3 этапа постановки шипящих звуков с помощью артикуляционной гимнастики

Причины отсутствия правильного «Ш»

Если речь идёт о здоровом ребенке с нормальным слухом и сохранным интеллектом, выделяют следующие причины искаженного звукопроизношения:

  • Неправильное речевое дыхание. При проблемах с дыханием речь ребенка остается тихой, запинается на каждом слове, конец предложения проглатывается из-за нехватки воздуха. Такой же процесс наблюдается в звукопроизношении, многие звуки искажаются из-за затрудненности речевого дыхания. Заметить трудности можно, когда выход при разговоре резкий, через нос. Также ребенок может добирать воздух, чтобы закончить предложение маленькими вдохами. Заниматься можно в домашних условиях. При ежедневной практике, которая будет длиться не более пяти минут, результаты проявятся в течение месяца, что значительно ускорит процесс постановки звука.
  • Проблема в речевом слухе. Благодаря фонематическому слуху появляется возможность отличить созвучные слова. Проявляется отклонение, когда ребенок не замечает различия в своем произношении от других людей. Нарушение речевого слуха приводит к трудностям в обучении письму, чтению. В некоторых случая развивается дислексия. Формированием речевого слуха следует заниматься с момента беременности, когда у плода начинают формироваться слуховые рецепторы. Фонематический слух развивается к четырем годам, поэтому если после этого возрастного периода ребенок всё ещё неправильно произносит звуки, не согласовывает окончания в словах — это повод обратится к специалисту. Комплексное обследование, картина анамнеза помогут точнее определиться с направлением корректирования нарушения.
  • Плохое развитие артикуляционного аппарата. Качество звукопроизношения зависит от функционирования речевого аппарата и отдельной работой органов ротовой полости. Звуки образовываются в полости рта, поэтому правильное расположение органов, которые отвечают за речь играет важную роль для звукопроизношения. Неправильное строение может заключаться в неправильном прикусе, строении неба, формировании зубов. Всё это приводит к образованию смазанной речи, нечеткому произношению слов, звуков. Для точного звукопроизношения необходимо развивать двигательную активность языка, подвижность губ (улыбка, округление), фиксированность нижней челюсти.
  • Индивидуальное строение уздечки. У всех людей разная длина подъязычной уздечки. Проблемы с правильной постановкой звуков могут возникнуть если родители замечают, что ребенок не достает языком до верхнего неба, кончик языка не высовывается, ребенок не может издать цокающий звук. Короткая уздечка препятствует возникновению сосательного рефлекса, формирует неправильный прикус. Исправить возникнувшую проблему можно с помощью логопеда, стоматолога. Операция по подрезанию уздечки требуется детям, у которых проявляется уплотнение или прикрепление фактически к кончику языка. В случаях, когда проблемы строения не выявлены — предлагают разрабатывать связку специальными упражнениями, массажем. Обычно выявление проблем происходит при осмотрах новорождённых, которым сразу в роддоме могут подрезать уздечку.

Логопедическая диагностика

Логопед оценивает сформированность всех компонентов речи, чтобы определить речевой дефект

При искаженном произношении звуков во время диагностики особое внимание он обращает на:

  • внешний вид губ, состояние прикуса, мышечный тонус языка;
  • артикуляционную и мимическую моторику;
  • длительность и силу выдоха;
  • произношение звука изолированно, в слогах, словах, фразах и связной речи;
  • выделяет ли ребенок его среди других фонем.

При оценке анатомии артикуляционного аппарата специалист смотрит на прикус, небо, внешний вид языка (слишком узкий или неповоротливый широкий), подъязычной уздечки. Если будут какие-либо отклонения, которые могут быть причиной искажения, логопед может направить к другим специалистам (хирургу, ортодонту).

При проверке работы мимических мышц логопед просит ребенка изобразить эмоции (радость, грусть, удивление и т. д.); проверяет как работают мышцы лица по отдельности (просит поднять брови, улыбнуться и т. д.); кроме моторики, ребенку показывают изображения различных эмоций и он должен подобрать соответствующее настроение к каждой картинке.

Во время диагностики артикуляционной моторики логопед дает задания на статику (удержание) и динамику:

  • Улыбка, вытягивание губ «трубочкой» или принятие положения как во время произношения О. Нужно зафиксировать их в определенной позе на несколько секунд.
  • Подвигать челюстью в разные стороны.
  • Расслабить язык, сделать его широким, поместить и удерживать на нижней губе, или сделать узким, вытянув как можно дальше.
  • Выполнить упражнение «чашечка».
  • Поднимать − опускать язык.
  • Двигать им в разные стороны.
  • Изобразить лошадку.

Все упражнения выполняются по показу, то есть сначала показывает взрослый, а ребенок затем повторяет

Логопед отмечает, с какого раза ребенок смог правильно выполнить задание или у него оно не получилось; обращает внимание на состояние мышечного тонуса артикуляционного аппарата

Для проверки силы и длительности выдоха предлагают выполнить следующие задания:

  • сдуть легкий предмет (перо, кусочек ватки);
  • поиграть в игру «Кто дальше загонит мяч» − ребенок соревнуется со взрослым, кто дальше задует предмет;
  • поиграть на дудочке.

Перед выполнением заданий логопед объясняет, как нужно дышать правильно

Во время диагностики он обращает внимание и на сформированность речевого дыхания

При обследовании звукопроизносительной стороны речи логопед обследует все группы звуков

Когда ребенок проговаривает звук, логопед обращает внимание на положение органов артикуляции. Вначале фонему произносят отдельно от других

Затем в различных слогах (ША, ОШ, УШУ, ШПА и т. д.); в словах, при этом звук должен стоять в начале, середине или конце (ШАПКА, МЫШКА, КАМЫШ и т. д.).

Потом речевой материал усложняют, и ребенок повторяет за взрослым фразы и предложения (БОЛЬШИЕ УШИ, ДАШИНА ШУБА, ШИРОКИЙ ШАРФ и т. д.). Чтобы проверить произношение Ш в самостоятельной связной речи, используют следующие задания:

  • составить из предложенных слов фразу/предложение;
  • кто больше назовет предметов, в названии которых есть Ш;
  • рассказать, что нарисовано на сюжетной картинке.

Подбирать речевой и наглядный материал нужно с учетом возраста ребенка. При проверке произношения определенного звука не нужно использовать слова, содержащие смешиваемые группы и оппозиционные фонемы.

Также логопед проверяет состояние фонематического слуха и владение навыком звуко-буквенного анализа. Для этого подбирают специальные задания:

  • сделать какое-либо действие, услышав заданный звук (его произносят отдельно, в сочетании с другими фонемами);
  • определить позицию звука в слове.

По итогам обследования логопед составляет план коррекционной работы и подбирает подходящие способы постановки звука.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Обследование произношения звука «ш»

Обычно на проблемы с произношением указывают воспитатели детского сада или учителя. Родители же могут многое в речи ребенка списывать на индивидуальные особенности и не замечать назревающих трудностей. Стоит уделить несколько минут в рамках ежедневных упражнений с книгами, чтобы протестировать звукопроизношение у ребенка.

Существует по крайней мере два способа проделать процедуру самостоятельно: наблюдение и упражнение. В первом случае потребуется достаточно продолжительное время, чтобы подметить, как малыш выговаривает звуки. Во втором — нужно 25-30 минут усидчивости и проделывание нескольких несложных упражнений.

1. Слоги.

Начните с двухбуквенных сочетаний:

.

Затем переходите к трехбуквенным с двумя гласными:

.

Следующий блок — сочетания «ш» с согласными:

.

Более сложные:

и .

Четко произносите все звуки, намеренно выраженно артикулируйте, чтобы за вами было легко повторять. По мере выполнения упражнения подмечайте, какие из сочетаний даются ребенку наиболее сложно. Аналогичным образом работают и со звуками «щ», «ж», «ч».

2. Слова.

Чтобы немного разнообразить урок новым видом деятельности, подготовьте заранее карточки с известными предметами, в названии которых есть трудный звук:

  • Рядом с гласными: мышь, камыш, душ, ландыш, шапка, шуба, машина, калоши, шалаш, карандаш, шинель, шея.
  • Рядом с согласными: кошка, шлепки, шляпа, шкаф, шпилька, шмель.
  • Встречается дважды: шишка, шашки, шушукаться, шуршать.
  • С другим сложным звуком: шар, шарф, шкура.

3. Предложения.

Автоматизация звука «ш» в предложениях требует готовности речевого аппарата. Поэтому тест с предложениями покажет, насколько ребенок овладел искусством ш-артикуляции:

  • Мышь за печкой шуршит.
  • Папа Маше шапкой машет.
  • Я рубашку сшила мишке, я сошью ему штанишки.
  • Всем известная скороговорка про Сашу на шоссе и др.

При любых затруднениях на этом этапе не стремитесь закончить блок. Лучше вернитесь к словосочетаниям из предыдущего блока: кошка в шапке, вышел из душа, шарфик для Даши и т.д. и завершите тест на позитивной эмоциональной ноте.

Причины нарушения произношения звука Ш

Если ребенок здоров, не имеет проблем со слухом и интеллектуальным развитием, то причинами искажения произношения звука Ш могут быть следующие факторы:

  1. Дефектное речевое дыхание. Ребенок говорит тихо, часто прерывается, окончание фраз сжевывается из-за недостатка воздуха в легких. Звукопроизношение искажается из-за затрудненного дыхания при разговоре. Проблему можно выявить по тому признаку, что пациент, разговаривая, выдыхает воздух через нос резко, с шумом, также на половине фразы добирает воздух короткими вдохами. При указанной проблеме возможны занятия дома. При ежедневных упражнениях, длящихся около 5 минут, положительного результата можно добиться через месяц.
  2. Дефектный речевой слух. В этом случае пациент не различает сходные по звучанию слова. Причем он полагает, что говорит правильно, так, как говорят окружающие люди. Из-за нарушенного фонематического слуха возникают трудности во время учебы в школе. Чтение и письмо даются школьнику с трудом, нередко развивается заболевание дислексия. Развитие фонематического слуха начинается еще на этапе внутриутробного развития, поэтому беременным женщинам рекомендуется беседовать с находящимся в животе плодом. Завершается развитие слуха к 4 годам, и если ребенок к этому возрасту все еще искажает произносимые звуки, то нужно вести его к педиатру и логопеду.
  3. Слабость артикуляционного аппарата. Четкость звукопроизношения определяется уровнем функциональности артикуляционной системы и качеством работы органов полости рта. При дефектном расположении и слабости органов ротовой полости произношение звуков искажается. Речь идет об аномальном прикусе, неправильном строении неба, кривом росте зубов. Все это факторы, приводящие к дизартрии. Для нормализации произношения требуется развитие языковых и лицевых мышц.
  4. Аномальное строение уздечки. У каждого человека длина уздечки – перепончатой полоски ткани под языком, индивидуальна. Но ребенок может столкнуться с дефектами речи, если уздечка слишком короткая, из-за чего язык не дотягивается до неба, не вытягивается изо рта на достаточную длину. У детей младшего возраста проблема проявляется нарушением сосательной функции, у детей постарше – формированием неправильного прикуса. Исправление проблемы сначала хирургическое (подрезание в стоматологической клинике), затем логопедическое. Обычно на операцию отправляют маленьких пациентов, у которых уздечка такая короткая, что язык практически не может подняться. Если же проблема не такая серьезная, то бывает достаточно логопедических занятий по разработке подъязычной связки.

Проверка правильности произношения

Проверить правильность произношения звуков ребенком, родители могут самостоятельно. Для этого существуют разные тесты. Можно использовать ту же методику, при помощи которой логопеды оценивают речь малыша на первом приеме: попросить выговаривать слова или слоги, содержащие шипящие звуки (например, шум, школа, пришел, шмель).

Для правильного произношения Ш язык должен быть похож на ковшик, располагаться в центре ротовой полости, не выпирать вперед

Важно, чтобы кончик был направлен кверху

Проверка должна проводиться поэтапно:

первый этап – общая проверка. Нужно попросить ребенка произнести пару легких предложений, в которых будут слова с буквой (например, «зимой следует носить шарф», «кошка поймала мышку»). Далее требуется перейти к произношению отдельных слов (опушка, шапка, хорошо, каша);

второй этап – проверка звука Ш изолированно

Уделяется внимание слогам. Необходимо попросить малыша произнести «ОШ», «ША», «ОШО», «УШУ»

Это позволит выяснить, насколько хорошо ребенку дается произношение звука. Бывает, что при такой проверке обнаруживаются проблемы с гласными звуками. Поэтому рекомендуется разнообразить слоги;

третий этап – проверка в отдельных слогах с глухими и звонкими согласными.

Для проверки произношения разных звуков существуют специальные карточки с яркими картинками. Они продаются в детских магазинах. Благодаря таким карточкам тест можно будет провести в виде приятной игры.

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Ш

Первый и обязательный этап логопедического занятия – артикуляционная гимнастика. Она необходима для возвращения тонуса мышцам речевого аппарата.

Артикуляционная гимнастика на звук Ш может включать следующие упражнения:

  1. «Бегемотик». Пациент широко раскрывает рот на 5 секунд, затем закрывает.
  2. «Лягушонок». Необходимо широко улыбнуться, оставив зубы сомкнутыми.
  3. «Трубочка». Ребенок вытягивает губы трубой, удерживает несколько секунд.
  4. «Вкуснятина». Нужно расслабить язык, чтобы он принял плоскую форму, облизывать им верхнюю губу.
  5. «Блинчик». Плоский расслабленный язык необходимо положить на несколько секунд на нижнюю губу.
  6. «Рисование». Ребенок водит кончиком языка, как кисточкой, по небу от зубов к небному язычку.

Упражнения постановки Ш от звуков Т, С, Р и гласных

Такие способы, как поставить звук Ш, распространены в логопедической практике, дают быстрый положительный результат. Осуществляются следующим образом:

  1. От звука С. Этот вариант постановки применяется, когда у пациента отсутствуют дефекты функциональности речевого аппарата. Ребенок поднимает язык к небу, расслабленно проговаривает С. Затем выпускает воздух, продолжая произносить. Выходит шипящий звук. Воздушная струя должна идти без напряжения лицевых мышц, искажения мимики. Такое упражнение помогает ребенку понять, чем свистящие звуки отличаются от шипящих. Нередко у детей проблема со звуком Ш возникает из-за смешения верхнего свистящего с нижним шипящим.
  2. От звука Т. Такой способ коррекции применяется, когда у ребенка диагностирован межзубный сигматизм. На первом этапе пациент учится дотрагиваться кончиком языка до верхних зубов, чуть выдвигая его. Так отрабатывается звук Т. Далее мягкая форма Т несколько раз проговаривается в медленном темпе. При произношении выдыхаемый воздушный поток удлиняется, кончик языка не нужно дотягивать до зубов. В результате формируется Ш.
  3. От звука Р. Такой прием практикуется, когда у ребенка нет проблем с произношением Р. Упражнение проводится перед зеркалом методом подражания: пациент следит за движениями логопеда, повторяет их. Звук Р проговаривается шепотом, воздушная струя постепенно ослабевает, прекращает вибрировать. Появляется оттенок шипения. Достаточно несколько занятий, чтобы пациент начал шипеть без предварительного проговаривания Р.
  4. От гласных А, Э, Ы. Если постановка от вышеперечисленных согласных вызывает затруднения, то можно использовать гласные. В данном случае занятия дома не проводятся, так как требуют точной и грамотной работы логопедическим зондом. Пациент проговаривает гласные, а логопед в это время посредством зонда поднимает его язык к небу.

Постановка звука ШЬ

Он же звук Щ, глухой и мягкий.

Артикуляция следующая:

  • язык поднимается к верхней челюсти, его боковые края прижимаются к внутренней стороне зубов;
  • языковые мышцы напряжены;
  • при выдохе кончик языка давит на небо;
  • губы вытянуты трубкой;
  • между верхними и нижними зубами щель не больше 5 мм.

Изо рта выходит более сильный теплый поток воздуха, чем при проговаривании Ш. Звучание более тягучее, напряженное. Воздух не вибрирует.

Звук ШЬ ставят после полноценного формирования Ш. Пациента просят произносить долгий звук Ш, вытягивая губы в улыбке и направляя язык вперед, пока не послышится Щ. Иногда Щ формируется самостоятельно, когда пройдена постановка всех других шипящих.

Нарушения произношения шипящих звуков

Дефекты произношения шипящих звуков называются сигматизмом шипящих.

Самыми частыми нарушениями произношения шипящих звуков являются те же, что и свистящих (исключение – шипящее произношение свистящих), но добавляются еще:

  1. Щёчное произношение шипящих. Язык не участвует в произношении, выдыхаемая струя уходит в сближенные зубы и прижатые к ним уголки рта. При этом образуется тупой шум.
  2. Заднеязычное произношение шипящих. Выдыхаемая струя проходит через щель, образованную между задней спинкой языка и твердым небом. Получается звук, напоминающий Х или украинский  Г.

Часто звуки Ш, Ж, Ч, Щ  заменяются другими звуками. Такое нарушение называется парасигматизмом шипящих. Замены звуков чаще всего происходят на фоне недоразвития фонематического слуха , это следует учитывать при коррекции такого нарушения звукопроизношения.

Звук Ш чаще всего заменяется на С, Т, Ж, Щ, Х,З.

Звук Ж чаще всего заменяется на З, Ш, С, Д.

Звук Щ чаще всего заменяется на СЬ, Ш, Т, Ч, СТ, ШЧ.

Звук  Ч чаще всего заменяется на Щ, ТЬ, С, Ц.

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Занятия по автоматизации звука Ш проводятся поэтапно:

  • звук ставится изолированно;
  • закрепляется в слогах;
  • проговаривается в словах и фразах;
  • закрепляется в стихотворениях, скороговорках, чистоговорках.

Дошкольники и младшие школьники проявляют больший интерес к занятиям, проводимым в игровой форме. Желательно, чтобы игры сопровождались богатым иллюстративным и текстовым материалом.

Схема автоматизации звука Ш в слогах следующая:

  • сначала проговариваются слоги, где звук Ш начальный («шо», «ша», «ше»);
  • разрабатываются слоги с начальными гласными («аш», «еш», «уш»);
  • закрепляются слоги с несколькими согласными («штора», «шут», «швея»).

Автоматизация звука Ш в словах проводится следующим образом:

  • проговариваются слова с Ш в начале, конце и середине;
  • завершаются занятия фразами и предложениями с Ш, сначала простыми, затем сложными.

Вариантов игр на автоматизацию множество. Ниже предлагаются самые популярные:

  1. «Помоги змейке попасть домой». Рисуется лабиринт. На одном его конце изображается змейка, на другом – нора. Ребенка нужно попросить провести пальцем по лабиринту от змейки к норе, при этом издавая шипение.
  2. «Помоги мышке убежать от кошки». Логопед предлагает ребенку читать слоги и слова с Ш, при этом постепенно увеличивая скорость чтения и стараясь не сбиться. По мере ускорения чтения, мышка все быстрее убегает от кошки.
  3. Логопед может составить самостоятельно или найти в интернете логопедический рассказ или сказку, где много раз повторяется звук Ш. Ребенок должен прочитать предложенный текст, не ошибаясь в произношении.

Постановка звука Ш механическим способом

Один из эффективных способов постановки звука Ш, при котором применяется логопедический зонд. Схема действий следующая:

  1. Ребенок произносит длинный звук С в высоком положении языка. Губы должны быть растянуты в улыбке так, чтобы виднелись резцы верхнего и нижнего ряда. Между зубами должно быть небольшое расстояние.
  2. При произношении С логопед погружает в рот пациента зонд, давит им на кончик языка. Старается продвинуть язык вглубь так, чтобы сформировался шипящий оттенок.
  3. Ребенок сжимает зонд зубами, не прекращая шипения.
  4. Специалист формирует трубку из губ ребенка, сжимая пальцами уголки рта. В результате получается четкий звук Ш.

Дальше маленький пациент может тренироваться самостоятельно перед зеркалом.

Закрепление произношения

Логопед не только ставит звук, но и автоматизирует его. Для дошкольников уроки строят в интересной игровой форме. Примерный план поэтапной постановки Ш:

  1. Ищем букву на картинке, учим стишок про нее.
  2. Проговариваем слоги ша, шо, шу, после их освоения — аш, уш, ош.
  3. Закрепляем открытые и закрытые слоги с связках с другими фонемами: што, штат, шут.
  4. Тренируем произношение слов с Ш посредине и в конце.
  5. Произносим короткие, а потом более сложные предложения с Ш.

Постепенно усложняем задания, полноценно вводя Ш в свободную речь

Если возникают трудности в постановке, не стоит переходить к следующему этапу — важно оттачивать навыки последовательно. Отрабатывайте все до идеала — торопиться некуда

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Как можно проверить речь дошкольника в домашних условиях?

Определив, что дошкольник не умеет говорить шипящие, родители должны обратиться к специалисту. В домашних условиях они также могут обследовать речь ребенка, чтобы понять, какие именно шипящие искажаются. По логопедическим правилам обследование начинается с отдельного произнесения определенного звука, затем идет произнесение его в слогах, словах, и только потом в предложениях. Например:

  1. Родитель, предлагая малышу воспроизвести шипящие ш, ж, ч, щ, медленно и внятно произносит их. Интереснее предложить игровую форму в виде речевых упражнений: «Змея зашипела: ш-ш-ш», «Пчелка зажужжала: ж-ж-ж».
  2. Для проверки состояния звука в слогах малыша побуждают повторять слоги, например, ши-жи, ча-ща, жу-шу, чу-щу, аш-аж, ач-ащ, щи, чух, кыш, вжик. При этом проверяемые звуки должны стоять в начале слога, середине, конце.
  3. На следующем этапе идет проверка произнесения звука в словах. Для заинтересованности используются картинки, где нарисованы предметы на заданный звук (шишка, жираф, шалаш, чайник, щука и прочие). При этом можно использовать логопедический наглядный материал, а можно подобрать вместе с ребенком картинки в детских книжках. Главное, чтобы они соответствовали определенным правилам: шипящие должны четко звучать в словах, стоять в начале слова, середине, конце (шуба, машина, камыш). По такому же принципу подбираются слова с другими шипящими: жук, ружье, лыжи и т. д.Хорошо, если обследование будет проходить в виде игровых упражнений. Например, «Как назвать ласково (птица-птичка, коза-козочка, жук-жучок, зима-зимушка, солнце-солнышко)? »
  4. Последний этап предполагает проверку звука в предложении, в котором подобрано несколько слов с проверяемым шипящим. Этой цели хорошо служат чистоговорки, например, «Тише, мыши, не шумите! Кота с кошкой не будите!» Подойдут для обследования шипящих классические скороговорки: «Шла Саша…», «Кукушка кукушонку…»

Важно! При обследовании ребенка нужно попытаться определить причину неправильного произношения, чтобы понять, что повлияло на искажение дикции

Причины неправильного произношения

  1. Нарушения артикуляционной моторики и строения артикуляционного аппарата: короткая уздечка, узкий или увеличенный язык, нарушения прикуса, отсутствие зубов, высокое небо.
  2. Нарушение центральной регуляции дыхания. Нарушены ритм, координация вдоха и выдоха. Выдох происходит через нос при горловом произношении. Дефекты обусловлены изменениями мышечного тонуса, ограничением подвижности мышц гортани, мягкого неба, голосовых складок, языка и губ.
  3. Педагогическая запущенность. Ребенок не слышит грамотную речь в бытовых ситуациях, нет тренировки грамотности. Взрослые осознанно подражают его произношению, изменяя звуки, не исправляют некорректное звучание. Дошкольнику не читают литературных произведений, не ведут с ним долгих бесед.
  4. Нарушение фонематического слуха. Ребенок не различает фонемы родного языка, смешивает их, плохо понимает речь окружающих.

Вариант постановки при отсутствии звука

Если у ребенка в речи отсутствует Ш, и он не использует другие фонемы вместо него, то основной упор делают на артикуляционную гимнастику, а именно формирование подъема широкого языка. Когда упражнение «Чашечка» выполняется правильно, логопед приступает к постановке звука.

Он просит ребенка сделать «Чашечку» и спрятать язык за зубы. Далее логопед объясняет, что нужно подуть на язык и тогда получится Ш. Если ребенок произносит Х, то четкое звучание шипящего не получится. Для удобства предлагают произносить С, только язык находится за верхними зубами. Чтобы выработать правильное произношение, нужно его повторять многократно. Для повышения эффективности занятий логопед использует дидактические игры.

Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях

Занятия по автоматизации звука Ш проводятся поэтапно:

  • звук ставится изолированно;
  • закрепляется в слогах;
  • проговаривается в словах и фразах;
  • закрепляется в стихотворениях, скороговорках, чистоговорках.

Дошкольники и младшие школьники проявляют больший интерес к занятиям, проводимым в игровой форме. Желательно, чтобы игры сопровождались богатым иллюстративным и текстовым материалом.

Схема автоматизации звука Ш в слогах следующая:

  • сначала проговариваются слоги, где звук Ш начальный («шо», «ша», «ше»);
  • разрабатываются слоги с начальными гласными («аш», «еш», «уш»);
  • закрепляются слоги с несколькими согласными («штора», «шут», «швея»).

Автоматизация звука Ш в словах проводится следующим образом:

  • проговариваются слова с Ш в начале, конце и середине;
  • завершаются занятия фразами и предложениями с Ш, сначала простыми, затем сложными.

Вариантов игр на автоматизацию множество. Ниже предлагаются самые популярные:

  1. «Помоги змейке попасть домой». Рисуется лабиринт. На одном его конце изображается змейка, на другом – нора. Ребенка нужно попросить провести пальцем по лабиринту от змейки к норе, при этом издавая шипение.
  2. «Помоги мышке убежать от кошки». Логопед предлагает ребенку читать слоги и слова с Ш, при этом постепенно увеличивая скорость чтения и стараясь не сбиться. По мере ускорения чтения, мышка все быстрее убегает от кошки.
  3. Логопед может составить самостоятельно или найти в интернете логопедический рассказ или сказку, где много раз повторяется звук Ш. Ребенок должен прочитать предложенный текст, не ошибаясь в произношении.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector