Развитие ребенка в 11 месяцев

Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев

Успехи ребёнка в этом возрасте весьма значительны, ведь его навыки разительно отличаются от тех умений, которыми он обладал в полгода. Прежде всего, всем своим поведением он показывает, насколько самостоятелен, и может демонстрировать свою ловкость, поднимая игрушки не только ручками, но и пальцами.

Основные достижения малыша, которыми так гордятся его родители:

  • умение уверенно стоять и делать первые шаги;
  • подпрыгивание на месте с «приземлением» на обе ножки;
  • использование одного предмета, чтобы с помощью него достать игрушку;
  • ребёнок может долго сидеть с прямой спинкой во время игры, держа в обеих руках по игрушке;
  • малыш одной рукой способен удерживать сразу два небольших предмета;
  • может самостоятельно залезть на возвышение и слезть с него;
  • ползание кроха освоил идеально, и может передвигаться таким способом настолько быстро, что его трудно догнать;
  • повторяет за взрослыми слова, подражает их поведению;
  • бурно реагирует на встречу и расставание с близкими людьми.

По причине того, младенцы 10 месяцев более уверенно управляют своими пальчиками, они уже могут держать карандаш и фломастер и пытаются рисовать и писать, повторяя за действиями отца и матери. Малыши становятся более общительными, они проявляют интерес к своим сверстникам, с радостью общаются со старшими членами семьи – дедушкой и бабушкой.

Десятилетние дети очень хорошо понимают, что от них требуют взрослые, и хотя они прекрасно знают значение слова «нельзя», находят другие способы манипуляции взрослыми, используя немой протест или истерику.

Развитие девочек и мальчиков в этом возрасте несколько отличается. Отвечая на вопрос, что надо уметь в 10 месяцев девочке, можно подчеркнуть особую эмоциональность малышек, которые, проявляя свою нежную привязанность, гораздо чаще, чем мальчики, просятся на руки к матери, любят обниматься и ласкаться. К навыкам, которые они осваивают раньше, относится использование ложки, устная речь, освоение опорожнения в горшок. Они больше любят игры, которые требуют усидчивости – сборку элементов конструктора, пазлы и мозаики, неравнодушны к игрушкам со звуковыми эффектами и к музыке, в целом.

Свои особенности развития имеет и мальчик, уметь в 10 месяцев он может то же, что и девочка, но ходить он начинает первым и нередко отказывается от помощи взрослых, доказывая, что может всё делать сам. В результате такого упрямства некоторые навыки осваиваются мальчишками позднее.

Что умеет ребёнок в 10 месяцев?

Малыш уверенно ползает. Кто-то на небольшие расстояния, других просто невозможно догнать. Особенно возрастает скорость перемещения младенца, если он успел ухватить что-то запретное и пытается скрыться.Бывает, что 10-месячный ребёнок ползает очень мало, а сразу пытается ходить. Причем мальчику это будет более свойственно, чем девочке.

Дети в 10 месяцев хорошо стоят. Многие пытаются ходить, держась ручками за край дивана или кровати. А некоторые малыши уже осваивают навык ходьбы без всякой поддержки.

Ребёнок окончательно осваивает щипковый захват. Малышу нравится пальчиками держать мелкие предметы, если дать ему в руки карандаш или ручку, младенец будет пытаться рисовать, подражая действиям родителей.

Малыш в 10 месяцев ещё более интересен в плане общения. Его легко научить махать ручкой на прощание или крутить головой в знак согласия или несогласия. Ребёнок также реагирует на простые просьбы взрослого. Малыш может что-то взять, принести, отдать или совершать определённые действия с игрушками (покатать, закрыть, открыть).

Ребёнок совершенствует владение своим телом. Благодаря тому, что прибавки в массе тела уже не такие существенные, как раньше, младенцу проще контролировать свои движения. Связь между мышлением и моторикой крепнет. Манипуляции руками, движения ногами, повороты головы становятся ещё более осознанными. И чем больше малыш играет с помощью рук, пальцев, тем скорее и крепче эта связь закрепится.

Развитие ребёнка в 10 месяцев уже позволяет определить ведущую руку.Если главной окажется левая рука, ни в коем случае нельзя младенца переучивать. В этом случае лучше выбирать игры, в которых задействованы обе руки.

В обращённой речи ребёнок легко угадывает интонации. Если речь имеет одобряющий тон, малыш радуется, улыбается. Если же младенец слышит в голосе близкого человека неодобрение, он расстраивается.

Малыш осознаёт слово «нельзя». Главное – не злоупотреблять им. Запрещать следует в тех ситуациях, когда действия ребёнка могут нанести вред ему или окружающим

В остальных случаях его лучше отвлекать, переводя внимание на что-то более интересное.Запрет следует доводить до конца. Не надо идти на поводу у младенца, который своим криком пытается добиться разрешения на что-либо ему угрожающее, на что ранее был наложен запрет

Ещё раз мягко расскажите малышу, почему нельзя, и чем это действие или предмет ему угрожает.

Ребёнок на десятый месяц может сказать свои первые слова. Или часто и подолгу повторяет самые популярные слога – « ма-ма», «па-па», «ба-ба».Но даже если этого не происходит, не стоит переживать. Развитие ребёнка в десять месяцев ещё не подразумевает чёткое осознанное говорение слов.

Чувства малыша и его эмоциональные реакции становятся более разнообразными. Так, например, у 10-месячного ребёнка может возникнуть чувство ревности. Оно проявляется, когда в центре внимания близких людей оказывается другой малыш.
Крепко держит кружку двумя руками и самостоятельно пьёт.

Физическое развитие

Совершенно не важно, умеет ли ребенок 10 месяцев ходить. Главное, он должен суметь добраться до заинтересовавшей его игрушки

А как это будет сделано – ползком или пешком, – дело второе.

Не стоит переживать и в случае, если ваш кроха так и не научился ползать. Современные педиатры считают, что ползание не является обязательным этапом развития. Вполне можно пропустить его, сразу от сидения перейдя к ходьбе.

Первое, что говорит нам о будущих первых шагах, – желание малыша встать. Норма, если в 10 месяцев ваш сын будет в состоянии подняться на ноги, хватаясь за предметы мебели или прибегая к небольшой помощи взрослых.

Следующий уровень мастерства – ходьба с мамой или папой, держащими ребенка под мышками. Начинать приучаться к прямохождению в 10 месяцев – самое время.

Иногда ребенок быстро овладевает новыми двигательными приемами, но зачастую между крупными достижениями проходит целый месяц. Это не должно становиться причиной для волнения.

Стимулировать двигательную активность можно, располагая игрушки в одной плоскости с карапузом, но на некотором отдалении от него. Чтобы расшевелить мальчугана, пригодится манеж со снимаемой передней стенкой: благодаря ему ребенок научится самостоятельно забираться внутрь, а также перемещать игрушки из манежа на пол и обратно.

Социальная адаптация

Ребёнок в 10 месяцев – это маленькая личность, стремящаяся к самостоятельности, что проявляется во многих действиях. Иногда родителям не нравятся такие проявления, но не надо мешать развитию карапуза – чем быстрее маленький человечек будет развиваться, тем раньше у мамы с папой освободиться время на личные дела. Социальные навыки проявляются в следующем:

  • Приём пищи. Юный гурман уже должен уметь кушать с маминой помощью и может попробовать взять ложку в руки и поработать ею самостоятельно. Сейчас самое время учить пользоваться чашкой или поильником.
  • Продолжается освоение горшка: ребёнок в 10 месяцев понимает назначение это предмета и сидит на нём смирно.
  • Иногда ребёнка удаётся оставить на некоторое время: он в состоянии развлечь себя сам, при том уже не переживает, что мама потерялась, знает, что она ушла ненадолго.
  • Проявляется более выраженная реакция на свое имя, малыш понимает, что зовут именно его, пытается отыскать взглядом человека, который звал.
  • Общение с «посторонними» людьми. Не всегда допускает к себе незнакомых людей, им непросто найти к нему подход. Но раззнакомившись, десятимесячный малыш легко общается и играет с ними.
  • Кроха любит играть со сверстниками: ползать вместе с ними, обмениваться игрушками, «разговаривать» лепетом.

Психологическое развитие на 10 месяце жизни

Общение с десятимесячным малышом теперь носит характер диалога. Он научился повторять за родителями простые слова, копировать жесты и поведение. Теперь ребенок может помахать ручкой в знак приветствия или прощания, кивнуть или замотать головой. Он уже знает, чего нельзя делать, а что разрешено, понимает все фразы, сказанные ему. И активно пробует границы маминого терпения. Так что теперь, если на ваше нельзя малыш продолжает заниматься запретным делом – это не непонимание, а попытка манипуляции.

Общение с другими детьми также важно, как и с мамой. Сейчас как раз закладываются основы коммуникабельности и навыков поведения в обществе, поэтому чаще водите своего кроху на детские площадки или просто водите к другим маленьким родственникам

Моторика продолжает совершенствоваться, но базовые навыки уже заложены. Малыш сознательно берет в ручку предмет, а если его попросить, с легкостью передаст этот предмет вам.

А еще ребенок сознательно ломает пирамидки, пытается оторвать голову кукле и совершает прочие вещи такого типа. Это все происходит из-за жажды познания, так что не мешайте ему развиваться и предлагайте все новые и более сложные предметы для манипуляций.

А если попросить кроху сложить свои игрушки, он спокойно отнесет их в ящик. Да, он уже знает, где находится коробка с игрушками, и сам может достать из этой коробки нужную игрушку.

Что должен уметь делать десятимесячный малыш

В возрасте 10 месяцев уже заметны различия в развитии и поведении малышей разного пола.

Мальчики

Юные джентльмены с легкостью взбираются на стулья, достают вещи с полок и очень любят все раскидывать.

Они подвижны и самостоятельны, не хотят получать мамину помощь.

К этому возрасту начинается активная социализация мальчика: он тянется к другим деткам, активно играет с ними, но не очень хочет делиться своими игрушками.

Малыш любит кидать разные предметы и смотреть, как они падают.

Мальчикам нравится играть с мелкими деталями, раскладывать их в кучу и перекладывать с места на место. У крохи очень хорошо развита цепкость рук. Он получает большое удовольствие от похвалы: запомнив однажды, что вас развеселило, он будет повторять свой «трюк» снова и снова.

Девочки

Маленькие леди любят повторять услышанные звуки, поэтому они начинают разговаривать раньше мальчиков. Девочки с удовольствием принимают участие в самых простых ролевых играх: делают вид, что кормят куклу или разговаривают по телефону. Крохи самостоятельно держат ложку или чашку. Они очень привязаны к матери, любят держаться за ручку, часто им неинтересно играть в одиночестве.

Малютки предпочитают спокойные занятия: собирать пирамидки, заводить юлу или листать книжки. В таком возрасте они уже умеют самостоятельно сидеть и быстро и уверенно ползать, порой делают первые попытки встать и потихоньку шагать, держась при этом за маму или предмет мебели. Девочки уже проявляют интерес к другим малышам, хотят их потрогать.

Что умеет малыш к концу 10-го месяца

Что должен уметь малыш к началу 11-го месяца своей жизни? Десятимесячный ребенок свободно и легко должен выполнять ряд действий:

  • садиться самостоятельно;
  • стоять несколько минут без опоры;
  • захватывать и удерживать любимую игрушку;
  • легко переворачиваться со спинки на животик и обратно;
  • самостоятельно вставать, ходить, держась за руку родителя, стену или другую опору.

Так как в этом возрасте ваш малыш начинает делать свои первые шаги, следует задуматься о покупке обуви. Она обязательно должны быть качественной и подходить по размеру.

Физические навыки

На 10-м месяце жизни ребенок закрепляет все то, чем овладел ранее. Новых навыков приобретает меньше. Он хорошо ползает, самостоятельно садится и встает, свободно передвигается по опоре, а некоторые дети даже делают в этом возрасте первые шаги.

Социальное развитие

Социальные навыки, которыми владеет десятимесячный ребенок:

  • повторяет звуки и отдельные слова за взрослыми, а также жесты и мимику;
  • выполняет несложные инструкции;
  • знает свое имя;
  • дети стремятся получить похвалу и расстраиваются, если их ругают;
  • нуждается в игре, с желанием идет на контакт с ровесниками и детьми постарше.

Социальным навыкам ребенок учится от взрослых, поэтому как можно чаще нужно разговаривать и играть с ним.

Эмоциональное развитие

В этом возрасте ребенок проявляет эмоциональную реакцию на любые события: он с радостью воспринимает весть о прогулке или купании, обижается и злится, если что-то не получается, пугается при незнакомом звуке.

Речь

В 10 месяцев словарный запас расширяется. Совершенствуются речевые навыки. Малыш произносит осмысленные слова и слоги, соотносит слово с действием или предметом, узнает на картинках предметы.

Нейро-психомоторное развитие

Познавательные процессы к концу 10-го месяца получают свое стремительное развитие:

  • в речи появляется больше слов и слогов;
  • малыш распознает звуки и мелодии, узнает близких родственников по голосу;
  • наблюдает за действием взрослых, улыбается в ответ на улыбку;
  • понимает несложные инструкции;
  • стоит без опоры и делает первые шаги без опоры;
  • захватывает предметы двумя или тремя пальчиками.

В 10 месяцев ребенок способен играть на протяжении 20-30 минут один.

Двигательные навыки

Дети в этот период хорошо ползают и передвигаются на четвереньках, уверенно стоят, передвигаются и встают, держась за опору, могут слезть и залезть на возвышенность. Некоторые малыши начинают делать первые шаги.

Начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные привычки

К вредным привычкам этого возраста относят сосание пальца или воротничка одежды, кручение волос. В этих случаях родителям следует быть внимательным и ласковым к своему малышу. Чаще нужно брать его на руки, играть, не оставлять подолгу одного в кроватке.

Советы родителям

  • Помогайте малышу разрабатывать жевательный рефлекс и массажировать десны: предложите кусочек вареного овоща или сушку. Детки любят тренировать челюсти о сухарики и баранки.
  • Начиная с 10 месяцев, можно приучать ребенка к порядку. Пусть кроха помогает вам собирать игрушки после игры или протрет салфеткой полку, когда вы вытираете пыль. Такая деятельность пойдет на пользу малышу и позволит маме заняться домашними делами.
  • Если ребенок не любит ползать, не волнуйтесь. Некоторые дети сразу переходят к ходьбе, минуя этот этап.
  • Устраивайте маленькому новые знакомства. Пусть на площадке он делится игрушками и общается со сверстниками.
  • Для малыша 10 месяцев является нормальной попытка сломать игрушку. Не ругайте, если малыш бросит ее на пол, ведь это тоже способ изучить окружающий мир.

10 месяцев — прекрасный возраст. Малыш уже многое понимает и становится все более интересным и забавным. Помогайте ему развиваться, читайте и танцуйте вместе. Хорошего вам настроения!

Развитие речи

  • вести активный диалог с ребенком лицом к лицу как можно чаще;
  • просить малыша найти заданный предмет или изображение в комнате, книжке;
  • читать и рассматривать книги с крупными простыми иллюстрациями;
  • познакомить кроху со сказками, читать или рассказывать их каждый день;
  • петь песни и декламировать стихи;
  • во время игры с малышом родителям желательно комментировать свои действия, рассказывать, что может чувствовать, делать ребенок;
  • развивать мелкую моторику карапуза. В этом возрасте можно предложить различные пальчиковые игры, сенсорные мешочки и бизиборды, первые виды творческих занятий (лепка, рисование).

Что должен уметь ваш сын в возрасте 10 месяцев

Самостоятельно садится
Ползает
Встает с опорой на предметы или при помощи взрослого
Встает самостоятельно
Ходит при поддержке под мышками
Ходит за ручки со взрослым
Ходит самостоятельно
Забирается в манеж без передней стенки
Забирается на диван
Складывает игрушки в манеж
Откликается на свое имя
Воспринимает обращенную речь
Соглашается, кивая, или отрицает, мотая головой из стороны в сторону
Тянет руку к понравившимся предметам
По просьбе взрослого может показать на предмет (мяч, книга, машинка) или на его части (глазки, носик, ротик мягкой игрушки)
Произносит слоги («ма», «па», «ба»)
Подражает звукам животных (гав-гав, мяу-мяу, му-му и т. д.)
Говорит первые слова
С радостью общается с близкими людьми
Не боится посторонних
Вступает в игры со сверстниками
Активно рассматривает других людей, их внешность и одежду
Умеет собирать и разбирать сортер, пирамидки
Строит из кубиков
Играет на игрушечных музыкальных инструментах (барабан, пианино и т. д.)
Рисует пальчиковыми красками
Перебирает мелкие предметы, по просьбе мамы складывает их в емкость
С интересом слушает небольшие сказки
Разглядывает картинки
Самостоятельно держит и есть фрукты, овощи
Самостоятельно пьет из поильника
Самостоятельно пьет из кружки
Держит ложку и при помощи взрослого ест ей
Самостоятельно вытирает рот салфеткой
Складывает свои игрушки в ящик, следуя примеру мамы

Возможные проблемы

Сейчас основная проблема для родителей – это уследить за своим проворным малышом. Падения и ушибы вследствие повышенной подвижности – не редкость в этом возрасте. Поэтому ребенка нельзя ни на минуту оставлять одного. Если взрослому нужно отлучиться, лучше посадить малыша в высокий манеж. Будет гораздо надежнее, если ребенок покапризничает без мамы, чем останется наедине с собой в комнате. Конечно, вопрос безопасности должен быть продуман заранее

Есть несколько моментов, которым стоит уделить повышенное внимание:

  • Закрепите или уберите любые предметы и мебель, которая может опрокинуться на ребенка.
  • Спрячьте провода, удлинители и поставьте заглушки на розетки.
  • Если не хотите, чтобы ребенок опустошил все доступные его росту тумбы и шкафы, заблокируйте их дверцы специальными устройствами.
  • Уберите всю бытовую химию, лекарства и любые опасные для ребенка жидкости (уксус, спиртные напитки, косметические средства).
  • Позаботьтесь о недосягаемости любых колюще-режущих, стеклянных и керамических предметов.
  • На двери поставьте упоры, чтобы малыш не прищемил себе пальцы.
  • Обезопасьте ребенка от любых мелких предметов, которые можно положить в рот. Дети этого возраста еще пробуют на зуб все новое и интересное для них.

Как помочь развиваться

Существует множество игр, которые помогут развиваться малышу весело и непринужденно.

  • Для физического развития ребенку необходима ежедневная гимнастика. Пусть кроха во время игры приседает и встает, нагибается, а в положении лежа помогайте ему сгибать и разгибать ножки.
  • Предоставьте простор для разбега. Пусть пол будет очищен от опасных предметов, чтобы малышу было куда ползти.
  • Если ползающий не умеет слезать с дивана, покажите ему мастер-класс. Положите крошку на животик и разверните ногами к краю. Опустив ножки на пол, похвалите его. Вскоре карапуз поймет, как правильно преодолевать такие препятствия.
  • Покажите маленькому, как забрасывать в коробку игрушки. 10-месячные дети обожают такие игры;
  • Для развития мелкой моторики подойдут игры с фасолью, рисованием пальчиками и переливанием воды. Позволяйте малышу копаться в банке с горошинами, развязывать шнурки и застегивать молнии на одежде.
  • Можно учиться рвать цветную бумагу.
  • Нацепите на одежду малютки прищепки. Когда дитя заинтересуется, покажите, как правильно снимать и цеплять обратно забавные предметы.
  • Покажите ребенку, как закручивать и откручивать баночки с крышками. Заинтересуйте его, бросив в баночку мелкую игрушку.
  • Каждый день по нескольку минут читайте с малышом. Пусть в доме будет отдельная полочка, где малыш сможет сам выбрать сказку.
  • Включайте музыку и учите малыша танцевать. Дети в 10 месяцев любят повторять движения взрослых. Покажите ему забавные па!
  • Учите малыша разыгрывать сценки из жизни. Выходя из комнаты, помашите ему рукой в знак прощания. А возвратившись, пожмите руку: «привет».
  • Берите ребенка с собой на кухню. Покажите ему, как мыть фрукты или мешать ложкой компот. Также познакомьте крошку с понятием «горячее» и «холодное». Позвольте ему переливать густые и сыпучие смеси из одной чашки в другую.

Нормы сна

Общая продолжительность сна в 10 месяцев составляет 13–14 часов, из которых 10–11 уходит на ночной сон. Если ребенок здоров и спокоен, то он спит всю ночь, делая перерыв максимум на одно кормление молоком или смесью.

С 9 месяцев рекомендуется делать два дневных сна: один в утреннее время, другой в обеденное, тогда периоды бодрствования не будут слишком продолжительными, ребенок не будет переутомляться. Для хорошего режима лучше вставать с утра не позже 7 часов, тогда расписание перерывов на сон будет выглядеть так:

Время Состояние / Продолжительность
6:30–7:00 Пробуждение
9-10:00 Первый сон / 1.5–2 часа
14–15:00 Второй сон /1.5–2 часа
20:30–21:00 Ночной сон

Некоторые дети в этом возрасте пытаются переходить на один сон. Такой распорядок не рекомендован, так как организм физически не готов так долго бодрствовать. В результате ребенок будет очень рано просыпаться, капризничать перед дневным и ночным укладыванием. Могут наблюдаться нервозность и потеря аппетита, апатия в течение дня.

Если один день не удалось вовремя лечь спать, не прекращайте попытки. В создании режима дня важна цикличность и дисциплинированность. Спать нужно укладываться в одно и то же время, соблюдая при этом ритуалы перед засыпанием (они успокаивают и настраивают на сон, занимают 20-30 минут. В их числе могут быть укачивания, массаж или водные процедуры, сказка или белый шум.

Важно! Если из-за долгого засыпания первый сон мешает второму, сократите его продолжительность.

В 10 месяцев ребенок начинает проявлять характер, могут появляться протесты перед сном. Старые способы укладывания (кормление, укачивания) перестают работать, иногда в этом возрасте начинается период излишнего беспокойства из-за ослабления связи мама – малыш. Не отступайте при первых сбоях режима, при необходимости немного скорректируйте его в соответствии с желаниями малыша, пробуйте новые способы расслабления (ночники, колыбельные, игрушки), старайтесь уделять ребенку достаточно внимания в течение дня, давать ему достаточно активности, но не перегружайте нервную систему.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что приоритетными направлениями действий взрослых в этот период являются стимулирование речи малыша, формирование первых привычек, прививание доброжелательного отношения к окружающему миру, введение таких понятий как «необходимо», «нужно», а также воспитание культуры поведения.

Скоро вашему маленькому чаду исполнится 2 годика – серьезный рубеж не только для него, но и для родителей. Каждому маме и папе хочется, чтобы ребенок развивался не хуже других деток, а может даже и лучше. Однако в 1 год и 10 месяцев речь идет не только о двигательных, речевых навыках, но также о психологическом аспекте, становлении крохи как личности.

Старшее поколение склонно к тому, что все это выдумки, но современные специалисты продолжают стоять на своем. Именно в данный период времени происходит закладка фундамента характера и основных качеств, поэтому родителям следует запастись терпением и проявить мудрость в воспитании любимого чада.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector