Развитие ребенка в 2 года: памятка родителям

Содержание:

Развивающие игры для непосед в возрасте 2 года 3 месяца

  • Конструкторы и игрушки с подвижными деталями улучшат мелкую моторику, а музыка и рисование развивает творческие способности. Но нельзя пренебрегать подвижными играми.
  • Игра с солнечным зайчиком будет увлекательной разминкой. С помощью зеркала или фонарика взрослый проецирует на стену и пол солнечного зайчика, а малыш должен ловить его ручками, пытаясь на полу прыгнуть на него.
  • Салочки или догонялки — беспроигрышный вариант.
  • Птички — забавная игра, в которой дети взбираются на небольшие возвышения, взрослый сообщает, что солнышко встало и птичкам пора летать. Малыши спрыгивают, изображая порхание крыльев, клевание зернышек, чириканье и т. п. Затем ведущий объявляет «Дождь идет! Птичкам пора прятаться!», и малыши возвращаются обратно.
  • Игра «Поиски пары» предполагает, что все малыши делятся по двое. Каждой паре дают разные предметы. У первой в руках может быть по ленточке синего цвета, у второй — по ленточке красного цвета, у третьей — по мячику и т. д. По команде дети начинают бегать по комнате или площадке, а после сигнала «Начинаем искать!» должны как можно быстрее отыскать свою пару.

Забота, внимательность, любовь, терпение, справедливость и последовательность в решениях и поступках — главное, что должны проявлять родители по отношению к ребенку, чтобы его личность была гармонично сформированной.

Календарь развития ребенка от 2 до 3 лет по месяцам

  • 2 года 1 месяц
  • 2 года 2 месяца
  • 2 года 3 месяца
  • 2 года 4 месяца
  • 2 года 5 месяцев
  • 2 года 6 месяцев
  • 2 года 7 месяцев
  • 2 года 8 месяцев
  • 2 года 9 месяцев
  • 2 года 10 месяцев
  • 2 года 11 месяцев
  • 3 года

Равитие речи у ребенка в 2 года

В 2-летнем возрасте подросший человечек начинает при любой возможности сообщать родителям о своих: люблю и не люблю. Словарный запас типичного 2-летнего малыша составляет в среднем около 50 слов, хотя некоторые дети способны знать намного больше изречений. Ребенок уже способен называть десятки знакомых ему вещей (кровать, стул, стол, диван), животных (кошка, собака, птичка, рыбка), знакомых по имени (тетя Маша, дядя Ваня, девочка Ира).

Хотя конечно его дикция еще несовершенна и малыш произносит даже простые слова не вполне разборчиво или коверкает их по своему (вместо бегемот — габагот, вместо собака — абака). Павильно понять речь ребенка в этом возрасте зачастую способна только его мама (реже — папа).

Он возможно уже знает некоторые виды пищи и напитки, такие как суп, каша, банан, яблочный сок, чай и молоко. Ребенок может замечать отсутствие вещей, например: пропало молоко, нет печенья — съели, папа ушёл — его нет.

Два года — время когда ребенок стремительно совершенствует свой словарный багаж. Поэтому родителям рекомендуют вести дневник (записывая в него новые произнесенные малышом слова) и каждые три месяца подводить итоги. К 2 годам ребёнок должен:

• говорить простыми короткими фразами (мама дай мне, кошка убежала, не хочу есть, хочу банан) — пусть даже не вполне внятно;

• правильно понимать просьбы родителей;

• исполнять простые поручения, такие как: дай салфетку, принеси мячик, положи на стул, не вставай с кровати;

• на 75% иметь понятную взрослым речь (то есть произносить слова так чтобы мама их могла понять).

Как ребёнок спит и кушает

В два года малыш уже ест практически то же, что и родители. За один приём пищи он может съедать не больше половины порции взрослого. Малыш уже знает, что перед едой следует помыть ручки, умеет пережёвывать пищу. Пусть кроха помогает вам готовить. Он может делать что-то лёгкое, например, очищать шкурки от варёных (но только остывших) овощей, добавлять заранее подготовленные ингредиенты в тесто.

Малыш в среднем спит 13 часов в сутки, около двух часов приходится на дневное время. Однако в этом возрасте начинаются проблемы с укладыванием карапуза в светлое время суток. Вот несколько советов:

  1. У ребёнка должна быть просторная и уютная кровать.
  2. Ставьте возле неё стул, на который можно усадить любимую игрушку вашего карапуза.
  3. Удаляйте всё объекты из поля зрения малыша, которые могут его отвлекать.
  4. Занавесьте окно, чтоб в комнате стало темнее.
  5. Следите за тем, чтоб ребёнку было комфортно. Проветривайте помещение и смотрите, чтоб не было слишком жарко или холодно.

Социальные способности

Малыш попадает в социум с самого рождения, и не обучать его взаимодействию с окружающими его людьми просто нельзя. В 2 года ребёнок окружён другими детьми, которых он встречает в группе в садике, на детской площадке или же даже дома, если у него ещё есть сёстры или братья. При этом его нужно учить тому, как вести себя в коллективе и общаться с другими людьми:

Учите малыша знакомиться с другими детьми. Пусть малыш говорит, как его зовут, спрашивает и запоминает имя;

  • Научите его делиться своими игрушками. Если он не хочет просто так отдавать кому-то свою игрушку, то предложите ему поменяться. Если всё равно отказывается, то не стоит настаивать. Малыш просто защищает свою собственность, и это нормально. Через какое-то время он начнёт соглашаться делиться и меняться игрушками;
  • Дети не только часто отказываются отдавать свои игрушки, но и могут брать чужие, которые им понравились. Объясните малышу, что перед тем как взять чью-то игрушку, нужно спросить разрешение;
  • Обучите ребёнка состраданию. На площадке дети нередко падают или ударяются. Расскажите и покажите малышу, как пожалеть или поддержать другого;
  • Также нужно учить ребёнка быть ответственным. Начать можно с того, что приучить малыша убирать свои игрушки на место перед тем, как он ложится спать или уходит гулять;
  • Забота об окружающем мире – ещё один немаловажный навык. Это может быть кормление животных или поливание цветов. Например, вы поливаете один цветок, а ребёнок должен второй полить. При этом объясняйте малышу, зачем вы это делаете. Так он намного лучше поймёт, как и зачем нужно заботиться об окружающих.

Физическое развитие двухлетнего ребенка

В данном периоде в первую очередь движения должны быть скоординированы и согласованы. Зная свое тело, ребенок сможет научиться управлять им, контролировать его. А значит, ему проще дастся познавание окружающего мира, осваивание новых видов деятельности. В это время необходимо развивать большую и мелкую моторику. Под мелкой моторикой имеются в виду  движения рук плавные и точные, их способность координирования  со зрением. Ребенок в 2 года должен уметь правильно и четко рисовать вертикальную линию, делать башню при помощи кубиков, которых должно быть от четырех до шести штук,  уметь разрезать бумагу. Малыш должен уже уметь ножницы держать в одной руке.

Крупной моторикой называются все движения, которые связаны с перемещением тела в пространстве. Ребенок в 2 года должен уметь прыгать: через препятствия или обруч, которые лежат на земле; вверх, на одной ноге. Должен уметь бегать, быстро подниматься и также активно спускаться по лестнице, причем, каждой ступеньки касаясь ногой. Малыш должен уметь маршировать, ходить задом наперед, ударять по мячу ногой, сохранять на перекладине равновесие.

В возрасте двух лет можно понять будет ваш ребенок левшой или правшой.

Становиться более четким зрение ребенка. Хотя все же окончательный вердикт: какое зрение у ребенка – в норме или нет, можно будет узнать только к пяти годам.

Родителям сейчас нужно малышу предоставить свободу для развития ловкости, координации движений.

Игровыми навыками двухлетнего ребенка являются такие требования:

  • Ребенок в 2 года должен уметь, играя, подражать бытовым действиям другого человека
  • Играя, малыш постепенно выполняет действия в последовательности. Например, мишку раздевает, купает, вытирает. И т.д.
  • Может создавать из кубиков различные строения: забор, стол, диван, дом
  • Вместе со сверстниками играет в одинаковые игрушки

Сейчас речь развивается в нескольких направлениях:

  • овладение окончательного произношения звуков
  • изучение  правильного построения фраз
  • совершенствование понимания речи
  • развитие способности связано выражать свои мысли

Какие навыки самообслуживания должны проявляться у двухлетнего ребенка

Ребенок в 2 года должен уметь во многом себя обслуживать самостоятельно. К таким обязательным навыкам данного периода относят:

  • мыть и вытирать руки
  • попросившись ходить на горшок
  • интересоваться, как можно снять или одеть тот или иной элемент одежды
  • самостоятельно держать чашку и пить из нее
  • самому кушать
  • есть вилкой и ложкой
  • должен позволять  взрослым чистить  зубы ему
  • ребенок в 2 года должен уметь повторять действия взрослого.

Не нужно переживать, если что-то из вышеприведенного списка у вашего крохи не получается делать.

Советы по воспитанию ребенка в 2 года

Нужно играть с ребенком, побуждая развивать сюжетную игру. Не нужно стесняться громко мяукать, лаять, хрюкать и квакать. Нужно купить для игр с ребенком различные игрушки: кукол, собачек, мячи, пирамидки, машинки, несложный строительный материал и заводные игрушки. Ребенок в 2 года должен уметь уже различать самые основные цвета, уметь различать предметы по форме, объему и цвету.

Хвалите ребенка, если он хочет играть со сверстниками, делиться с ними игрушками или сладостями. Хвалите его за успехи и достижения, даже если вам они кажутся незначительными. Создавайте ребенку психологически комфортную атмосферу, помогайте ребенку развивать в себе уверенность в своих силах, чувство защищенности и безопасности. К малышу относитесь терпеливо и доброжелательно, показывайте ему свою любовь и заботу.

Покажите ребенку, что многое окружающее нас – опасно. Например, огонь, острые предметы, электрический ток и др.

Ребенка не нужно наказывать. Ведь уже доказано, что проявление жестокости может препятствовать гармоничному развитию личности ребенка. В итоге он может вырасти жестоким по отношению к другим людям или к домашним животным. Конечно, нельзя и поощрять ребенка во всем, тогда он вырастет избалованным, с высоким самомнением и уверенностью что ему все дозволено.

Воспитание – это труд, здесь главное — во всем знать меру. Но любовь и терпение родителей помогут преодолеть все препятствия и вырастить послушного и в тоже время самостоятельного ребенка.

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года

К трем годам дети начинают активно разговаривать и пополнять свой словарный запас новыми понятиями и терминами.

Даже те дети, которые до этого показывали малые успехи в общении, начинают активно использовать полученные ранее знания. В течение полугода при систематических занятиях догоняют более разговорчивых сверстников, осваивая все необходимые знания.

К усредненным навыкам, которые должны быть получены ребенком к трем годам, относятся:

  • Умение рисовать и объяснять, что он рисует. При рисовании в этом возрасте характерно использование простых линий и фигур, возможно имитационное письмо по образу взрослого;
  • Изображение предметов и сюжетов из жизни. Лепка из пластилина фигурок знакомых предметов и людей;
  • Запоминать стихи и песни. Это умение формируется благодаря неоднократному повторению одного материала взрослым в игровой форме.

Развитие речи

Словарный запас составляет от 250 до 700 слов, некоторые дети показывают результат до 1500 слов, которые выстраиваются в предложения из 5-8 слов. Ребенок выражает свои чувства при помощи слов.

Слова начинают изменяться по числам и падежам, а вопросы, связанные с познанием окружающего мира, трансформируются из формы «что это?» в «где?», «куда?», «почему?», «когда?» в соответствии с ситуацией.

  • При разговоре появляются попытки словотворчества и рифмовки, при общении с удовольствием разговаривает с взрослыми и детьми;
  • Может рассказать о прочитанной сказке по картинке, восстановить порядок действий в известной сказке, показать на изображении знакомые предметы и события;
  • Знает свое имя и фамилию. Знает свой возраст и показывает его на пальчиках;
  • Различает людей по половому и возрастному признаку;
  • Знает части тела и их назначение;
  • В речи появляются предлоги.

Проявление любознательности

  • Трехлетка свободно проводит параллель в частях тела человека и животных;
  • При игре активно использует ассоциацию собственного «Я» с любимым персонажем, отвечает на вопрос «кто ты?» в игре;
  • Применяет ролевые разговоры в игре, имитируя различных персонажей. Может озвучивать и себя, и куклу.
  • Появляется умение по детали узнавать знакомый предмет или животное (хобот – слон, юбка – девочка).
  • Умеет считать до трех, знает значение слов много и мало.
  • Начинает различать лево и право, но еще возможны ошибки.
  • Правильно называет четыре основных цвета и ряд оттенков, при этом уже ориентируется в семи цветах спектра, знает черный и белый цвет. Апеллирует этим знанием, показывая на картинке по просьбе взрослого.
  • Складывает предметы один в другой (матрешка, мисочки, колпачки) по просьбе взрослого или при самостоятельной игре.
  • Может узнавать на ощупь предмет, различает фактуру.
  • Складывает простые мозаики из 2-4 частей без помощи взрослого.
  • Из кубиков выстраивает башенки, домики и другие знакомые простые объекты по просьбе взрослого или при самостоятельно игре.
  • Может достаточно долго заниматься одним занятием.

В возрасте трех лет многие дети начинают посещать ДОУ, но это не является причиной прекращать домашнее обучение с ребенком. В такой ситуации взрослый должен подкорректировать время проведения занятия и объемы предложенной информации.

Если родители отдают ребенка в детский сад, стоит скорректировать материал для домашнего изучения, исходя из программы садика, и предлагать ребенку занятия по тем направлениям, которые отсутствуют в саду.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Окружающий мир.

  • Назвать свое имя и фамилию; имена мамы, папы, бабушки, дедушки. Сказать, сколько ему лет. Назвать город, в котором он живет; свой домашний Сказать, в какое время бывает снег, растут цветы, летают бабочки, лепят снеговиков, тает снег, на деревьях появляются желтые и фасные листочки. Назвать 2-3 дерева, несколько цветущих травянистых растений Назвать отличительные особенности внешнего вида дома— их и диких животных и их детенышей. Различить и назвать привычные бытовые предметы, их величин у, цвет и форм/, назначение, существенные детали и части предметов. Различить и назвать погодные явления. Назвать несколько профессий. Различить на вкус 2-3 вида овощей и фруктов.

Получить полный текст

Вашему малышу исполнилось 5 лет, а значит появилась прекрасная возможность своевременно помочь малышу развить его интеллект. Пришло время проконтролировать, соответствует ли норме степень сформированности его психических процессов, проверить потенциальные возможности в разных областях знаний, выявить, в каких из них он преуспевает, а какие требуют дополнительного внимания.

К сожалению, большинство взрослых недооценивают возможностей именно этого возраста, потребности детей в новой информации, считают, что еще впереди много времени и рано заниматься с ребенком. Активную подготовку к обучению начинают только за год до поступления в школу. В результате происходит остановка в развитии, у ребенка угасает познавательная активность, а последующие экспресс – занятия приводят к перегрузкам и переутомлению, которые вызывают в дальнейшем негативное отношение к учебе.

С помощью этих тестов вы легко определите уровень развития вашего малыша, а главное, сможете подвести итог проделанной работы по развитию своего ребенка, и подготовить его к следующему, более углубленному этапу занятий.

  • Выполнять задания, не отвлекаясь, около 15 минут. Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками. Удерживать в поле зрения 8-10 предметов. Копировать в точности узор или движение. Легко играть в игры на внимательность и быстроту реакции. Например, называйте существительные, но перед игрой договоритесь: если услышал название игрушки – хлопнуть в ладоши; если услышал название школьных принадлежностей – сложить руки на столе; если услышал название предмета для спорта – положил руки на плечи и т. п. Или так: если услышал слово, на конце которого звук «а», – подними руку и т. д.

Как разговаривает малыш в 2 года и 5 месяцев

Подсчитать, сколько слов освоил ребенок, становится все труднее, так как его словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш способен выражать свои мысли распространенными предложениями, в которых присутствует более 3-х слов.

В два и 5 ребенок должен знать названия основных цветов, предметов одежды и частей тела, уметь описать знакомую картинку и ответить на наводящие вопросы.

В этом возрасте кроха может заучивать небольшие стишки, продолжать предложение из сказки, которую ему рассказывают, или напевать знакомую песенку. В 2 года и 5 месяцев малыш должен уметь вести диалог с взрослыми или сверстниками, не только отвечая на их вопросы, но и задавая встречные.

Пока еще в речи ребенка возникают сложности с образованием некоторых слов по аналогии с известным ему словарным запасом. К примеру, по принципу «я играю» он может сказать «я вставаю» или «жуваю». В этом возрасте считается нормой то, что малыш испытывает затруднения в момент произношения длинных слов. Обычно кроха их упрощает, превращая «Автобус» в «атобус».

В таких случаях речь малыша нужно терпеливо поправлять, чтобы неверное произношение слов не вошло в привычку.

Есть ли различия между мальчиками и девочками?

  1. В этом возрасте телосложение детей уже претерпевает изменения. Девочки остаются по показателям меньше мальчиков. Также особенностью психоэмоционального фона мальчиков является то, что они из-за лени могут начать ходить позже девочек.
  2. Также родители могут заметить, что у девочек раньше сформировываются и коммуникативные навыки. Они могут знать больше слов, распознавать больше эмоций.
  3. В этом возрасте мальчики более активны. Даже чтобы рассмотреть игрушку, они тратят больше энергии, чем девочки. Для детей очевиден выбор игрушек. Девочек уже привлекают мягкие и яркие, а мальчиков механические.
  4. Девочки проявляют больше желания общаться, чем мальчики.

Психологическое развитие ребенка в 2 года

Психика в этом возрасте открывается полностью для познания мира. Раньше малыша тоже все интересовало, но это было больше младенческое любопытство под влиянием инстинктов. В 2 года ребенок осознанно исследует мир и обследует пространство вокруг.

Новые навыки усваиваются мгновенно и часто запоминаются на долгое время.

Многие дети в этом возрасте умеют обращаться с карандашами, и это отличное время посветить больше времени творчеству. Малыш уже в состоянии высидеть короткие занятия с пластилином, красками, карандашами. Можно и нужно познакомиться с различными конструкторами, мозаиками. Малыш учится выполнять ряд логических простых операций, надо поощрять его попытки самостоятельно выполнять простые действия.

Особенности психики у детей в 2 года и 3 месяца

В два и 3 месяца ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. Это способствует повышению интереса к окружающим людям, протестам против ограничений свободы его действий и выражению своих предпочтений.

Малыш старается выполнить какое-то действие (сложить игрушки, отнести бутылочку на кухню, одеться и т. д.) качественно, ожидая от взрослых похвалы.

Детей обязательно надо хвалить за хорошие поступки и попытки освоить что-то новое. Ни в коем случае нельзя насмехаться, если им что-то не удается! Этим можно нанести подрастающему поколению психологическую травму.

Детям в 2 года и 3 месяца нравится постоянство, спокойная домашняя атмосфера, взаимодействие с привычными предметами. Несмотря на это, при необходимости малыш быстро приспосабливается к новой обстановке и условиям, благодаря пластичности психики.

Поход в детский сад влечет за собой разлуку с мамой, самым близким человеком, на несколько часов или целый день. Из-за этого ребенок испытывает стресс, который может выражаться истериками, отказом от еды в детском саду, обидой, апатичным или, наоборот, агрессивным поведением.

Постарайтесь обратить внимание крохи на преимущества посещения детского сада. Укажите ему на возможность общения и игр со сверстниками и получение новых навыков и знаний благодаря занятиям с воспитателями.. Негативные эмоции способствуют снижению активности малыша, он теряет интерес к изучению окружающего мира

Поэтому его нельзя оставлять одного в плохом настроении. Благо, подбодрить карапуза в этом возрасте довольно просто. Дети в 2 года 3 месяца быстро переключаются на что-то новое (игра, просмотр мультфильма, животное)

Негативные эмоции способствуют снижению активности малыша, он теряет интерес к изучению окружающего мира. Поэтому его нельзя оставлять одного в плохом настроении. Благо, подбодрить карапуза в этом возрасте довольно просто. Дети в 2 года 3 месяца быстро переключаются на что-то новое (игра, просмотр мультфильма, животное).

К этому возрасту спектр эмоций, которые способно испытывать чадо, постоянно расширяется. Карапуз учится сопереживать и гордиться собой, когда его хвалят.

Кроха нуждается в заботе родителей, ждет от них поддержки и защиты.

Физическое развитие ребенка 2-х лет

Показатели физического развития к концу второго года жизни малыша в среднем достигаю таких параметров:

  • вес: 12,3-12,7 кг.
  • рост: 84-86 см.

На втором году жизни вес ежемесячно прибавляется на 200-250 граммов, а рост на один сантиметр.

Динамика роста и веса для девочек и мальчиков от 1 до 2 лет

Средний показатель прибавления в весе за год составляет 2,3-2,6, а в росте — 10,5-11,7.

Мальчики:

Рост: 1 год — 73,3-78 см, 2 год — 84,5-91 смВес: 1 год — 8,6-10,8 кг, 2 год — 10,8-13,7 кг

Мальчики берут верх в своем физическом развитии уже в этом возрасте. Увеличение окружность грудной клетки у мальчиков немного отстает от девочек и составляет к концу второго года 1,2-1,7, тогда как у девочек — 2,2-2,6. Но делая выводы, нужно не забывать и об особенностях телосложения семьи.

Для хорошего физического развития не исключайте из питания животные белки и минеральные соли.

Особенности развития ребёнка в двухлетнем возрасте

Ребёнок 2-3 лет развивается особенно активно. В этом возрасте он начинает осознавать себя, как отдельную личность, у которой есть собственные вкусы, желания и увлечения. Именно на то, что ему нравится и что его интересует, он тратит большую часть своего времени.

Обслуживать себя, говорить и ходить ребёнок уже умеет на базовом уровне. Теперь эти навыки остаётся только совершенствовать. Несмотря на то что каждый ребёнок развивается со своей скоростью, для детей двух лет характерно следующее:

  1. Владение собственным телом.
  2. Мелкая моторика становится более совершенной.
  3. Игра для малышей является главным способом познания окружающего мира.
  4. Более активно общается с другими детьми.
  5. Речь и коммуникабельность развивается довольно быстрыми темпами.
  6. Появляются зачатки логического мышления. Малыш уже понимает, что то или иное действие может привести к определённому результату.
  7. Воображение также активно развивается. ребёнок может заменять игрушки другими предметами, наделять их характером, играть в ролевые игры и даже сочинять небольшие сюжеты.

Развитие речи и комментарии доктора Комаровского

Речь – один из самых сложных и одновременно важных навыков для маленького человека. И если практически каждый  2 летний ребенок понимает обращенную к нему речь, то лишь некоторые дети в этом возрасте способны самостоятельно разговаривать. Как правило, активный словарный запас двухлетки ограничивается 200-300 словами, и это является нормой.

Стандартные речевые навыки:

  1. Говорит короткими неоформленными предложениями (2-3 слова).
  2. В речи преобладают существительные, глаголы практически отсутствуют.
  3. Свободно понимает речь, имея большой пассивный словарный запас.
  4. Сообщает о своих желаниях (дай, уйди, пить, принеси, есть и т.д.)
  5. Задает односложные вопросы.
  6. Повторяет звуки животных, как самостоятельно, так и по просьбе взрослого.
  7. Заканчивает знакомые фразы, четверостишья и песенки.
  8. Окрашивает речь интонацией, мимикой и жестами.

Несмотря на существование определенных норм речевого развития, не каждый ребенок в них вписывается, и это далеко не всегда считается отклонением.

Если результаты обследования не выявили у ребенка никаких физических нарушений, то бояться нечего, малыш рано или поздно заговорит. Но чтобы это случилось как можно скорее, родители должны приложить со своей стороны максимум усилий, сформировав благоприятную речевую среду. Детский психолог, логопед и дефектолог смогут дать квалифицированные рекомендации касательно того, в каком направлении двигаться родителям, чтобы «разговорить» двухлетку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector