Артикуляционная гимнастика для детей: 20 лучших упражнений в картинках и стихах

Содержание:

Пальчиковый театр

Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая: 

Стимулирует развитие мелкой моторики;
Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т

д.);
Развивает воображение, память, мышление и внимание;
Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
Формирует творческие способности и артистические умения;
Знакомит с элементарными математическими понятиями.. Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

  • Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
  • Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.

 Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):

  • Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
  • Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
  • Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
  • В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.

Артикуляционная гимнастика для звука «р»

Звук «р» является проблемным для многих детей. Специальные игровые упражнения артикуляционной гимнастики для звука «р» в стихах быстро помогут справиться с этой проблемой.

Упражнение «Улыбка – трубочка» способствует улучшению подвижности губ.

Тянем губки мы к ушам,Улыбайся малышам.Ты тянись, тянись вперёд,Растёт у слонёнка хоботок.Нужно плотно сомкнуть зубки, затем широко улыбнуться и удерживать позицию 4-6 секунд.Далее нужно вытянуть губки в трубочку, удерживая 2-3 секунды. Упражнение выполняется 4-5 раз.

«Футбол» — развивает и укрепляет мышцы рта.

Щёчки я не раздуваю,Мяч в ворота забиваю.

Нужно вытянуть губы в трубочку, а потом долго дуть на ватный «мячик», лежащий на столе, стараясь задуть его в «ворота». Щеки не надуваем.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Упражнения для щек, глотки и мягкого неба

Эти органы тоже требуют нашего внимания. Эффективны следующие упражнения:

  1. Хомяк. Надувайте щеки. Сначала обе сразу, потом каждую попеременно.
  2. Лопнувший мяч. Надуйте щеки, а затем ударьте по ним кулаками, чтобы воздух вышел со звуком.
  3. Кашель. Хорошенько откашляйтесь с открытым ртом.
  4. Полоскание. Изобразите полоскание горла с запрокинутой назад головой.
  5. Медленные согласные. Постарайтесь как можно медленнее произнести звуки “к”, “г”, “т”, “д”.
  6. Мелкие глотки. Наберите полстакана воды и выпейте ее очень маленькими глоточками.
  7. Воздушный шарик. Перегоняйте воздух из одной щеки в другую в течение 30 секунд.
  8. Рыбка. Втяните щеки. В таком положении несколько раз сомкните и разомкните губы.

Загляните также в нашу подборку упражнений для развития речевого дыхания. В комплексе они дадут еще более ощутимые результаты.

Коррекция ошибок речи

Когда ребенку 3-4 года, коррекция ошибок речи проходит быстро – это гибкий возраст для коррекции и формирования новых навыков

Важно «не загонять» упражнения – сначала должна быть правильная постановка органов артикуляции, затем увеличение темпа упражнения

Постановка звуков происходит на основе гимнастики. Статические и динамические задания для языка являются базой многих звуков, особенно таких проблемных, как «р», «л» и других. Перед постановкой звуков разминаются язычок, губы, затем ребенку объясняют, как их держать/направлять, чтобы получить тот или иной звук.

Если в домашних условиях не получается развивать артикуляцию, перемещать правильно язык и ставить звуки, лучше сразу обратиться к логопеду. Затягивание проблемы приведет к более длительной работе над речью. Кроме того, причина проблемы может скрываться совсем не в артикуляции, а в мозговых структурах, что определит только детский специалист.

Виды артикуляционной гимнастики и какую выбрать для ребенка

Логопедическая гимнастика бывает пассивной и активной. Одни и те же артикуляционные упражнения при этом будут отличаться техникой исполнения.

Пассивная гимнастика

Пассивную гимнастику применяют, когда у ребенка не получается делать упражнения самостоятельно. Артикуляционный аппарат плохо развит. Такие дети не разговаривают или говорят с нарушениями, искажая различные группы звуков (как согласные, так и гласные).

Мышечный тонус языка у таких детей часто нарушен. Ребенок не может самостоятельно высунуть язык, поднять, опустить его или повернуть в сторону.

Упражнения ребенку делает взрослый, совершая механические нажимы руками или с помощью логопедических инструментов (шпателей, зондов).

Необходимость пассивной зарядки для улучшения артикуляции определяет логопед на консультации. Перед каждым занятием специалист делает ребенку логопедический массаж. За счет развития и тренировки слабых мышц, дети учатся воспроизводить новые звуки, постепенно переходя к активной гимнастике.

Активная гимнастика

Эта форма занятий подходит детям, которые повторяют и делают упражнения самостоятельно. Родители могут заниматься с ребенком в домашних условиях.

При неправильном произношении определенных звуков логопед сориентирует, какие упражнения нужно делать ежедневно для их исправления. При этом основную работу коррекции звуков должен проводить специалист.

Артикуляционная гимнастика для языка

Переходим к тренировке языка:

  1. Лопата. Широко откройте рот и высуньте широкий язык наружу. Задержитесь в этом положении на 8 сек.
  2. Змейка. Исходное положение то же. Высуньте язык и постарайтесь максимально сузить его, чтобы он стал тонким, как змея. Если не получается, сложите пальцы колечком, поднесите ко рту и попытайтесь вложить в него язык. Задержитесь на 8 сек.
  3. Чашечка. Широко откройте рот, высуньте широкий язык и приподнимите его края, чтобы получилась форма чаши.
  4. Наказание. Приоткройте рот, высуньте расслабленный язык и положите его на нижнюю губу. Верхней губой слегка похлопайте по нему, произнося “пя-пя-пя”.
  5. Трубочка. Откройте рот, высуньте язык, сложив его трубочкой.
  6. Вращение. Вращайте языком в пространстве между зубами и губами. Сначала в одну сторону, потом в другую.
  7. Грибок. Рот закрыт, язык прилеплен к верхнему небу. Медленно открывайте рот, не отрывая языка от неба.
  8. Часики. Приоткройте рот, губы растяните в улыбку. Попеременно касайтесь правого и левого края кончиком языка.
  9. Уборка. Приоткройте рот и водите языком по верхнему небу вперед-назад, как будто хотите почистить его.
  10. Тянучка. Рот приоткрыт. Языком тянитесь сначала вперед, затем вправо, влево, вверх, вниз.
  11. Подлиза. Языком оближите сначала верхнюю губу и пространство над ней, затем нижнюю.
  12. Молоточек. Представьте, что ваш язык – это молоток. Напрягите его как можно сильнее и стучите по кончикам зубов, произнося звук “д”.
  13. Индюк. Слегка приоткройте рот и положите кончик языка на верхнюю губу. Затем двигайте языком вперед-назад. Сначала медленно и беззвучно, а затем динамично и с голосом.
  14. Лошадка. Приоткройте рот и поцокайте языком, имитируя звуки лошадиных копыт.

Гимнастика для детей 4-6 месяцев

Безусловные рефлексы постепенно угасают, поэтому увеличивается доля пассивно-активных упражнений. Также увеличивается количество повторений одного и того же упражнения.

Проводятся пассивные упражнения – сгибание и разгибание в крупных суставах.

Круговые движения в тазобедренных суставах, с обязательной фиксацией своими руками коленей ребенка.

Одновременное сгибание – разгибание ног.

Исходное положение: на спине. Следует обхватить ноги ребенка в нижней части голени сзади, удерживая ступни. Согнуть ноги во всех суставах, слегка прижимая их к животу (колени ребенка должны быть разведены в стороны), затем выпрямить ноги младенца.

Соединение противоположных и одноименных колено-локоть.

Расширяется спектр упражнений на мяче.

В этом возрасте многие дети с интересом покачиваются на мяче с подъемом игрушки с поверхности.

На мяче в положении на спинке можно покачивать ребеночка с небольшим «присаживанием» при достижении опоры ножками.

С 5-ти месяцев можно покачивать ребенка на боку с отталкиванием от поверхности опоры.

Применение вспомогательных средств (музыка, стихи, игры и др.)

Младший дошкольный возраст – это активные дети, которые изображают то, что видят и слышат. Применение наглядного пособия (карточка, видео, презентация) на логопедических занятиях помогут ребенку правильно отобразить позу упражнения, а также развить фантазию.

Использование музыки поможет не только речи, но и развитию слуха, в результате чего ребенок сможет разделять звуки и передавать услышанное соответственно. Гимнастика, проведенная в форме игры, стиха или сказки, способствует развитию памяти, мышления и быстро усваивается в независимости от сложности задания.

Важно! Специалисты рекомендуют использовать вспомогательные средства не только в детском саду, но и в домашних условиях

Применение иллюстрации к упражнению

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для отработки основных движений языка и губ

В четком и правильном произношении огромную роль играют язык и губы.
От их подвижности, натренированности и гибкости зависит умение держать
органы речевого аппарата в нужном положении, а, значит, и правильно
произносить звуки.

Комплекс для развития мышц губ

«Улыбка». Надо растянуть губы в улыбке и удерживать их в таком положении.
«Улыбка зайчика». Ребенок может представить, что он зайчик, который
грызет морковку передними зубами. Затем пусть «зайчик» улыбнется так,
чтобы были видны все зубы. При этом верхняя челюсть стоит на нижней, не
перекрывая ее.
«Трубочка». Губы вытягиваются вперед трубочкой, как будто это хобот слона или трубочка.
«Бублик». Зубы сомкнуты, губы округлены и вытянуты вперед

Важно, чтобы было видно и верхние, и нижние резцы.
«Буря». Надо дуть сильной струей выдыхаемого воздуха через трубочку в стакан с водой

Получится «шторм».
«Художник». Удерживая губами карандаш, нужно «нарисовать» круг или квадрат в воздухе.

Комплекс для развития мышц языка

  • «Чашечка». Нужно широко раскрыть
    рот, как можно дальше высунуть язык и загнуть его по направлению к себе так,
    чтобы он не коснулся зубов.
  • «Лопата». Полностью расслабленный
    язык высунуть изо рта и удерживать на нижней губе.
  • «Жало». Напряженный язык резко
    выдвигается вперед, как жало пчелы.
  • «Футбол». С закрытым ртом надо
    упираться языком поочередно в правую и левую щеки, в зубы, в нёбо и т.д.
  • «Маятник». Высунуть язык и водить
    напряженным языком вправо и влево, как маятник часов.
  • «Чистим зубы». С закрытым ртом
    надо «почистить» верхние и нижние зубы.
  • «Лошадка». Изобразить языком, как
    цокает копытами лошадь.

Комплекс для развития мышц щек

  • «Сытый хомячок». Набирается полный
    рот воздуха, надуваются щеки и удерживаются в таком положении. Можно надувать
    попеременно правую и левую щеки.
  • «Голодный хомячок». Нужно втянуть
    щеки внутрь. На первых порах можно помочь ребенку руками.
  • «Лопнувший шарик». Губы плотно
    сомкнуты, зубы разомкнуты. Щеки надуть. Затем хлопнуть по ним ладонями.
  • «Буря».
  • Выдувать мыльные пузыри

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка

Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Артикуляционная гимнастика для губ

Итак, начинаем. Давайте попробуем выполнить следующие несложные действия:

  1. Трубочка. Вытяните губы как можно сильнее вперед. Задержитесь на 7-8 сек., а затем возвращайтесь в исходное положение. Это упражнение полезно выполнять каждый раз перед долгой речью в качестве разминки.
  2. Улыбка. Улыбнитесь как можно шире, не обнажая зубной ряд. Задержитесь на 7-8 сек.
  3. Заборчик. А теперь улыбнитесь так, чтобы было видно ваши зубы. Задержитесь на 7-8 сек.
  4. Хомяк. Сомкните зубы и приподнимите верхнюю губу, обнажив верхние резцы. Удерживайте положение 7-8 сек.
  5. Старушка. Откройте рот и натяните зубы на губы. В таком положении открывайте и закрывайте рот, а затем постарайтесь улыбнуться.
  6. Улыбка – трубочка. Попеременно чередуйте эти два движения в среднем темпе.
  7. Щетка. Кусайте сначала верхнюю губу нижними зубами, затем нижнюю губу прикусите верхними зубами.
  8. Хлопок. Глубоко вдохните и втяните щеки внутрь рта. Затем резко откройте рот, чтобы получился характерный звук.
  9. Недовольная лошадь. Вдохните воздух через нос с сомкнутыми губами, а затем резко выдохните через рот. Губы должны завибрировать и издать фыркающий звук.

Речевые особенности детей 4-5 лет

В этом возрасте дети начинают активно пополнять свой словарный запас. Так, к 5 годам в среднем у ребенка уже около трех тысяч слов в запасе. Кроме этого, пятилетки начинают создавать более сложные конструкции предложений. Если раньше они состояли максимум из 3-4 слов, то в этом возрасте одно предложение может насчитывать до 10 слов.

Логопедические занятия для детей 4-5 лет очень важны

Не всегда предложения, выдаваемые ребенком в возрасте 4-5 лет, логически правильно построены. Если ребенок рассказывает долгую историю или пересказывает сказку, его не нужно поправлять, если потерялась основная мысль или логика. Для этого возраста это в пределах нормы.

Обратите внимание! Также в пять лет часто дети не только рассказывают, что увидели или услышали, но и сами составляют истории, не опираясь на свой жизненный опыт. Это лишь еще раз подтверждает правильность развития

Нелепые истории — одна из его составляющих.

Основные характеристики речи ребенка в 4-5 лет

К пяти годам ребенок уже начинает различать звуки и способен определить присутствие или отсутствие того или иного звука в определенном слове. В норме в период 4-5 лет ребенок уже должен закончить формирование произношения определенных звуков и букв, которые раньше давались с трудом. Так, например, в 4 года уже должны в речи присутствовать все шипящие звуки. А к 5 годам ребенок должен освоить такие сложные звуки, как «л» и «р».

На практике далеко не всегда все так идеально и больше половины детей имеют некоторые речевые отклонения. Встречается следующая недоразвитость речи:

  • фонетическая;
  • фонетико-фонематическая;
  • общая.

Важно! Говоря проще, дети не узнают, не различают или испытывают серьезные трудности с произношением звуков

Пора к логопеду

Как родителям определить, что им пора вести свое чадо к логопеду? Существуют определенные параметры развития речи, по которым и выявляется степень речевых нарушений у старшего дошкольника (как физиологических, так и психологических):

  • К 4–5 годам речь дошкольника остается нечеткой, «кашеподобной», он не выговаривает много звуков.
  • Говорит согласные звуки, смягчая («лямпотька», «яблёко», «тяйник»).
  • Не употребляет сложных предложений, союзов.
  • Не согласовывает слова в предложениях грамматически.
  • Не освоил обобщающие понятия (мебель, посуда, одежда, транспорт).
  • Пропускает или переставляет звуки в словах местами, за исключением сложнопроизносимых слов со стечением согласных (экскаватор).
  • Не может полно и связно отвечать на вопросы, строить монолог.

При всех этих нарушениях необходимо обратиться к логопеду для диагностики и выявления истинных причин. Среди них могут быть низкий или повышенный тонус артикуляционных мышц, неврологические или психологические проблемы (задержка речевого развития, сильный испуг, и т.д.), патологии органов речи (короткая уздечка языка, высокое небо, неправильный прикус, аденоиды, и др.).

Если серьезных проблем не обнаружится, логопед может порекомендовать курс специальных занятий (в их числе – языковая гимнастика, массаж), корректирующих произношение (например, если ребенок не выговаривает только звук Л, или только шипящие). Первое занятие он может провести сам, чтобы обучить маму правильной технике выполнения упражнений.

Если проблемы серьезнее, коррекцией заниматься должен однозначно специалист (при этом он обязательно будет давать домашние задания по закреплению получаемых ребенком навыков). Ведь профессиональный логопед, помимо звукопостановки, может оказать дошкольнику комплексную помощь в развитии речи:

развивать у ребенка внимание, мышление, память, а также зрительное и слуховое восприятие;
обогащать словарный запас;
развивать связную речь;
обучать грамоте;
корректировать грамматические ошибки в речи дошкольника.

В своей работе профессиональный логопед может использовать специальные инструменты (лопатки, шпатели), помогающие постановке правильной артикуляции в случаях, когда ребенок сам не справляется с ней; проводить специальный логопедический массаж для нормализации тонуса мышц.

Хорошему логопеду знакомы основы неврологии и психологии, поэтому он может найти подход к каждому ребенку и помочь разрешить существующие психологические зажимы. Если проблемы окажутся узкоспецифичными, такой специалист порекомендует показать ребенка психологу, психиатру, неврологу, сурологу, отоларингологу. Ведь иногда малышу требуется и медикаментозная, и даже хирургическая помощь.

Логоритмика

Дело в том, что у подвижных и хорошо скоординированных малышей речевые навыки могут появляться несколько раньше, чем у их более спокойных сверстников. Более того, замечено, что у детей с нарушениями речи наблюдаются и неполадки в работе крупной моторики: нечеткость и неорганизованность движений, недостаточное чувство ритма и координации. Таким детям на помощь приходит логоритмика.

Учеными доказано, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов речи — губ, языка и нижней челюсти. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Мы подобрали для вас несколько примеров несложных логоритмических упражнений, которые больше похожи на игру, не требуют помощи специалистов и могут выполняться в любую свободную минуту.

Деревцо

Дует ветер нам в лицо —

(махать руками ладошками к себе) 

Закачалось деревцо.

(Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.) 

Ветерок все тише, тише —

(плавно опустить руки) 

Деревцо все выше, выше.

(Поднять руки и тянуться вверх.) 

Физкульт-привет

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

(имитировать умывание) 

Полотенцем растирались.

(Имитировать растирание спины полотенцем.) 

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

(Имитировать движения, указанные в тексте.) 

Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям — физкульт-привет!

(Резко поднять руки вверх.) 

Бабочка

Спал цветок

(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками) 

И вдруг проснулся.

(Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.) 

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

(Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья».) 

Солнце утром лишь проснется —

Бабочка кружит и вьется.

(«Летать», имитируя движения бабочки.) 

Водичка

Водичка, водичка,

(двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка) 

Умой мое личико,

(ладошками имитировать умывание) 

Чтобы глазки блестели,

(дотрагиваться до глазок по очереди) 

Чтобы щечки краснели,

(тереть щечки) 

Улыбался роток

(улыбаться, гладить руками ротик) 

И кусался зубок.

(Стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик.) 

Кулачок

Как сожму я кулачок

(сжать руки в кулачки) 

Да поставлю на бочок.

(Поставить кулачки большими пальцами вверх.) 

Разожму ладошку,

(распрямить кисть) 

Положу на ножку.

(Положить руку на колено ладонью вверх.) 

Тук-тук

– Тук-тук-тук.

(Три удара кулаками друг о друга.) 

– Да-да-да.

(Три хлопка в ладоши.) 

– Можно к вам?

(Три удара кулаками друг о друга.) 

– Рад всегда!

(Три хлопка в ладоши.) 

Зайчики

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки) 

На лесной опушке.

(Разводить руками перед собой, описывая окружность.) 

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки) 

В серенькой избушке.

(Сложить руки над головой в форме домика.) 

Мыли свои ушки,

(проводить руками по воображаемым ушкам) 

Мыли свои лапочки.

(Имитировать мытье рук.) 

Наряжались зайчики,

(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе) 

Надевали тапочки.

(Руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу.)

Снег

Как на горке снег, снег,

(показывать руками горку) 

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.) 

И под горкой снег, снег,

(показывать руками «под горкой») 

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.) 

А под снегом спит медведь.

(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.) 

Тише, тише, не шуметь!

(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)

Почему так важны правильное развитие речи и ранняя коррекция нарушений

Правильное развитие и ранняя коррекция речи (в случае каких-либо отклонений) чрезвычайно важны: речевые нарушения приводят к трудностям в обучении письму и чтению; помимо этого, они, как правило, ведут к возникновению комплексов у ребенка, мешают его социализации. Поэтому при любых подозрениях на наличие тех или иных особенностей речевого развития у малыша лучше обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, психологу).

Вне зависимости от заключения специалистов в случае речевых нарушений, вне зависимости от того, есть ли речевые нарушения или они отсутствуют, вы можете помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей. 

Воспользуйтесь нашими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!

Приятных вам занятий!

Комплекс упражнений на развитие правильного дыхания

Чтобы сказать слово, ребенку необходимо делать несколько вдохов или недоговаривать окончания. Правильное дыхание при речи – гарантия четкого проговаривания слов.

Примеры упражнений для развития правильного дыхания на второй и третий год жизни ребенка

«Кто со мной споет?»:

Задание: сделать вдох и пропеть на выдохе гласные а, о, у, и, э, е.

Задание усложняется произношением слогов ау, ои, ту, ма.  Интересное занятие в средней группе по развитию речи

«Ветер гонит шарик»:

Задание: шарик запускается в воздух. Задача детей дуть на него так, чтобы он ни упал на пол. Можно усложнить игру пародией ветра с произношением «у-у-у» или «ву-ву-ву».

«Дуем пузыри»:

В этом упражнении можно использовать настоящие мыльные пузыри или вообразить, что они находятся в руках.

Важно! Гимнастика на развитие дыхания проводится не больше 7 минут, звуки на выдохе тянутся не больше 3-5 секунд. В результате длительной гимнастики может быть переизбыток кислорода, что приведет к головокружению и обмороку ребенка

Зарядка для самых маленьких

Утренняя гимнастика помогает прогнать сон и быстрее прийти в норму, что важно как взрослому, так и ребенку, особенно если он ходит в садик или школу. Однако заниматься с детьми можно начинать гораздо раньше

В 1 год можно проводить профилактические массажи перед тренировкой, а в заключение – небольшую растяжку и упражнения на расслабление организма ребенка.

Суть работы в этом возрасте сводится к самым простым заданиям.

Собрать предметы в корзинку соответствующего цвета

Задание помогает не только развивать физическую активность, но и учить цвета, что в этом возрасте очень важно.
Бросить мяч в ведро (имитация баскетбола). Если есть детский баскетбол, можно бросать мяч в специальное кольцо.
Найти спрятанную игрушку

Мама прячет недалеко игрушку средних размеров, ребенок должен ее найти.
Зайди в круг. Положить на пол обруч и попросить ребенка зайти в него и выйти. Можно подать как игру: когда на улице дождик – нужно спрятаться, когда солнце – можно выйти из круга.
Обязательно немного потанцевать с малышом, вырабатывая чувство ритма и поднимая настроение ребенку.

Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

Произносительная сторона речи малышей 2-3 лет еще далека от совершенства. Начав пользоваться активной речью, дети тренируют свой артикуляционный аппарат. Можно применять специальные упражнения для развития движений языка, губ, нижней челюсти. С их помощью укрепляются мышцы органов артикуляции, и звуки появляются быстрей и звучат более четко. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, обязательно с показом движений. Ребенок должен сидеть перед зеркалом.

Упражнения для губ

«Пузырь лопнул» — надуть щеки, а затем прижать то одну, то другую пальцем.

«Зайку приняли за волка» — вытянуть губы трубочкой и быстро улыбнуться, показав зубы.

«Остановите лошадку» — произнести «Тпру!»

«Покажите, как котенок молоко лакает» — выполнять быстрые движения я зыком: высовывать и прятать язык.

«Иголочка» — дотронуться кончиком языка до внутренних поверхностей щек.

«Лошадка цокает копытом» — пощелкать языком, приподнимая его к верхнему небу.

Упражнения для артикуляционной гимнастики

  • «Улыбка». Это база для каждого последующего упражнения. Для правильного выполнения ребенку нужно будет удерживать губы в широкой улыбке. Так давайте улыбаться! Губы широко растянуты, зубы соединены. Варианты — с сомкнутыми губами и приоткрытыми.
  • «Слоник». Слоненок тянется хоботком к цветочку. Губы сомкнуть и вытянуть вперед трубочкой. Тянемся изо всех сил. Удерживать положение на счет до 5, постепенно увеличивая время до 10 секунд.
  • «Лопатка». Делаем широкий язычок. Немного вытянуть язык между зубов, не прижимая сильно. Сам язык должен быть расслабленным и широким. Настоящая большая лопата для уборки снега!
  • «Змея». А теперь можно превратиться в длинную змею. Язык также расположен между зубов, но теперь он должен быть напряженным и вытянутым, тонким. Пусть ребенок представит, как кончик языка тянется вперед, как у змейки. Такое положение, как и предыдущее, удерживать по 10 секунд.
  • Если упражнения хорошо освоены, предложите ребенку научиться чередовать их в определенном темпе. Вы будете чародеем, который взмахом волшебной палочки превращает лопату в змейку и обратно. А может быть, вы придумаете какую-то другую историю про волшебство?
  • Переходим от статики к действиям. Делая «Улыбку» с сомкнутыми зубами под счет взрослого, ребенок должен разомкнуть зубы на пару сантиметров, то есть открыть рот. Двери открываются — двери закрываются. Придумайте, от кого запирается дверка?
  • «Вправо — влево». Язычок решил прогуляться, но не знает, куда же ему пойти. Рот приоткрыт в улыбке, язык двигается из одного угла губ к другому.
  • Ваш ребенок любит играть в футбол? Упражнение «Мяч». Пусть ребенок упирается кончиком языка то в одну, то в другую щеку. Вы можете контролировать точность и напряжение языка, «толкая» щечки. Очень весело!
  • Еще одна вариация футбола — только мяч будет надувной. Научите ребенка надувать то одну щеку, то другую по очереди. Задача непростая, но для того, чтобы поднять настроение, вы можете «лопать» воздушный шарик, нажимая на надутую щеку.
  • Ох, язычок ушел гулять, но ведь он еще не умывался! Чистим язык, прокатывая его вперед-назад при сомкнутых зубах.
  • Теперь надо еще почистить и зубы — пусть язычок позаботится о них. Плавным движением слева-направо и наоборот провести языком по наружной поверхности верхних зубов, потом нижних.
  • Качаемся на качелях. Кончик языка упирается в нёбо за верхними зубами, а потом — внизу, за зубами нижними. Рот полуоткрыт в улыбке.
  • Поскачем на лошадке? Все дети любят воспроизводить цоканье. Давайте соревноваться — кто дальше ускачет, вы или ваш ребенок?
  • Еще одно статическое упражнение — «Грибок». Оно хорошо растягивает короткую уздечку. Язык нужно приклеить («присосать») к верхнему небу как при цоканье лошадкой и оставить в таком положении на 10 секунд.
  • Усложняем «Грибок» — играем на гармошке. В положении «Грибка» ребенок должен двигать нижней челюстью вверх и вниз. Язык при этом не отпускаем!

Упражнения для активной работы артикуляционного аппарата можно найти много. Придумывайте сами, играйте — вместе веселее! Занимаясь регулярно, вы скоро увидите, что ваш ребенок намного лучше вас умеет сворачивать язык в трубочку, тарахтеть как моторчик и — ура! — рррычать как тигр!

Не забывайте только, что если что-то не получается, не надо сердиться. Возможно, ребенок не понимает, как правильно выполнять то или иное упражнение. А может быть, следует проконсультироваться с логопедом и подобрать наиболее подходящий комплекс для занятий.

Что такое артикуляционная гимнастика

Артикуляция – это совместная работа органов, участвующих в образовании отдельных звуков и слов. Это челюсть, щеки, язык, уздечка, губы.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленный на развитие группы мышц органов речи. В результате их развития у ребенка нет затруднений при произношении отдельных звуков, а следовательно, словарный запас становится намного понятнее для окружающих.

Дети

Нарушение или слабое развитие артикуляционных органов приводит к значительным дефектам в произношении.

Выделяют 2 вида логопедических упражнений:

  • статистический – удерживание мимики лица на короткое время.
  • динамический – произношение отдельных звуков в определенной позе.

В каких случаях детям 2-3 лет нужна артикуляционная гимнастика

Потребность в артикуляционной гимнастике возникает уже в первый год жизни. Простая просьба «покажи язычок» послужит началом развития мышц речевых органов.

Чаще всего двух-трёхлетние дети еще не посещают детский сад, а родители не заостряют внимание на речи ребенка. Только опытный специалист может выявить несоответствие возрастным особенностям речи

Родителям стоит обратить внимание на следующие факты:

  • до года отсутствует лепет;
  • частичное или полное отсутствие речи в два года. В норме словарный запас должен вырасти до 50 слов, часть из которых выстраивается в несколько осознанных предложений;
  • смысл произношения не угадывается взрослыми;
  • замена букв «к-т», «м-б» и т. д.».

Важно! Не стоит ссылаться на опыт знакомых и старших детей. Во избежание дальнейших проблем в развитии необходимо обратиться к логопеду

Ставим правильное произношение звуков Ц, З и С

Выполняя это задание, отслеживаем положение нижней челюсти – она должна быть неподвижной.

  1. «Забор». Нужно 7 секунд улыбаться и показывать ряд сжатых зубов. Нижняя челюсть располагается строго под верхней. Сделать 4-6 повторов.
  2. «Хобот слоненка». Сжав зубы вытянуть губы трубочкой вперед. Выполнять по 7 секунд 4-6 повторов.
  3. «Щетка». Нужно имитировать процесс чистки зубов. Язык должен двигаться с левой части нижней челюсти направо, с внешней и внутренней стороны отдельно. Аналогично выполнить упражнение на зубах верхней челюсти. Сделать 4-6 повторов.
  4. «Задуй свечку». Зажать губами высунутый кончик языка. Держать палец напротив рта на расстоянии около 10 сантиметров. Произвести задувание свечки, выдохнув на палец. Делать глубокий вдох, и затем медленный выдох. Сделать 4-6 повторов.
  5. «Ледяная горка». Широко улыбаясь упереть кончик языка в нижние зубы. Приподнять спинку языка вверх на счет 1-2-3-4-5. Сделать 4-6 повторов.
  6. «Ледяная горка 2». Предварительно вымыть руки или протереть влажной салфеткой. Приподнять спинку языка вверх на счет 1-2-3-4-5. Сделать 6 повторов.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector