Александринский театр

Содержание:

Что такое Амфитеатр

Амфитеатр — 1. Предназначенное для публичных зрелищ сооружение с ареной, вокруг которой возвышающимися уступами располагались места для зрителей (в Древнем Риме). 2.

Ряды кресел в зрительном зале, расположенные полукружием с постепенным повышением за партером — в театре, кинотеатре и т.п. — или вокруг арены — в цирке, на стадионе и т.п. 3. Часть зрительного зала, где находятся такие ряды. // перен. разг.

Зрители, занимающие такую часть зрительного зала. 4. перен. Что-л. (рельеф местности, строения и т.п.), постепенно возвышающееся в виде полукружия или круга.

Значение слова Амфитеатр по Ожегову:

Амфитеатр — Места в зрительном зале, возвышающиеся уступами за партером

АмфитеатрСооружение для зрелищ, в котором места для зрителей возвышаются полукрогомАмфитеатр Так расположенные места в цирке, в лекторном зале

Амфитеатр в Энциклопедическом словаре:

Амфитеатр — (от греч. amphitheatron) — 1) античное сооружение для зрелищ:овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей(Колизей в Риме). 2) Места в зрительном зале (в театре и цирке запартером) или в аудитории, расположенные уступами.

Значение слова Амфитеатр по словарю Ушакова:

АМФИТЕАТР, амфитеатра, м. (греч. amphitheatron). 1. У древних — здание для зрелищ с возвышающимися полукружием или кругом местами для зрителей. 2. В современных театрах — места за партером или над ложами, расположенные полукругом.

Значение слова Амфитеатр по словарю Брокгауза и Ефрона:

Амфитеатр (amphitheatrum, от греч. αμφιθέατρον) — означал у римлян овальное, непокрытое крышей здание, состоявшее из двух соединенных между собою театров без помещения для сцены и предназначавшееся для боя зверей и людей.

В самой середине помещалась усыпанная песком арена, свободное эллиптическое, приспособленное к форме всего здания пространство, на котором происходили бои. Под ареной часто находились разные пристройки. Кругом арены шла массивная каменная ограда, на которой для более верной защиты от зверей укреплялась еще решетка.

Позади этой ограды возвышались ступеньками ряды сидений, из которых нижние предназначались для сенаторов, всадников и т. д., а верхние, отодвинутые назад, для народа. Лестницы, ведшие к этим сидениям, открывались наружу под колоннадами, которыми было окружено все здание. По-видимому, первый каменный А. был выстроен в Кампании. Самый древний, дошедший до нас, находится в Помпее.

В Риме бои первоначально происходили на форуме, но в 44 г. до Р. Х. Цезарь выстроил обширный А. для боя гладиаторов. это было деревянное здание, и по окончании представлений его сломали. Каменный А., воздвигнутый Статилием Тавром в царствование Августа (29 до Р. Х.), по крайней мере отчасти, состоял еще из дерева, так как он был уничтожен пожаром при Нероне. Деревянный А.

По своей архитектуре несколько напоминает колизей, уцелевший даже внутри А. в Вероне, который носит там название арены. Кроме этих больших А., почти каждый значительный город во всех римских провинциях, особенно в Италии, Галлии, Испании, Африке, имел свои маленькие А. Всего менее их было в Греции.

Определение слова «Амфитеатр» по БСЭ:

Амфитеатр (от греч. amphithйatron)1) в Древнем Риме монументальное сооружение для публичных зрелищ: боев гладиаторов, травли диких зверей, массовых театрализованных представлений. А.

— грандиозная эллипсовидная в плане постройка с ареной посредине, вокруг которой повышающимися уступами располагались места для зрителей. Конструктивную основу А. составляла сложная система арок и столбов, между которыми находились сводчатые галереи, служившие фойе, и лестницы.

Под ареной помещались клетки для зверей и сценической машины. До нашего времени сохранились частично А. в Риме (Колизей), в Вероне, Помпеях и др. городах бывшей Римской империи.2) В современном театре А.

называются места в зрительном зале, расположенные повышающимися уступами за партером.Амфитеатр. Колизей (амфитеатр Флавиев) в Риме. 75-80 гг.

Здание театра

Достаточно долгое время театральная труппа не имела собственного помещения, пользуясь зданиями других театров. Лишь спустя семьдесят шесть лет после основания труппы она наконец получила собственное здание.

Театр был выстроен в начале 30-х годов XIX столетия. Та территория, на которой он был возведен, ранее принадлежала роду Аничковых и была занята огромным садом. Если говорить точнее, владельцем территории в XVIII столетии был тот самый полковник, под руководством которого строился знаменитый Аничков мост. Позже земля была у него выкуплена казной, началось строительство театра.

Сначала здание было деревянным и предназначалось вовсе не для «бездомной» труппы российских актеров, а для итальянской оперы. Позже небольшое деревянное строение перестало соответствовать потребностям города, решено было возвести новое здание, на этот раз из камня. Осуществлению этого плана помещал военный конфликт с Турцией, затем разразилась война с Францией… Строительство театра было отложено на неопределенное время.

В начале XIX столетия Карлом Росси было создано несколько проектов нового здания. Над этими проектами он работал около десяти лет. В конце 20-х годов строительные работы наконец начались. Примерно через четыре года новое великолепное здание театра было достроено. В настоящее время оно является одной из главных архитектурных достопримечательностей города.

Особую величественность основному фасаду здания придает глубокая лоджия с множеством колонн. Главное украшение боковых фасадов — это также колонны (по восемь с каждой стороны). К зданию ведет улица, составляющая с ним единый ансамбль. Таков был замысел архитектора, спроектировавшего не только театр, но и эту улицу, соединившего их в единую композицию. Достаточно короткую улицу замыкает здание театра, а точнее, его задний фасад, который является практически плоским, но зато отличается богатством декора.

Отдельно нужно сказать несколько слов о скульптурах, украшающих стены театра. Они были созданы Василием Демут-Малиновским. Это античная колесница, древнегреческие музы, театральные маски, лавровые венки… Вместе с колоннами, аттиком и другими элементами здания эти скульптуры являются как бы частями архитектурной симфонии, созданной в XIX столетии двумя авторами — прославленным архитектором и знаменитым скульптором.

Говоря о здании театра, необходимо сказать несколько слов и об оригинальной конструкции его свода. В XIX столетии эта конструкция была новаторством. Архитектору пришлось отстаивать это необычное инженерное решение, защищать его от нападок многих современников. Он был твердо уверен в надежности предлагаемой им конструкции (и, как показало время, уверенность эта была вполне обоснованной). Архитектор даже предлагал немедленно повесить его прямо в театре — в том случае, если предложенное им инженерное решение станет причиной какого-либо несчастья.

Театральный разъезд

Название отсылает к пьесе Гоголя «Театральный разъезд после представления новой комедии». На её создание писателя вдохновили разговоры зрителей, разъезжавшихся после премьеры «Ревизора». Сочинение входит в цикл «Приложения к «Ревизору»», которые в качестве автокомментария раскрывают содержание пьесы и содержат указания по её постановке. Цикл создавался на протяжении 10 лет и отражал взгляды Гоголя на своё творение. Конкретно эта пьеса представляет собой своеобразный ответ автора критикам «Ревизора». В неё вошли некоторые реальные отзывы о комедии, печатавшиеся в журналах и газетах.

10 сентября 1842 года Гоголь писал Прокоповичу:

«…более всего хлопот было мне с остальною пьесою — «Театральный разъезд». В ней столько нужно было переделывать, что, клянусь, легче бы мне написать две новых. Но она заключительная статья «Собрания» и потому очень важна и требовала тщательной отделки. Я очень рад, что не трогал её в Петербурге и не спешил с нею. Она была бы очень далека от значения нынешнего». 

Выставочное пространство зала условно разделено на сцену и зрительный зал. 
В «зрительном зале» — костюмы публики XIX века, а на «сцене» — костюмы из постановок Шекспира, которые наиболее часто ставились в Александринке. «Гамлет» впервые был поставлен ещё в версии «отца русского театра» Александра Петровича Сумарокова в XVIII веке.

В экспозицию вошли: 

  • костюмы Константина Варламова из «Свадьбы Кречинского» Александра Сухово-Кобылина;
  • костюмы Павла Самойлова из спектакля «Горе от ума»;
  • сюртук Мамонта Дальского в комедии Грибоедова;
  • шинели швейцаров театра разных эпох.

Кстати, именно в этой и смежной комнате с середины XIX века располагался Театрально-литературный комитет императорских театров, чья рекомендация открывала дорогу на сцену новым драматическим сочинениям.

Витрина с костюмами конца XIX векаИсточник фото

Костюмы и эскизы к спектаклю «Гамлет» В. Шекспира
(режиссёр — Г. М. Козинцев, художник — Н. И. Альтман, 1954 г.)Источник фото

Как выбрать удобные места в театре

Приведённая схема актуальна для больших зрительных залов, особенно в старых театрах с историей. А вот в современных театрах залы могут быть совершенно разными, например, состоять только из партера или партера с несколькими ложами на уровне балкона.

Перед покупкой билета рекомендуем внимательно изучить информацию на официальном сайте театра. Многие из них предлагают виртуальные туры, которые наглядно показывают масштаб зала, его устройство — проходы, расстояние между рядами и разными частями зала, близость первого ряда к сцене и другие нюансы.

Как выглядят залы самых известных театров в Петербурге

Фото: mikhailovsky.ru

Фото: alexandrinsky.ru, vk.com/alexandrinskytheater

Фото: afisha.ru

Фото: culture.ru

Фото: baltic-house.ru

Фото: mdt-dodin.ru

Фото: afisha.ru

Фото: mironov-theatre.ru

Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

Фото обложки: «В театре», художник — Жорж Барбье

Труппа

Волков
Игорь Николаевич

Народный артист России

Зиганшина
Эра Гарафовна

Народная артистка России

Карелина
Галина Тимофеевна

Народная артистка России

Лисецкий
Владимир Алексеевич

Народный артист России

Мартон
Николай Сергеевич

Народный артист России

Паршин
Сергей Иванович

Народный артист России, лауреат Государственной премии России

Семак
Пётр Михайлович

Народный артист России, лауреат Государственных премий СССР и России

Смирнова
Светлана Станиславовна

Народная артистка России

Ургант
Нина Николаевна

Народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР

Волгин
Аркадий Наумович

Заслуженный артист России

Зимина
Елена Константиновна

Заслуженная артистка России

Капитонов
Евгений Павлович

Заслуженный артист Украины, лауреат Государственной премии СССР

КУЗНЕЦОВ
Сергей Анатольевич

Заслуженный артист России

Кузнецова
Мария Владимировна

Заслуженная артистка России

Лепешенкова
Ирина Александровна

Заслуженная артистка России

Липец
Елена Алексеевна

Заслуженная артистка России

Немзер
Елена Яковлевна

Заслуженная артистка России

Сытник
Семён Семёнович

Заслуженный артист России

Шейченко
Светлана Константиновна

Заслуженная артистка России

АКШЕНЦЕВ
Тимур Фуркатович

Артист

Алексеева
Василиса Алексеевна

Артистка

Балакшин
Степан Николаевич

Артист

Барсуков
Никита Иванович

Артист

Белин
Николай Янович

Артист

Белинская
Ольга Владимировна

Артистка

Белов
Дмитрий Сергеевич

Артист

Блинова
Анна Алексеевна

Артистка

Большакова
Александра Ивановна

Артистка

Бутеев
Дмитрий Игоревич

Артист

Вожакина
Елена Игоревна

Артистка

Волгина
Елизавета Аркадьевна

Артистка

ВОЛКОВ
Иван Николаевич

Артист, композитор

ГИРЕВ
Дмитрий Владимирович

Артист

Гладкова
Елена Борисовна

Артистка

Еликов
Сергей Владимирович

Артист

Ершова
Наталья Георгиевна

Артистка

Ефремов
Иван Сергеевич

Артист

Жизневский
Тихон Игоревич

Артист

Захаров
Валентин Леонидович

Артист

Князева
Татьяна Васильевна

Артистка

Колесникова
Тамара Павловна

Артистка

Кошелевич
Иосиф Иосифович

Артист

Лакоба
Янина Джоновна

Артистка

Лушин
Александр Борисович

Артист

Маликов
Владимир Олегович

Артист

МАРДАРЬ
Сергей Александрович

Артист

Матюков
Андреи
̆ Владимирович

Артист

Мицкевич
Александр Леонидович

Артист

Мосюк
Игорь Зиновьевич

Артист

Никитин
Вадим Витольдович

Артист

Пантелеева
Анастасия Дмитриевна

Артистка

Поламишев
Александр Александрович

Артист

Рослова
Марина Викторовна

Артистка

Семеновский
Виктор Борисович

Артист

Серваль
Светлана Александровна

Артистка

Соколова
Олеся Андреевна

Артистка

Соколова
Юлия Германовна

Артистка

СТЕПАНОВ
Валерий Евгеньевич

Артист

ТРУС
Иван Владимирович

Артист

Хитрук
Ольга Александровна

Артистка

Шидловская
Алиса Александровна

Артистка

Шуралёв
Виктор Александрович

Артист

Зал XVIII века

В 1896 году в Российской империи отмечали столетие со дня смерти Екатерины Великой. Исторические спектакли сподвигли художников создать коллекцию костюмов XVIII века, многие из которых (правда, в частично переделанном виде) сохранились до сих пор.

В репертуар Александринского театра вошли:  

  • пьеса Петра Гнедича «Ассамблея», посвящённая эпохе Петра Первого;
  • пьеса Юрия Беляева «Красный кабачок», отсылающая зрителя ко временам императрицы Анны Иоанновны;
  • две редакции пьесы Алексея Толстого «Пётр Первый»;
  • пьеса Игоря Бахтерева и Александра Разумовского «Суворов» с Константином Скоробогатовым в главной роли;
  • «Капитанская дочка» по Александру Пушкину и «Сказание о царе Петре и убиенном сыне его Алексее» Фридриха Горенштейна.   

Всё это нашло отражение в экспозиции зала, в которой представлены:

  • богато расшитые камзолы вельмож, платья придворных дам; 
  • военные мундиры петровского и екатерининского времени;
  • подлинные образцы оружия и их бутафорские аналоги.

Мундир от костюма Петра I

(«Пётр I» А. Н. Толстого,
режиссёр — Б. М. Сушкевич, 1938 г.)

Платье Екатерины II

(«Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
режиссёр — Р. А. Горяев, 1984 г.)

Костюмы из спектаклей начала ХХ века

Кафтан от костюма Бирона
(«Бирон» Н. А. Борисова, 1899 г.)

Головинский зал

Назван в честь Александра Яковлевича Головина, выдающегося художника Серебряного века, народного артиста Республики, действительного члена Академии художеств. Как и большинство известных декораторов-модернистов, он много трудился в театральной сфере. В 1902 году Головина пригласили в Петербург на должность главного художника императорских театров, где мастер создал свои самые красочные сценические образы.

Под влиянием Головина в 1908 году Всеволод Мейерхольд стал режиссёром Петербургских Императорских театров. В тандеме два мэтра создали 16 спектаклей, включая настоящие шедевры: комедию Мольера «Дон Жуан» (1910) и драму Лермонтова «Маскарад» (1917). К последнему Александр Головин создал 5000 эскизов костюмов. Всего для спектакля было изготовлено 200 предметов мебели, 20 декораций сцены, 4 занавеса-задника, больше 200 костюмов.

В экспозицию входят:

  • фотографии спектакля «Дон Жуан»;
  • подлинные костюмы Юрия Юрьева, исполнявшего заглавную роль, а также костюм слуги Сганареля (актёр-комик Константин Варламов);
  • фотографии всех сцен спектакля «Маскарад»; 
  • коллекция подлинной мебели, созданной в мастерских театра по эскизам Головина;
  • репродукция рабочих эскизов выставленных костюмов и уже готовые костюмы персонажей.

Портрет А. Головина, 1916 г. 
Фото М. А. Шерлинга

Карл Казимир Теодор Майергольд
(Всеволод Эмильевич Мейерхольд)

Общий вид Головинского зала. Источник фото

Витрина с костюмами из спектакля «Дон Жуан» Мольера
(режиссёр — Вс. Э. Мейерхольд, художник — А. Я. Головин, 1910 г.)Источник фото

Маскарадные костюмы
(«Маскарад» М. Ю. Лермонтова, режиссёр — Вс. Э. Мейерхольд, художник — А. Я. Головин, 1917 г.)Источник фото

Императорский зал

В этом зале воспроизвели великосветскую обстановку императорских апартаментов в Александринском театре эпохи Николая Первого. Колористическая гамма отделки — голубой шёлк и вызолоченные орнаменты — напоминает о первоначальном декоре театра, придуманном ещё Карлом Росси. В интерьерах театра сначала была использована голубая обивка, которую заменили на пунцовую в 1849 году. Ложи богато украшены золочёной резьбой именно по рисункам знаменитого архитектора.

В экспозицию зала вошли:  

  • придворные платья, императорские, сенаторские, губернаторские, камергерские и гвардейские мундиры, пополнявшие коллекцию театра на протяжении XX века; 
  • фотографии из спектаклей «Болдинская осень» Юрия Свирина и «Лермонтов» Бориса Лавренёва;
  • портрет жены Николая I Александры Фёдоровны, в честь которой назван театр.

Витрина в Императорском залеИсточник фото

Императорский театр

Театр на Невском проспекте, построенный по проекту знаменитого архитектора Карла Росси, помнит многих персон царского рода. Их золоченая обувь ступала по величественным лестницам, парадному фойе, ярусам зрительного зала… Здесь бывали известные исторические фигуры России: А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, П.И. Чайковский, В.А. Столыпин… Это красивейшее здание сегодня находится под охраной ЮНЕСКО как жемчужина архитектуры и один из узнаваемых символов Северной столицы. Каким же величием и мастерством должен обладать театр, работающий при самих императорах! Наряду с армией и университетом он служил атрибутом государственности. Великолепное здание и правительственное обеспечение – вот то, что делало жизнь труппы театра совершенно безбедной. Соответственно, и требования к актерским талантам предъявлялись высочайшие. С самого начала качество постановок императорского театра можно было сравнить с качеством таких заслуженных мировых сцен как «Комеди Франсез» (Париж), «Бургтеатр» (Вена), «Дрюри Лейн» (Лондон), «Дойчес театр» (Берлин). За столетия своего существования здесь собраны прекраснейшие коллекции костюмов и декораций. Есть здесь свои исторические коллекции оружия и мебели – настоящие музейные экспонаты! Обязательно купите билет в Александринский театр, если хотите прикоснуться к атмосфере прошлых величественных столетий. При Советской власти театр перестал именоваться императорским, а в 1937 г. получил приставку «им. А. С. Пушкина». Историческое название «Александринский» было возвращено театру в 1990-е гг.

Афиша и билеты

Новая сцена
Черный зал

ЖИВОЙ ЗВУК. КОНЦЕРТ «SMALL CONCERT»

“Small Concert” от Mami Nova Project — именно так сёстры Малика и Дария Маминовы представляют себе музыкальный салон 21 века: в камерной обстановке зрители услышат Баха, сыгранного смычками на вибрафоне, завораживающее звучание африканских мбир, виртуозные аранжировки произведений Дебюсси и ритмичное техно на игрушечном футболе, препаририванный вибрафон, перкуссия, каверы любимых рок-песен, индийский гармониум, синтезатор, электроника, пение дуэтом на португальском и многое другое.

02
Дек
20:00

Готовится к постановке

Основная сцена

ПРОЦЕСС (ПРЕМЬЕРА)

Премьера спектакля Аттилы Виднянского по мотивам романа Франца Кафки — 3 декабря 2021 года на Основной сцене.

«Процесс» — второй спектакль, над которым работает в Александринском театре один из лидеров современной европейской сцены, художественный руководитель Венгерского Национального театра (Nemzeti Szinház) Аттила Виднянский. Первым в 2016 году стал спектакль по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Спектакль подробного отражения мира романа и психологической полифонии образов. Ведущей темой спектакля была утрата Бога, влияние атеизма, погружение в хаос. Уже здесь было явлено, сценографически подчеркнуто (сценография — Мария Трегубова, Алексей Трегубов) присутствие, наступление абсурда. В расколотом, не собирающимся в единое целое мире, Достоевский проявлялся и как предтеча Кафки.

  • 03
    Дек
    19:00

  • 04
    Дек
    19:00

  • 05
    Дек
    19:00

  • 23
    Дек
    19:00

  • 15
    Янв
    19:00

  • еще
  • 03
    Дек
    19:00

  • 04
    Дек
    19:00

  • 05
    Дек
    19:00

  • 23
    Дек
    19:00

  • 15
    Янв
    19:00

  • 16
    Янв
    19:00

Основная сцена
Малая сцена

ЛЁГКОЕ ДЫХАНИЕ (НЕЗАВИСИМЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ)

Александринский театр представляет в проекте «7 ярус» спектакль «Независимого театрального проекта».

Чувственная сфера не впервые становится предметом исследования «Независимого театрального проекта» Елены Павловой, будь то спектакль «ЛО-ЛИ-ТА» по роману Владимира Набокова или опера Александра Маноцкова «Снегурочка». Обращаясь к «Лёгкому дыханию» режиссёр экспериментирует с театральной формой. Спектакль идет на французском языке, но слов здесь не так уж и много. Значительную роль в сценической драматургии играет музыка.

08
Дек
19:30

Новая сцена

ТОВАРИЩ КИСЛЯКОВ

Спектакль Андрея Калинина «Товарищ Кисляков» поставлен по мотивам одноимённого романа Пантелеймона Романова. 

Андрей Калинин открывает для театра забытую советскую прозу 1930-х годов, его спектакль — первое сценическое обращение к книге Пантелеймона Романова, пик писательской популярности которого пришелся на 1920-ые годы. «Товарищ Кисляков» — мрачноватая сатира, здесь мучительные размышления главного героя о своем положении, его путь от Ипполита Григорьевича к товарищу Кислякову через компромиссы и соглашательство разворачиваются на фоне выпуклого, детального бытописания эпохи, Москвы конца 1920-х, стремительно меняющейся, шумной, с новым укладом, коммунальным бытом, кухонными и семейными дрязгами и спорами о месте и предназначении интеллигенции, о том, может ли личность идти против массы.

*  Билеты на спектакль можно приобрести по «Пушкинской карте»

  • 10
    Дек
    19:00

  • 30
    Дек
    19:00

Новая сцена
Медиацентр

НОВАЯ СЦЕНА ДЛЯ ДЕТЕЙ. Сказки Чижика. Новогодние приключения Карлсона

«Новогодние приключения Карлсона» — джазовая сказка с песочной анимацией. Маленькие слушатели окунуться в атмосферу  чудес под звуки известных новогодних мелодий . Вместе с Карлсоном они пролетят на зимним Стокгольмом, прогуляются по крышам и  спасут рождественские подарки.  

  • 11
    Дек
    12:00

  • 11
    Дек
    13:30

Нынешнее время

Одним из ярких моментов в истории театра в текущем столетии стало предложение Министерства культуры РФ об объединении Александринки с ярославским драматическим театром (Волковским). То, что должно было получиться в результате объединения, планировалось назвать Первым национальным театром России. Но эта инициатива не была реализована, так как общественность оценила объединение театров негативно. Впрочем, проект полностью не отвергнут российскими властями, его воплощение в жизнь лишь приостановлено. Кстати, некоторые деятели искусства оценивают возможное объединение двух театров как правильный шаг, который поможет развитию российской культуры, даст новые возможности режиссерам и актерам.

Скажем несколько слов о Волковском театре. Он был основан в 50-е годы XVIII века и является старейшим драматическим театром в стране. Его здание расположено в центральной части Ярославля. Жители города и всей Ярославской области гордятся этим театром, считают его своим достоянием и активно выступают против его объединения с Александринкой. По их мнению, такое объединение фактически уничтожит одну из главных достопримечательностей Ярославля, сделав старейший российский драмтеатр лишь придатком Александринского. Некоторые считают, что блестящим ярославским актерам на санкт-петербургской сцене «светит» лишь массовка.

Впрочем, многие уверены, что объединение двух знаменитых театров все-таки рано или поздно состоится, несмотря на многочисленные возражения жителей обоих городов.

Интерьеры здания

Интерьеры театра также достойны отдельного описания. Зал является пятиярусным. Он создавался по наиболее прогрессивной для XIX столетия системе. Акустика зала выше всяких похвал. Нарядные интерьеры театра в настоящее время являются практически такими же, какими были в XIX веке.

Впрочем, нужно отметить, что первоначально в зале была использована обивка голубого цвета, но в конце 40-х годов XIX столетия ее заменила пунцовая. Причина такой перемены была самая банальная: в то время в театре использовались масляные лампы, которые сильно коптили, так что первоначальная обивка достаточно серьезно пострадала. Копоть испортила также стенную живопись, так что пришлось ее обновлять. То же самое произошло и с плафонной живописью. Говоря об изменениях, произошедших в то время в театральных интерьерах, нужно также упомянуть и о сцене: по ряду причин она была сильно переделана.

Во время посещения театра обратите внимание на роскошную резьбу, которая украшает ложи: ее рисунки были сделаны автором проекта здания. Орнамент, которым декорированы барьеры ярусов, был создан позже — во второй половине XIX столетия

Капитальный ремонт

В 2005 году в театре начался капитальный ремонт – первый в истории театра. Было решено вернуть облик конца XIX века с одновременным оборудованием по последнему слову техники.

Обновление фасада и интерьера

Фундамент и стены здания остались прежними, остальное – новодел, но почувствовать это невозможно.

Восстановлены внутренние интерьеры и отремонтированы инженерные сооружения, завезено новое сценическое оборудование и устроена система кондиционирования. Стоимость ремонта – 1400 миллионов рублей.

Приятная неожиданность: на потолке императорской ложи под слоем штукатурки обнаружили роспись голубого неба с золотыми звездами, выполненную по просьбе супруги Николая I, Александры Федоровны. После реставрации у театра появился музей: семь залов экспозиционных костюмов, в которых играли актеры от появления театра и до наших дней.

Новая сцена

15 мая 2013 года торжественно открыли Новую сцену – уникальный комплекс, построенный по проекту петербургского архитектора Юрия Земцова между площадью Островского и набережной Фонтанки.

Новая сцена – многоуровневое пространство с четырьмя залами неодинаковой вместимости, просторное двухуровневое фойе, оборудованное световым, звуковым, видео – и медиа -оборудованием.

В Медиацентре Новой сцены – идеальные площадки для встреч, мастер-классов и кинопоказов на 100 зрительских мест. Интернет-трансляции с площадки Новой сцены воспроизводятся на разнообразных интернет-ресурсах.

Летом 2016 года на Новой сцене открылась площадка Крыша, где регулярно проходят премьеры сезона и встречи, выставки и поэтические чтения, концерты. В августе 2014 года театру присвоили статус Национального достояния.

Тургеневский зал

Иван Сергеевич Тургенев в молодости был заядлым театралом и не пропускал значительных театральных премьер и дебютов. В Александринском театре с перерывами ставились его пьесы. Среди них примечательна одна. 

По первоначальному плану режиссёра актриса Мария Савина должна была исполнять главную роль в пьесе «Месяц в деревне», но она предпочла героиню, казавшуюся всем, в том числе и Тургеневу, второстепенной. Савина смогла сыграть её так, что потрясённый автор, примчавшись в грим-уборную актрисы с огромным букетом роз, воскликнул: «Неужели эту Верочку я написал?!».

Мария Савина в роли Верочки
«Месяц в деревне», 1879 г.Источник фото

В экспозицию вошли:

  • костюмы из тургеневских постановок;
  • предметы, характеризующие эпоху, в которую жили и действовали тургеневские герои;
  • серия эскизов Владимира Дмитриева к тургеневскому спектаклю «Дворянское гнездо», которую в 1941 году поставил Александр Музиль;
  • подлинные вещи и костюм Марии Савиной из комедии «Месяц в деревне»;
  • костюм Бруно Фрейндлиха и Валентины Паниной из спектакля «Элегия», в основу которого легла переписка Ивана Тургенева с его последней любовью — Марией Савиной.

Витрины в Тургеневском залеИсточник фото

Создание музея

Русский литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский писал в эссе:

«Но кто хочет узнать внутренний Петербург, не одни его дома, но и тех, кто живут в них, познакомиться с его бытом, тот непременно должен долго и постоянно посещать Александрийский театр преимущественно перед всеми другими театрами Петербурга. Тогда-то привыкшему и опытному взгляду откроется вся тайна особенности петербургской жизни. Один древний мудрец имел обыкновение говорить встречному и поперечному: «Скажи мне, с кем ты дружен, — и я скажу тебе, каков ты сам». Не имея чести принадлежать не только к древним, но и к новейшим мудрецам, мы тем не менее имеем привычку одним говорить: «Если хотите узнать Петербург, как можно чаще ходите в Александрийский театр», а другим: «Скажите нам, часто ли вы ходите в Александрийский театр — и мы скажем вам, что вы за человек». У всякого свой взгляд на вещи — у нас тоже свой!»

Фото и описание

В культурной столице России находится один из старейших театров нашей страны (из числа сохранившихся до настоящего времени), основанный в 50-е годы XVIII столетия императрицей Елизаветой Петровной, — это Александринский театр, также известный как Пушкинский.

Труппа этого знаменитого драматического театра побывала с гастролями во всех уголках мира, причем везде ее постановки пользовались неизменным успехом.

Здание театра спроектировано Карлом Росси. Оно выстроено в соответствии с канонами ампира. В XXI веке был построен второй корпус театра — Новая сцена. Он является уникальным многофункциональным центром, не имеющим аналогов в мире.

Театр в XIX-ХХ веках

Свое название театр получил в честь Александры Федоровны, супруги Николая I. В течение всего XIX столетия этот театр был одним из главных очагов культуры не только северной российской столицы, но и всей страны. Сначала труппа ориентировалась на традиции европейских постановок, но постепенно, год за годом, стал складываться свой оригинальный стиль, собственная школа.

Самыми популярными жанрами в первой половине XIX века являлись комедийные постановки, также зрители охотно раскупали билеты на водевили. Возможно, причина была в том, что позади осталась тяжелая война с Наполеоном, после ужасов которой людям хотелось положительных эмоций, легкости и веселья. Кстати, именно тогда на сцене театра были поставлены ранние комедии Александра Грибоедова.

Поскольку зрители предпочитали водевили, петербургским актерам пришлось совершенствовать пластику, уметь сочетать движение и пение. Именно тогда критики стали противопоставлять театральные школы Москвы и Петербурга. Считалось, что в северной столице делается больший упор на внешнее мастерство, чем на подлинный актерский талант. Впрочем, обе школы оценивались весьма высоко.

Театр пользовался особым вниманием российских императоров, особенно в первой половине XIX века. В той части истории театра, которая охватывает XX столетие, можно выделить несколько основных периодов и ключевых событий

В той части истории театра, которая охватывает XX столетие, можно выделить несколько основных периодов и ключевых событий.

— Сразу после революции 1917 года деятельность театра была прекращена: это было сделано в качестве протеста против новой власти. Впрочем, этот «саботаж», продолжавшийся около четырех или пяти месяцев, не имел каких-либо масштабных последствий. Через некоторое время представления в театре возобновились.

— В 20-е годы XX века театр стали называть «меккой режиссеров». К тому времени Всеволод Мейерхольд уже поставил несколько спектаклей на его сцене. «Дон Жуан» Мольера и «Маскарад» по драме Михаила Лермонтова произвели на зрителей неизгладимое впечатление.

— В начале 30-х годов состоялось торжественное празднование столетия здания театра. Оно стало важным событием культурной жизни не только города, но и всей страны. Впрочем, этот юбилей как бы вычеркивал из истории труппы те семьдесят шесть лет, когда она не имела собственного здания. Это было сделано по идеологическим соображениям, ведь иначе пришлось бы вспомнить о том, что театр был основан русской императрицей, а его труппа изначально являлась придворной.

— В конце 30-х годов театру было присвоено имя Александра Пушкина. Кстати, в первые десятилетия XX века театр порой называли «Ак-драмой» (слово «ак» является сокращением от прилагательного «академический»).

— В военное время труппа была эвакуирована по Ладожскому озеру (покрытому льдом). Театр продолжил работу в Новосибирске.

— В начале 90-х годов знаменитому санкт-петербургскому театру было возвращено его историческое название.

Возрождение национального достояния

Благодаря своему оснащению и культуре актерской игры Александринский театр, по словам академика Д.С. Лихачёва, является национальным достоянием России. Поддержать это достояние в его неизменном блеске была призвана программа возрождения старейшего театра России, предпринятая в 2005 г. Серьезная реконструкция, как это принято в ведущих театрах мира, сохранила старинный облик театра, но создала в нем современную «начинку»: инженерные и технические решения для комфорта зрителей и эффектности постановок. Любопытный факт: открытый после реконструкции театр освятил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир – всё в лучших традициях Российской государственности! В течение всего 2006 года здесь шли торжества в честь 250-летия учреждения российского государственного театра. Основу репертуара Александринского театра составляют произведения русской и зарубежной классики. И конечно, его по-прежнему называют «театром мастеров». Недавно открыта «Новая сцена Александринского театра» на набережной реки Фонтанки — Театрально-учебный комплекс, медиа-центр и Интернет-театр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector