Волшебство оперы

Опера «Снегурочка» (1881)

Николай Римский-Корсаков

Дмитрий Стеллецкий. Эскиз занавеса для оперы «Снегурочка». 1910-е годы

Либретто оперы написал сам Римский-Корсаков на основе пьесы Островского «Снегурочка». Снегурочка приходит в волшебное царство берендеев, чтобы обрести теплое чувство любви, но, добившись этого, трагически тает. Слуша­тели оперы не должны печалиться, ведь только благодаря появлению и гибели Снегурочки в царстве Берендея снова наступает теплое лето, дарованное лучами бога Ярилы.

Римский-Корсаков делил многочисленных персонажей оперы на три группы: мифологические (Дед Мороз, Весна-Красна, Леший), полумифологические (Снегурочка, Лель, царь Берендей) и реальные (Купава, Мизгирь, Бобыль и Бобылиха, Бермята, бирючи). У каждой группы своя музыкальная харак­теристика, у каждого персонажа — свой лейтмотив. Например, появление Весны сопровождается теплым тембром валторн, а появление Мороза — застывшей «холодной» музыкой в низком регистре. Образ народного певца Леля склады­вается из трех песен — протяжной, хороводной, плясовой, а образ Снегурочки сочетает строгую партию флейты с лирическими мелодиями в вокальной партии. Появление «реального» человека Мизгиря сопровождается густым тембром бас-кларнета. Большую роль в опере играют хоры: так, в сюжете участвует народ берендеев, например в сцене «Проводы Масленицы» и в финале: звучание хора нарастает — как яркость солнца, которое снова светит над Берендеевым царством.

Исполнение: Симфонический оркестр и хор Большого театра, дирижер Евгений Светланов, солисты Иван Козловский, Вера Фирсова, Алексей Кривченя

“Красная шапочка”

  • Опера-сказка
  • Композитор Михаил Раухвергер

С этой прекрасной сказкой, рассказанной замечательным французским писателем Шарлем Перро, выросло не одно поколение мальчиков и девочек. Писатель Евгений Шварц написал по мотивам сказки пьесу, а по ней уже была создана опера, которую поставил Детский музыкальный театр Натальи Сац. 

Знакомые всем герои сказки в этом спектакле не только поют, но и танцуют. Вы узнаете, сколько противоречивых чувств охватывает Красную Шапочку, когда она идет через лес к своей бабушке. Тут и страх перед темнеющим лесом, и перед возможной встречей с волком. Смелая и решительная девочка учит Зайца храбрости, заботится о своих лесных друзьях, а как поведет себя в сказке вполне современный Волк?

Предложенная видео-версия оперы является постановкой Детского музыкального театра под руководством Натальи Сац. 

Watch this video on YouTube

«Человек и его птица»

Режиссер Анатолий Солин. СССР, 1975

МузыкаСофия Губайдулина

Все знают, что София Губайдулина писала музыку ко всем сериям «Маугли» Романа Давыдова, остальное известно меньше. А между тем она была компо­зитором двух фильмов одного из самых интересных и необычных советских режиссеров — Идеи Гараниной: полнометражной «Кошки, которая гуляла сама по себе» (1988), в которой использованы чуть ли не все возмож­ные анимацион­ные техники, и одного из лучших фильмов Гараниной — кукольного «Бала­гана» (1981) по мотивам пьес Гарсиа Лорки «Любовь дона Перлимплина», «Чудесная башмачница» и «Балаганчик дона Кристобаля», который начинается как пло­щадной театр марионеток, а заканчивается высо­кой трагедией с преобразив­ши­мися утонченными куклами.

Зарождение драматического театра и оперы

Членов Флорентийской камераты можно с уверенностью назвать бунтарями. Они пошли против воли церкви. А ведь в те годы опера как жанр музыкального искусства была подчинена церкви. Только та музыка, которая услаждала слух церковнослужителей и не являлась пропагандой, могла с успехом распространяться.

Однако члены камераты пошли против установленных правил. Поскольку их представления включали языческие мотивы.

При создании произведений авторы часто обращались именно к языческим мифам, которые категорически не признавались церковью. Но те необычные решения, которые использовались, еще раньше были привнесены драматическим театром. Данное направление активно развивалось в эпоху Возрождения.

Главной особенностью драматического театра было то, что он старательно подстраивался под переменчивые нравы публики. Параллельно вырабатывались и новые, более совершенные стили. Как только представители театра начали использовать в своих постановках музыку и танцы, популярность заведения многократно возросла. Отмечается, драма через музыку смогла получить широкое распространение только благодаря тому, что на нее оказал положительное влияние драматический театр.

Постепенно оперное искусство набирало обороты, становясь модным увлечением. Учебное пособие Опера. Определение в музыке для детей содержит информацию о том, что настоящий бум популярности произошел в 1637 году.

В это время на территории Венеции был открыт публичный театр, получивший название «Сан-Кассиано». Это способствовало тому, что музыкальные произведения перестали причислять к увеселительным постановкам, которые предназначались исключительно для развлечения придворных.

Другие новости раздела

26 ноября 2021, 15:03     
 1 038

В Улан-Удэ выбрали председателя студенческого самоуправления
Свой выбор сделали представители всех студсоветов сузов и вузов респуб…

24 ноября 2021, 15:35     
 1 369

Эксперты напомнили, как потратить маткапитал на образование детей
Важные правила назвали в Минтруде.

24 ноября 2021, 11:34     
 1 926

Глава Следкома России назвал ЕГЭ пыткой для молодежи
Бастрыкин выступил за возврат к советской системе образования.

Смотреть еще

Актуально

29 ноября, 17:44     

 4 298

В Бурятии ввели ограничения на новогодние представления в школах и ёлки

29 ноября, 13:01     

 416

Фильм телеканала «Ариг Ус» участвует во всероссийском конкурсе

25 ноября, 20:28     

 8 758

Стало известно, разрешат ли в Бурятии проводить новогодние корпоративы и банкеты

5 ноября, 15:38     

 20 391

В Бурятии работа по QR-кодам продлевается до конца года

Свежие новости

30 ноября, 09:35     
Житель Бурятии из неприязни оболгал знакомую, выставив ее проституткой
Он выложил объявление в соцсети о том, что она оказывает интим-услуги.

30 ноября, 09:02      247
В Бурятии пенсионер на «Жигулях» сбил 8-летнюю девочку
Наезд произошел в в Заиграевском районе.

30 ноября, 06:00      296
В Улан-Удэ немного потеплеет
Местами по республике пройдет снег.

29 ноября, 21:09      1 618
В Улан-Удэ жильё может подорожать ещё больше
Ранее Минстрой РФ предложил увеличить стоимость кв.метра жилья в Бурят…

29 ноября, 21:05      1 346
Власти Улан-Удэ одобрили повышение тарифов в общественном транспорте
Однако окончательное решение примет Горсовет на следующей неделе.

29 ноября, 20:52      495
В Улан-Удэ открылась выставка, посвященная бурятскому шаманизму
На ней представят более 300 уникальных экспонатов.

29 ноября, 18:00      1 167
В Улан-Удэ противники QR-кодов собирают подписи за отмену федеральных законопроектов
В минувшие выходные они вновь собрались на встречу.

29 ноября, 17:46      440
На льду Байкала планируют организовывать гольф-туры
Эту идею в следующем году представят на международных выставках.

29 ноября, 17:35      712
Зачем поднимать тариф на проезд в общественном транспорте?
О причинах повышения тарифа рассказали представители администрации и ч…

29 ноября, 17:16      604
Бурятия направит 300 миллионов на покупку новых автобусов
Они будут курсировать в столице республики.

29 ноября, 16:55      614
Турист из Франции приехал в Бурятию на велобайке
Гвенаель Бретон уже два месяца путешествует по России.

29 ноября, 16:53      1 344
В Бурятии продолжают искать парня, пропавшего две недели назад
Напомним, он вышел с работы и исчез. Теперь к поиску подключили спасат…

Кто главный в оперном спектакле – артисты, оркестр, дирижер? На кого стоит обращать больше внимания?

Конечно, каждый считает главным себя: и артист, и дирижер, и каждый отдельно взятый музыкант оркестра, который, например, уверен, что без его единственного за весь спектакль удара литавр не возникнет должного эффекта. На самом деле, все участники оперного спектакля важны в равной степени – это единый организм. Больше всего внимания достается артистам, так как они выдают тот самый продукт, за которым люди и идут в театр. Но они не пели бы, не будь оркестра, а оркестр без артистов играл бы в филармонии. К тому же, стоит помнить, что за спинами артистов – сотни невидимок: осветители, гримеры, костюмеры, реквизиторы, монтировщики сцены. В воронежском Оперном общий штат – 450 человек.

«Главные» появляются в определенных фрагментах спектакля – во время исполнения конкретных ключевых арий. Например, в опере «Дон Жуан» главный, конечно, Дон Жуан, хотя в некоторых моментах на передний план выходит Донна Анна или Лепорелло. В опере «Евгений Онегин» главная, безусловно, Татьяна – у нее гораздо больше музыкального материала, чем у остальных, а свое знаменитое письмо она поет целых 13 минут.

https://vk.com/video_ext.php

Также, например, куплеты Тореадора и «Хабанера» в опере «Кармен» стали самыми популярными мелодиями, поэтому зрители считают, что главные герои – Кармен и Тореадор, забывая о Хозе, хотя у него сложнейшие арии, и в сюжете он тоже играет далеко не последнюю роль.

Симфоническая сказка «Петя и Волк» (1936)

Сергей Прокофьев

Обложка партитуры сказки «Петя и Волк». 1959 год

Сергей Прокофьев написал музы­кальную симфоническую сказку специально для Московского детского театра. Главный герой сказки — десятилетний Петя, отважный пионер — победитель Волка, одолевший его до появления Охотни­ков. Обычно сказка исполняется так: рассказчик читает текст, а оркестр озвучивает все, что в нем происходит.

Тему каждого героя играет один инструмент или группа сходных по тембру инструментов симфонического оркестра. Например, Дедушку, недо­вольного тем, что внук ушел за калитку без разрешения, изображает низкий деревянный духовой инструмент — фагот; бесстрашного Петю — струнный квартет (две партии скрипок, альты и виолончели), а его друга и помощника Птичку — флейта, которая лучше всего передает трепет маленьких крыльев и звонкие трели.

Характер главного Петиного врага — Волка — передают медные инструменты, самые мощные, громкие в оркестре. В низком регистре три валторны играют тяжелые аккорды в миноре. У Птички тоже есть недоброжелатели: Кошка, чью крадущуюся походку передает кларнет, и заносчивая и высоко­мерная Утка. В момент спора Утки и Птички о том, кто настоящая птица, в оркестре звучат две темы одновременно: свистящие пассажи флейты изображают пение Птички, а кряканье Утки передает другой деревянный духовой инструмент — гобой. Утка хоть и хвасталась, но бежала слишком медленно, и быстрый Волк проглотил ее на ходу. Но от Пети Волк не смог убежать: мальчик его поймал и с помощью Охотников отправил в Зоологический музей. Завершается сказка торжественным шествием победителей, в котором темы всех героев звучат по очереди.

Исполнение: Государственный академический симфонический оркестр СССР, дирижер Евгений Светланов, текст читает Наталия Сац

Главные композиторы

  • Изабель Абулкер
  • Жан Абсил
  • Жан-Клод Амио
  • Жан-Поль Баумгартнер
  • Жан-Дени Беннет
  • Даниэль Бимби
  • Бенджамин Бриттен
  • Роджер Калмель
  • Марк Карлес
  • Жак Шарпантье
  • Жан-Мари Колин
  • Жерар Конде
  • Жан-Мишель Дамас
  • Этьен Даниэль
  • Питер Максвелл Дэвис
  • Оливье Дежур
  • Ивонн Деспортес
  • Пьер-Макс Дюбуа
  • Филип Дулат
  • Марк-Оливье Дюпен
  • Кристиан Элой
  • Корали Файоль
  • Жак Филлёль
  • Бруно Гинер
  • Франсуаза Герр
  • Пол Хиндемит
  • Жан-Поль Гольштейн
  • Клод-Анри Жубер
  • Жюльен Жубер
  • Владимир Кожухаров
  • Тьерри лало
  • Марсель ландовски
  • Эдит Леджет
  • Эндрю Ллойд Уэббер
  • Мари-Люс Лукас
  • Дариус Мийо
  • Жан-Батист Моро
  • Вольфганг Амадей Моцарт
  • Эрик Уолнат
  • Морис Охана
  • Этьен Перручон
  • Жан-Луи Пети
  • Генри Пёрселл
  • Бруно Ренье
  • Этьен Ролен
  • Джон Раттер
  • Раффаэле сардженти
  • Анри Соге
  • Ален Савуре
  • Рудольф Шмидт-Вунсторф
  • Патрис Шортино
  • Брижит Сурисс
  • Франц Ксавер Зюсмайр
  • Георг Филипп Телеманн
  • Антуан Тисне
  • Анри Томази
  • Даниэль Този
  • Райнхардт вагнер
  • Ален Вебер
  • Курт Вайль
  • Франсуа Веркен
  • Жан-Жак Вернер
  • Малькольм Уильямсон

Примечания и ссылки

  1. ↑ и
  2. ↑ и .
  3. «Opera для детей и для детей — отличный способ: использовать динамику группы на благо каждого; выкристаллизовывать часто разрозненные элементы тренировки: тренировка уха, голоса, тела, «тело на сцене», музыкальные приемы (чтение, культура, инструментальная и вокальная практика, ответственность, изобретательность …); объединить разнообразные и взаимодополняющие навыки (специализированное образование, национальное образование, ассоциативные и частные структуры); способствовать постоянному обновлению репертуара посредством написания произведений »(Предисловие Клода-Анри Жубера к книге« Оперы для детей »Каролины Розур и Жана-Мишеля Торе, 1993, издание IMPC).
  4. В Histoire du Petit Séminaire de La Chapelle Saint-Mesmin Эмиля Юэ (страница 322), Orléans, Paul Pigelet & Fils, 1913, 450 стр., Переиздано в 2010 году издательством Kessinger Publishing ( ISBN   и 978-1166792626 )
  5. В « Истории литературы английского народа» Жюссерана, том II, стр. 529, издания Фирмина-Дидо, 1894 г. — 580 стр.
  6. ↑ и В письме к Элиссе , Размышления об истории и функциях детских опер Клода-Анри Жубера, опубликовано в ORFEO OPERA, 20 лет детских хоровых собраний, Éditions ADEM 06, Ницца, 2004 г.
  7. II. Мы запрещаем дополнять изображение этих трагедий, комедий и опер танцами, которые могут быть только семенем разложения для юноши, способного в этот нежный возраст на всевозможные впечатления. Они будут гораздо реже использовать некоторые шутовские образы, очень недостойные христианства, которые видят и не страдают от боли в общественных местах, такие как арлекины и тому подобные маскировки. Мы с удовольствием следим за этими трагедиями, духом и чувствами ученого общества, одним из основных способов использования которого является наставление молодежи о том, что они делаются только на латыни и что это употребляется очень редко; что у них святая и благочестивая тема; что интермедии действий все латинские и не имеют ничего, что отклонялось бы от приличия, и что не представлен ни характер женщины, ни одежда этого пола. Мы считаем своим долгом увещевать регентов, которые будут отвечать за такого рода работы, не уделять им так много времени, чтобы они забыли о заботе, которую они должны проявлять к своим ученикам, и помнить, что они должны «применять гораздо больше для того, чтобы сделать их хорошими христианами, чем для того, чтобы сделать их хорошими актерами в « Театре о Коллеж дю Мойен Age à nos jours »Л. В. Гоффло, страницы 190–193, 367 страниц, издание Honoré Champion, Париж, 1907. Читать онлайн на на сайте BNF .
  8. Орфеон
  9. В Письме к Элиссе, страница 9, Размышления об истории и функциях детских опер Клода-Анри Жубера, опубликовано в ORFEO OPERA, 20 лет детских хоровых собраний, Éditions ADEM 06, Ницца, 2004 г.
  10. В жизни монсеньора Дюпанлу, епископа Орлеанского , страницы 122 и 123, М. Л’аббе Ф. Лагранж, Librairie Poussielgue Frères, том II, 1883 г., Париж
  11. ↑ и В Histoire du Petit Séminaire de La Chapelle Saint-Mesmin Эмиля Юэ (страницы 325–326), Orléans, Paul Pigelet & Fils, 1913, 450 стр., Переиздано в 2010 году издательством Kessinger Publishing ( ISBN   и 978). -1166792626 )

Травиата | Джузеппе Верди

«Травиата» (Джузеппе Верди) завершает список лучших опер мира. В переводе на русский слово травиата означает, как «заблудшая» или «падшая». На ее написание композитора вдохновил роман Александра Дюма «Дама с камелиями». Впервые представленная публике «Травиата» потерпела полнейшее фиаско, однако после радикальной переработки, сыскала себе мировую популярность. Особенностью этой оперы является необычной выбор героини для того времени — падшей женщины, находящейся на смертном ложе. Действия «Травиаты» разворачиваются в Париже в середине 19 века. В центре внимания куртизанка, отвергнутая обществом и не кому ненужная. В оригинальной партитуре включено три акта.

https://www.youtube.com/watch?v=0fDNrEPfTgc

Опера-балет «Дитя и волшебство» (1919–1925)

Морис Равель

Иллюстрация с обложки либретто «Дитя и волшебство». 1925 год

Либретто «Дитя и волшебства» Мориса Равеля написано по мотивам сразу нескольких литературных произведений: сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена и Метерлинка. По сюжету расшалившегося мальчика перевоспи­тывают животные и ожившие предметы: Кушетка, Китайская Чашка, Огонь, Кошка, Кресло, Летучая Мышь — вот лишь некото­рые из них. Это опера-балет, поэтому все персонажи не только поют мелодичные арии, но и танцуют фокстрот, вальс-бостон, менуэт, галоп, канкан и другие танцы.

Атмосферу волшебства создает необычный оркестр. В его составе наряду с традиционными симфоническими инструментами есть особенные фантасти­ческие тембры: ветряная машина (эолифон), лютеал (модификация форте­пиано), джазовая флейта с кулисой и даже сырная терка! Музыка часто строится на звукоподражании: оркестр и исполнители имитируют кошачье мяуканье и лягушачье кваканье, бой часов и звон разбивающейся чашки. Учитель арифметики, вылезающий из разорванной книжки, поет то звонким фальцетом, то нарочито гнусавым голосом, зажав нос. Так в этой шутливой сцене возникает вихревое бессвязное движение, от которого у мальчика начинает кружиться голова. В другой сцене вокальная партия Огня передает свободное движение языков пламени: ее вьющаяся виртуозная мело­дия, достигающая предельно высоких нот, скорее инстру­ментальная, нежели вокальная. 

Исполнение: Национальный оркестр Французского радио, дирижер Лорин Маазель, солисты Франсуаз Ожеа, Мишель Сенешаль

«Легкий мотив» («Light Motif»)

Режиссер Фредерик Бонпапа. Франция, Великобритания, 2014

МузыкаСтив Райх — «Музыка для 18 музыкантов»

Кажется, музыка Стива Райха своей математической рассчитанностью осо­бен­но провоцирует на анимационные эксперименты, пытающиеся повто­рить ее минималистическую структуру на своем языке. Режиссер Фредерик Бонпапа предлагает использовать опыт синестезии, то есть такого необычного восприя­тия, когда человек невольно дополняет одно качество другим. Напри­мер, звуки он видит цветными или как геометрические фигуры. Так, «Легкий мотив», несколько лет назад взявший много наград (прежде всего на фестива­лях циф­ро­вого искусства), предлагает визуализацию «Музыки для 18 музы­кантов» через цвет, движение предметов и даже архитектуру. И помещает посреди всех этих игр медитирующую обезьянку, отчего фильм перестает восприниматься как чисто абстрактный.

История возникновения жанра

Википедия предоставляет весьма обширную информацию о возникновении и развитии оперного жанра. Остановимся на значимых этапах. Родиной этого жанра является Италия. Жители этой страны знамениты не только своими макаронными изделиями.

Опера была известна еще во времена Древней Греции. Именно греки первыми начали совмещать сценическое искусство и вокал. Если сравнивать современную постановку с древнегреческой, то можно найти существенное отличие.

Ведь древние греки предпочитали в своих выступлениях просто чередовать пение с обычной речью. Если рассуждать на тему современной оперы, то она делает больший упор именно на вокальную часть.

Главной его особенностью стало использование исключительно одноголосых и мелодичных декламаций. Эта особенность помогала отличить жанр от полифонии, которая в те годы пользовалась особой популярностью.

Такая театральная постановка многим пришлась по вкусу. С помощью необычного для тех времен музыкального сопровождения удалось подчеркнуть чувственность поэзии.

В 1598 начинается активное развитие жанра, вниманию зрителей была представлена первая постановка. По крайне мере, специалисты называют именно эту дату. Считается, что в те времена зрители увидели постановку под названием «Дафна». В основу произведения легли стихи О. Ринуччини, а музыку написал талантливый композитор Я. Пери. К сожалению, до наших дней не сохранилось даже краткого содержания той постановки. Известно лишь ее название. Позже авторы представили еще одно произведение «Эвридика». Оно не только сохранилось до наших времен, но и считается старейшим произведением.

Настоящие ценители искусства считают, что это алмаз без огранки, но с ними согласны далеко не все, поскольку для большинства произведение представляет собой лишь отголосок прошлого, на который не стоит обращать особого внимания. Именно поэтому «Эвридика» более не ставится в театрах. Но зато огромной популярностью пользуется другая опера – «Орфей», написанная в 1607 году. Автором является знаменитый К. Монтеверди. Написана была пьеса специально для мантуанского двора. К Монтеверди лично обратился представитель рода Гонзага.

Балет «Жар-птица» (1909–1910)

Игорь Стравинский

Лев Бакст. Иван-царевич и Жар-птица. 1915 год

Игорь Стравинский написал «Жар-птицу» по заказу Сергея Дягилева для Рус­ских сезонов. В основе либретто, созданного выдающимся хореографом Михаилом Фокиным, сюжеты нескольких народных сказок (об Иване-царе­виче, Жар-птице и сером волке, о Кощее Бессмертном и Царевне Ненаглядной Красе) и одной авторской — «Ночных плясок» Сологуба. В погоне за Жар-птицей Иван-царевич попадает в чудесный сад. Там он видит богатырей, которых Кощей Бессмертный обратил в камень за то, что они пытались спасти украден­ных им невест. Теперь невесты-царевны живут в замке Кощея и выхо­дят в сад играть. С ними — Ненаглядная Краса, в которую влюбляется Иван-царевич. Разъяренные слуги Кощея хватают Ивана, побежавшего за царевнами, но ему удается спастись благодаря ослепительному свету от пера Жар-птицы. Так чары злого царства рушатся, и на его месте возникает христианский город. Заколдованные богатыри оживают и находят своих невест, а Иван-царевич — теперь уже правитель нового города — женится на Ненаглядной Красе.

В балете сосуществуют три сказочных мира: темное царство Кощея, чудесный сад с золотыми яблоками и христианский город с куполами. Кощеево войско пускается в «Поганый пляс» с характер­ными ритмическими перебоями и яр­кими свистами флейты-пикколо; появле­ние Жар-птицы сопровождают нежные мелодии колыбельной в исполнении деревянных духовых и струнных инстру­ментов. В хороводе царевен Стравин­ский использует цитату из русской народ­ной песни «Как по садику, садику», а в радостном финале — из песни «Не сосна у ворот раскачалася».

Исполнение: Columbia Symphony Orchestra, дирижер Игорь Стравинский

«Болеро»

Режиссер Иван Максимов. Россия, 1992

МузыкаМорис Равель — «Болеро»

Свою первую картину, которую Максимов снимал еще на Высших курсах сце­наристов и режиссеров, а в 1992 году заново выпустил в студийном варианте, режиссер в предуведомлении иронически назвал «фильмом повышенной духов­ности». «Болеро» быстро прославился (фильм получил «Золотого медве­дя» на Берлинале и «Нику») и обозначил многое из того, за что все до сих пор ценят работы Максимова: его смешную и сентимен­тальную графику с не впол­не антропоморфными, но очень изобретательно устроен­ными существами, любовь к необычным гэгам, которые тоже следуют из свойств этих существ, и безграничную музыкальность. Музыка и ритм в фильмах Максимова всегда важнее, чем сюжет.

«Сатимания» («Satiemania»)

Режиссер Зденко Гаспарович. Югославия, 1978

Музыкасочинения Эрика Сати

Один из лучших музыкальных фильмов в истории анимации снял хорватский режиссер Зденко Гаспарович на музыку Эрика Сати. В 1978 году великая загреб­ская школа еще числилась значимой, хоть и двигалась к закату, и «Сати­­­ма­ния» стала одним из ее главных столпов и главным фильмом Гаспаровича, который свое авторское кино почти не снимал. Лента получила множество призов по всему миру, но главное, что по драматургии и способу рассказа она была новой, в то время так анимацию не снимали.Фильм «Сатимания», как му­зыка, — изменчивый, мгновенно меняющий тему, средства, играющий и с масс­культом, и с классическим искусством. Это свободный рассказо городе с его фланерами, ресторанами, кино и бесконечно печальными мечтательными женщинами из борделя. Легендарное бурное начало с целой коллекцией похо­док, от которых не оторвешься (а для аниматоров походки — это просто фе­тиш), сменяется замершими зарисовками — как будто вообще без анимации. Гаспарович не сковывает себя не только сюжетом, но и вообще никакими правилами; его кино течет, как вода, куда ему хочется, мысль переска­кивает и возвращается — прихотливо, но осмысленно.

Балет «Конек-Горбунок» (1955)

Родион Щедрин

Эскиз декораций к балету «Конек-Горбунок». 1939 год

Первый балет композитора Родиона Щедрина написан на сюжет сказки Петра Ершова «Конек-Горбунок». С начальных тактов в музыке царит атмосфера народного праздника. Трубы и валторны по очереди проводят быструю тему-заставку всего действия, которая передает нескончаемый гомон толпы. Звучит мелодия танца с типичным русским притопом. В сказке-балете широко представлен жанр частушки: здесь и энергичные мелодии в сцене Ивана с братьями, и сочиненные Щедриным припевки в «Девичьем хороводе». В состав оркестра композитор включил большое число ударных инструментов: колокольчики, колокола, бубенчики, треугольник, барабаны, литавры, а также трещотки.

Три картины первого действия знакомят нас с главными действующими лицами балета. Под «балалаечный» аккомпанемент у фаготов и низких струн­ных инструментов появляется лейтмотив братьев Ивана. Тема у братьев одна, так как Данила и Гаврила похожи во всем друга на друга. Это тяжеловесная угловатая тема с чеканным ритмом, акцентами и повторениями: братья упрямы и заносчивы.

Маленький Конек не столько волшебный, сколько смекалистый, себе на уме. Тема Конька звучит у флейты-пикколо и бубенчиков. Она схожа с лейтмо­тивом самого Ивана, которому Конек во всем помогает. Царь-девица охаракте­ризована несколькими темами. Ее первый лейтмотив — тема-зов с невероятно красочной оркестровкой, эта мелодия роднит героиню с фантастическим миром этого балета. А второй лейтмотив Царь-девицы появляется уже после встречи с Иваном. Она становится русской героиней — звучит колыбельная песня, заимствованная композитором из сборника Лядова «Песни русского народа».

Балет заканчивается веселым праздником с перезвоном колоколов. Величают молодых — Ивана с Царь-девицей. Молодежь водит хороводы: плавный рус­ский танец невесты сменяет молодецкая пляска жениха. Сопровождает всеобщее веселье тема Конька-Горбунка.

Исполнение: Оркестр Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, дирижер Георгий Жемчужин

Драма «Связи нет» о потери связи между отцом и сыном

Драматург — Тина Тоидзе, композитор — Лидия-Мария Кошевая.

Сюжет: Отец-карьерист и сын-школьник отправляются в лес выполнять домашнее задание по географии. Отсутствие мобильной связи и замкнутость лесного пространства сталкивают героев лицом к лицу. Выполнение задания превращается в игру на выживание. Отцу и сыну предстоит понять, что недопонимание и невнимательность друг к другу могут стоить одному из них жизни.

Технология: звуковая инсталляция, иллюстрирующая появление светлячков — персонажей оперы, которые возникают в момент наибольшей гармонии между главными героями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector