство

Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.

«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»

Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами, Взяли домашнего питомца… и т. п.)

В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

Игра «Украсим елку бусами»

Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур

Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький

желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.

Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.

Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В. Левина). Рядом с ним жетоны для кота.

Хоровод движется со словами:

— Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Вот проснется Васька-кот.

И разгонит хоровод.

На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.

Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.

Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их.Например: кот ловит красных и круглых мышей.

Высокий уровень сложности — наличие логического отрицания.

Игры с малышами

Использовать блоки Дьенеша можно начиная с 2 лет, однако средний возраст, когда дети начинают испытывать к ним интерес, – 3 года.

В расписание самых маленьких можно включить следующие увлекательные и полезные игры.

  • Распределение фигурок по группам. Самое простое задание – разложить элементы набора по кучкам в зависимости от цвета. Потом задание усложняется, родитель просит ребенка сгруппировать элементы одного размера, одной формы. Далее – еще интереснее: теперь необходимо найти среди элементов, например, желтый треугольник.
  • «Найди такой же». Родитель показывает ребенку определенную фигурку, например синий треугольник, и просит найти из набора похожий элемент, например треугольник любого другого цвета или же какой-либо желтый элемент. Аналогичным образом выполняется задание «Найди другой», но теперь задача ребенка – обнаружить отличающуюся фигурку (другого цвета, формы, размера).
  • Игры с альбомами. Для этого необходимо приобрести или скачать в интернете специальные красочные картинки, на которых изображены цветы, животные, автомобили из геометрических фигур. Ребенку нужно будет понять, какой именно из элементов набора следует приложить к картинке (например, круг – это колесо машины или лепесток цветка), определиться с цветом и размером и завершить рисунок.
  • «Покормим животных». Отличная игра для малышей, которая научит их распределять фигурки по группам. Родитель создает своеобразный зоопарк, рассаживая за столом игрушечных зверей. Далее дает задание – покормить их, используя в качестве пищи элементы из набора. Но каждый из жителей зверинца ест только свой собственный корм (например, львенку по душе красные фигурки). Задача ребенка – накормить зверей. Постепенно следует усложнять задания. Через некоторое время львенок должен полюбить не просто красные элементы, а именно квадраты.
  • Конструирование. Это очень интересная игра для малышей 3-3,5 лет, позволяющая развивать их творческое начало. Родители просят ребенка создать домик, предмет мебели, лесенку – малыш конструирует предложенные варианты.
  • Разложить на столе простую «цепочку» из элементов красного, желтого и синего цветов и предложить малышу продолжить ряд. Его задача – в правильной последовательности распределить цвета.
  • Предложить ребенку продолжить цепочку таким образом, чтобы рядом не оказалось одинаковых фигур (например, круги не располагались один за другим, красные элементы не находились рядом).
  • Самостоятельно придумать ряд так, чтобы рядом оказались фигуры одного размера, но различающиеся по цвету или форме.

Такие задания помогут научиться выделять свойства фигур и проводить анализ.

Система Дьенеша: новый взгляд на обучение дошкольников

Итак, чем же примечательны блоки Дьенеша, что это такое, фото цветных кубиков напоминают обычные детские игрушки, в действительности это логическая игрушка. Дьенеш открывает подрастающим почемучкам увлекательный мир геометрии и творчества. Приобретая набор и схемы для блоков Дьенеша, вы получаете:

  1. Кубики для строительства.
  2. Конструктор.
  3. Объёмную мозаику.
  4. Сортировщик.
  5. Счётный материал.
  6. Многофункциональное пособие.

Маленьким детям эти блоки доставляют огромное удовольствие: они ощупывают фигурки, группируют, складывают их друг на друга. Ребёнок мимоходом знакомится с элементарными геометрическими понятиями, получает бесценные знания, без которых сложно познать окружающий мир.

Первоклашек умная игрушка побуждает к мыслительным действиям, незаменимым для полноценного развития: выявление свойств предметов, логические операции, абстрагирование, составление первых простейших алгоритмов.

Не старайтесь нагружать ребёнка сверх меры. Выбирайте задания для блоков Дьенеша, к которым ваш малыш уже готов. Пусть игра будет в радость, тогда ребёнок не устанет и не начнёт отвлекаться. Эффективная методика Дьенеша в сочетании с заинтересованностью и терпением родителя работает отлично!

Открытое занятие с использованием блоков Дьенеша в УДО

Задания с использованием логических блоков Дьенеша вполне можно демонстрировать на открытом занятии, поскольку использование различных развивающих пособий в дошкольном педагогическом процессе сегодня весьма актуально. Коллегам будет интересно увидеть игры и упражнения математического содержания, особенно если они придуманы самим педагогом.

Организовывать такой открытый просмотр можно с детьми различного возраста, начиная со второй младшей группы: малышам будет интересны манипуляции с разноцветными фигурами. Чтобы мероприятие прошло удачно, воспитатель может дополнительно использовать средства ИКТ, задействовать игровых персонажей. Интересно проходят интегрированные занятия, где один вид образовательной деятельности плавно перетекает в другой. Что касается конкретных тем для открытого просмотра, то можно построить занятие в форме путешествия («Путешествие в город геометрических фигур», «Праздник в стране волшебных блоков» и т. п.), или погружения в сказку (например, «Поможем доктору Айболиту», «В гости в Простоквашино» и т. п.).

После проведения открытого занятия проходит обязательное его обсуждение педагогами. Обосновывая эффективность своих методов и приёмов, воспитатель может предложить коллегам самим выполнить те или иные упражнения на основе развивающего пособия Дьенеша.

Обсуждение открытого просмотра может включать в себя и практическую часть — упражнения для взрослых с блоками

Таблица: пример конспекта открытого занятия по ЭМП во второй младшей группе (фрагмент)

Тема Путешествие в зимний лес
Цель Расширить и обогатить элементарные математические знания путём исследовательской деятельности.
Ход занятия Воспитатель предлагает малышам отправиться на прогулку в зимний лес. Чтение стихотворения:

Появляется игровой персонаж — кукла Катя. Она тоже хочет пойти гулять с малышами.
В лес можно попасть через речку. Ребятам предлагаются 2 мостика — узкий и широкий. Дети определяют, что удобнее идти по широкому. <…>
В сугробе лежит зайчик со снежками. Игровое упражнение «Сколько»: на примере снежков дошкольники закрепляют понятия «один», «много», «ни одного». Катя загадывает загадку о круге, на который похож снежок. <…>
Следующий персонаж — медведь с красным кубиком. Аналогичная беседа и загадка про квадрат. Под ёлкой сидит белка. Сравнение по высоте двух ёлок. Выясняется, что ёлочка похожа на треугольник. <…>
Чтобы ребята согрелись в зимнем лесу, воспитатель проводит физкультминутку:

Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем,
И себя похлопаем.

Катя везёт грузовую машину, она говорит, что вместе с ней приехал снеговик. Ему скучно одному и хочется найти друзей. В кузове грузовика находится мешочек с блоками Дьенеша. С помощью схемы малыши составляют изображение снеговика (индивидуальная работа). Анализ составленных фигур. <…>
Катя порвала свою курточку, зацепившись за ёлку, и просит детей помочь поставить на неё заплатку. Игровое упражнение с блоками Дьенеша «Поставь заплатку»: у каждого ребёнка на столе схема с обозначением, какой должна быть заплатка (форма, размер и цвет).
Катя благодарит детей за помощь и прощается. Воспитатель хвалит ребят.

Ход игры: Все фигурки складываются в мешок.

Попросить ребенка на ощупь достать все круглые

блоки (все большие или все толстые). Затем все

квадратные, прямоугольные, треугольные.

Можно усложнить задание: попросить достать большой круглый блок или

маленький квадратный. Или предложить достать разные по толщине фигуры.

Когда ребёнок достанет блок, можно уточнить, какого он цвета.

Чудесный мешочек» — 2

Цель: Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их величине и

толщине; умение угадать предметы на ощупь.

Материал: Мешочек, набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Все фигурки – блоки складываются в мешок. Ребенок достает

фигурку из мешочка и характеризует ее по одному или нескольким

признакам.

Можно усложнить задание: называет форму, размер или толщину, не

вынимая из мешка.

Игра «Украсим елочку». I вариант

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические

фигуры по одному, двум признакам. Упражнять в счете. Развивать

ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление. Материал: Набор блоков, елочки высокая и низкая

Материал: Набор блоков, елочки высокая и низкая.

Ход игры:Дед Мороз дарит две елочки: низкую для жителей сказочного

города, высокую для детей. Украшают елочки игрушками (блоками) по

величине. (Можно по форме или цвету).

Дети любуются елочками и водят хоровод.

Можно усложнить задание: Дети украшают елочки игрушками (блоками)

по величине и по толщине (низкую – маленькими тонкими игрушками,

высокую – большими, толстыми).

По форме и цвету (низкую елочку – круглыми, желтыми игрушками;

высокую – квадратными, синими).

Игра «Украсим елочку». II вариант

Цель: Формировать умение выделять нужный блок из множества,

выкладывать алгоритм по цепочке

Развивать внимание, логическое. мышление

мышление.

Ход игры: Предложить украсить елочку бусами, используя карточки с

алгоритмами. На елке может быть 2 или 3 ряда бус.

Игра «Замочки»

Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета, размера и

формы по схеме

Развивать внимание, логическое. мышление, мелкую моторику

мышление, мелкую моторику.

Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты замков из

бумаги.

Средняя группа

Дошкольники средней возрастной группы могут играть со схемами и картинками. Желательно выбирать творческие игры с блоками Дьенеша, чтобы воспитанники максимально задействовали фантазию.

Игра с картинками

Для игры нужно купить либо распечатать цветные картинки, изображающие разные объекты в геометрическом представлении. Задача ребенка – правильно наложить на картинку блоки. Например, изображенное автомобильное колесо – это круг. Значит, наложить нужно круглый блок.

Построй ряд

Игра замечательно развивает умение анализировать.

Нужно положить несколько блоков так, чтобы сформировалась четкая последовательность. Играющий должен понять, какую фигуру поставить следующей. Например, красный круг, за ним синий. Следовательно, третьим будет желтый круг. Или такая комбинация: круг, квадрат, треугольник – все красные. Значит, четвертой фигурой будет красный прямоугольник.

Что лишнее

Игра учит группированию объектов по определенным признакам.

Педагог раскладывает перед ребенком 3 или 4 фигуры. Одна должна быть лишней, то есть не имеющей с остальными ни одного общего признака. Игрок должен указать на неправильный объект, объяснить свое решение.

Когда ребенок начнет с легкостью справляться, усложните задание: положите 6 фигур, среди которых две должны быть неправильными.

Укажи на объект с «не»

Воспитатель раскладывает блоки, называет признаки с отрицанием. А дети должны указать на соответствующие объекты. Например, «эта фигура не красная» или «это не треугольник».

Почини мостик

Для игры нужно подготовить карточки, изображающие геометрические фигуры, обозначающие их колеры и размеры. А также аналогичные карточки, но уже с перечеркнутыми изображениями, означающие, что блок не должен иметь такие признаки.

Педагог рассказывает историю о том, как между домами двух каких-нибудь сказочных персонажей сломался мост, и соседи теперь не могут видеться. Задача воспитанников – починить мостик. Только «кирпичики» нужно класть не наугад, а по определенному правилу, тогда сооружение получится крепким, больше не разломается.

Далее педагог показывает 1-2 карточки с параметрами, а дети выбирают подходящие «кирпичики». К примеру, показаны карточки с перечеркнутым треугольником и неперечеркнутым красным цветом. Значит, очередной «кирпичик» для моста должен быть красным, но не может быть треугольником.

Какая фигура исчезла

Игра укрепляет память и концентрацию внимания.

Педагог выкладывает в ряд несколько блоков. Ребенок старается запомнить последовательность, затем закрывает глаза. Воспитатель убирает один элемент последовательности. Воспитанник, открыв глаза, должен вспомнить, какая фигура была на том месте, где теперь пусто.

Игру можно немного усложнить: не оставлять пустое место, а заменить убранный блок другим. Тогда задачей игрока становится возвращение ряда фигур в исходный вид. Если ребенок хорошо справляется, можно усложнить еще больше: заменить не один, а 2-3 объекта.

Конструктор

Дети обожают возиться с блоками Дьенеша как с конструктором. Такая игра развивает воображение, творческое мышление.

Дети конструируют что-нибудь по предложению воспитателя или по собственному желанию. Для начала пусть воспитанники потренируются конструировать с использованием наглядной схемы. Затем они должны подключить фантазию.

Ход игры: От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как

можно более длинную цепочку

Варианты построения цепочки:

а) чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,

толщины);

б) чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и

размеру; по размеру и форме, по толщине и т. д.);

в) чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме

и т. д. ;

г) чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной

формы (одинакового размера, но разного цвета).

Игра «Раздели фигуры»

Цель: освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету,

размеру, толщине.

Материал: Набор блоков Дьенеша,игрушки: мишка, кукла, заяц и др.

Предложите разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки

оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли распределили

игрушки.Предложите ответить на вопросы:

— Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

— А у зайки? (Все не красные).

— Попробуйте разделить фигуры по-другому:

чтобы у мишки оказались все круглые;

чтобы зайцу достались все большие;

чтобы зайцу достались все желтые и т. д.

Более сложный вариант этой игры:

Разделите фигуры так: чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все

квадратные.

Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные).

Только зайке? (Квадратные, не синие).

Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? (Синие, квадратные).

А какие фигуры никому не подошли? (Не синие, неквадратные).

Предлагаются другие варианты заданий.

Разделите фигуры так:

чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки-все большие;

мишке достались все маленькие, а зайке — все прямоугольные; у мишки

оказались некруглые, а у зайки-все желтые.

Произвольные упражнения

Начинать занятия можно уже в 2-3 года, для самых маленьких подойдут элементарные действия на выбор заданных блоков из множества других.

  • Например, попросите ребёнка найти все тонкие блоки или взять 4 круглых, отложить все, кроме красных. Со временем задания усложняются, выбор предлагается сразу по нескольким признакам.
  • Обратное действие, когда выборки сделаны взрослым, а от ребёнка требуется назвать отличительные признаки предметов в группах, побуждает малыша классифицировать, сортировать, систематизировать.
  • Попробуйте строить из блоков логические цепочки. Для этого задайте определённую последовательность. Например, жёлтые и красные блоки не должны стоять рядом, а от центра большого красного круга должны расходиться два симметричных «луча».
  • Пусть в ваших занятиях поучаствуют любимые игрушки малыша. Можно представить себе, что блоки – это вкусные пирожные, и угостить ими кукольных гостей.
  • Используя картинки для блоков Дьенеша и подключая собственную фантазию, вы легко построите из кубиков силуэты знакомых предметов: ёлочку из трёх треугольников, дом с окном, диван, грузовик и т.п.

В процессе творческой деятельности малыш научится сравнивать, анализировать, конструировать, думать и делать выводы, а заодно и составлять фразы со словами «такой же», «не такой», «все», «больше», «меньше», «короче», «длиннее» и т.д.

Блоки Дьенеша в младшей группе: система работы с детьми

Для детей 3-4 лет блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Дети должны подобрать такую же фигуру по цвету, как у воспитателя (по форме, размеру).

В середине года можно задавать два свойства для искомой фигуры. Например: «Найди жёлтую большую фигуру, красную треугольную, маленькую квадратную и т.д.». Играя с блоками можно решить следующие задачи:

  1. Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
  2. Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие.
  3. Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём).
  4. Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.
  5. Развивать пространственные представления.
  6. Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.
  7. Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.
  8. Развивать словесно-логическое мышление.
Игра «Что изменилось»

Перед детьми выкладывают 3-5 фигур. Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось. Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.

Игра «Третий лишний»

Выложите три фигуры, две из которых объединены одним признаком. Попросите ребёнка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.

Игра «Раздели фигуры»

Игра направлена на умение выделять фигуру с заданным признаком из других. В гости к детям приходят Сова и Ёжик.

Сове нужно дать только круглые фигуры, а Ёжику только большие (только синие и только прямоугольные, только квадратные и только красные и т.д.).

Игра «Найди клад»

Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать и для такой игры: на полу разложить несколько фигур. Когда дети закроют глаза, воспитатель прячет монетку под одну из них. Дети должны узнать, под какой фигурой клад, задавая вопросы: «Клад под жёлтой фигурой? Клад под большой фигурой?». Постепенно вариантов фигур останется меньше, и внимательные малыши смогут найти клад.

Игра «Второй ряд»

Выложите 5-7 фигур в ряд и предложите малышам выложить второй ряд так, чтобы под каждой фигурой оказалась фигура другого цвета (или формы, или размера).

Во второй половине года в младшей группе можно познакомить детей со знаками (каточками), обозначающими свойства фигур: цвет, форма, размер и толщина и организовывать более интересные игры.

Игра «Разложи на группы»

Педагог предлагает детям разделить фигуры, опираясь на соответствующую карточку-признак: в одну группу синие, в другую большие, в третью треугольный и т.д.

Игра «Помоги ёжику добраться до дома» («Выложи дорожку»)

Ребёнку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т.д., варианты по усмотрению). Для игры понадобятся специальные схемы, по которым дети будут выкладывать дорожку для ёжика. Например, сначала нужно положить красную фигуру, потом жёлтую, потом синюю, потом жёлтую, потом красную и т.д. по стрелке. Более сложный вариант, в котором необходимо учитывать сразу два признака: сначала положить синюю треугольную фигуру, потом красную квадратную, потом синюю круглую, потом жёлтую прямоугольную и т.д.

Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать как элемент образовательной деятельности, а так же для индивидуальной работы с малышами для развития математических представлений. Предлагаю вам скачать архив с карточками для игр с малышами, в который входят набор карточек-символов и картинки для игры «Помоги ёжику добраться до дома». В архиве так же есть карточки для работы с детьми более старшего возраста, которые пополнят математический уголок в младшей группе.

Надеюсь, материал оказался Вам полезен, и в следующей статье мы разберём игры с блоками Дьенеша в средней группе.

Не забывайте делиться и оставлять свои комментарии.

Ход игры: Мы должны открыть эти замки. Замок откроется

лишь тогда, когда мы подберем ключи.

Можно усложнить задание: Замок откроется лишь тогда,

когда мы подберем ключи и найдем лишний. (Дети находят

лишний и объясняют, почему, например, все блоки желтые, а один

красный).

Дидактическая игра «Засели домик»

Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать

геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете.

Развивать ориентировку в пространстве, внимание,

логическое мышление, мелкую моторику.

Материал: Набор блоков Дьенеша, 4 — этажный дом с

изображением двух признаков – цвета и формы.

Ход игры: Блоки живут в коробке, им там тесно и темно.

Давайте их поселим в этот уютный 4 – этажный дом. Необходимо найти

блоки, соответствующие данным свойствам (цвет и форма). Во время работы

детей,воспитатель задает вопросы: Какой блок здесь живет? (показывает).

Почему этот блок поселили именно сюда? (ответы детей).

Можно усложнить задание: Рассели большие толстые блоки или большие

тонкие блоки…

Игра «Приготовим компот»

Цель: Развивать умение находить блоки определенного цвета и формы.

Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику. Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками

Материал: Набор блоков Дьенеша, силуэты банок из бумаги с крышками

разного цвета (красного, синего, желтого) и значками (круг квадрат,

треугольник, прямоугольник).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector